Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 7 страница. В этом плане нельзя не сказать о том, что, несмотря на усилия союзных властей по овладению русским языком как языком межнационального общения всего населения






В этом плане нельзя не сказать о том, что, несмотря на усилия союзных властей по овладению русским языком как языком межнационального общения всего населения страны (а это было вполне резонно, поскольку такой язык в многона циональном государстве должен был быть), были районы, на селение которых знало его плохо. Более того. Издательская по литика часто приводила к тому, что автор был вынужден пуб ликоваться только на " своем" языке, что (особенно когда речь шла о научных работах) нередко вступало в противоречие с его собственными интересами. Так, например, труды по нацио нальной проблематике академика И. К. Апине мало кому были известны потому, что публиковались в основном на латышском языке. Таких примеров можно привести немало.

Существовали и очевидные противоречия в системе кадровой политики. Так и не стала действенным императивом тезис установка последних партийных съездов о " должном представительстве трудящихся всех наций и народностей в партийных советских и хозяйственных органах", в том числе и на союзном уровне. Что такое " должное представительство" — толком никто объяснить не мог. Многие понимали это как введение своего

-344-


рода " национальных квот", стали ориентироваться на пропор циональное представительство тех или иных народов. Но стра дало дело. Поэтому, с высших партийных трибун прозвучало " разъяснение" — речь идет не о механическом распределении мест и должностей по национальному признаку — это означало бывульгаризацию самой идеи интернационализма, а облик работника должен определяться его политическими, деловыми и нравственными качествами. Однако в кадровой политике четкой системы все же не было. Тот же Л. Оников, хорошо знакомыйс внутрипартийной " кухней", свидетельствует как русских, не знающих ни языка, ни обычаев, упорно посылали на руководящие партийные должности в Узбекистан147.

Вообще псевдоинтернационалистское начало фактиче ски всегда пронизывало собой работу партийных организаций, хотя подспудно и там шли иные процессы. Известный полито лог А. Авторханов вспоминает, какой разнос и обвинения в том, что он " тянет партию назад" он получил после опубликования в " Правде" от 22 июня 1930 г. статьи " За выполнение директив партии по национальному вопросу", в которой писал об отсут ствии у руководства местных партийных организаций " ленин ского учета специфических условий каждой национальной рес публики, области, района, аула" 148. Нередко сами местные пар тийные руководители, может быть, боясь быть заподозренными в национализме, а вероятнее всего по карьерным соображени ям, инициировали грубые и нелепые формы приобщения к русской культуре, противопоставляя ее национальной. Так, на пример, известно, как Л. Кравчук, будучи еще заведующим от делом агитации и пропаганды ЦК Компартии Украины, посе тив областной партийный актив во Львове, крае, отличавшимся особо обостренным отношением ко всему украинскому, после выговаривал одному из партийных работников области, кстати русскому по национальности, за то, что тот выступал на активе на украинском языке.

Одной из главных теоретических инноваций периода раз Итого социализма стала концепция советского народа как но вой исторической общности. Поскольку она органически выте кала из всей идеологической парадигмы, то несла на себе ее родимые пятна". В частности, при пропаганде признаков но вой общности звучала идея о слиянии наций. Сам официальный тезис о решенности национального вопроса в СССР пусть " в том" или другом виде) позволял давать именно такую

-345-


интерпретацию национальным отношениям. Однако, неверные акценты не дают, на наш взгляд, основания для вообще уничижительно-отрицательного отношения к понятию " советский народ". Сейчас в средствах массовой информации признание того, что мы были действительно советскими людьми часто маркируется лишь на своего рода неполноценность (отсюда презрительное — совок). О советском обществе как историко-цивилизационном феномене необходимо говорить обстоятельно и научные изыскания в этой области ведутся. В данном же случае речь идет только о признании того факта, что на уровне общественной рефлексии ощущение " советсконародности" имелось. Вспомним, мы все болели (да чего скрывать — и про должаем) за " наши" — киевское и тбилисское " Динамо", ереванский " Арарат". За " наших" советских, космонавтов, независимо от их национальной принадлежности. То есть, имелось некое субстанционарное пространство — не с этническим, а с гражданским основанием.

