Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностный статус в нашей культуре






Понятие " социальная структура" было введено в теоретическую социологию в конце 20-х - начале 30-х годов нашего века. Первая попытка расчленения социальной структуры на положения, занимаемые отдельными людьми, членами общества, была сделана Ральфом Линтоном. Он назвал такое место в обществе статусом, и с тех пор термины " положение" и " статус" употреблялись как взаимозаменяемые. Только в начале 40-х годов теоретики функциональной школы (Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Дэвис) предложили развести два типа положений:

" статус" и " должность", принимая, что статус - " это положение в общей институциональной системе, которое определяется и поддерживается обществом, оно создано не искусственно, а естественно вырастает из него и коренится в обычаях и нормах общества", а должность - " это положение в искусственно созданной организации, которая управляется ограниченной группой людей при помощи особых, специфических правил" 287. Так крупный экономист по своему положению в обществе, т. е. статусу, - ученый, а по положению внутри конкретной организации (например, какого-нибудь научно-исследовательского института), т. е. должности, может быть директором, заведующим лабораторией и т. д. Безусловно, чтобы стать директором или занять любую другую должность, он должен обладать определенным статусом, с другой стороны, сама по себе должность, которую он занимает, конечно, влияет и на его статус, но, тем не менее, это вещи, очевидно, различные. В особенности для людей, близко знающих ту область, в которой данный человек функционирует, его неформальный, общественный статус и его должность отнюдь друг к другу не сводимы.

Суть положения в обществе, как должностного, так и статусного, заключается в том, что, будучи связано с выполнением определенных функций, оно закрепляет за человеком, его занимающим, определенный комплекс прав и обязанностей. При этом права, с точки зрения лица, занимающего должность, - это обязанности, с точки зрения других членов общества, занимающих другие должности и статусы, и наоборот. В любом обществе происходит постоянный обмен действиями по правилам, предписанным этими правами и обязанностями.

Почти каждое положение имеет свою сферу власти, поскольку любое коллективное действие " предполагает объединение отдельных воль и подчинение их друг другу в одной или нескольких сферах" 288. Так возникает то, что Дэвис называет " авторитетным контролем" и что в нашем случае точнее будет назвать контролем " должностным" или " позициональным", поскольку он не предполагает никакого авторитета в нашем смысле слова, а основан " на наличии самой должности" как таковой, то есть это именно то, что в самом правильном смысле соответствует понятию " власть" - это детерминация поведения других, связанная с выполнением функций, закрепленных за данным статусом.

Различные положения в обществе, будучи связаны с выполнением различных функций, а функции эти имеют неодинаковое значение для существования общества в целом (с точки зрения общественного сознания на данный момент времени), имеют неодинаковую значимость, т. е. обладают неодинаковым престижем.

Престиж, как его определяет К. Дэвис, есть " одобрение, которое связано только с занимаемым положением, т. е. одобрение, сопровождающее данное положение, качества выполнения человеком обязанностей" 289.

Казалось бы, какой смысл " одобрять" или " не одобрять" индивида не за качество выполнения им своих обязанностей, а просто за сам факт обладания статусом или должностью? Оказывается, для общества в этом смысл есть и весьма основательный: престиж положения " мотивирует индивида стремиться занять именно это положение290. А потому от престижности тех или иных положений в обществе на данный момент зависит заполнение этих положений кадрами определенного качества: на высокопрестижные положения многие хотят попасть и возникает стихийно нечто вроде конкурса, в котором отбираются лучшие по способностям, в то время как непрестижные положения заполняются людьми, которые не обладают способностью продвижения.

Но престиж - не единственная составляющая того уважения, которым может пользоваться индивид. Кроме статуса, который он занимает, существует еще роль, с этим статусом связанная. К. Дэвис определяет роль " как способ, которым индивид в данный момент времени выполняет требования своего положения " 291. Существует определенный эталон выполнения этих требований, и от индивида ожидается, что он будет их выполнять достаточно близко к этому эталону. " В некотором смысле, роль " это путь, которым данный индивид по мере возможности приближается к модели" 292. И вот за то, насколько ему удалось приблизиться к эталону, индивид вознаграждается со стороны окружающих уважением. " Уважение - это разновидность одобрения, которое относится к правильному выполнению обязанностей положения", - формулирует К. Дэвис и добавляет: " Социальная система, хотя она, конечно, использует и уважение, не может быть построена исключительно на нем, так как должна существовать не только мотивация выполнения тех требований, которые предъявляет положение, но также и мотивация к стремлению занять это положение. Уважение направлено на создание статического общества, престиж же - на создание мобильного" 293.

Итак, в общий баланс оценок данного конкретного человека входит как престиж его статусов, так и уважение за выполнение ролей, с ними связанных. Сам набор статусов, которыми обладает человек в различных социальных подструктурах общества (производство, семья, искусство, которым он может заниматься не профессионально, различные хобби, которые тоже ведь являются занятиями, сфера развлечения, в которой есть свои статусы и роли и т. д.) в значительной степени индивидуален, при этом свои роли индивид может выполнять различными способами - и все эти факторы влияют на его интегральную оценку как личности. Но ко всему этому может добавляться (а в нашем обществе добавляется и весьма ощутимым образом) проблема рассогласования статусных иерархий, т. е. наличия различных ранговых шкал в разных частях общественного сознания: одни и те же статусы, одни и те же способы выполнения ролей по-разному могут оцениваться различными группами людей.

Ко всему этому добавляется еще оценка элементов неструктурной личности, т. е. качеств личности, не оформившихся еще ни в какие статусы и роли или не могущих в них оформиться. Это оценка, например, еще нереализованных возможностей и способностей человека, его поступков чисто морального характера, не связанных со статусами и ролями (например, помощь человеку совершенно незнакомому и случайному и другие подобные реакции). Все это вместе взятое создает то, что можно было бы назвать репутацией личности.

Слово " репутация" здесь применено в том самом смысле, в каком оно употреблялось в русском языке в XIX в., когда под " репутацией" подразумевалось все на свете: и те должности, которые человек занимает, и те, которые может занять, и те материальные блага, которые он имеет, и те, которые будет иметь в недалеком будущем, и его политические взгляды, и воспитание, навыки, привычки, вкусы, плюс к этому еще и репутации родственников, красота жены, поведение детей и т. д. Влиять на репутацию могло решительно все. Но не все реально влияло. В каждый данный момент человек, оценивающий другого человека, выбирал и применял к нему критерии оценки, наиболее значимые для него самого. А поскольку репутация складывалась по оценкам не одного, а многих людей, то в конечном счете при ее создании работали критерии, которые были признаваемы важными в общественном сознании.

И здесь мы подошли к очень существенному моменту в рассуждении: в репутации на первый план выдвигаются не те результаты, которых оцениваемый человек достиг к настоящему времени, а то, к чему он стремится, т. е. какие ценности он признает и реализует. И исходя именно из этих ценностей, общественное сознание дает человеку определенное место в том обществе, которое существует в его (общественного сознания) представлении. И отводя определенным людям определенные места в этом обществе, общественное сознание оказывает существенное влияние на движение реального общества в направлении модели, существующей в этих представлениях (или поддерживает его в рамках этой модели, что тоже требует определенных усилий и постоянной работы). Все изменения, вносимые в общество отдельными группами без учета этой модели, имеющей для общественного сознания общепризнанный статус, обречены на бесплодие. Только то, что имеет аналогии в этой модели, внедряется прочно и существует успешно. Поясним этот тезис подробнее.

