Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В севообороте






Показатели


Площадь сахарной свеклы в севообороте Число полей в севообороте (/) Планируемая урожайность в целом по хозяйству, ц с 1 га (Уок) Балл севооборота (Бск) Балл пашни хозяйства (Бок) Предшественники в севообороте:

I поле

II поле

Коэффициент, учитывающий отношение культуры к предшественнику (К.к):

I поле

II поле
среднее значение

Планируемая урожайность, ц с 1 га (Уск) Закупочная цена, руб. за 1 ц Стоимость выращенного урожая, тыс. руб. Прирост стоимости валовой продукции (ДВП)


 

   
85 80 76 80
Сукуруза на силос Озимая пшеница Озимая пшеница Подсолнечник
1, 11 1, 09 1, 10 350, 6 4, 8 336, 6 1, 09 0, 88 0, 985 280, 7 4, 8 269, 5

67, 1



Аналогичным образом ведется расчет по всем культурам, вхо­дящим в севооборот. В нашем примере стоимость валовой продук­ции в первом варианте составила 1005, 6 тыс. руб., во втором — 910, 5 тыс., на год землеустройства при сопоставимом уровне уро­жайности и цен — 878, 4 тыс. руб.

Расчет затрат проводят на основе моделирования себестоимос­ти продукции с учетом пространственных свойств землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЗЕМЛИ

Отсутствие надлежащего учета производительных и территори­альных свойств земли приводит к тому, что удаленные мелкокон­турные участки пашни вследствие необоснованности и невыгод­ности их намечаемого использования выбывают из сельскохозяй­ственного оборота, зарастают кустарником, мелколесьем. Растут транспортные затраты и другие издержки производства. Поэтому при разработке проектов землеустройства необходимо оценить, как будет складываться себестоимость продукции на всех землях, в том числе на удаленных, мелкоконтурных или обособленных участках пашни, в различных севооборотах и полях, с тем чтобы проектные решения были экономически выгодными и обеспечи­вали снижение себестоимости продукции.

Заметим, что если для разработки показателей и нормативов по производству продукции животноводства на комплексах и фермах в зависимости от их размеров и размещения есть необходимые данные (например, материалы статистической отчетности по жи­вотноводческим подразделениям), то для определения себестои­мости продукции по конкретным земельным массивам с учетом их плодородия, местоположения и других факторов таких данных нет. Поэтому здесь необходим нормативный метод, базирующийся на моделировании структуры себестоимости в зависимости от раз­личных нормообразующих факторов.

В качестве исходной информации наиболее целесообразно ис­пользовать технологические карты по возделыванию сельскохо­зяйственных культур, учитывающие научно обоснованную и ре­альную обеспеченность сельскохозяйственных предприятий тех­никой, удобрениями, семенами, рекомендуемые способы прове­дения работ в подходящие сроки.

Затраты на производство продукции растениеводства склады­ваются:

из заработной платы с начислениями;

стоимости семян;

стоимости ТСМ;

стоимости удобрений;


стоимости услуг автотранспорта по перевозке семян, удобре­ний, выращенного урожая;

суммы амортизационных отчислений по сельскохозяйственной технике, а также по постройкам и сооружениям;

затрат по текущему ремонту, техническому обслуживанию и хранению основных средств;

прочих прямых затрат (стоимость пестицидов, авиаработ, дру­гих прямых затрат, не учтенных выше);

общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Прямые затраты на оплату труда слагаются из тарифного фон­да (берется из технологических карт и включает в себя оплату тру­да за выполненный объем работ); дополнительной оплаты за каче­ство работ; доплат за классность, за стаж, за продукцию; отпуск­ных; повышенной оплаты на уборке; начислений за социальное страхование и других начислений (в Пенсионный фонд и т. п.).

Стоимость семян определяется исходя из норм высева и их фактической себестоимости с учетом производственных затрат на очистку и сортировку (при покупке семян — по ценам приобрете­ния).

Стоимость ТСМ берется непосредственно из технологичес­ких карт.

Стоимость удобрений и ядохимикатов устанавливается исходя из планируемых доз внесения и действующих оптовых цен (с уче­том наценок). Навоз оценивается по действующим ценам за 1 т.

Стоимость услуг автотранспорта рассчитывают, исходя из тре­буемого объема перевозок семян, удобрений, продукции и себе­стоимости 1 ткм. При более точных расчетах необходимо учитывать класс перевозимых грузов и соответствующие тарифы. В себестои­мость продукции входят как внутрихозяйственные (с усадьбы на поля, с полей на усадьбу, между усадьбами), так и межхозяйствен­ные (с усадьбы на погрузочные пункты) перевозки.

