Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика землеустройства в системе специальных землеустроительных дисциплин







Землеустроительные дисциплины


Предмет изучения


Доминирующая отрасль знания (деятельности)


 


Информатика Методы Право

Теоретические ос­новы землеустрой­ства

История землеуст­ройства

Экономика земле­устройства

Геодезические ра­боты при землеуст­ройстве

Организация земле­устроительных ра­бот

Экономико-матема­тические методы и моделирование

Автоматизирование системы проектиро­вания в землеуст­ройстве

Землеустроительное проектирование

Правоприменитель­ная деятельность в землеустройстве (земельное право)


Законы природы и общества, фор- Теория мы их проявления в процессе ис­пользования земли; закономернос­ти рациональной организации тер­ритории

Исторические закономерности воз- История никновения и развития землеуст­ройства

Экономические законы, законо- Экономика мерности и формы их проявления при организации рационального использования и охраны земли, ме­тоды повышения эффективности землеустройства

Методы и способы геодезической Техника техники при производстве землеус­троительных работ

Закономерности организации зем- Организация леустроительного производства, методы и способы планирования и организации землеустроительных работ

Способы и приемы моделирования, Технология технология производства землеуст­роительных работ с использовани­ем ЭВМ

Приемы разработки проектов зем­леустройства в автоматизирован­ном режиме на ЭВМ

Теория, методы и методика разра­ботки, обоснования и осуществле­ния проектов землеустройства

Методы и способы ведения земле­устроительного делопроизводства


В изучаемом курсе применяется широкий спектр методов. Как и во всякой научной дисциплине, здесь используются традицион­ные методы теоретического познания — научной абстракции, ин­дукции и дедукции, анализа и синтеза. Путем абстракции откры­ваются и формулируются законы, определяется механизм их дей­ствия, устанавливаются научные понятия, категории, выражаю­щие сущностные стороны исследуемых объектов. Индукция представляет собой движение мысли от частного к общему, дедук­ция — напротив, переход от общих положений к частным опреде-


лениям. В практической деятельности методы индукции и дедук­ции трансформируются в метод последовательных приближений.

Так, например, при экономическом обосновании проекта внутрихозяйственного землеустройства сначала оценивают разме­щение производственных подразделений и хозяйственных цент­ров, затем — магистральных дорог, объектов инженерного обору­дования территории, после этого — организацию угодий и севоо­боротов, устройство территории севооборотов и кормовых угодий.

Методы анализа и синтеза связаны соответственно с разделени­ем изучаемого объекта на составляющие элементы и с их сложе­нием в целостное явление.

С помощью математического анализа устанавливается влияние некоторых величин (факторов, аргументов) на зависимую пере­менную (функцию, результат). Например, при установлении раз­мера землевладения, выступающего в роли функционального по­казателя, можно оценить его зависимость от таких факторов, как специализация хозяйства, плодородие и местоположение земель, фондообеспеченность, наличие трудовых ресурсов и т.д. При этом используются также экономико-статистические методы (корреляционно-регрессионного анализа, производственных фун­кций, дисперсионного анализа и др.).

В связи с тем что организация территории представляет собой сложный процесс, для ее изучения нередко применяют методы математического моделирования, которые позволяют в формализо­ванном виде (с помощью математических символов, уравнений, неравенств и т. п.) выявить закономерности организации террито­рии, вскрыть причины ее изменения, наметить пути ее совершен­ствования в различных условиях и за счет этого повысить эконо­мическую эффективность производства.

На практике математическое моделирование обычно дополня­ется другими экономико-математическими методами (математи­ческого программирования, классического дифференциального исчисления и др. — см. Т. 4 настоящего издания).

В исследованиях по экономике землеустройства широко ис­пользуют монографический метод. При этом детально изучают от­дельные типичные или наиболее характерные объекты, явления, процессы и на основе полученных результатов делают научные выводы и обобщения. Как правило, оценивают влияние организа­ции территории на эффективность производства в передовых сельскохозяйственных предприятиях или наиболее эффективные методы, способы, технологии, приемы осуществления землеуст­роительных работ.