Как утверждалось в начале этой работы, государство представляет собой статический срез общества, некоторую реализованную на практике модель, существовавшую в общественном сознании на момент реализации. Что входило тогда в эту модель? Некоторое представление о значимости различных функций, без выполнения которых не может существовать общество (политическая организация, производство, здравоохранение, образование, социальное обслуживание и другие функции). Представление о сложности и трудности выполнения тех или иных функций, что в свою очередь, предполагает какое-то представление также о структурировании этих функций, т. е. разделении их на частички-элементы, каждая из которых может выполняться одним человеком, и далее - о целесообразном объединении этих частичек в комплексы, которые представляют собой основание существующих в обществе организаций. Собственно, такое разделение функций на элементы-статусы и объединение этих элементов в комплексы-организации - и есть модель социальной структуры данного общества. Но сама по себе модель эта меняется очень редко и медленно. Элементы-статусы и комплексы их - организации - это вещь необычайно устойчивая. Те же изменения, которые связаны с изменением государства (как принято говорить у нас в марксизме, общественного строя), касаются, главным образом, переоценки значения самих функций и связанных с ними статусов. И это влияет, прежде всего, не на само структурирование, а на распределение вознаграждений.

В момент реорганизации государства это распределение " подгоняется" к модели, существующей на данное время в общественном сознании (или в части его, если реорганизация производится насильственным путем по отношению к основной части общества).

Но как бы ни была мала та часть общественного сознания, которая произвела реорганизацию и как бы ни была " страшно далека она от народа", тем не менее, каким-то боком в общую модель, характерную для коллективных представлений данного общества в данную эпоху, она все-таки входит. Например, совершенно невозможно было бы понять бешеный успех идеи о " водительстве" рабочего класса в определенной части общества в России (идеи, в каком-то смысле чуждой и самому рабочему классу, и России как стране со своей культурой*, если бы не память о народниках, полвека тому назад (и даже меньше) ходивших в народ с ощущением своей вины и попыткой " возвращения долга". А до этого еще иногда великие личности - святые подвижники - становились на колени перед неграмотным простым крестьянином, признавая его в чем-то выше себя. Конечно, подвижник восхищался не человеком физического труда в первую очередь, а " простецом", человеком младенчески наивным и в этой своей наивности - детски чистым и доверчивым. Он поклонялся ему как страдальцу, берущему на себя часть зла, существующего в мире, и своим нежеланием его видеть и признавать " гасящему" это зло, которое не может " пройти через него", не передается другим людям.

Уже народники сделали в этой традиции сдвиг, привнесли в этот пиетет некоторый момент утилитаризма (он для нас трудился, мы ему " должны", он нас " всех кормит"). А далее марксисты делают уже вовсе немыслимое сальто, утверждая что " он все создает" (что само по себе неверно, потому что " он", т. е. человек физического труда, создает вовсе не все, а только материальные вещи и то не целиком, а только на этапе реализации готового проекта вещи, которую предполагается создать). А из этой неверной посылки был сделан еще более неверный вывод (более неверный, потому что он из этой посылки логически не выводится): " раз он все создает, он и должен всем владеть и всем распоряжаться, следовательно, ему должна принадлежать власть, он должен быть лидером". Нельзя обвинить людей, так рассуждавших, в большой степени логичности и умении продумывать свои лозунги, но это уже дело второе, главное же - момент пиетета перед трудящимися, находящимися внизу общественной лестницы, всегда присутствовал в культуре, и, следовательно, идея о " водительстве" рабочего класса одним боком соприкасается все-таки с моделью общества, существующей в общественном сознании.

Итак, модель, существовавшая в общественном сознании, в результате реформы, революции и других мероприятий превратилась в реальность и воплотилась в государстве. Это означает, что все признанные в модели статусы оформлены юридически или посредством записи в других формальных документах со всеми своими правами и обязанностями, с соответствующим вознаграждением в виде денег и различных льгот (доступа к дефицитным благам) в соответствии с общей схемой престижа различных функций.

Что происходит дальше? Почти сразу же становится очевидным, что реальная модель во многих отношениях недостаточно эффективна (а в некоторых, наиболее прискорбных, случаях она хуже предыдущей). Общественное сознание начинает эти недостатки осмыслять и переделывать модель. Естественно, не реально, а пока только теоретически. Но важно то, что теоретическое переосмысление значимости отдельных функций и занятий в общественном сознании влечет за собою изменение престижа статусов отдельных типов и изменение это отнюдь не теоретическое.

Изменение престижа немедленно ведет к понижению курса статусов данного типа (или наоборот - к его повышению), что, в свою очередь, вызывает приливы и отливы в кадрах. Вдруг обнаруживается, что несмотря на то, что в нашем государстве нет занятия почетнее, чем рабочие профессии, что именно рабочие являются владельцами всего и управляют нашим государством, что все " равняются на них" и т. д., - никто не хочет быть рабочим. Напротив, служащие, среди которых так много осмеиваемых бюрократов, работа которых, казалось бы, вовсе не ценится, - служащие недостатка в кадрах не имеют. Конечно, работать физически тяжело, но, кроме того, непрестижно. Но работать-то кто-то здесь должен!

Тогда государство (т. е. те люди, которые имеют соответствующий статус, в обязанности которых входит обеспечивать устойчивость именно этой системы общества) начинает защищаться посредством манипуляции вознаграждениями и льготами. Повышаются зарплаты непрестижным профессиям. Если это не очень большая категория населения, то им предоставляется ряд льгот (например, философы, литераторы и художники одобряемых марксистских направлений получают привилегию - поездки за границу, что остается недоступным для всех других философов, литераторов и художников; указанные привилегии показывают, что марксистские направления в указанных областях науки и искусства престижем не пользуются). Посредством денег и льгот часть кадров удается привлечь к непрестижным положениям и даже иногда повысить их престиж, что является уже престижем вторичным, производным от льгот (человек, много ездивший по Европам, пользуется некоторым уважением, поскольку предполагается, что что-то из виденного откладывается в нем). Во всяком случае, возникает мотивация к занятию этих положений, которые без таких дополнительных вознаграждений вовсе остались бы пустыми или заполнились бы кадрами, которые не смогли пройти ни на какие другие положения в силу своей непригодности ни к чему.

Человек должен жить и кормиться хотя бы в какой-то минимальной степени, поэтому он идет на положения, связанные с вознаграждениями и льготами, но при этом он всегда осознает, что они не работают на его репутацию, а в некоторых случаях работают на нее отрицательно. Те цели, которые он таким образом осуществляет, оказываются ориентированными на ценности, расположенные довольно низко в ценностной иерархии данного общества, поэтому реализация этих целей не приносит ему особой славы или приносит славу весьма сомнительного свойства.

