Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет показателей сравнительной эффективности капиталовложений, тыс. руб.






 

 

  На год земле­устройства Варианты проекта
Показатели модернизация расширение и реконструкция новое строи­тельство

Единовременные затраты — 430, 8 681, 0 824, 2

Ежегодные издержки произ- 21, 4 55, 8 78, 1 94, 8

водства — всего В том числе:

потери чистого дохода с — — 0, 7 0, 7

площади нового производ­ственного строительства

амортизационные отчие- — 12, 9 20, 4 24, 7

ления

эксплуатационные расходы — 21, 5 34, 1 41, 2

транспортные затраты 8, 7 8, 7 9, 2 10, 1

годовой фонд оплаты тру- 12, 0 12, 0 13, 2 18, 1

да административно-управленческого персонала

потери чистого дохода за. — 0, 7 0, 7 0, 5

счет снижения уровня
концентрации производства
Увеличение ежегодных издер- — 34, 4 67, 7 73, 4

жек производства

Прирост чистого дохода за — 77, 6 116, 7 184, 2

счет роста поголовья, сниже­ния себестоимости продукции

Приведенные затраты — 64, 6 104, 4 131, 1

Прирост чистого дохода на — 1, 20 1, 12 1, 41

1 руб. приведенных затрат

шают задачу оптимального сочетания отраслей в хозяйстве с уче­том уже имеющихся ресурсов, а затем разрабатывают варианты размещения производственных подразделений и хозяйственных центров.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите показатели, используемые при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров сельско­хозяйственного предприятия.

2. По каким показателям можно рассчитать капиталовложения на жилое и производственное строительство?

3. Какие ежегодные издержки производства учитываются при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров?

4. Какова методика расчета ежегодных издержек производства, зависящих от территориальной организации производства?

5. По какому обобщаемому показателю можно выбрать наилучший вариант размещения производственных подразделений и хозяйственных центров?

6. Как оценить эффективность нового строительства, размещения населенных пунктов и производственных центров в хозяйстве?

7. Как оценить экономическую эффективность капиталовложений в расшире­ние, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих произ­водств?


Глава VIII

РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осуществляют после того, как намеченные схемы строительства и размещения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с технической точки зрения. По своим параметрам они должны соответствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту. В проектах внутрихозяйственного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размеще­ние влияет на различные процессы производства и организацию территории хозяйства. Более точное обоснование производят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах.

При проектировании дорог учитывают следующие экономи­ческие показатели:

объем капиталовложений на строительство дорог и дорожных сооружений;

ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий об­служивания производства;

коэффициент экономической эффективности (срок окупаемо­сти) капиталовложений.

Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Он также должен превышать нормативный уровень:

Еа = СсуЩкСпр-+тах, Еа> Ен,

где Еа и Ен — коэффициенты расчетной абсолютной и нормативной эффективно­сти капиталовложений; Ссущ и Спр — ежегодные издержки производства и потери (связанные со строительством и эксплуатацией дорог, с изменением условий об­служивания производства), существующие и по проекту; К — капиталовложения на строительство дорог и дорожных сооружений.

Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0, 05), капиталовложе­ния на строительство внутрихозяйственных дорог считаются эф­фективными и соответствующий вариант их размещения по тер­ритории хозяйства принимается к рассмотрению.

Для расчета величины капиталовложений по каждому из вари­антов необходимо знать длину дорог, их технические категории и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимос­ти от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей дороги. К ней


добавляют затраты на строительство дорожных сооружений (мос­тов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружений и др.)- Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений.

Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) оп­ределяется по формуле

С = С! + С2 + С3 + С4 + С5,

где С| — амортизационные отчисления от стоимости строительства дорог и соору­жений; С2 — годовые затраты на их содержание и ремонт (эксплуатационные рас­ходы); С3 — затраты на перевозку грузов; С4 — потери продукции (чистого дохода) с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемой для строительства дорог; С5 — потери продукции из-за бездорожья (вызванные переуплотнением почвы, заминанием растений, естественной убылью и потерями при перевозке и т.д.).

Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного земле­устройства можно использовать нормативы удельных капитало­вложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и до­рожных сооружений (Волков С. Н. Экономическая эффектив­ность внутрихозяйственного землеустройства/ Учебное пособие. — М.: МИИЗ, 1990. — С. 52—53). Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют

С3 = (0, 22 + 0, 047?) V;

для переходных покрытий

С3 = (0, 22 + 0, 07Л)К;

для низших покрытий

С3 = (0, 22 + 0, ЮЛ) К,

где К—объем перевозимых грузов в переводе на 1-й класс, т; Л —расстояние пе­ревозок грузов, км.

При переводе на современный уровень цен могут быть исполь­зованы данные приложения 16 по транспортным работам.

Коэффициенты перевода грузов в 1-й класс, полученные на ос­новании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для 2-го класса 1, 24, 3-го— 1, 66, 4-го —2.

Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяжен­ности и ширины полосы отвода. Зная площадь под дорогой и вы­ход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида угодий,


структуры посевных площадей, закупочных цен на продукцию и продуктивности), определяют окончательное значение С4.

Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, за­нимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзвешен­ными производственными затратами на возделывание сельскохо­зяйственных культур.

Потери продукции из-за бездорожья (С5) можно свести к сле­дующим основным элементам:

уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреж­дением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П^;

снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2);

снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутствии дорог или малой их густоте (П3);

увеличение себестоимости продукции из-за нарушения техно­логии производства, несвоевременного выполнения полевых ра­бот, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, сниже­ния качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4).

Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом средняя ширина полосы повреждения составляет 4, 5 м, а на отдельных участках — 20 м и более (Дороги местного значения/ Под ред. Г. А. Кузнецова. — М.: Агропромиздат, 1986. — С. 190—191). Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят

^ 4, 5-1000 = 10 000

где IV— выход продукции (чистого дохода) в стоимостном выражении, руб. с 1 га.

Общие потери продукции в связи с повреждением посевов бу­дут равны

П, = 0, 135ЖД

где Ь — длина полевых грунтовых дорог, км.

Летом в сухую погоду на посевах, расположенных вблизи грун­товых дорог, возникает полоса запыления, достигающая в ширину 200—250 м. Урожайность зерновых культур на ней снижается на 5—30 %. Приняв средние потери равными 17, 5 %, а полосу запы-


ления — 225 м, получим общие потери продукции (чистого дохо­да) от запыленности посевов


П2 =0, 175»/


225-1000 10 000


1 = 3, 9380^.


Складывая величины П] и П2, получим

Пи = П, + П2 = 0, 135 У/Ь + 3, 938 Ж1 = 4, 073 Ш.

Снижение продуктивности пашни, вызванное переуплотне­нием почвы из-за бездорожья, можно определить по данным М. Э. Каинга (табл. 45).

45. Дополнительная прибыль от уменьшения переуплотнения почвы, руб. на 1 га

 

 

Сокращение среднего расстояния движения по полю (уменьшение   Урожайность, корм. ед. с 1 га  
         
радиуса зоны обслуживания), км          
0, 1 0, 02 0, 08 0, 26 0, 58 1, 08
0, 2 0, 03 0, 16 0, 51 1, 15 2, 17
0, 3 0, 04 0, 24 0, 76 1, 72 3, 26
0, 4 0, 06 0, 33 1, 01 2, 29 4, 35
0, 5 0, 07 0, 41 1, 26 2, 86 5, 44
0, 6 0, 08 0, 49 1, 52 3, 44 6, 52
0, 7 0, 09 0, 57 1, 77 4, 01 7, 62
0, 8 0, 10 0, 65 2, 02 4, 58 8, 72
0, 9 0, 11 0, 73 2, 27 5, 15 9, 82
1, 0 0, 12 0, 81 2, 52 5, 72 10, 92

При проведении укрупненных расчетов сокращение среднего расстояния переездов по полям можно определять как разность между средней условной шириной полей по вариантам.

Суммарное увеличение себестоимости продукции из-за нару­шения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ и вывоза продукции, ухудшения условий организа­ции труда в земледелии (П4) можно принять равным показателю эффективности строительства внутрихозяйственных дорог, пред­ложенному А. К. Славуцким. Для районов избыточного увлажне­ния он составляет 16—20 % (в среднем 18 %), значительного ув­лажнения—12—16 (14), незначительного увлажнения — 8—12 % (в среднем 10 %) (Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в кол­хозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Не­черноземной зоны РСФСР. - М.: МСХ РСФСР, 1981. - С. 14).

Рассмотрим конкретный пример. В хозяйстве, находящемся в зоне избыточного увлажнения, из-за бездорожья и плохого каче­ства полевых грунтовых дорог затруднены доставка грузов, веде­ние полевых работ (особенно в период распутицы и сильных ливней). При составлении проекта внутрихозяйственного земле-


46. Технические характеристики размещения дорожной сети

 

Дороги Протя­жен­ность, км Грузона­пряжен­ность, т Допустимая интенсив­ность движе­ния, автомо­билей в сутки Категория Ширина земля­ного по­лотна, м Ширина проез­жей части, м Полоса отво­да, м
    До землеустройства      
Грунтовые непро-филированные 13, 0   Менее 100 Вариант I Внутри­хозяйст­венные Ш-с   3, 5  
Грунтовые профи- 7, 0     То же   3, 5  
лированные, укреп ленные добавками Асфальтобетонные 4, 3     1-е      
магистральные Итого 11, 3   Вариант II -
Грунтовые профи- 5, 4     Ш-с   3, 5  
лированные, укреп ленные добавками Асфальтобетонные 6, 0     1-е      
магистральные Итого 11, 4   _ __      

устройства было разработано два варианта развития внутрихозяй­ственной дорожной сети (табл. 46, рис. 5).

По первому из них предусматривается строительство асфальто­бетонных магистральных дорог протяженностью 4, 3 км для связи центра хозяйства с пунктами сдачи сельскохозяйственной продук­ции и молочной фермой, а также 7 км грунтовых профилирован­ных дорог, укрепленных добавками, для обслуживания пашни и кормовых угодий. Намечается также строительство железобетон­ного моста через реку.

По второму варианту изменяется схема размещения внутрихо­зяйственной дорожной сети. Намечается строительство 6 км ас­фальтобетонных и 5, 4 км грунтовых дорог, укрепленных добавка­ми.

Характеристики размещения и технического состояния дорог на год землеустройства и по проекту показаны в табл. 46. Для рас­чета экономических характеристик обоих вариантов используют нормативы, приведенные в табл. 47.

Величина капиталовложений на строительство дорог по вари­анту I составит:

по грунтовым дорогам, укрепленным добавками,

^ = 25, 17 • 7 = 176, 19 тыс. руб.;


\ ЛЛРП_1_.|


200


/Р0


 



/ •


й?


 


/ 100 ^: " '••. • /


©

©

®


Рис. 5. Схема размещения дорожной сети:

о — на год землеустройства; б — по проекту землеустройства (вариант I); в -проекту землеустройства (вариант II)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.