Не следует оценивать как " национальный нигилизм" и только позицию авторов писем в редакции газет в период об суждения Конституции СССР 1977 года, писавших: " нацио нальность: советский, родной язык: армянский" 149. Как и не торопиться ставить клеймо " шовинистов" на тех, кто считал не обходимым дополнить текст статьи 36 фразой: "... Требовать со общения сведений о своей национальности в каких бы то ни было официальных документах (паспортах, удостоверениях, би летах, именных анкетах и т. п.) запрещается" 150. Действительно, в статуировании графы " национальность" были потенциально заложены и " нациесохраняющие" как бы " маркирующие" человека не только на гражданство, но и этничность, параметры.

Стремление реформировать систему коснулось и нацио нальной политики. Она стала одним из направлений " пере строечного процесса". Работа в этом направлении велась, в том числе, и на организационном уровне. В 1987 году в аппарате ЦК КПСС создается сначала подотдел, а затем — отдел по на циональным отношениям, который возглавил В. Михайлов. Бы ла сформирована динамичная структура, в центральный аппа рат были приглашены люди с мест, представляющие разные национальности (в том числе и Р. Алдулатипов, вообще не имевший до этого опыта освобожденной партийной работы) Вокруг отдела сформировался круг нештатных консультантов специалистов по национальным проблемам из академических институтов и вузов.

-346-


Большая нагрузка легла на эту структуру в связи с подго товкой специального Пленума ЦК (1989 г.), посвященного национальным отношениям.

Перед этим уже произошел ряд эксцессов в данной облас ти. В 1986 году имели место выступления студентов казахской национальности в Алма-Ате. Не самым разумным шагом союзной власти было назначение первым секретарем ЦК Компартии республики не казаха Г. В. Колбина. В феврале 1988 года происходят выступления части армянского населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР с требованиями о включении ее в состав Армянской ССР. В марте страну потрясла информация о кровавых событиях в Сумгаите. Затем — Фергана и Новый Узень.

В основе этих событий лежал целый клубок факторов: экономических, социальных, политических. Очевидно, что не безосновательно одной из причин называлось и сопротивление старых элит, многие из которых срослись с мафиозными струк турами. Но и межнациональный и конфессиональный моменты здесь также явственно присутствовали. Фраза В. Маяковского — " открыл я с тихим шорохом глаза страниц и потянуло порохом со всех границ", — становится новой реалией жизни многона ционального государства. Причем, если с границ восточных порохом запахло настоящим, то с западных надвинулась война законов.

" Запевалами" здесь стали эстонцы, точнее члены делегации Эстонской республиканской партийной организации на XIX партконференции (июль 1988 г.), предложившие резко повы сить степень самостоятельности союзных республик, в том числе и как субъекта международных отношений.

Эта делегация оказалась одной из самых " строптивых" при выработке резолюции партконференции " О межнациональных отношениях. " В результате огромных усилий работников аппарата ЦК КПСС и внештатных консультантов была принята по существу компромиссная резолюция, где речь шла о расширении прав союзных республик и автономных образований, создании условий для большей самостоятельности регионов. Дипломатично говорилось, что идея перехода республик и регионов на принципы хозрасчета " заслуживает внимания". Все это учитывалось при подготовке материалов пленума, в том числе и доклада, посвященного совершенствованию меж национальных отношений в СССР, с которым должен был вы ступить генеральный секретарь. Было создано несколько групп,

-347-


готовивших альтернативные проекты. Определенные наработки делались и Отделом по национальным отношениям при Совете Национальностей Верховного Совета СССР, который возглавил Л. Д. Шишов.

Наряду с достаточно тривиальными положениями чисто пропагандистского характера (а без них обойтись было, естественно, невозможно) в розданном разработчикам плане-проекте доклада имелись уже " смелые" и новаторские для того времени и для той структуры подходы. Обратим внимание именно на эти фрагменты.