Вовсе без репутации или с плохой репутацией тоже не проживешь, и человек начинает лавировать. Он определенным образом комбинирует свои положения: какое-то количество - приносящих вознаграждение, какое-то - связанных с престижем. При этом он старается добавить себе уважения посредством особого внимания к хорошему выполнению ролей плохо вознаграждаемых положений; выделяет какие-то положительные моменты в ролях отрицательно в целом престижируемых статусов; он использует часть средств, полученных от вознаграждения за выполнение непрестижных статусов, на цели, которые вызывают одобрение окружающих (занимается филантропией, поддерживает какие-то общественные начинания, скупает картины непризнанных государством художников и т. д.). Наконец, он усиленно работает на повышение своей репутации в системе своих неформальных связей.

В этом смысле в каждом из нас живет наше на данный момент существующее государство: оно живет в наших действиях и линиях поведения, которые оплачиваются или отсутствие которых наказывается. Но одновременно в каждом из нас живет также общество, которое также требует от нас поступков, но часто ориентированных совсем на другие ценности, чем те, с учетом которых создалось это ныне существующее наше государство. В этом нет никакого парадокса и ничего неестественного: современное (и не только современное) производство и все обслуживающие общество сферы не могут функционировать в условиях непрерывной " текучести" социальных структур и статусных иерархий;

вместе с тем общественное сознание, непрерывно осмысляя меняющуюся обстановку, не может оставаться неподвижным. Выработав какую-то точку зрения, оно сразу же начинает ее развивать, менять и может через некоторое время вовсе отказаться от нее.

А человек существует на пересечении этих структур: между государством, озабоченным тем, чтобы станки вертелись, поезда ходили, почта доставлялась и сев и уборка осуществлялись худо-бедно любыми способами, и обществом, озабоченным отношением всего этого копошения к высшей справедливости, к идеалам и ценностям, без какового отношения человек по существу жить.не может.

Наиболее простой случай, когда человек, живущий в определенном государстве, усваивает идеологию, это государство обосновывающую, которая создавалась большей частью до его становления и продолжает существовать вместе с ним, поддерживая и оправдывая его (связывая его с этой самой высшей справедливостью). Все остальные случаи являются более сложными, с точки зрения тех людей, с которыми они случаются. Идеологий в любом обществе - большой набор, кроме того - бесчисленное количество различных отдельных, " внесистемных" мнений и представлений.

Разумеется, для приверженца какой-либо идеологии его собственная идеология - прежде всего, но таких в каждом обществе не так уж и много. Большинство относит себя к той или иной системе условно, ориентируется на нее. Вот эта-то масса ориентирующихся и есть главный субъект общественного мнения. Оно бесспорным большинством голосов выносит свои оценки и суждения относительно государства, того или иного элемента в нем, того или иного человека. Оно и определяет репутацию человека.

В том секторе общества, в котором существует и функционирует данный человек, существует и функционирует также общественное мнение в своем местном, локальном варианте. Это какой-то вариант представления о связи различных конкретных поведений, поступков и деятельности (а часто также и взглядов, рассуждений отдельного человека) с высшей справедливостью, моралью, с общепризнанными в данном обществе (данном локальном социуме) системами ценностей. И вот по этой связи человек оценивается и ему " строится" репутация.

Репутации бывают самого разного типа в зависимости от тех ценностей, которые человек реализует в своей жизни, т. е. в зависимости от дела, которому он служит, хотя не о всяком человеке можно сказать, что он чему-то служит. Есть люди, к которым больше всего подходит выражение " добрый малый" или " славная девочка", тем не менее - это тоже тип репутации, и он определяет отношение к носителям такого вида репутации, которое тоже бывает типичным.

Но нас здесь интересуют не всякие репутации, а только связанные с высоким личностным статусом, а такие репутации, как правило, приобретают только люди, которые чему-то " служат". Каким бы славным ни был " добрый парень", сколько бы симпатий он не вызывал, его личностный статус весьма ограничен, т. е. он не будет пользоваться достаточно большим авторитетом. И это станет понятным, если мы внимательнее присмотримся к тому, что же представляет собой авторитет.

Авторитет, как и любое другое влияние, возникает там, где человек приобретает возможность определять поведение других. Авторитет - это такой тип влияния, который возникает помимо статусов-должностей, а часто также и помимо статусов-институ-ционализированных положений в обществе (таких, например, как " глава семьи", " ученый" и др.). Но, как мы видели выше, только такие статусы определяют права человека относительно окружающих людей, связанных с ним системой статусных отношений. Вне этих отношений какие он может иметь права, а если он не имеет прав, как он может определять поведение окружающих?

Действительно, в любом обществе люди имеют четко определенные права, одни из которых признаны " естественными" и " неотъемлемыми", другие со всей очевидностью зависят от занимаемых положений, но сверх всего этого многообразия существует еще одно право, которое, пожалуй, можно отнести в разряд именно естественных и неотъемлемых: это право в любой момент отказаться от осуществления любого из своих прав. И вот на поверку это право оказывается колоссальным резервом общества и сильнейшим рычагом его изменений.

Авторитет, как мы его здесь понимаем, есть оценка репутации человека, связанная в сознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей. Это содействие выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в " его пользу", т. е. в пользу того дела, которое он делает. Этот отказ, совершающийся на основе чисто неформальной и не закрепленный никакими конкретными социально-нормативными системами, равносилен принятию на себя обязанностей по отношению к данному носителю репутации. Возникает система взаимных прав и обязанностей, которая есть не что иное как статус в самом прямом и точном значении этого понятия. Этот статус, как мы видели, не только не оформлен юридически, но и не институционализирован в своих конкретных проявлениях, он очень чувствителен к любому колебанию в поведении носителя репутации (любой поступок его может изменить оценку, а тем самым и авторитет) и может изменяться по объему и содержанию в зависимости от обстановки и целей. В культуре закреплены только некоторые архетипы, порождающие такой статус. В отличие от всех прочих статусов, мы будем называть его здесь личностным, ибо он ориентирован не на функцию, а как правило,, на личность определенного типа.

Личность этого типа зависит от характера ценностей, ею реализуемых: чем важнее ценности, тем важнее и личность. Безусловно, этот момент учитывается в авторитете. Но любопытно, что минимальным условием личностного статуса является именно сама установка на " служение", а не тип дела, которому человек себя отдает.

Рассмотрим рис. 9. На нем представлены данные, полученные с помощью теста Тимоти Лири. Эта методика нацелена на выявление отдельных личностных качеств, важных в контексте социальных отношений. Испытуемому задается 128 определений на различные конкретные черты, установки, линии поведения. Его задача заключается в том, чтобы выбрать те из них, которые, как он считает, присутствуют в нем или в каком-то другом человеке. Относительно себя он может много раз повторять выбор, ориентируясь на различные задачи: " Каков я есть на самом деле", " Каким я кажусь окружающим", " Каким бы я хотел быть" и т. д. Можно также варьировать задачи на описание различных категорий " других" - ближних и дальних. При этом, естественно, наилучшая информация будет касаться не реальных черт этих " других", а идеальных моделей, лучше всего соответствующих различным положениям и статусам, типам отношений.

Мы использовали тест, поставив испытуемым вопрос: " Каковы, по Вашему мнению, качества личности, наиболее подходящей для должности руководителя государства в момент изменений". Разумеется, ожидалось получение чисто идеальной модели. Указанная модель и демонстрируется на графике.

