Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности обмена земельных участков







Показатели


До землеустройства

1-е хозяйство 2-е хозяйство


По проекту землеустройства

1-е хозяйство 2-е хозяйство


 

 

Урожайность зерновых, ц с 1 га Себестоимость 1 ц зерновых, руб. Закупочная цена, руб. Чистый доход, руб. Площадь, подлежащая обмену, 13, 5 8, 4 15, 0 9, 2 20, 0 6, 7 21, 5 7, 4
12, 5 55, 4 100 12, 5 49, 5 100 12, 5 116, 0 12, 5 109, 6
Расстояние до участка, км Транспортные расходы, руб.: на перевозку грузов на перевозку рабочих Себестоимость выполнения 10, 5 129 45 290 12, 7 164 58 450 4, 3 104 33 206 4, 8 120 44 317

полевых механизированных работ, руб.

 
 
 
 

Чистый доход со всей площа­ди, руб.

При расчетах экономической эффективности землеустройства урожайность культур по проекту берется равной средней факти­ческой величине в целом по хозяйству, а до землеустройства при­нимается равной конкретному значению урожая на участке. Ана­логичным образом определяется и величина себестоимости про­дукции.

Расчет эффективности ликвидации чересполосицы путем без­возмездного изъятия у хозяйств удаленных кормовых угодий и об­разования на их базе самостоятельного кормопроизводящего хо­зяйства рассмотрим на примере землеустроительных работ, прове­денных нами совместно с Н. М. Матасовой в 1982—1984 гг. в Лу­ховицком районе Московской области.

Общая площадь заливных сенокосов в районе составляет 7, 6 тыс. га, из них 2, 4 тыс. га расположено на 16 чересполосных участках, находящихся в пользовании 9 хозяйств. Размер участков колеблется от 11 до 680 га, среднее расстояние от них до хозяйств составляет 17, 5км.


Урожайность сенокосов на пойменных землях невысока, что объясняется несвоевременным выполнением работ, низкой куль­турой земледелия.

Было рассмотрено два возможных варианта использования кормовых угодий: в составе существующих землепользовании и в самостоятельном предприятии. По варианту I предполагается иметь 16 чересполосных участков средней площадью 237 га с дли­ной сенокосооборотного участка 924 м. Всего организуется 16 се-нокосооборотов, площадь под дорогами составляет 16, 8 га. Вари­ант II предусматривает создание предприятия по производству кормов на площади 6, 3 тыс. га с введением первой очереди на площади 3, 9 тыс. га и организацией 4 сенокосооборотных масси­вов средней длиной 1340 м. Площадь под дорогами в этом случае равна 11, 8 га.

Для эффективного использования кормовых угодий в обоих ва­риантах предусматривается перевести в сенокосы 1, 3 тыс. га паст­бищ, провести культуртехнические работы на площади 3, 9 тыс. га и реконструкцию существующей осушительной сети на площади 1, 5 тыс. га. Для поддержания нормального водного режима рек, охраны водоплавающей птицы предусмотрено сохранить 18 га бо­лот и защитно-кустарникового пояса вокруг озер на площади Юга. С целью предупреждения русловой эрозии, заноса песком пойменных земель и регулирования водного режима территории на площади 32 га запроектирована система защитных лесонасаж­дений.

При сравнении вариантов принято, что на одних и тех же учас­тках сенокосов, но в составе разных землепользователей можно достичь одинаковой продуктивности угодий. Структура себестои­мости продукции по элементам затрат приведена в табл. 118.