Затраты на амортизацию, текущий ремонт и хранение по тех­нике берут из технологических карт, по складским помещениям и хранилищам — рассчитывают, исходя из норм амортизации и фак­тической величины эксплуатационных расходов.

Стоимость авиаработ определяется так же, как и транспортные расходы.

Накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйствен­ные) распределяются пропорционально сумме оплаты прямых затрат труда, амортизационных и эксплуатационных расходов.

Основными элементами структуры себестоимости продукции являются оплата труда (От), сумма амортизационных отчислений, эксплуатационных расходов и затрат на хранение сельскохозяй­ственной техники (Ао). Они могут быть вычислены по формулам

т (2- т О

От = X О-п' От/ = 777^' А0 = X А0/-; А0/- = —П,
/=1 Щ 1=1 Щ


где От, —тарифный фонд оплаты труда на; '-й технологической операции, опре­деляется в зависимости от вида и разряда работ, форм оплаты труда на основа­нии действующих тарифных ставок; (— тарифная ставка; й —объем работ на /-й технологической операции; И^ — выработка за 1 ч сменного времени; А0, - — общая сумма амортизационных отчислений, эксплуатационных расходов и за­трат на хранение сельскохозяйственной техники на /-й технологической опера­ции; П — амортизационные и эксплуатационные расходы в расчете на 1 ч смен­ного времени.

Затраты на топливо и смазочные материалы (Т) зависят от объема работы ((), ■), нормы расхода топлива и его цены (Ц). Они могут быть вычислены следующим образом:

т

/=1

В связи с различным уровнем механизации производственных процессов, разным набором технических средств, имеющихся в хозяйствах, зависимостью технологических операций от конкрет­ных природных и экономических условий установление структу­ры прямых затрат на каждой операции при их огромном количе­стве представляет собой очень трудоемкую работу. В то же время практика показывает, что для оценки затрат на возделывание сельскохозяйственных культур с достаточной точностью можно использовать перспективные технологические карты.

Анализ технологических операций, определяющих в совокуп­ности величину основных элементов структуры себестоимости продукции, показывает, что часть из них зависит от производи­тельных свойств земли, выражающихся в урожайности сельскохо­зяйственных культур. Это нормы выработки сельскохозяйствен­ной техники на уборочных работах, объемы перевозимых грузов, погрузочно-разгрузочных работ на уборке урожая и т. д. Таким об­разом, различия в урожайности культур приводят к изменению се­бестоимости продукции.

Исследования свидетельствуют, что изменение затрат на возде­лывание сельскохозяйственных культур в зависимости от уровня их урожайности наиболее целесообразно определять по следую­щей формуле (обозначения наши):

с Ср/йу

У(1+КуСКЗС +КупК3п)

где Су — себестоимость продукции в зависимости от изменения урожайности, руб. на 1ц; С0 — норматив прямых затрат на возделывание сельскохозяйственных культур, руб. на 1 га; ту коэффициент изменения прямых затрат в зависимости от урожайности культур, природных условий, уровня механизации производ­ственных процессов; У — планируемая урожайность сельскохозяйственных куль­тур, ц с 1 га; Кус, К^, — коэффициенты, характеризующие отношение массы соот­ветственно сопряженной и побочной продукции к основной; Кзс, Кзп — коэффи­циенты, учитывающие соотношение затрат при получении соответственно сопря­женной и побочной продукции к основной продукции [34, с. 71].


Наши исследования и практика сельскохозяйственного произ­водства свидетельствуют о влиянии на себестоимость продукции, помимо урожайности, территориальных свойств земли, что требу­ет их учета при экономическом обосновании проектов внутрихо­зяйственного землеустройства.

Например, от размера и конфигурации участков пашни зависят прямые затраты на оплату труда механизаторов, расход топлива и амортизация сельскохозяйственной техники на полевых работах: вспашке, севе, уборке и др. Не зависит от крупности и конфигура­ции контуров оплата таких работ, как погрузка и транспортировка удобрений, семян, урожая, подвоз воды и приготовление раство­ров ядохимикатов, скирдование соломы, сушка и сортировка зер­на, картофеля и др., а также соответствующие амортизационные отчисления, эксплуатационные расходы, затраты топлива и сма­зочных материалов.

Расстояния перевозок грузов определяют прямые затраты на оплату труда, расход топлива и смазочных материалов, амортиза­цию основных средств производства на всех транспортных рабо­тах и не влияют на соответствующие затраты при выполнении по­левых, погрузочно-разгрузочных и других работ.