Шкалы (называемые в методике Лири " октантами", так как каждая из них включает одну восьмую часть от всей совокупности заданных вопросов) представляют собой каждая отдельное сложное качество, которое имеет три степени (границы, разделяющие диапазоны степеней на графике отмечены горизонтальными линиями), нарастание степени качества идет снизу вверх. Максимальное число баллов на каждой шкале одинаковое - 16. Однако переход от первой степени ко второй и от второй к третьей происходит неодинаково на разных шкалах: на первой, например, чтобы перейти во вторую степень, необходимо набрать более 7 баллов, для перехода в третью - более 12, в то время как на второй переход во вторую степень происходит в момент превышения 5 баллов, а в третью степень - в момент превышения 10.

Октанты имеют следующее содержательное значение:

Октант Первая степень Вторая степень Третья степень
I тенденция к доминированию властность деспотичность
II уверенность в себе самоуверенность самовлюбленность
III требовательность непримеримость жесткость
IV скептицизм упрямство негативизм
V уступчивость кротость пассивная подчиняемость
VI доверчивость послушность зависимость
VII добросердечие несамостоятельность чрезмерный конформизм
VIII отзывчивость бескорыстие жертвенность

Согласно представлениям автора методики, первая степень каждого качества играет положительную роль в отношениях между людьми и весьма желательна (о чем свидетельствуют и названия этих качеств), вторая степень представляет уже акцентуацию, которая может выполнять отрицательную роль и создавать трудности, третья степень делает человека трудным в общении и очень плохо приспособляемым.

Профиль, нанесенный жирными линиями, показывает степень, до которой желательно или допустимо (верхний с двумя точками пунктир) или - второй вариант - до которой необходимо (нижний пунктир) наличие данного качества в человеке, могущем, по мнению испытуемых, хорошо выполнить роль руководителя нашего государства в момент изменений (т. е. в каком-то смысле в момент критический и трудный для государства).

Поскольку вопрос был поставлен о необходимости той или иной степени качеств именно в момент изменений, т. е. в условиях " подвижности", нестабильности всей социальной структуры, в том числе статусной, в модели, как предполагалось, следовало сделать упор на качества, обеспечивающие авторитет, не зависящий от должности, или - личностный статус.

Получился, как мы видим, чашеобразный профиль, как нижний (необходимая степень качеств), так и верхний (желательная или допустимая): верхние точки каждого из профилей лежат на крайних шкалах. Для нижнего (необходимого) - это первая шкала и одновременно - седьмая и восьмая (при этом первая на полбалла превышает седьмую и восьмую), для второго (желательного) это - те же самые шкалы с добавлением третьей (при этом пик на седьмой шкале лежит на полбалла ниже двух одинаковых пиков - на первой и третьей, пик же на последней шкале превышает эти последние на полтора балла и выходит в пределы третьей степени).

И этот самый высокий пик показывает нам, что от человека, имеющего очень высокий личностный статус, ожидается не только отзывчивость, но в полном объеме - бескорыстие и даже жертвенность. Почти в полном объеме требуются от него также властность, непримиримость и... несамостоятельность. Очень парадоксальное сочетание.

Впрочем, парадоксальность эта вытекает лишь из нашей привычки мыслить " штампами". Шкала седьмая диагностирует, строго говоря, " конформизм". " Конформизм" в обыденном сознании осмысляется как что-то такое плохое, что-то слабое, неумелое, несамостоятельное: человек " боится" и потому " подчиняется". Однако на уровне поведения конформизм есть просто отказ от самостоятельной линии в пользу общепризнанной, так что, если уж быть точными, мы должны признаться, что мотивация тут не при чем. " Боится" ли человек или нет, ничего про это неизвестно. Просто он склонен или даже умеет действовать социально одобряемыми средствами: их выбирать и предпочитать для достижения различных целей. Согласитесь, что для главы государства в критические эпохи такая линия поведения совсем не вредна. Но самое главное, что на уровне личностных качеств она предполагает прежде всего хорошее знание этих самых средств, т. е. уверенное владение собственной культурой.

Такое толкование поддерживается отчасти и движением профиля на второй шкале (" уверенность в себе" - " самоуверенность" - " самовлюбленность"): нижний профиль свидетельствует, что уверенность в себе необходима человеку, имеющему высокий личностный статус, примерно в той же степени, что и требовательность; однако при переходе ко второму профилю (при резком возрастании первой и восьмой шкал) требовательность может возрастать сильно, приближаясь к жесткости, нарастание же самоуверенности и приближение ее к самовлюбленности считается нежелательным. И это логично: " самовлюбленность" не сочетается ни с " жертвенностью", ни с " культурностью", поскольку две последние шкалы как раз и предполагают умение отказываться от себя в пользу чего-то, гораздо более высокого, чем " я".

Вот это умение (и готовность) отказываться от себя: полная бескорыстность и строгое (иногда даже педантичное) соблюдение моральных правил - и обеспечивают человеку высокий личностный статус. Они для окружающих - показатель того, что он делает не свое, т. е. не личное дело. Это дело - наше общее, а следовательно, мы обязаны ему содействовать. Поэтому мы все " придерживаем" свои личные дела, " пропуская его вперед". Это культурный архетип. И нельзя сказать, конечно, что он свойствен только и исключительно нашей культуре. Он, видимо, столь же древен, как и человеческое общество. Просто у нас в культуре он акцентирован в силу, может быть, очень большого значения репрессии.

Как мы пытались показать в главе о целеполагании, отказ от собственных целей и планов в пользу ценностно-рационального действия не представляется нам трагедией, наоборот, - удобным случаем поработать на пользу всех.

Это знает любая домохозяйка, которая, желая урвать себе в магазине кусочек получше или поменьше постоять в очереди, обязательно сошлется на " ребеночка" или " больного" (" мне в больницу, девушка"), и очередь, поворчав немного (не по поводу ребенка или больного, а по поводу вероятного их отсутствия в данном случае), тем не менее, довольно легко откажется от своего права на равный кусок или равное стояние в очереди и даже не очень почувствует себя ущемленной (а кто и почувствует, тот ни за что не обнаружит, сознавая, что такое поведение было бы " некультурно"). И наоборот, инвалид, всем показывающий свое удостоверение, дающее ему бесспорное право не стоять в очереди, вызывает, как правило, сильную неприязнь, хотя, казалось бы, должно быть как раз обратное: там неизвестно, есть этот больной или нет, а тут - вот он сам, собственной персоной, дело без обмана. Но там женщина просила не для себя, а этот хочет использовать свою льготу для себя лично - это-то и вызывает раздражение. Та, стараясь для другого, приобретает хоть маленькую нашу симпатию, а этот, даже если по другим параметрам и мог ее иметь (возраст, положение), в данном случае, наоборот, теряет.

Желая подорвать неудобный для себя личностный статус какого-нибудь деятеля, первое, что необходимо сделать, поставить под сомнение его бескорыстие. Отсюда погромные статьи в нашей желтой прессе против диссидентов обязательно за основу принимают их " нечистоплотность": очень желательно обвинить диссидента в том, что ему его диссидентство зачем-то нужно, хотя бы ради самоутверждения его никчемной личности (а лучше всего, если он из него извлекает материальную выгоду). Совершенно очевидный расчет на архетип, который должен сработать без задержки, на подсознательном уровне и с большой эмоциональной силой. Отсюда же и самый простой и эффективный способ реабилитации указанного диссидента в личном разговоре: оборвав на полуслове рассуждения собеседника (" Как это можно! Связываться с американцами! Разве он не понимает, что они нас ненавидят?! "), сказать совершенно без всякой связи с его предыдущими словами: " Да что ты вздор несешь! Нашел тоже кому верить! Я лично этого человека знаю: это - святой человек, подвижник. Ему ничего для себя не нужно, в одном пальто десять лет ходит, и от получки до получки пятерки стреляет..." Может быть, собеседник по инерции будет что-то еще лепетать, но у него сразу же пропадет эмоция. Человек, которому ничего не нужно для себя, не может вызывать раздражения.