118. Себестоимость возделывания красного клевера на сено и гранулы, руб. на 1 га*

 

 

  Сено Гранулы
Элементы затрат        
       
  вариант I вариант II вариант I вариант II
Зарплата 14, 63 14, 07 29, 38 23, 26
Амортизационные отчисления, затра- 40, 14 39, 77 148, 90 147, 53
ты на текущий ремонт и хранение        
техники        
Топливо и смазочные материалы 2, 98 2, 87 126, 58 121, 91
Семена 27, 75 27, 75 27, 75 27, 75
Удобрения 20, 92 20, 92 48, 52 48, 52
Прочие прямые затраты 4, 17 3, 91 2, 96 2, 70
Итого прямых затрат 110, 59 109, 29 384, 09 376, 67
Общехозяйственные и общепроиз- 11, 06 10, 93 38, 41 37, 67
водственные расходы        
Всего затрат 121, 65 120, 22 422, 50 414, 34

* Выход сена 1-го укоса — 4 т с I га, 2-го укоса — 3 т с 1 га.


Расчеты велись по перспективным технологическим картам возделывания сеяных культур на сено и гранулы; основные эле­менты затрат дифференцировались по вариантам в зависимости от нормы сменной выработки агрегатов, обусловленной неодинако­вой организацией территории. Из полученных данных видно, что даже при одинаковой доле общепроизводственных и общехозяй­ственных расходов себестоимость продукции в отдельном пред­приятии ниже.

Анализ технологических карт показывает, что в предприятии по производству кормов сокращаются затраты труда на производ­ство продукции. Так, в варианте ] они составляют 21, 9 чел.-ч на 1 га клевера на сено, в варианте II — 18, 6 чел.-ч. Если на 100 га по­сева клевера при использовании земель в составе многих земле­пользовании для выполнения 24 производственных операций тре­буется 19, 5 условного агрегата, то в одном предприятии — только 16, 5. Тем самым уменьшаются капитальные затраты на приобрете­ние сельскохозяйственной техники, а также соответствующие амортизационные и эксплуатационные расходы.

При организации самостоятельного хозяйства по производству кормов может возникнуть необходимость сопоставить характер ис­пользования кормовых угодий при различных способах заготовки кормов (сено, травяная мука, брикеты и т.д.). В этом случае к рас­смотренным ранее добавляются показатели, учитывающие специ­фику производства кормов, их биологические особенности и др.

Так, например, при брикетировании кормов за счет усложне­ния технологии производства и применения более дорогой систе­мы машин растет себестоимость единицы продукции. Вместе с тем увеличиваются питательность кормов и, как следствие, доход от продукции животноводства. При производстве брикетирован­ных кормов сокращаются затраты на их транспортировку в хозяй-

Основные экономические показатели вариантов проекта землеустройства

 

 

Показатели Вариант I Вариант II
сено гранулы сено гранулы
         

Общая площадь участка, га 3908, 0 3908, 0 3908, 0 3908, 0

Количество обособленных участков 9 9 11

Площадь под дорогами, га 16, 8 16, 8 11, 8 11, 8

Общая площадь кормовых угодий, 3891, 2 3891, 2 3896, 2 3896, 2

га

Капитальные затраты, тыс. руб. 1306, 7 3136, 7 1290, 3 3120, 3

Выход валовой продукции, т 27, 24 27, 24 27, 27 27, 27

Стоимость 1 т продукции, руб. 45 155 45 155

Стоимость валовой продукции, 1225, 73 4221, 95 1227, 30 4227, 37

тыс. руб.

Затраты на производство кормов, 121, 65 422, 50 120, 22 414, 34

руб. на 1 га

Издержки производства, тыс. руб. 473, 36 1644, 03 468, 40 1514, 35

Чистый доход, тыс. руб. 752, 87 2577, 92 758, 90 2613, 02


ства, покупающие корма; ввиду лучшей фактуры брикетов умень­шается стоимость строительства складских помещений. При бри­кетировании объем сеносоломистых кормов уменьшается в 10— 15 раз, что облегчает их транспортировку и снижает стоимость пе­ревозок. Для хранения брикетов требуется в 3 раза меньше складс­ких помещений, чем для кормов I группы.

Общий экономический эффект организации межхозяйствен­ного предприятия по производству кормов рассчитан в табл. 119. Чистый доход при передаче земель новому предприятию по про­изводству сена и брикетов будет выше, чем при использовании их в составе отдельных землепользовании.