Таким образом, общую себестоимость продукции можно пред­ставить как сумму затрат, зависящих и не зависящих от террито­риальных свойств земли.

Разделим себестоимость всех технологических операций на следующие совокупности:

Сь /= 1, 2,..., /—не зависящие от территориальных свойств земли;

Сь /=/+ 1, /+ 2,..., к — зависящие от технологических свойств земли (размера и конфигурации массивов, длины гона, рельефа местности, механического состава почв, степени увлажненности, культуртехнического состояния), влияющих на производитель­ность сельскохозяйственной техники;

С, -, / = к + 1, к + 2,..., т — зависящие от удаленности земельных массивов.

Тогда общая себестоимость отдельных видов продукции при заданной урожайности будет равна

/к т

с0 = ХС/+ х с/+ х с,,

/=1 /=/+1 /=/< +1

Анализ технологических карт возделывания сельскохозяй­ственных культур по хозяйствам Центрального экономического района подтверждает эту зависимость (табл. 55).

Из таблицы видно, что затраты, зависящие от размера, конфи­гурации, культуртехнического состояния контуров пашни, релье­фа местности, механического состава и увлажненности почв, со­ставляют в среднем от 13, 8 до 40, 7 %, а расходы по транспортиров­ке продукции — от 5, 3 до 28, 8 % общей суммы прямых затрат.


55. Удельный вес затрат, зависящих от технологических свойств и удаленности угодий, в общей сумме прямых затрат (в среднем, в ценах 1990 г.)

 

  Прямые затрать , руб. на 1 га Удельный вес затрат (%), зависящих
Культуры и угодья зависящие от техно- зависящие от рассто- не зави­сящие от   от техно­логичес- от рас­стояний  
  логичес­ких условий яний перевозок террито­риальных свойств всего ких условий перево­зок всего
Озимая рожь 47, 05 31, 56 74, 83 153, 44 30, 7 20, 6 51, 3
Ячмень 24, 49 13, 14 75, 76 113, 39 21, 3 11, 6 33, 2
Горох 40, 03 6, 51 75, 15 121, 69 32, 9 5, 3 38, 2
Лен-долгунец 53, 84 18, 05 267, 9 339, 79 15, 8 5, 3 21, 1
Картофель 125, 61 92, 34 474, 21 692, 16 18, 1 13, 3 31, 4
Кормовая свекла 87, 11 130, 38 269, 01 486, 5 17, 9 26, 8 44, 7
Кукуруза на силос 71, 2 36, 35 160, 45   26, 6 13, 6 40, 2
Однолетние травы 29, 18 42, 28 75, 56 147, 02 19, 8 28, 8 48, 6
на зеленый корм              
Многолетние травь I 48, 2 12, 16 58, 14 118, 5 40, 7 10, 3 51, 0
на сено              
Сенокосы улуч- 30, 45 9, 57 59, 61 99, 63 30, 6 9, 6 40, 2
шенные              
Культурные паст- 9, 6 4, 24 55, 91 69, 75 13, 8 6, 1 19, 9
бища              

Пример работы с технологическими картами по возделыванию озимой пшеницы и подразделением себестоимости в зависимости от контурности и удаленности угодий приведен в приложениях.

Обозначим индекс контурности или другого состояния участка пашни через у (/= К 2,..., «), а индекс расстояния — через 5 (^ = 1, 2,..., р). Тогда себестоимость продукции и составляющих ее эле­ментов на различных по местным условиям и удаленности участ­ках будет рассчитываться на основании следующих зависимостей:


(=1 к к /=/+1 ' /=/+1^К} о, *
а
(+
■, «;

 

Оь-
1, 2, ..., р,

т
; =А+1 /=/> +! И; /=Л+1И// /=й+1


норматив выработки 197

где Су — стоимость удобрений (в случае оценки всех производительных свойств земли берется как зависимая величина); Сс — стоимость семян; Спр — прочие пря­мые затраты, включающие стоимость ядохимикатов, гербицидов, авиаработ и др.; С06 — сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов; Ст — сто­имость услуг автотранспорта; К у — поправочный коэффициент к производитель­ности на у'-е местные условия, определяется из данных паспортизации полей;

Ку —поправочный коэффициент на расход топлива; Щ-


на /-м виде работ; 0Д. —объем транспортных работ в зависимости от расстояний перевозок; (?, -, Ыь 1, П, Ц — см. предыдущие формулы.

Общая формула расчета себестоимости продукции С в зависи­мости от производительных и территориальных свойств земли примет вид


С=


 

>

/

/Я.,

^/=1 /=/+1 /=Л+1 )

у(1+К

уСКЗС+КуПКЗС I


Среди всех пространственных свойств земли наибольшее зна­чение при землеустройстве имеют удаленность и контурность уго­дий. Произведем расчеты нормативов себестоимости в зависимос­ти от этих факторов.