И именно этот способ создания личностного статуса применяется той же нашей прессой по отношению к лицам, которых необходимо возвысить. Какую бы книгу о Ленине вы не открыли, вы обязательно встретите там упоминание о его " спартанской обстановке", о его " аскетических привычках" в быту, о том, как он отказывался от присылаемых продуктов в пользу детей и т. п. Цель - показать, что для себя ему ничего не было нужно. Прием классический и всегда действующий безотказно. У простого читателя, особенно женского пола, обязательно на глаза навернутся слезы: подумайте, такой человек, а жил в такой комнатке, а ведь если бы захотел, мог бы иметь все... И пойди, объясняй ей потом, что он в политике не сильно разбирался и что-то так напортачил, что мы до сих пор не можем разобраться. Какое это все имеет значение для оценки человека, ведь он от всей души хотел, чтобы было как лучше. И вот это-то ему и засчитывается в его личностный статус.

И надо сказать, что это в общем - правильная точка зрения как в отношении диссидента, так и в отношении Ленина: если человек старается не для себя, не нужно ему, по крайней мере, мешать и препятствовать. Может быть, из этого ничего и не выйдет, но кто же в данный момент, когда человек еще только " старается", может предсказать, что ничего не выйдет. А вдруг как раз и выйдет!

Против личностного статуса может действовать только другой личностный статус, носителю которого тоже для себя лично ничего не нужно. Но это уже совсем другая плоскость отношений. Этим вопросом мы займемся в дальнейшем (ибо, с нашей точки зрения, он имеет очень большое практическое значение для организации культуры), а пока необходимо более подробно показать механику действия личностного статуса.

Он организует вокруг себя структуру социальных отношений как бы на " пустом месте", и может создать ее действительно из ничего. Человек появляется в незнакомом окружении, совершает какие-то поступки, по-видимому, довольно мелкие, но характерные. И на нем вдруг начинают сосредоточиваться внимание и ожидания окружающих, возникает готовность стать к нему в определенные отношения: одни начинают без всякой просьбы делать что-то полезное ему, другие - " проявлять" себя, претендуя на его внимание, третьи ищут общих знакомых, чтобы представиться ему и пригласить, например, в гости. Так, человек, занимающий какую-нибудь довольно заурядную должность и слабо выраженный институционализированный статус, приобретает авторитет, и может этой складывающейся вокруг него структуре придать определенное движение и направленность.

Но это - довольно редкий случай " творения" социальной структуры " из ничего". Гораздо чаще личностный и институционализированный статус работают " в системе", помогая друг другу. И это очень важный " узел" социальной структуры, через который осуществляется " приведение" институционализированной структуры и формализованных правил, на которых держатся государство и организации, в соответствие с обычным правом, с моралью, т. е. в конечном счете - с людьми, носителями данной культуры.

Сильный личностный статус часто " прорастает" сквозь государственные статусы, как трава сквозь асфальт. И государственная структура, если она не очень чужда данной культуре, если она в конечном счете сама есть ее производное, относится к такому явлению с удивлением и одновременно с пиететом, как нечто, неспособное к прорастанию, к тому, что в себе такое свойство имеет. Она расступается, давая место незапланированному феномену как Божьему дару, который " дышит, идеже хощет".

Мало ли было на Руси в XIV в. епископов и даже архиепископов? Митрополит свой был, даже несколько ранее - два митрополита (поставленных двумя разными константинопольскими патриархами, которые, впрочем, сравнительно мирно уживались, расположившись один в Москве, другой в Киеве, хотя оба считались митрополитами " всея Руси"). Но в момент, когда войско, собранное Дмитрием против Мамая, стояло еще на Коломне и князь еще мучился сомнениями, принимать ли бой или дать любую дань, которую запросят татары, лишь бы замириться, - в этот критический момент своей жизни и, может быть, всей русской истории, к кому отправился великий князь за советом? - к игумену Сергию в Троицкий монастырь, хотя был Сергий Радонежский по сану своему священником - и только. Потому что в своем скромном игуменском сане Сергий обладал личностным статусом, равным великокняжескому, да пожалуй еще митрополичьему. Он сказал князю: " Иди - и победишь". Князь двинулся против Мамая и, как все мы знаем из истории, победил. Правда, с огромными жертвами, что, впрочем, также, по утверждению летописей, было ему предсказано старцем Сергием294.

Но это - колоссальный статус, редко возникающий и накладывающий печать своего влияния на весь исторический период, внутри которого он возник и развивается. А что с, так сказать, рядовыми, малыми статусами? Эти в огромном количестве существуют во всех сферах, и они-то осуществляют кропотливую, незаметную, страшно трудоемкую, но совершенно необходимую работу по привязыванию каждой части государственного механизма к морали и смыслу, к высшей справедливости, без осознания которой человек вообще не может делать ничего.

Известно, например, - и социологами, а также социальными и индустриальными психологами написано по этому поводу уже множество работ - что на современном производстве должность мастера включает в качестве совершенно необходимого и очень важного, можно даже сказать должностнообразующего параметра, личный авторитет. Мастер не может работать, если он таким авторитетом не пользуется: он будет только мучиться сам и мучить людей. Но почему же так? Почему ему недостаточно специальных знаний относительно технологии производства, чтобы организовать работу? - Потому что прежде, чем он организует технологический процесс, в котором участвуют люди, он должен организовать в своем секторе производства моральный порядок.

И он его организует. Он мирит приятелей, подравшихся вчера из-за девчонки, отпускает женщину на проводы сына в армию, он заставляет парня дать обещание жениться на девушке, которую тот пытался обмануть, - в общем, проделывает кучу дел, совершенно не предусмотренных должностными инструкциями, которые, с другой стороны, невозможно оставить невыполненными, поскольку тогда люди окажутся не в состоянии работать. И так он, на свой салтык и на свой манер, пытается изо дня в день восстанавливать и поддерживать этот моральный порядок и тем самым не позволять вверенной ему государственной ячейке сползать за пределы круга, очерченного идеалами высшей справедливости.

И это не только в нашей стране, где матснабжение нерегулярное, и алкоголизм, и еще масса факторов, мешающих наладить производство по типу часового механизма. Это везде так.

Вкладывание смысла в деятельность технологией производства не предусматривается. И приходится этим заниматься мастеру. Но сделать этого нельзя, не обладая авторитетом.

Личностный статус адаптирует государство к обществу и вообще к внешней ситуации, делает его более гибким. Но он его, строго говоря, и корректирует. Вырастая из той же культурной почвы, что и государство (если государство, как мы отметили выше, не является продуктом заимствования), он, тем не менее, вырастает из нее независимо, а потому имеет в ней свою опору. И опора эта смысл и ценность. Для тех частей государственной структуры, которые попросту " утеряли" смысл: " позабыли" его или " уклонились" от него, личностный статус выполняет адаптивную функцию, для тех же, которые прямо враждебны культурным ценностям, - он разрушителен.