" Становление новой исторической общности — советского народа. Отметить, что процесс этот длительный, еще не завершенный. Раскрыть тезис, что развитие государства как общенародного актуализирует проблему разнообразия форм государственности всех народов — больших и малых...

В порядке обобщения о современном понимании решенности национального вопроса в СССР. Этот вопрос решен в том виде, как он достался от прошлого. В каком смысле не решен. Исходить из того, что не может быть раз и навсегда решенного национального вопроса. В этом, в частности, международное значение нашего опыта.

О деформациях национальной политики. В чем они про явились:

- извращение принципов федерализма в межнациональных отношениях. Постепенное сужение суверенных прав республик и автономий (в частности, диктат ведомств, как центральных, так и местных, в сфере экономики, экологии, социального развития, культуры, науки. Дать несколько ярких примеров). Объективные и субъективные причины этих негативных явлений, длительность их тяжелых последствий. Отметить, что
деформации отрицательно сказались на всех народах страны;

- нарушения социалистической законности в сфере межнациональных отношений (выселение отдельных народов, репрессии 30-40-х годов, необоснованные обвинения в национализме и шовинизме и др.), недостаточное внимание к развитию отдельных народностей и национальных групп. Политическая
оценка этого. Предложения по решению наиболее острых вопросов, оставшихся в наследство от прошлого (немцы Поволжья, крымские татары и др.);

- идеология и психология застоя, их отражение в теории и практике межнациональных отношений. Ошибочная трактовка

-348-


тезиса о сближении и слиянии наций; линия на унификацию. Критика упрощения теоретических подходов и практических ошибок политики, нацеленной на искусственное форсирование процессов национальной ассимиляции. Отождествление в ряде случаев национального и националистического; догмы о достигнутом фактическом равенстве всех наций и народностей и беспроблемности межнациональных отношений в стране в целом. Снижение уровня научных разработок и свертывание научных дискуссий. Напомнить о содержании дискуссий 20-х годов, а также 50-60-х годов по национальному вопросу...

раскрыть, что любое обособление по национальному при знаку, будь то крупной или малой по численности нации, ведет к осложнению общего развития, к контробособлению и имеет тенденцию к эскалации. С другой стороны, — отрицание и тем более подавление национального — вызывает и провоцирует национальный экстремизм и сепаратистские настроения.

Совершенствование советской социалистической федера ции — магистральный путь развития нашего многонациональ ного государства. Высказать позицию ЦК о суверенитете СССР и суверенитете союзных республик, их соотношении. Провести мысль, что суверенитет Союза ССР — не сумма суверенитетов союзных республик, а тем более не часть их, делегированная Союзу, а новое качество — суверенитет единого федеративного по своему устройству государства. О верховенстве Конституции СССР, законов СССР, решений высших органов власти и государственного управления на всей территории страны. Сказать о важности, точнее отразить эти принципы в законодательных актах страны...

Дать критический анализ конфедералистских устремлений,

квалифицировать их как шаг далеко назад, ослабление государства в целом и каждой союзной республики в отдельности. Раскрыть преимущества социалистической федерации перед конфедеративным устройством страны...

Внести на обсуждение Пленума предложение о возможности рассмотрения и принятия Съездом народных депутатов Декларации о развитии СССР как единого союзного государства, в которой еще раз подтвердить жизненную силу Договора об образовании Союза ССР, волю советских людей и дальше жить в единой семье социалистических наций и народов, наметить перспективы развития советской Федерации, сформулиро вать основные принципы межнациональных отношений.

- 349 -


Предложить закрепить в Конституции СССР ряд новых принципов:

- обязательное участие союзных республик в решении всех наиболее важных вопросов политической, экономической и социально-культурной жизни страны, а также всех без исключения вопросов, касающихся соответствующей союзной республики или региона, в который они входят;

- свободное национальное развитие национальных и этни
ческих групп и численно малых народов; предусмотреть допол
нительные правовые гарантии обеспечения им необходимых в
соответствии с традициями условий жизни и труда; развития са
мобытнои культуры, приобщения к достижениям цивилизации:

- бережное сохранение и развитие всех национальных
культур и языков.

