Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режимы управления






В отличие от круглых парашютов планирующие ку­пола («крылья») имеют гораздо больше режимов поле­та (перечислены в порядке убывания горизонтальной скорости):

• разгон купола передними свободными концами;

• верхний (полный, номинальный) режим;

• режим выше среднего;

• средний режим;

• режим ниже среднего;

• нижний (нулевой) режим — парашютирование;

• режим «свал».

Рассмотрим особенности этих режимов подробнее (рис. 31).

Разгон купола передними свободными концами (рис. 31, а). Выполняется путем втягивания обоих пе­редних свободных концов (тем самым увеличивается перепад купола). Часто специально для этого на пере­дних лямках имеются петли. В данном режиме гори­зонтальная скорость парашюта выше номинальной, вертикаль также увеличена. Причем вертикаль увели­чивается сильнее горизонтали, то есть купол снижает­ся по более крутой траектории. Разгон купола часто используется, чтобы дойти до площадки приземления против ветра, сдувающего парашютиста на препятствия. Во-первых, увеличивая горизонтальную скорость, мы сильнее противодействуем скорости встречного ветра, во-вторых, увеличивая скорость снижения, уменьшаем время нахождения в воздухе и соответвенно время нежелательного воздействия встречного ветра. Разгон увеличивает суммарную скорость, и следовательно, запас кинетической энергии, что позволяет сделать более эффективную «подушку» или пролет (swoop).


 

Рис. 31. Режимы полета парашюта-«крыло». Численные значения скоростей в м/с приведены для классического купола и не являются точными данными, а лишь позволяют оценить отношение скоростей в разных режимах. Пунктирными линиями обозначены уровни пе­редней и задней кромки купола в номинальном режиме (когда парашютист не выполняет никаких управляющих действий)

Угол планирования при разгоне можно изменять и регулировать, он зависит от того, насколько сильно втянуты передние лямки.

Верхний (полный, номинальный) режим (рис. 31, б). Стропы управления полностью отданы (ими не управ­ляют) и при правильной регулировке не воздействуют на заднюю кромку купола. Парашют имеет полную

поминальную горизонтальную скорость. Этот режим является основным режимом планирования для ско­ростных куполов.

Режим выше среднего (рис. 31, в). Горизонтальная скорость купола составляет 60—80% от номинальной. Стропы управления находятся в промежуточном по­ложении между средним и верхним режимами. В дан-пом режиме купол имеет минимальную вертикальную скорость и снижается по самой пологой траектории (то есть имеет максимальное аэродинамическое ка­чество). Следовательно, в этом режиме парашютист дольше находится в воздухе, что можно использовать при необходимости долететь до далекой площадки в штиль или при попутном ветре. Конкретная величи­на втягивания строп управления зависит от модели купола, загрузки и определяется экспериментальным путем. Еще больший эффект дает тот же режим при управлении задними лямками. При их небольшом втя­гивании профиль купола искажается меньше, чем при работе клевантами, имеет меньшее сопротивление и большее качество.

Средний режим (рис. 31, г). Стропы управления втя­нуты в среднее положение между верхним (полным) и нижним (нулевым) режимами. Руки должны нахо­диться в районе груди. Это не относится к очень малень­ким куполам. Парашют перемещается горизонтально со скоростью, равной половине полной номинальной. Вер­тикальная скорость близка к таковой в полном режиме (для большинства парашютов — 5 м/с). Этот режим яв­ляется основным при работе на точность приземления. Особенность режима в том, что парашютист имеет оди­наковые возможности для увеличения и уменьшения скорости, за счет чего можно корректировать ошибку шхода на цель, компенсировать изменение силы ветра и его порывы. Кроме того, пологие развороты из среднего режима происходят без потери высоты и без силь­ных кренов, усложняющих обработку цели. Выполне­ние «подушки» из среднего режима малоэффективно из-за небольшого запаса скорости.

Режим ниже среднего (рис. 31, д). Стропы управле­ния находятся в промежуточном положении между средним и нижним режимами. Горизонтальная ско­рость ниже средней, из-за этого подъемная сила купола невелика и скорость снижения увеличивается. Давление воздуха между оболочками купола понижено. Скорос­тные купола в этом режиме становятся неустойчивы­ми. Данный режим может использоваться только на классических куполах для устранения небольшого пе­рехода. Для выполнения «подушки» из режима ниже среднего запас скорости слишком мал.

Нижний (нулевой) режим — парашютирование (рис. 31, е). Стропы управления сильно втянуты (на большинстве парашютов — руки около бедер). Задняя кромка парашюта втянута до уровня передней, то есть перепад устранен. Ничто не заставляет парашют дви­гаться поступательно вперед или назад. Парашют сни- 1 жается вертикально (нейтрально). Давление между оболочками пропадает." В данной ситуации купол ра­ботает по тем же принципам, что и обычный круглый нейтральный купол, правда, имеет не очень подходя­щую для таких условий форму (не полусферическую, а цилиндрическую) и относительно небольшую пло­щадь. Из-за отсутствия горизонтального поступатель­ного движения аэродинамика «крыла» не работает, подъемной силы нет, вертикальная скорость высока. На практике ввод купола в данный режим необходим только при первых прыжках на новом для спортсмена куполе, чтобы он мог определить положение клевант в данном режиме, то есть рабочий диапазон строп уп-

равления и положение среднего режима. Ввод купола в парашютирование на малых высотах опасен.

Режим «свал» (рис. 31, ж). Стропы управления втянуты еще сильнее, чем в нижнем режиме. Задняя кромка купола опущена ниже передней, возникает отрица­тельный перепад, и купол начинает скользить назад. Воздух из купола выходит, оболочки слипаются. Вер­тикальная скорость слишком высока для безопасного приземления, горизонтальная — сильно варьируется для разных куполов и направлена назад. Классические купола в режиме «свала» сохраняют свою прямоуголь­ную форму, но колеблются, как флаг на ветру; если одна из клевант втянута сильнее, возникает вращение, называемое «негативной спиралью». Скоростные ку­пола с большим удлинением в данном режиме свора­чиваются.

Практическое применение «свала» — только для определения нулевого режима. Когда спортсмен мед­ленно опускает клеванты, при пересечении нулевого режима купол делает хорошо выраженное движение назад, почувствовав которое парашютист может слег­ка отдать стропы управления, и считать это их положе­ние нулевым режимом. Если резко отдать клеванты после режима «свала» (или близкого к нему), купол ныряет вперед, разгоняется и выходит в режим, опре­деляемый положением клевант. Если при этом купол имеет жесткую медузу (например, студенческая система или ПО-16), то при таком положении может произойти захват медузой передней кромки купола с последующей отцепкой, так что лучше действовать клевантами плавнее. Поведение сильно загруженных скоростных куполов при подобных действиях непред­сказуемо, и во избежание проблем лучше воздержаться от экспериментов. Вблизи земли входить в режим «свал» опасно для парашюта любого размера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.