И начиная с самых мелких и повседневных ситуаций, как только формальные структуры " теряют смысл" и начинают функционировать нелепо, люди немедленно " выходят" из них в систему неформальных статусов и ищут смысл там. Они обращаются друг к другу с простой и всем знакомой фразой: " Давайте поговорим как люди! "

Приведем здесь для большей наглядности пример. Не будем брать нашу страну, в которой отношения между государством и личностно-статусной структурой запутаны очень сильно. Возьмем родственную нам Польшу. И на этот раз обратимся к художественному произведению, это ни в чем не повредит нашему изложению.

Итак, детективный роман Иоанны Хмелевской. Ситуация типизированная и даже в определенных аспектах гиперболизированная.

Диспозиция такая: молоденький сержант расследует два совершенных в его районе убийства, местность сельская, все люди друг друга знают, нет оснований никого подозревать, наоборот, есть указания на то, что убийца появился извне, но больше ничего про него неизвестно. Сташек вызывает хозяина усадьбы, на территории которой был найден первый труп, хозяин уверяет, что ничего не знает и не имеет к убийству никакого отношения. И говорит искренне. Но тут приезжают в отпуск городские родственники со странными вестями, и Франек (хозяин усадьбы) вдруг соображает, что он сказал неправду, что он, оказывается, что-то знает, хотя точно не может сказать, что именно. Действительно, отец что-то такое говорил старшему брату, был какой-то странный, оригинальный ларчик с бумагами, который потом исчез, отец что-то хотел сказать ему, что-то очень важное, но не успел. Вот, собственно, и все, что он знает. Идти с этим в милицию? Но нет ведь никаких доказательств, что эти его знания связаны с убийством. Про убийство вообще ничего не понятно. Просто есть предположение, что на территории усадьбы странная прабабка закопала какое-то наследство, состоящее из ценных предметов. Но это такое дикое предположение, что в него сами предполагаемые наследницы не очень верят, хотя очень интересно попытаться поискать - вдруг что-то да вскроется. Но рассказывать об этом другим - Боже сохрани, засмеют, и правы будут.

И вот четыре женщины, Франек, его сын-школьник и посвященный в тайну музейный работник (который и открыл документы о наследстве в оригинальном ларчике, сданном в музей) копают наугад, разрывая в усадьбе старые колодцы один за другим, вдруг да что-то найдется. А сержант Сташек что-то подозревает: как-то связывает эту бурную деятельность с причинами убийств, но у него нет никаких оснований подозревать Франека или его городских гостей - трех почтенных тетушек-сестер пенсионного возраста и женщину-писательницу, дочь одной из них. Временами наезжают и помогают копать отец писательницы и ее жених, еще менее уверенные в том, что фантастическое наследство прабабки существует на самом деле. Однако кто-то при этом " ходит вокруг", кто-то появляется по ночам и почему-то засыпает раскопанное. Кто-то, по всей видимости, весьма подозрительный, но с непонятными намерениями. И опять-таки по этому поводу нужно было бы обратиться в милицию, но тогда пришлось бы отвечать на вопросы: формальная сфера - логичная структура. А что можно ответить? " И Франек оказался бы в дураках".

Так две структуры - формальная и неформальная - существуют параллельно, не только не входя в соприкосновение, но как бы отталкиваясь друг от друга. Однако события нарастают, и столкновение структур все-таки происходит. Оно весьма болезненно ощущается людьми, хотя происходит по совсем небольшому поводу.

Музейный работник - Михал - дежурит ночью у раскопанного колодца со своей любимой музейной алебардой, которую притащил с собой отчасти как оружие, а отчасти просто как любимый предмет. " И вдруг что-то черное как будто выросло над его головой. Что-то черное кинулось прямо на него с каким-то страшным, неартикулированным хриплым визгом. На размышление у Михала не было времени, в действие пришел инстинкт самосохранения. И движимый этим инстинктом самосохранения, вскакивая на ноги, Михал изо всей силы махнул алебардой. Алебарда во что-то попала, черный враг покатился по камням и свалился в колодец, издав тонкий короткий крик".

Понятно, с каким ощущением Михал поднял немедленно на ноги обитателей усадьбы: " Я его убил, - всхлипывал он в ужасе.- Убил его! Он подкрался! Кинулся на меня! В черной епанче!... Я убил человека! " Обитатели, удивленные странной одеждой убитого тем не менее волнуются, пытаются что-то сделать... Наконец, Марек спускается в колодец и, вылезая оттуда, сообщает: " Боров. Великолепный экземпляр. Килограмм на двести пятьдесят. Удивительно, как при таком весе он мог ходить".

Франеку достаточно было бросить на него один-единственный взгляд: " Ах, Боже мой, черная свинья Пачурков! - сказал он горестно.- Ну это нам так не пройдет, Пачурек своего никому не отдаст. И сколько раз говорил я ему, чтобы не пускал борова пастись самого, - хоть бы что! Вечно эта скотина бродила по всей деревне".

Столкновение структур становится неизбежным и неотвратимым. " К восходу солнца на ногах была уже вся деревня, и у нас было множество не только зрителей, но даже помощников. Неизвестно, кто сообщил в милицию, но в момент, когда добытые из колодца останки борова лежали на траве, прибыл представитель власти. Он подошел энергичным шагом и обозрел борова внимательно и в молчании. " Ну вот, пожалуйста, - высказался он наконец со смесью озабоченности и удовлетворенности в голосе.- Нелегальный убой скота, - как на картинке. Что вы на это скажете, пан Влокневский?.." - " Это не мой, - горячо запротестовал Франек, - Не мой, и не имеет ко мне отношения! " - " А чей? " - " Пачурков".- " И мне так казалось. Пачурек зарезал? " - " Нет" - " Тогда кто? " Прежде чем мы успели вмешаться, Михал Ольшевский выступил вперед и мужественно сказал: " Я". Сержант поглядел на него с явным удивлением. " Вы? Как так... Это ваш боров? " - " Нет. Вы же слышали, что Пачурков" - " Пачурек выразил согласие? " - " Не знаю. Пожалуй, нет. Я с ним не знаком" - " Если вы не знаете Пачурка, я извиняюсь, тогда зачем вы зарезали эту свинью? Краденая, что ли? " Михал Ольшевский передернулся и покраснел: " Да вы что!.. Я ее не резал... То есть, я хотел сказать, что это вообще ошибка. Я совсем не хотел этого борова убивать! " - " Если вы, извиняюсь, не хотели этого, то почему вы его убили? " - " Потому что мне показалось, что это - человек".