Определенное значение для землеустройства имеет эксперимен­тальное проектирование, когда достижения науки, практики и пе­редового опыта апробируются на реальных производственных объектах, что позволяет сделать обоснованные выводы о направ­лениях целесообразной реорганизации других объектов.


Исходя из предмета экономики землеустройства, в настоящем курсе ставятся следующие основные задачи:

раскрыть экономическую сущность землеустройства и его со­циально-экономическое содержание;

показать объективные экономические законы, установить фор­мы и закономерности их проявления при организации террито­рии, оценить их влияние на землеустройство;

определить роль землеустройства в экономическом механизме регулирования земельных отношений;

усовершенствовать методы экономического обоснования и оценки эффективности землеустроительных решений;

определить наиболее эффективные пути улучшения использо­вания земли;

обосновать рациональные формы землевладения и землеполь­зования, ведения сельскохозяйственного производства и соответ­ствующие им формы организации территории;

установить оптимальные размеры и структуру землевладений и землепользовании, выбрать приоритетные направления их разви­тия;

определить пути повышения эффективности землеустройства.

Для определения сущности землеустройства, его места и роли в общественном производстве необходимо прежде всего показать его объективный характер и раскрыть его социально-экономичес­кое содержание.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «межевание» и «землеустройство»?

2. Что представляет собой землеустройство и в чем проявляется его экономи­ческая сущность?

3. Почему экономика землеустройства может быть выделена как самостоятель­ная научная дисциплина?

4. Что является предметом экономики землеустройства?

5. Каковы основные методы экономики землеустройства?

6. Дайте обоснование места и роли экономики землеустройства в системе спе­циальных научных дисциплин, изучающих землеустройство.

7. Каковы основные задачи курса «Экономика землеустройства»?

Глава II

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Земельные отношения — это совокупность общественных отно­шений, связанных с владением и пользованием землей; они явля­ются составной частью производственных отношений и по своей


сути относятся к экономическому базису общества. Основу зе­мельных отношений любого общества составляет собственность на землю.

Система общественного и государственного устройства, харак­теризующаяся определенными земельными отношениями и соот­ветствующей политической организацией общества по их регули­рованию, определяет земельный строй общества.

Любое государство, воздействуя на земельный строй, осуществля­ет земельную политику. Она всегда проводится в интересах господ­ствующих групп общества и представляет собой деятельность госу­дарства по регулированию земельного строя, отношений между классами, социальными группами, отдельными землевладельцами (землепользователями) по поводу владения и пользования землей.

Процесс государственного воздействия на земельный строй осуществляется различными мерами: правовыми, экономически­ми, организационными.

Экономические меры являются основными, так как они стиму­лируют развитие земельных отношений на основе экономическо­го воздействия на материальное благосостояние заинтересован­ных лиц: налогообложения, кредитования, целевого финансиро­вания, субсидирования, штрафования, поощрения рационального землепользования и охраны земли и т. д. Все это нужно для созда­ния наилучших социально-экономических условий для использо­вания земли как объекта недвижимого имущества, главного сред­ства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространствен­ного операционного базиса для размещения различных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций и учреждений.

С этой целью государство собирает информацию о земельных участках, ведет земельный кадастр, проводит оценку земли, взи­мает земельный налог, изымая дифференциальную ренту, органи­зует хозяйственно целесообразное использование земли, осуще­ствляет управление земельными ресурсами и землеустройство.

Экономическую роль землеустройства нельзя связывать только с государством и земельной политикой, деятельностью законодатель­ных и исполнительных органов власти различных уровней, землеуст­роительных организаций и т. д. Изменения в землевладении и земле­пользовании, реорганизация и перераспределение земель происхо­дят объективно, под влиянием многообразных факторов:

экономических интересов собственников земли, землевладель­цев и землепользователей, связанных с земельным оборотом (куп­лей-продажей, залогом земельных участков и т. п.); всегда выше цены на участки, имеющие хорошую конфигурацию, местополо­жение, высокое плодородие, отсутствие недостатков землепользо­вания, что во многом достигается за счет землеустройства;

конъюнктуры рынка, определяющей цены на продукцию и, как следствие, хозяйственное назначение участков (пашня, многолет­ние насаждения, кормовые угодья и т. п.), специализацию сельско-


хозяйственных предприятий (состав отраслей, структуру посевных площадей), уровень развития научно-технического прогресса;

развития территориальных условий производства, которые улучшаются в процессе землеустройства и дают собственникам земли и землепользователям экономические преимущества перед другими участниками производства;

внедрения в ходе землеустройства достижений научно-техничес­кого прогресса в области технологии и организации производства.