Раскрыть содержание основных положений готовящихся правовых актов (в сопоставлении с альтернативными точками зрения) по проблемам:

- разграничение компетенции Союза ССР и союзных рес
публик. Предусмотреть ограничение круга вопросов, находя
щихся в ведении СССР, расширить самостоятельность и ответ
ственность союзных республик. Ввести правило, согласно ко
торому союзная республика вправе решать все вопросы, кото
рые не отнесены к исключительной компетенции центра;

- дальнейшее развитие правового статуса союзных и авто
номных республик, автономных областей и автономных окру
гов и подготовка соответствующих изменений Конституции
СССР. Показать, что искажение принципа суверенитета рес
публик может стать средством ущемления прав народов, поро
дить неравенство между " коренным" и " некоренным" населени
ем, ослабить и подорвать традиционные экономические связи
и ударить по жизненному уровню населения. (Подход к вопро
су о республиканском гражданстве со стороны лидеров нацио
нальных движений в Прибалтике, Закон Эстонской ССР о
языке);

- новые функции Совета Национальностей Верховно
Совета СССР. Отметить, что за все время существования эта
палата не выполняла своих прямых задач. Порядок создания в Советах всех ступеней, где это необходимо, постоянных комис
сий по вопросам межнациональных отношений, их полномочия. Поставить на обсуждение Пленума вопрос о возможностях образования в союзных республиках по их усмотрению двухпала

350-


тных Верховных Советов, а также о целесообразности обра зования общегосударственного органа по делам национально стей и межнациональных отношений;

- о принципах представительства всех национальностей

страны в органах власти в центре и на местах;

- развитие и углубление прямых связей союзных респуб лик друг с другом, введение института республиканских представительств в столицах других союзных республик;

- возможности повышения роли союзных республик в осуществлении внешней политики и развитии международных связей CCCР;

- создание правового механизма рассмотрения спорных вопросов, включая национально-территориальные, между союзными республиками, автономиями, а также их обращений к центральным органам власти и управления Союза ССР;

- совершенствование национально-государственного, на ционально-территориального устройства СССР, в частности возможного повышения статуса ряда автономных республик, автономных областей и округов, образования национальных рай онов и Советов;

- расширение правовых гарантий в реализации нацио нально-культурных запросов советских граждан, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих таковых; рассмотреть целесообразность под готовки законодательных актов о национально-культурных об щественных организациях и учреждениях, в котором определя лись бы права всех наций, народностей, национальных и этни ческих групп на свободное развитие своей национальной куль туры; изучение национальных языков и обязанности органов власти всемерно содействовать тому, создавать необходимые социально-экономические, политические идеологические условия для этого, предусмотреть формы национально-культурных объединений и самодеятельных организаций, правовые вопросы подготовки национальных кадров, деятельности националь ных школ, издательств, средств массовой информации и другие; о новой редакции Закона СССР о гражданстве, в том числе его статей о соотношении союзных и республиканских гражданств. Увязать вопрос о равном гражданстве с правами человека. Обосновать ленинскими положениями, принципиальной позицией КПСС, а также общечеловеческими нормами, нашедшим отражение в международных пактах о правах человека.

-351 -


- расширение возможности судебного разрешения социально-бытовых конфликтов, возникающих на межнациональной почве;

- решительная борьба с нарушениями законности, прав и интересов граждан на почве межнациональных отношений;

- усиление и неуклонная реализация правоохранительными органами ответственности за разжигание национальной розни, оскорбление национального достоинства, за проповедь
расовой или национальной исключительности".

Были поставлены также задачи по созданию как управ ленческих, так и научных институтов, выпуску журналов, под готовке теле- и радиопередач по вопросам межнациональных отношений. В общем, многое задумывалось весьма разумное но политическая жизнь диктовала свой сценарий.

Всерьез заговорили об обязательных требованиях к пар тайным и советским работникам, занимающих посты в респуб лике — знать местные языки. На страницах журнала ЦК КПСС обсуждается вопрос о федерации в партийном строительстве, возможности для компартий ряда республик в уставах учитывать национальную специфику, скажем, предусматривать право коммунистов на посещение мечети151.