6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Изъятие и отвод земель для несельскохозяйственных пред­приятий, организаций и учреждений, упорядочение их земле­пользовании проводятся на основе проекта межхозяйственного землеустройства. При подготовке материалов на изъятие земель для строительства крупных объектов до начала их проектиро­вания разрабатывается технико-экономическое обоснование це­лесообразности отвода земель с учетом экономических и эколо­гических факторов, выбора места размещения объектов и разме­ров отвода.

Проект изъятия и предоставления земель для несельскохозяй­ственных целей включает:

обоснование размещения, размеров и границ предоставляемого земельного участка;

определение состава и ценности изымаемых земель;

выбор мероприятий по устранению отрицательных послед­ствий отвода земель на развитие производства, расселение, орга­низацию территории, охрану земель и природной среды;

расчет и обоснование размеров убытков, возмещаемых земле­владельцам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, указание способов их возме­щения;

технические условия рекультивации земель, подлежащих нару­шению, а также снятия, сохранения и использования плодородно­го слоя почвы с изымаемого участка;

установление охранных зон создаваемых предприятий;

предложения по режиму и условиям пользования землей;

исходные данные для установления размеров земельного налога;

очередность осуществления мероприятий, намеченных про­ектом, порядок перехода к пользованию предоставленными участками.


При изъятии для несельскохозяйственных целей значительных площадей в составе проекта разрабатывают предложения по реор­ганизации существующих землевладений и землепользовании.

Утвержденный проект переносится в натуру. На его основе подготавливают и выдают документы, подтверждающие право пользования землей.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (2001 г.) возмещению в полном объеме, включая упущенную вы­году, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или му­ниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности дру­гих лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, зем­лепользователей и арендаторов земельных участков.

Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам зе­мельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 57 Земельного кодекса;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотрен­ных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 ст. 57 Земельного кодекса.

Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, дея­тельность которых вызвала необходимость установления охран­ных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, земле­владельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение ка­чества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендато­ров земельных участков определяются с учетом стоимости их иму­щества на день, предшествующий принятию решения об изъятии зе­мельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользо­вателей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных учас­тков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам зе­мельных участков, причиненных изъятием или временным заня­тием земельных участков, ограничением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арен­даторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правитель­ством Российской Федерации.

В настоящее время оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооруже-


ний, расположенных на изымаемом или временно занимаемом зе­мельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, произ­водится по сметной стоимости строительства новых зданий, объек­тов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вмес­тимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам).

Предприятия, учреждения и организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересован­ными пользователями земли вместо возмещения стоимости рас­положенных на этих участках зданий, объектов и сооружений мо­гут осуществлять своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо стро­ительство новых зданий и сооружений.

В случае, если при строительстве новых зданий, объектов и со­оружений предусматриваются их модернизация или расширение, дополнительные затраты оплачиваются пользователем земли, для которого ведется строительство.

Стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюд­жетных средств до 1 января 1992 г. и не переданных в собственность юридических лиц, на землях которых они расположены, при изъя­тии или временном занятии земельных участков возмещается новы­ми пользователями земли органам местного самоуправления, на тер­ритории которых расположены эти объекты, по действующим на мо­мент изъятия земель расценкам на мелиоративное строительство. Стоимость указанных объектов, построенных после 1 января 1992 г. за счет бюджетных средств, возмещается соответствующим органам самоуправления, за счет средств которых они были построены.

В случае, если пользователи земли в процессе эксплуатации ме­лиоративных объектов несли затраты на их реконструкцию или рас­ширение, при изъятии или временном занятии участков указанные затраты подлежат возмещению понесшим убытки пользователям.

При изъятии земли или временном ее занятии, в результате ко­торого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяют, исходя из сметной сто­имости работ на строительство новых или реконструкцию суще­ствующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ, по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия.

Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т. п.) производится по сметной стоимости работ на строительство но­вых водных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также за­щитных и других многолетних насаждений производится по стоимо­сти саженцев и затратам на посадку и выращивание до начала плодо­ношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель).


Незавершенное строительство и плодово-ягодные неплодоно­сящие насаждения оцениваются исходя из фактически произве­денных пользователем земли работ и осуществленных затрат в це­нах на момент изъятия земель.

Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в ис­пользовании земли (образование островов при наполнении водо­хранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение террито­рии коммуникациями и т. п.), определяют по сумме единовремен­ных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, дру­гих сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и других транспортных средств.

Убытки, связанные с ухудшением качества земли, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других спе­циальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обес­печивающих восстановление качества земли, и определяются по проектной документации.

Убытки (затраты), связанные с ограничением права пользова­телей земли, включают затраты на выполнение строительных, ме­лиоративных и иных работ, приобретение материалов и оборудо­вания, необходимых для восстановления снизившегося объема производства.

Упущенная выгода является частью убытков пользователей зем­ли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Она связана с прекращением ежегодных доходов, получа­емых пользователями с изымаемых участков за период, необходи­мый для восстановления нарушенного производства. Возмещение упущенной выгоды производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение пе­риода восстановления нарушенного производства.

Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам произ­водства в натуральном выражении в среднем за 5 лет по ценам, дей­ствовавшим на момент изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий пе­риод в соответствии со сложившимися темпами инфляции.

Упущенная выгода в настоящее время исчисляется путем умно­жения величины ежегодного дохода на коэффициент, соответ­ствующий периоду восстановления нарушенного производства.

Продолжительность периода восстановления Коэффициент пересчета теряемого

нарушенного производства ежегодного дохода

1 год 0, 9

2 года 1, 7

3 года 2, 5

4 года 3, 2
5 лет 3, 8

6—7 лет 4, 6

8-10 лет 5, 6


11 —15лет 7, 0

16—20 лет 8, 2

21-25 лет 8, 9

26-30 лет 9, 3

31 год и более 10, 0

Периоды восстановления нарушенного производства устанав­ливают при землеустроительном проектировании по каждому виду нарушаемого и восстанавливаемого производства.

Приведенный порядок расчета упущенной выгоды использует­ся также и для ее исчисления в случаях ограничения прав пользо­вателей земли или ухудшения качества их земель, если данные ог­раничения (ухудшение качества) приводят к снижению ежегодно­го дохода за период, после которого права пользователей и каче­ство земель восстанавливаются.

В случаях, когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещает­ся за весь срок, включая год изъятия земель и год получения уро­жая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равного дос­тигнутому на изымаемых землях.

Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполне­нии водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобще­ние территории коммуникациями и т. п.), исчисляется как де­сятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транс­портных средств после изъятия земель (с образованием не­удобств) и до их изъятия.

Потери сельскохозяйственного производства — это потери, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также ограничением их использования в результате деятельности предприятий, орга­низаций и учреждений. Они выражаются в выводе из оборота про­дуктивных угодий или снижении их продуктивности и возмеща­ются в целях сохранения сельскохозяйственного потенциала от­дельных территорий, регионов, страны в целом.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмеще­нию в трехмесячный срок после принятия решения об:

1) изъятии сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, для использования их в целях, не связанных с ведением сельс­кого хозяйства;

2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных уго­дий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земли сельскохозяйст­венного назначения, оленьи пастбища для использования их в це­лях, не связанных с ведением сельского хозяйства;


2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бес­платно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установле­нии арендной платы.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства ис­пользуются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики. Разрабатыва­ются они применительно к различным зонам страны с учетом ти­пов и подтипов почв на изымаемых участках (всего выделено 13 таких зон).