По сути дела, землеустройство представляет собой процесс це­ленаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием всех основных факторов экономического развития. Поэтому оно имеет не только социально-экономическое содержание, но и объективный характер. Вне зависимости от политических процес­сов, происходящих в обществе, его необходимо осуществлять и поддерживать. В противном случае организация территории при­спосабливается к новым условиям стихийно, без участия квали­фицированных специалистов и учета научных рекомендаций, что может нанести большой ущерб природе и обществу.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Из экономической теории известно, что экономические зако­ны подразделяются на общие, специфические и особенные. К об­щим законам относятся: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон пропор­циональности.

Каждому общественному строю присуща своя система специ­фических законов, действующих в реальной жизни не изолиро­ванно друг от друга, а в определенной системе. Например, в капи­талистическом обществе действуют законы производства приба­вочной стоимости, конкуренции, капиталистического накопле­ния, средней нормы прибыли.

Особенные законы могут быть присущи различным способам производства. К ним относятся, например, закон стоимости, дей­ствующий в условиях товарного производства, законы экономи­ческого роста и др.

Процесс использования экономических законов в теории и на практике сводится к следующим основным стадиям:

познание закона (его открытие, формулировка, установление взаимосвязи с другими законами);

определение форм проявления закона;

изучение механизма действия закона;

определение форм использования закона.


Например, согласно закону стоимости производство и обмен то­варов осуществляются исходя из общественно необходимых затрат труда. При обмене товаропроизводители, индивидуальные затраты которых меньше общественно необходимых, выигрывают, а те, у ко­торых эти затраты выше, проигрывают. Это приводит к дифферен­циации товаропроизводителей, вынуждает их снижать затраты и сле­дить за тем, чтобы они не превышали общественно необходимые.

Формой проявления закона является определенная экономи­ческая категория. Так, применительно к закону стоимости основ­ной экономической категорией является цена, представляющая собой денежное выражение стоимости товара. Регулируя цены или отпуская их, государство, используя механизм закона стоимо­сти, может стимулировать или ограничивать производство различ­ных видов товаров, а также перераспределять ресурсы между раз­личными сферами производства.

Поскольку землеустройство является составной частью общест­венного способа производства, оно находится под воздействием за­кона соответствия производственных отношений характеру и уров­ню развития производительных сил. Это означает, что содержание, формы и методы землеустройства должны соответствовать этому уровню. В частности, оно приводит в соответствие организацию зем­левладений и землепользования (территории) с земельными отноше­ниями, уровнем развития научно-технического прогресса, система­ми ведения сельского хозяйства, сложившимся типом расселения.

Рост народонаселения, развитие научно-технического прогрес­са, конкуренция товаропроизводителей (особенно в условиях ры­ночной экономики) стимулируют рост производительности труда и эффективности производства в целом. Следовательно, землеуст­ройство должно создавать организационно-территориальные ус­ловия, способствующие такому росту.

Любая форма земельного устройства или организации террито­рии влияет на эффективность хозяйственной деятельности. Напри­мер, за счет правильного размещения хозяйственных и производ­ственных центров, населенных пунктов, летних лагерей, дорог, ско­топрогонов можно значительно сократить время и затраты на транс­портировку грузов, переезды людей к месту работы и обратно, перегоны скота на пастбища, ликвидировать встречные переезды, улучшить организацию производства. При рациональных размерах производственных подразделений, севооборотов, правильной кон­фигурации полей и рабочих участков улучшается организация труда, экономится время на холостые переезды, повороты и заезды машин­но-тракторных агрегатов, повышается производительность сельско­хозяйственной техники, сокращаются сроки полевых работ и т. д.