Однако, было уже поздно. Последовали трагедии в Тбили си и Вильнюсе. Горбачев и его ближайшее окружение прово дили фактически страусиную политику в национальной облас ти, проявляя очевидную пассивность и бездействие там, где необходимо было проявлять политическую волю и решитель ность. Нередко Горбачев откровенно " подставлял" своих со трудников в " горячих точках", уходя в сторону. Представлен ный текст материалов пленума по национальным отношениям был существенно урезан. Новационные предложения, исхо дившие от партийных структур, занимавшихся национальной политикой, что называется, клались под сукно. Торпедировался и разработанный проект закона о федерации, на который в то время соглашались даже прибалты. На его основе появлялась возможность если не сохранить Союз, то хотя бы предотвратить его неуправляемый распад.

Все это проявлялось в контексте общего системного кри зиса, потери управления страной, утрате Президентом СССР стратегических ориентиров. Горбачев не шел на реформу партии, испытывал стойкую идиосинкразию к рынку и многопартийности. Он фактически проиграл диспуты в Прибалтике, во

-352-


яжи куда с целью " уговорить" " бунтующие республики" остаться в Союзе превратились в многочасовые словесные баталии и не более того. Владел ли Горбачев проблемами национальной политики, серьезно ли он занимался национальным вопросом? Есть разные мнения на этот счет. Например, его помощник А. С. Черняев отвечает на этот вопрос утвердительно. В частности, он приводит выступление Горбачева на Политбюро в марте 1988 года, где тот призывал к глубокому, " настоящему" исследованию национальных проблем. Черняев считает, что его шеф был " искренен, честен и высоконравственен в подходе к националь ным проблемам", хотя не обходит и " проколы" Горбачева в этой области: неубедительность позиции в отношении Прибал тики и слабость аргументации в стремлении оставить эти рес публики в Союзе, игнорирование информации о сепаратистских настроениях в Западной Украине, более того — попытки ее дезавуировать привычными интернационалистскими шабло нами152. Однако, есть свидетельства иного плана, да и весь итог политической карьеры этого деятеля свидетельствует, что и в этой сфере общественной жизни он оказался не на высоте. Однако, думается, что было бы неверным сводить все к проблеме очевидных ошибок и слабостей Горбачева, личных амбиций политиков (в первую очередь, российских), интересов новых республиканских элит (утвердившихся на волне резко оживившегося и ставшего активной политической силой национального движения), стремившихся к переделу ресурсов и собственности, а также захвату властных постов. Сегодня многие обвиняют Россию и ее руководство, что объявленный ею в 1990 году суверенитет и явился первым и главным звеном по следующей эскалации распада. Однако, есть резон взглянуть на эту проблему более фундаментально.

Могла ли советская, как ранее и царская империя, выдер жать переход к демократической системе? Вряд ли. Сколоченная из разных цивилизационных блоков и функционирующая в 1990 г. в разных экономических, политических и социальных режимах, она была, наверное, обречена. Демократическая Россия уходила из СССР прежде всего, наверное, по той же причине, по которой в 1917-ом уходили регионы и народы из большевистской " Совдепии". И дело отнюдь не в соперничестве Ельцина с Горбачевым, хотя и этот момент нельзя не учитывать. Следует обратить внимание на тезис, выдвинутый и затем развиваемый активным участником данных событий С. Шахра

-353-


ем153. Характеризуя политические процессы, приведшие к рас паду СССР, он называет и такую причину, как попытка союз ного руководства путем претворения так называемого " плана автономизации" ослабить и развалить " ельцинскую" РСФСР. План " боевых действий" против роста влияния нового россий ского руководства назывался " процессом опоры на автономии". За фасадом идеи выравнивая прав всех республик, защиты су веренитета автономий, скрывалось стремление как бы " смешать карты", создав государство из 35 республик, тем самым ликви дировав " мятежную" демократическую РСФСР. 26 апреля 1990 г Верховный Совет СССР принял закон о выравнивании прав союзных и автономных республик в социально-экономической хозяйственной, культурной и иных сферах. Тем самым разме чался правовой фарватер на пути фактического роспуска Рос сийской Федерации.