Федеральной службе земельного кадастра (ранее — Госкомзе-му) предоставлено право уточнять по мере необходимости утверж­денные нормативы с использованием данных государственной по­квартальной индексации цен на оборудование, материалы и стро­ительно-монтажные работы, применяемые при освоении новых земель. Кроме того, органам исполнительной власти краев, облас­тей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга предоставлено право по представлению комитетов по зе­мельным ресурсам и землеустройству устанавливать повышающие коэффициенты (но не более чем в 3 раза) к нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд при изъятии, времен­ном занятии или ухудшении качества земель городов, являющихся центрами краев, областей, автономных образований, а также горо­дов с населением более 100 тыс. человек, их пригородных зон и особых территорий (районов), имеющих уникальные почвенно-климатические условия для производства отдельных видов сель­скохозяйственной продукции.

Границы зон и территорий, на которые распространяются ука­занные коэффициенты, утверждаются в порядке, установленном для пригородных зеленых зон и территорий с особым правовым режимом.

Органам местной исполнительной власти также предоставлено право устанавливать повышающие или понижающие коэффици­енты к нормативам в зависимости от качества земель конкретного участка, его размеров, местоположения и значимости для произ­водства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, но при этом в среднем должен быть выдержан установленный для данного региона норматив.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудше-


нием качества сельскохозяйственных угодий под влиянием дея­тельности предприятий, учреждений, организаций, определяют в процентах от норматива стоимости освоения новых земель про­порционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используют планово-карто­графические материалы, данные почвенных обследований, зе­мельного кадастра и мониторинга земель.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются в случаях:

предоставления земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

предоставления естественных кормовых угодий под строитель­ство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выро-стных хозяйств и рыбоводных предприятий;

отвода земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

изъятия земель при отнесении их в установленном порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения;

консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Средства, поступающие в бюджет в порядке возмещения по­терь сельскохозяйственного производства, могут использоваться на проведение следующих видов работ:

освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья;

засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов;

строительство дорог к осваиваемым земельным участкам;

коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, восстанов­ление плодородия почв деградированных и загрязненных сельско­хозяйственных угодий;

строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем;

создание защитных лесных насаждений;

заготовка и использование торфа на удобрение;

проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботани­ческих и других работ, связанных с изучением земельных ресур­сов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улуч­шением используемых сельскохозяйственных угодий.

Выявление отрицательных последствий строительства и эксп­луатации несельскохозяйственного объекта для сельскохозяй­ственного производства — один из самых сложных вопросов при межхозяйственном землеустройстве.

Прежде всего это связано с многообразием типов отводов. Зем­ли в бессрочное или временное пользование могут отводиться для размещения самых различных объектов и технологических участ-


ков — промышленных площадок, скважин различного назначе­ния, линейных сооружений (электросетей, трубопроводов, авто­дорог, железных дорог и т. п.), объектов водного транспорта, аэро­дромов и взлетно-посадочных полос, объектов добывающей про­мышленности (отвалов, карьеров, насыпей, шахт), шлаконакопи-телей и золоотвалов, свалок и захоронений, атомных и тепловых электростанций, водохранилищ и т. д. Названные объекты могут размещаться в различных регионах и зонах со специфическими природными условиями и направленностью сельскохозяйствен­ного производства.

Кроме того, любой отвод земель для несельскохозяйствен­ных нужд следует рассматривать как постоянно изменяющийся в пространстве и во времени процесс воздействия на агроланд-шафт, имея в виду, что масштабы техногенных нарушений мо­гут в десятки раз превышать площади отводов, а сам процесс растягиваться на многие годы и протекать с разной степенью интенсивности. Так, отвод земель под водохранилища факти­чески завершается его наполнением до нормального подпорно­го уровня, а процессы берегопереработки, подтопления и засо­ления земель с этого момента лишь начинаются и постепенно усиливаются. Загрязнение почвенного покрова промышленны­ми выбросами в атмосферу имеет своим началом срок ввода в эксплуатацию несельскохозяйственного объекта, а затем может продолжаться с разной степенью интенсивности в течение всего срока службы объекта или прекратиться после внедрения безот­ходных технологий.