И тут начались Содом и Гоморра. Михал Ольшевский пытался объяснить, почему он, не желая убивать борова, непременно хотел убить человека. Примчался владелец убитого, вышеуказанный Пачурек, со страшным скандалом, бросая вокруг себя подозрения, что его свинью зарезали из мести. Вечно кому-то это бедное животное мешало!.. Милиционер упорно рассматривал происшествие как классический пример нелегального забоя скота, и только не мог решить, на ком лежит ответственность за нарушение. И одновременно, между делом, пытался проводить расследование по делу о намерении убить человека. Прибыла милиция из Венгрова и собралась комиссия, чтобы оценить, насколько правильно боров зарезан. Единогласно постановив, что боров был забит совершенно правильным мясниковским ударом, стали искать нож. Информацию о том, что оружием преступления послужила алебарда, никто не принимал всерьез. Пачурек перестал скандалить, потому что на него пало подозрение, что он действовал в сговоре. Михал Ольшевский окончательно запутался в своих признаниях, и стал отказываться от всякого участия в убое борова, потому что органы милиции вдруг припомнили, что тут уже было два убийства. Сформировалась альтернатива: либо Михал Ольшевский убивал всех подряд, в том числе и борова, либо неизвестный преступник убил борова в качестве очередной жертвы. Из двух зол мы выбрали вторую версию и за нее уцепились".

Структуры наконец соприкоснулись, и сержант Сташек получил возможность вызвать на допрос интересующих его лиц и получить от них какие-то сведения. Однако он не пользуется этой возможностью. Сложившуюся ситуацию он использует совсем для другого. Его не устраивает скандал и нервная обстановка. Он хочет беседовать с людьми доверительно. И он делает жест, который должен помочь ему сориентировать их на себя, получить в их глазах определенный личностный статус.

Он поступает решительно, хотя и несколько странно. В глазах обитателей усадьбы Франека это выглядит так: " Положение разрешил молодой сержант, который один раз уже спрашивал нас о знакомстве с Лагевкой. " Мясо проверено, свинья здоровая, пусть Пачурек забирает его себе. За нелегальный убой заплатит штраф. Он будет у нас за нарушителя, потому что я ни за что не буду писать в протоколе, что эту свинью зарезали алебардой. Пришлось бы еще вести расследование, откуда взялась музейная алебарда. Пана Ольшевского я знаю, все понимаю, и не буду строить дурака из себя. А вы этот штраф Пачурку возместите, и все будет в порядке. Согласны? " Мы горячо выразили свое согласие и наконец все вошло в какую-то норму".

Сташек не воспользовался своим положением и удобным случаем, не желая осложнять и так сложное положение людей, чем завоевал признание себя как личности. И затем, уже пользуясь этим неформальным признанием, он осторожно " внедряется" в необходимую ему неформальную структуру.

" Вся семья собралась в палисаднике перед домом, отдыхая от пережитых потрясений и стараясь набраться новых сил, потому что в ближайшей перспективе маячила еще одна сложная ночь. Наполовину раскопанный колодец оставался в опасности и следовало договориться между собой, как это дело наладить.

В палисаднике и нашел нас сержант.

" Разрешите, наконец, представиться, - сказал он галантно.- Старший сержант Станислав Бельский. Лучше поздно, чем никогда".- " Очень приятно", - сказала за всех Люцина и пригласила сержанта занять место в кругу семьи. Сташек Бельский уселся на березовом пеньке, снял фуражку и обмахнулся ею. Франек вздохнул: " Я уже догадываюсь, что будет", - сказал он с грустью. " И совсем неправильно догадываетесь", - ответил сержант Бельский решительно".

Действительно, в какую неудобную позицию поставил себя сержант, отказавшись от формального проведения расследования! Он встречается с людьми, от которых хочет что-то узнать, " на их территории", где, с одной стороны, законы гостеприимства обязывают хозяев к вежливости, а с другой стороны, положение гостя также требует соблюдения приличий. Гость не может повысить голос или оборвать собеседника высокомерным: " Вопросы здесь задаю я! " Кроме того, выйдя из формальных структур, сержант отодвигается в разговоре вообще на довольно периферийное место, поскольку по возрасту он здесь моложе всех (кроме сына хозяина, школьника). Он - местный паренек, все знают его как сына местного крестьянина - Сташека.

Но, если проанализировать ситуацию детально, ничего другого этому храброму Сташеку и не оставалось. По существу, у него и не было никаких альтернатив. Формальная сфера показала только что свою полную неспособность справиться с этим несчастным боровом, случайно зарубленным алебардой. Представитель властей, пытаясь подвести " дело" хоть под какую-то осмысленную статью или параграф, пошел по линии выяснения: был ли это нелегальный убой или кража. Ни то, ни другое не соответствовало действительности, и в конце концов все вылилось в сумбур и полную околесицу. Обвиняемая сторона, первоначально собиравшаяся было вести себя честно, силою обстоятельств принуждена была отказываться от своих показаний и тоже нести какую-то околесицу. И Сташек также был вынужден, чтобы как-то " приемлемо для всех" разрешить возникшую ситуацию, " назначить" нарушителя, обязав действительных нарушителей возместить тому, назначенному, убытки. А ему предстояло теперь иметь дело не с боровом Пачурка, а расследовать обстоятельства появления в селе двух неизвестных трупов. Информации у него никакой не было - так, какие-то крохи. И у тех, на чьей усадьбе эти трупы были найдены, по-видимому, также никакой более менее цельной информации не было. Но если собрать все кусочки, да подумать, да заставить их повспоминать... Вот он и рискнул.

Он апеллирует не к гражданскому долгу и даже не к чувству благодарности этих людей, хотя имеет на это право (он от этих своих прав опять-таки отказывается, потому что это было бы снова кружение в системах юридических или институционализирован-ных отношений). Он обращается к ним как к людям, к их логике и здравому смыслу, к их моральным принципам, стараясь включить их в проблему.

Он излагает факты так, как они ему представляются, и делает вывод: "...Если все это не связано как-то между собой, то я, прошу прощения, - испанский кардинал. Вот я и подумал, что, может, мы заключим тут какое-нибудь соглашение, что ли, потому что лично я не верю в то, что именно вы тех двух поубивали. Поговорили бы по-дружески. Иначе нам придется делать официальное разбирательство, а вам придется давать ложные показания, - и зачем это кому нужно? Документы придется забрать на экспертизу, еще повредят их там..." Михал Ольшевский нервно зашевелился. Не обращая на него внимания, сержант Вольский продолжал: " Это значит, получатся из всего этого одни трудности и неприятности. А так, поговорим как люди, посоветуемся, и сразу обнаружится, что важно, а что нет. Ну, как? "

Мужчины реагируют сдержанно, женщины начинают волноваться. Но Сташек сделал совершенно беспроигрышный ход: он показал, что все другие способы действия только осложняют и без того запутанное дело и одновременно показал себя как личность, с которой можно вступать в непосредственные отношения на основе личностного статуса.

Поэтому неуверенное молчание разрешается в пользу сержанта. " " Мы поговорим с вами как люди, потому что ничего другого нам все равно не остается, но с тем условием, что вы не будете подозревать Франека. Он столько же знает о том, чего мы тут ищем, сколько и все остальные. Мы бы не хотели каких-то глупых осложнений по этому поводу". Сержант торжественно поклялся, что такая идиотская мысль, чтобы подозревать Франека, в жизни не пришла бы ему в голову. Атмосфера значительно улучшилась, и у всего семейства явным образом развязались языки. Перебивая друг друга, рассказали мы ему всю правду, которую сержант воспринял с философским спокойствием..."

