Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые типы организаций. Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустри­ального к информационному обществу существенным образом изме­няет деловую среду и саму организацию






Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустри­ального к информационному обществу существенным образом изме­няет деловую среду и саму организацию в ней. У любой организации через информационные сети появляется возможность мгновенного свободного доступа к необходимой информации, использования со­временных информационных технологий и технических средств для решения задач, для быстрых контактов внутри организации, а также с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами, как-бы далеко друг от друга они не находились.

В результате таких процессов информатизации деловой среды, ком­пьютеризации рыночных отношений произошло значительное сближе­ние производителя с потребителем. Решающая роль переходит от произ­водителя к клиенту. В этих условиях в конкурентной борьбе побеждают те производители, которые наиболее эффективным образом приспосо­били свою организацию к новым требованиям деловой среды, формиру­емым информационным обществом, и поэтому могут более гибко и быстро реагировать на изменения запросов потребителей и более каче­ственно удовлетворять их потребности, вплоть до индивидуальных.

В организации XXI века, по мнению П. Дракера, осуществится переход от «базирующихся на рациональной организации» к «бази­рующимся на знаниях и информации», что принципиально изме­нит основы их деятельности. В последнее время в развитых странах функционируют различные новые типы организаций, которые мо­гут успешно адаптироваться к «информационной» деловой среде. К ним относятся виртуальные, многомерные, эдхократические, партисипативные, круговые, интеллектуальные, обучающиеся, ориентированные на рынок, предпринимательские организации.

Виртуальная организация. Сетевая организация создаетвозможность и основу для формирования виртуальной организации, представляющей собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проекти­рованием, производством реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами.

Отличительными чертами виртуальной организации являются:

непостоянный характер функционирования;

осуществление связей управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и теле­коммуникаций;

взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинте­ресованными организациями через серию соглашений, догово­ров и взаимное владение;

образование временных альянсов организаций в смежных областях деятелъности;

частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Переход к виртуальной организации становится возможным благо­даря современной информационной технологии и новому типу управ­ленческого мышления. Группы работников, соединенные с помощью компьютерных сетей, способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах, даже по всему миру. Основные принципы виртуальной организации:

упразднение отношений преимущественного подчинения;

центры индивидуальной выгоды (прибыли);

географическая рассредоточенность;

отделение выработки политики от принятия решений;

использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов;

совместная собственность и меняющиеся альянсы;

объединение ключевых технологий и компетенции;

ускоренное производство и обслуживание;

образование в рамках организации;

совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов.

Создание организаций виртуального характера делают расплывча­тыми формальные линии организаций в такой мере, что часто трудно видеть, где кончается одна организация и начинается другая. Индиви­дуальные организации работают с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в крупномас­штабных способностях и возможностях альянсов партнерских органи­заций.

Временная корпоративная сеть - виртуальная организация - явля­ется ответом на быстро меняющиеся экономические и политические условия, процессы глобализации, с которыми сталкивается современ­ная компания.

В информационном бизнесе компании широко используют виртуальную организацию. Например, известная американская компания АТТ использовала японскую фирму «Мурабенитрейдингкомпани», с тем чтобы через нее быть связанной с «Мапушита электрик индастриал компани» для ускорения производства электронных записных книжек, которые проектировались компанией «Генри Дрейфус ассошиэйтс» — крупнейшим разработчиком новых технологий в мировом масштабе.

Виртуальная корпорация подталкивает фирму концентрироваться на таких сферах деятельности, к которым она лучшим образом приспо­соблена. Внешние контракты позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют работы лучше, чем все остальные.

Виртуальные организации становятся каркасом, «зонтом» организа­ций. Это и определяет ее основное качество — широкую распределенность в пространстве и во времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распределена по всему миру. Всемирный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет «варьировать возможностями», отказываться от неэффективных производствен! процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных местах происходит сосредоточение натех! функциях и фазах процесса производства, которые именнотам! могут осуществляться наилучшим образом.

Важно отметить, что виртуальные организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, преодоления пережитков иерархического управления.

Предпринимательская организация

Управление организацией в условиях нестабильной, постоянно ме­няющейся рыночной среды становится все более предпринимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика. Предпринимательское уп­равление как один из новых подходов акцентирует внимание на поиске новых возможностей, что позволяет организации быстрее адаптиро­ваться и гибко реагировать на происходящие изменения.

Характерными признаками предпринимательской организации яв­ляются: поисковых возможностей, гибкость; адаптивность; способность к непрерывным изменениям и обновлению; нацеленность на инновацию.

Предпринимательской может быть любая организация, как ком­мерческая, так и некоммерческая. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера - малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукция и услуги, пред­лагаемые организацией, не разрабатываемые технологии, не использу­емые организационные структуры, а тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию, - это поиск новых возможностей.

В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-адми­нистратора. Философия управления предпринимательской органи­зации — меньше менеджмента, больше предпринимательства. Люди, работающие в предпринимательской организации, должны ощу­щать себя членами сообщества предпринимателей, испытывать чув­ство сопричастности. Для этого поощряются различные формы со­трудничества, поддерживаются различного рода внутриорганизационные объединения, например малые группы.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпри­нимательской организации, требует самоуправления. Суть его со­стоит не в развитии традиционных форм демократизации управле­ния (коллективное принятие решений, развитие различных форм участия членов трудового коллектива в управлении и т.п.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каж­дому работающему права самостоятельно принимать и реализовы­вать решения в рамках своей компетентности. Контроль со сторо­ны руководства ограничен и направлен на конечные результаты. Предпочтение отдается самодисциплине и самоконтролю.

Чтобы выявлять новые возможности, необходимо располагать пра­вильной и своевременной информацией. Развитие самоуправления оз­начает возможность ее получения и интенсивного обмена ею между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.