Определение влияния на себестоимость продукции удаленности посевов и угодий. Методика установления влияния расстояний от полей до усадьбы на себестоимость продукции полеводства заклю­чается в следующем.

1. В технологических картах все работы подразделяют на зави­сящие от расстояний перевозок (например, транспортировка се­мян) и не зависящие от них (например, пахота).

2. Суммируют затраты на оплату труда, нефтепродукты, амор­тизацию и хранение сельскохозяйственных машин по работам, за­висящим от расстояний перевозок.

3. Пропорционально себестоимости перевозок грузов автомо­бильным транспортом и тракторами в зависимости от расстояний перевозок рассчитывают коэффициенты пересчета затрат, завися­щих от расстояния перевозок.

Принято, что все грузы относятся ко 2-му классу. Учитывая, что транспортные работы в технологических картах рассчитаны для расстояний перевозок: для автомобилей — 5 км, для тракторов — 3 км, коэффициенты пересчета работ, зависящих от расстояний пе-

С С

ревозок, определяются по формуле —К. для автомобилей и —^- для

тракторов (табл. 56). 5

56. Расчет коэффициентов увеличения стоимости работ, зависящих от расстояний перевозки по 2-му классу грузов*

 

Расстояние перевозок, км                
Авто- Тариф 0, 31 0, 37 0, 43 0, 49 0, 56 0, 62 0, 68 0, 74
мобили Коэффи­циент 0, 55 0, 66 0, 77 0, 88   1, 11 1, 21 1, 32
Тракторы Тариф 0, 58 0, 77 0, 96 1, 15 1, 35 1, 54 1, 73 1, 92
  Коэффи­циент 0, 6 0, 8   1, 2 1, 41 1, 6 1, 8  

Продолжение

 

Расстояние перевозок, км                
Авто- Тариф 0, 8 0, 87 0, 93 0, 99 1, 05 1, 11 1, 18 1, 44
мобили Коэффи-                
  циент 1, 43 1, 55 1, 66 1, 77 1, 88 1, 98 2, 11 2, 51
Тракторы Тариф Коэффи- 2, 12 2, 31 2, 5 2, 7 2, 89 3, 08 3, 27 4, 13
  циент 2, 21 2, 41 2, 6 2, 81 3, 01 3, 21 3, 41 4, 41

* Тарифы на перевозку грузов взяты из Прейскуранта № 13-01-01 «Единые та­рифы на перевозку грузов автомобильным транспортом».

4. Стоимость работ, выполняемых автомобильным транспор­
том, рассчитывают по технологическим картам; суммируют весь
объем перевозок грузов автомобилями (для озимой пшеницы —
3390 ткм).

Далее (3390: 5 = 678 т) определяют объем перевозок в тоннах, затем умножают на 0, 56 (единый тариф на 5 км) и получают ве­личину затрат 678 ■ 0, 56 = 379, 68 руб. на 100 га, или 3, 80 руб. на 1 га.

5. Для расчета стоимости работ, не зависящих от расстояний перевозок, использовались данные по прямым затратам из книги «Материалы и нормативы для составления планов организацион­но-хозяйственного устройства и социального развития коллекти­вов совхозов и колхозов» (Под ред. П. А. Кальма. — Л.: Колос, 1976. -С. 110-111).

6. При разграничении затрат на транспортировку и внесение органических и минеральных удобрений принято, что время транспортировки равно времени внесения (то же относительно воды и приготовления раствора). Поэтому от суммы соответству­ющих затрат по оплате труда, топливу, амортизации и другим ра­ботам взята лишь половина.

Чтобы оценить влияние на себестоимость продукции удален­ности угодий, по перспективным технологическим картам опреде­ляют удельный вес тракторных работ и автотранспортных перево­зок в общей сумме затрат. Например, в общей сумме затрат по картофелю объем тракторных перевозок составляет 58, 95 т на 1 га, а автомобильных перевозок — 300 ткм на 1га (табл. 57, 58). Это дает в сумме 92, 34 руб. на 1 га, в том числе по тракторным пере­возкам — 58, 74, по автотранспорту — 33, 60 руб. на 1га (в ценах 1990 г., табл. 59).

Разделим все технологические операции по возделыванию сельскохозяйственных культур на зависящие и не зависящие от удаленности угодий и определим структуру прямых затрат на при­мере культур и угодий Центрального экономического района (см. табл. 59).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.