Разговор заканчивается действительно большим дружеским и одновременно деловым совещанием, в ходе которого на основании объединенной информации делаются новые выводы и сопоставления, основательно разбираются все детали и подробности и приводятся в окончательную ясность, вплоть до объяснения причины того, отчего боров влез на эту злосчастную кучу камней, с которой потом и свалился на голову Михала: " Ну, хорошо, могу вам объяснить, - благосклонно сказала Люцина.- Там лежали остатки хлеба..." - " А-а! - Утешился сержант, как будто мотивы поведения покойника-борова повергли его в глубочайшую озабоченность.- Если хлеб, тогда понятно. Свежий? " - " Свежий. Михал, скорее всего, и выбросил". Михал припомнил себе, что действительно, остатки ужина выбросил на камни. Но это были в основном кости от цыплят, хлеба только крошки... " Не важно, - успокоил его сержант.- У свиней хороший нюх, а свежий хлеб они особенно любят. Что же касается колодца, то не знаю... Людей у нас мало, и установить охрану не удастся. Но пока суд да дело, может быть, положить на него чего-нибудь чертовски тяжелое?.."

Структуры, наконец, нашли для себя вполне приемлемую форму контакта и заработали " в системе", - и это сделал сержант Сташек посредством входа в систему личностных статусов.

И в каждом обществе это происходит буквально каждый день. Сотни людей приводят в соответствие жесткие и прямолинейные в своем движении социальные структуры посредством простого обращения друг к другу: " Давайте поговорим как люди".

И делают они это вовсе не по альтруистическим или каким-то абстрактно-теоретическим соображениям, а по той причине, что сотни и тысячи очень важных проблем невозможно разрешить внутри " ставшей формальной" системы. А в целом этот кропотливый, муравьиный труд держит общество в состоянии жизнеспособности, делает его гибким и динамичным. Не соответствуют структуры вот этой данной сегодняшней задаче - выйдем из них вообще и поговорим как люди. А потом выработанные в таком " свободном" взаимодействии элементы войдут и в институционализированную, и в формальную структуру как останки коралла - в основание атолла. Так строятся не только отдельные элементы структуры, но и целые государства. Они растут, как коралловые рифы, из обычного права, а все системы отношений, в конечном счете, - из личностного статуса.

Это необычайно интересно - проследить, как растет государство из личностного статуса.

Вот приезжает в Киев богатырь Илья Муромец, говоря современным языком, поступать на работу, а по-тогдашнему - " послужить". И кто его там встречает? Приказные дьяки, канцелярии, пропускные пункты? Спрашивают документы? Предлагают написать заявление и заполнить анкеты? Передают бумаги из инстанции в инстанцию? Ничего подобного. Никто его ни о чем не спрашивает. Он направляется прямо в терем князя, восходит на крыльцо и идет в палаты, в гридницу. Там его встречает сам ласковый князь Владимир, берет его за руки, сажает его за стол, а княгиня Апраксеюшка приносит ему собственноручно чару зелена-вина. Гость есть гость. Гостя нужно встретить как положено. Затем его расспрашивают, кто он и откуда родом, и где был, и что там видел. И пока он это все рассказывает, о нем составляют представление. Тут выясняется, что богатырь врет: говорит, что приехал из Чернигова дорогой прямоезжею, а там, как всем известно, проезда нет, там Соловей-разбойник сидит. Илью обвиняют, Илья оправдывается, он приглашает всех во двор и демонстрирует указанного Соловья-разбойника, привязанного к стремени. Это в корне меняет отношение.

Илью вводят в гридницу вновь, ему определяют там место за столом, ему представляют других присутствующих, словом, его вводят в систему отношений. Не как воина или государственного деятеля, не как ученика или начальника, а как человека. Это потом уже определится, кем он станет. Это будет зависеть и от его способностей, и от внешних обстоятельств, и от состояния самой этой системы личных отношений (от набора личных качеств людей, в нее входящих). Но всегда и при всех обстоятельствах во внимание будет приниматься прежде всего его личность.

И когда бы кто ни приехал в Киев, всегда у князя Владимира сидят в гриднице люди, столы уставлены яствами и винами. Такое впечатление, что эта " верхушка феодалов" занята исключительно едой и питьем целые сутки напролет. А бедные смерды без устали работают в поте лица. Но ведь если бы эти только пили и ели, а те - только работали, то все давно бы развалилось. На самом деле, если присмотреться внимательно, это бесконечное сидение за столами в гриднице князя Владимира - постоянно действующий совет, который принимает заграничных послов и правителей, и ходоков от своих собственных областей, куда поступают жалобы и прошения, где выносятся все решения на уровне страны в целом, происходит суд и расправа, и рассмотрение самых различных и разнообразных дел. Это собственно государство и есть со всеми его многочисленными функциями, но почти без всяких формализованных органов власти. Здесь всегда говорят " как люди" и никаких процедур не соблюдают. В процессе выявления различных точек зрения богатыри могут подраться между собой. Но всегда между ними сияет круглое лицо князя Владимира " Красна Солнышка", - и мягко движется между столами одетая в парчу княгиня Апраксеюшка, готовая всех утешать и мирить. Богатыри и большие бояре шумят и " показывают себя", князь Владимир - всегда одинаков, во всех былинах: ровен, спокоен и всегда ласков.

Как искуснейший мастер, он постоянно ткет эту тончайшую и изящнейшую паутину личных отношений, вводя в нее новые цветные ниточки, подвязывая разорвавшиеся, налаживая вдруг застопорившийся станок и время от времени вдохновенно импровизируя новые детали в узоре.

Где-то Микула Селянинович пашет землю, " покрикивает, с края в край бороздки пометывает" (" а у ратая кобылка соловая, сошка у ратая кленовая, и подузднички у ратая ременные" - как-то мало это похоже на смерда, надрывающегося на непосильной работе), где-то старенькие родители Ильи Муромца корчуют лес под пашню, а на заставе в степи стоят " сильны, могучи богатыри". И все эти узелки связаны незримыми нитями с непрерывным советом в гриднице через систему исключительно личных отношений. И в каждом звене - тоже своя личная система отношений. Крестьяне-землепашцы входят в общины с их древней системой институтов семьи, родства, поземельных отношений, культов. Все это - на основании неписанного (т. е. " обычного", основанного на обычае) права. В заставе богатырей нет никаких институтов, здесь, согласно былинам, Добрыня Никитич всегда держит под своим сильным моральным влиянием не только беспутного и бесшабашного Алешу Поповича, но и самого Муромца, который при своей необычайной силе отличается весьма простыми и непосредственными реакциями и своим поведением напоминает ребенка. Как это удается Добрыне Никитичу? Ведь он абсолютно ничем не командует и не имеет никакой власти помимо своего личного статуса. Его влияние основывается на том, что он человек образованный, человек очень высокой культуры и чрезвычайно строгих моральных принципов. Следовательно, он демонстрирует очень яркий культурный образец, который все понимают и уважают, потому что это образец родной им культуры. В трудных и неясных ситуациях все взоры обращаются на него: " Как он поступит? Он всегда поступает правильно. И как он сделает, так и мы за ним сделаем".

Откуда такое единство культурных эталонов? Чтобы понять это, достаточно взглянуть на этническую карту Европы конца IX в., составленную на основании различных письменных документов, дошедших от тех и позднейших времен. Мы увидим там расположение всех






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.