Таким образом, под отрицательными последствиями предо­ставления земель для несельскохозяйственных нужд следует пони­мать все последствия, в результате которых происходят неблаго­приятные количественные и качественные изменения в условиях сельскохозяйственного использования земель, начиная с изыска­тельских работ и кончая периодом эксплуатации объекта. В насто­ящее время такой комплексный учет практически не ведется, хотя проблема эта уже давно назрела.

Законодательством России предусмотрена организация зе­мельного мониторинга. Такой мониторинг должен представ­лять четко функционирующую систему наблюдений, выявле­ния и оценки изменений в состоянии земельного фонда под влиянием антропогенных воздействий. На базе этих данных будут разрабатываться соответствующие прогнозы и практи­ческие рекомендации по размещению несельскохозяйственных объектов.

Организации мониторинга должна предшествовать разработка так называемого «дерева последствий» воздействия каждого типа отводов на агроландшафт применительно к конкретным природ-но-сельскохозяйственным зонам.


7. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТЫ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ

Сервитут — это экономическое отношение между владельцем земли и другими субъектами по поводу одновременного использо­вания различных свойств принадлежащего ему участка, в том чис­ле в качестве средства производства, пространственного базиса, рекреационного ресурса и др.

Поскольку владелец земли обременен различными издержками, связанными с сохранением почвенного плодородия, осуществлени­ем своего права собственности на землю, несет затраты в виде зе­мельного налога, страховых и экологических платежей и т. п., часть этих затрат должна быть переложена на сервитутного пользователя, что и делается в зарубежных странах с хорошо отработанным земель­ным законодательством (Франция, Швеция, Германия, США).

В нашей стране в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник зе­мельного участка, обремененного сервитутом, также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах ко­торых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование дан­ным участком. Однако в настоящее время плата за сервитуты практически не взимается, что наносит землевладельцам большой ущерб — прежде всего сельскохозяйственным предприятиям, земли которых обременены различными ограничениями.

К ним относятся, в частности, ограничения по использованию земель в охранных зонах вдоль высоковольтных линий электропе­редач, линий связи, защитных зонах магистральных трубопрово­дов, санитарно-защитных и других зонах вдоль автомобильных дорог, на территориях, прилегающих к промышленным предпри­ятиям, в прибрежных полосах и водоохранных зонах рек, которые размещены на землях сельских товаропроизводителей.

Рассечение земель сельскохозяйственных предприятий линей­ными объектами, имеющими, кроме того, охранные зоны, приво­дит к удорожанию стоимости продукции, дополнительным не­удобствам и затратам на холостые переезды сельскохозяйственной техники с участка на участок, повороты и заезды агрегатов при выполнении полевых механизированных работ, росту транспорт­ных затрат вследствие разобщенности и расчлененности массивов, снижению объемов производства сельскохозяйственной продук­ции на землях, имеющих различного рода ограничения.

По данным проведенных нами обследований, доля земель сельскохозяйственных предприятий, имеющих обременения и ог­раничения в использовании, находится в пределах от 15 до 60 % их площади и более.

В 2000 г. Госкомземом и Федеральным земельно-кадастровым центром «Земля» выпущено пособие «Ограничения (обремене­ния) прав на использование земельных участков» (М.: Госкомзем,


2000). Землеустроительными организациями в 1995 г. в админист­ративных районах начали разрабатываться «Дежурные карты огра­ничений и обременении в использовании земель». Всего в 1995— 1996 гг. было разработано 338 таких карт.

С 1996 г. в районах стали разрабатываться «Дежурные земель­но-кадастровые карты и планы». На них отображаются границы земельных участков, их кадастровые номера, объекты недвижимо­сти, границы сервитутов, обременении и ограничений. Эти мате­риалы могут быть использованы при введении ежегодных плате­жей предприятиями промышленности, транспорта, связи, энерге­тики, водного хозяйства и других отраслей, объекты которых раз­мещаются на землях сельскохозяйственного назначения и определяют ограничения, обременения и неудобства в использо­вании земель, в пользу сельскохозяйственных предприятий, то есть при введении платы за сервитуты.