В это время прозорливо прозвучал голос А. И. Солженицина, опубликовавшего работу " Как нам обустроить Россию". " Надо теперь жестко выбрать: между Империей, губящей прежде всего нас самих, — и духовным и телесным спасением нашего же народа... Держать великую империю, — значит вымертвить свой собственный, народ... Отделением двенадцати республик, этой кажущейся жертвой — Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития, наконец, обратит внимание и прилежание на саму себя", — настаивал писа тель154. И пусть можно спорить о судьбах Украины, Белорус сии и Казахстана в трактовке Солженицына, хотя и здесь был ряд верных суждений, но в том, что процесс отделения должен быть строго регламентирован, занять может быть несколько лет, а не носить " обвальный характер", Солженицын был более, чем прав. Но события потом пошли по самому неконструктив ному варианту155.

Эта неконструктивность пронизывала собой всю послед нюю фазу " доживания" Союза ССР. И фундаменталисты-" охра нители" и революционеры-" разрушители" уже не могли найти основы для консенсуса. Даже новая трактовка прежней аббре виатуры " СССР" — Союз не социалистических, a суверенных республик, — вызывала негодование значительной части чле нов партии. И главное — все проходило на фоне усиливающе гося социально-экономического и политического хаоса в стра не, в умах людей. От центра отшатывались как от источника этого хаоса. " Бросая рублики, бегут республики", — пели участники КВН156.

354-


Думается, что был изначально обречен на провал Ново-огаревский процесс, который будто бы был торпедирован августовским путчем 1991 года, помешавшим превратить СССР в объединение новых независимых государств.

О деталях Новоогаревских дискуссий свидетельствует ин формированный очевидец В. И. Болдин. Жесткую позицию за нимал Б. Н. Ельцин, выступавший за примат воли республик в будущем объединении. Схожие взгляды высказывали предста вители Украины. С подобными же идеями выступали руково дители российских автономий, чье мнение выражал Председа тель Верховного Совета Татарии М. Ш. Шаймиев, считавшие, что автономии должны быть субъектами договорных процедур. Представитель Северной Осетии также настаивал на статусе суверенной республики. К ним примыкали полпреды Якутии, Башкирии, Чувашии, Карелии, Чечено-Ингушетии. Таким образом, возникала перспектива образования более 30 суверенных государств.

Закончилось все беловежскими соглашениями. СССР пре кратил свое существование. Семидесятилетнего юбилея ему отметить было не суждено. А вот о том, как проходил демон таж советской партбюрократической империи, о методах, ме ханизмах, сроках, решениях — разговор должен быть особый. Здесь не на высоте оказались все. В итоге вместо длительного и скрупулезного процесса (переговоров, торгов, согласительных процедур и т. п.) были предприняты сиюминутные решения, последствия которых оказались весьма неоднозначны. Конеч но, всему можно найти оправдания и объяснения, но утрачен ного, как говорится, не воротишь.

В этом плане вспоминаются высказывания партийных ру ководителей, в том числе и на этапе " перестройки", что опыт советского многонационального государства впервые в истории продемонстрировал как многонациональный состав населения из источника слабости страны превращается в фактор силы. подтвердила это с точностью до... наоборот.

Однако, констатируя все очевидные противоречия советской национальной политики, главное из которых состояло в том, что самые гуманистические идеи и намерения по гармо низации межнациональных отношений существовали как со ставляющая тоталитарной системы, не надо приписывать этой политике то, чего она в себе не несла. В частности, не было в ней русификаторской доминанты.


 


-355-


 

 

Национальная политика КПСС свидетельствует, что она не была направлена на консолидацию народов, а преимущество давалось великому русскому народу и не поэтому ли интернационализма стала продолжением теории мессионизма, принцип которой: " где русский, там и его земля", — утверждает один из авторов вышедшего не так давно на Украине этнополитического словаря. Это не так. Метаморфоза интернационализма обернулась и против русского народа. Но виновен ли в этом интернационализм? Стоит подумать.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.