Потери (убытки) и упущенная выгода землевладельцев, через территории которых проходят различные трубопроводы, доро­ги, сети и другие линейные объекты, огромны, так как протя­женность их очень велика. В Российской Федерации только протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопроводы, — 151 тыс. км, нефтепровод-ные магистрали — 48, 5 тыс., нефтепродуктовые магистрали — 15, 5 тыс. км.

С помощью магистрального трубопроводного транспорта пере­мещается 100 % добываемого газа, около 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубо­проводам продукции доля газа составляет 55, 4%, нефти —40, 3, нефтепродуктов — 43 %.

Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплу­атируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн кВт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газорас­пределительных станций. В состав сооружений магистраль­ных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12, 7 млн. м3. Состояние транспортных магистральных трубопро­водов нефтегазового комплекса характеризуется такими показа­телями: 85 % газопроводов и 59 % нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет, менее Шлет эксплуатируются око­ло 1 % газопроводов и около 1 % нефтепроводов; 40 тыс. км га-


зопроводов выработали свой ресурс; 40 % нефтепроводов к 2000 г. превысили нормативный срок эксплуатации.

В ряде густонаселенных субъектов РФ (Московская, Ленин­градская, Воронежская обл., Краснодарский край и т. п.) плот­ность линейных объектов на 1 га площади гораздо выше, чем в целом по стране. Так, по территории только пригородной зоны Воронежа проходит 390, 4 км железных дорог, в том числе 239, 4 км общего пользования и 151км остальных; 2, 8 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (159 км федераль­ного значения, 1601км территориальных и 97 км ведом­ственных); 246 км нефтепродуктопроводов и 204, 1км отводов от них; 77, 0 км высоковольтных линий на 110 кВ, 214 км — на 220 кВ, 30 км — на 330 — 500 кВ; 165 км магистральных га­зопроводов и 49 км отводов от них; 510 км линий связи и др. Площади земель, обремененных различными ограничениями в пригородной зоне Воронежа, показаны в табл. 120 (данные ЦЧОНИИГипрозема).

Площадь земель, обремененных ограничениями только в пользу предприятий, имеющих линейные объекты (трубопро­воды, ЛЭП, линии связи и т.п.), составляет 199, 5тыс. га, в том числе федерального значения — 132, 5 тыс. га, или 5, 1% площади земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее сельхозпредприятия, имеющие из-за этого неудобства в использовании земель, не получают никаких компенсацион­ных платежей.

Основанием для определения платы за сервитута могут слу­жить землеустроительные дела, оформляемые на основании про­ектов межхозяйственного землеустройства при отводах. Размер оплаты может быть достаточно большим. Например, Н. Н. Болку-нова, используя применяемую во Франции методику расчета ущерба, наносимого сельскохозяйственным производителям раз­мещением опор высоковольтных линий электропередач, приводит следующие данные (табл. 121).

Этот ущерб включает в себя дополнительные затраты на агро­технические работы, стоимость потерь урожая, издержки на борь­бу с сорняками.

В США величина ущерба на одну опору ЛЭП в зависимости от ее размещения на поле составляет: в середине поля 31, 48 долл., на краю поля 36, 74 долл.

Н. Н. Болкунова и И. Б. Загайтов рекомендуют в состав платы за сервитута сельскохозяйственным предприятиям от пользовате­лей инженерных сетей и коммуникаций включать:

арендную (сервитутную) плату в пользу предприятия — соб­ственника земли;

компенсационные платежи сервитутопользователя за потери и убытки сельскохозяйственного производства от функционирова­ния инженерных сетей и коммуникаций.


о







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.