Закон пропорциональности требует, чтобы составные части любой многофункциональной экономической системы находи­лись в определенных сбалансированных пропорциях, соотноше­ниях. Практика показывает, что сельскохозяйственные предприя-


тия неоптимальных размеров имеют невысокую эффективность, чаще распадаются или реорганизуются. Важно также сбалансиро­вать все ресурсы хозяйства и прежде всего согласовать его специа­лизацию с качеством и количеством земель, наличием основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов. В частности, должны быть сбалансированы зеленый конвейер, структура посевных площа­дей, производство и потребление кормов, производство и реализа­ция продукции, что требует серьезного экономического обоснова­ния проектов землеустройства.

В условиях рыночного хозяйства при жесткой конкуренции производителей значение землеустройства повышается. За счет лучшего использования производительных и территориальных свойств земли, прекращения процессов эрозии почв, ликвидации потерь продукции при распашке меж, ненужных дорог и клиньев можно заметно увеличить производство имеющей спрос продук­ции. Благодаря сокращению транспортных, эксплуатационных и амортизационных расходов,, общепроизводственных и общехозяй­ственных затрат снижаются издержки производства, что делает хозяйство более конкурентоспособным. Как правило, землеустро-енное предприятие имеет больше возможностей для удержания своих позиций на рынке.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государство, осуществляя земельную политику, всегда исполь­зует определенный механизм воздействия, состоящий из правовой и экономической частей. Правовой механизм включает нормы и правила, определяемые прежде всего земельным законодатель­ством и обязательные для исполнения. Выполнение их контроли­руется органами государственной власти, землеустроительной службой, судебными инстанциями.

Экономический механизм основан на мерах материального воздействия на землевладельцев и землепользователей, направ­ленных на реализацию определенной земельной политики, при­оритетных направлений использования земли, укрепление гос­подствующих форм земельной собственности. К основным эле­ментам этого механизма относятся: ' установление дифференцированных земельных платежей;

экономическое стимулирование рационального землевладения и землепользования и применение экономических санкций за бесхозяйственное отношение к земле, снижение почвенного пло­дородия;

экономическая защита от изъятия земель сельскохозяйственного назначения для иных нужд (промышленности, транспорта и т. д.);

кредитно-финансовая и инвестиционная политика государства.


Система землеустройства (включая определенные органы и службы, землеустроительные действия, документацию) является главным инструментом реализации экономического механизма. Так, в ходе землеустройства с использованием материалов кадас­тра, мониторинга и экономической оценки земель устанавлива­ются площади и границы землевладений и землепользовании, качественные характеристики земель, служащие информацион­ной базой данных для начисления земельного налога и установ­ления арендной платы. Кроме того, при землеустройстве опреде­ляются особые условия и режим использования земель, сервиту-ты (обременения), дается характеристика исходного состояния плодородия земель, намечаются мероприятия по мелиорации, рекультивации, защите почв от эрозии. Сравнивая в динамике эти исходные данные с показателями фактического использова­ния территории, государство может применять к землевладель­цам и землепользователям те или иные меры экономического воздействия.

В целях экономического стимулирования рационального ис­пользования земель владельцы и пользователи на определенное время могут освобождаться от платы за землю, получать льготы по уплате земельного налога. Государство или местные органы власти могут выделять бюджетные ассигнования для восстановления или рекультивации земель, денежные компенсации при временной их консервации, устанавливать повышенные цены на экологически чистую продукцию, поощрять владельцев за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лес­ного фонда.

Штрафные санкции (вплоть до изъятия выделенного земель­ного участка) устанавливают за потерю почвенного плодородия, развитие эрозии, нарушение земельного и природоохранного за­конодательства.

В процессе землеустройства осуществляется экономическая защита земель сельскохозяйственного назначения. Так, напри­мер, изъятие и отвод земель для несельскохозяйственных пред­приятий, организаций и учреждений, упорядочение их земле­пользования проводят только на основе проекта межхозяй­ственного землеустройства. В нем определяют состав и ценность изымаемых земель, разрабатывают мероприятия по устранению отрицательных последствий отвода на развитие производства, расселение, организацию территории, охрану земель и природ­ной среды, рассчитывают и обосновывают размеры убытков, воз­мещаемых землевладельцам и землепользователям, потерь сель­скохозяйственного и лесохозяйственного производства и спосо­бы их возмещения.

Разрабатываемые в системе землеустройства прогнозы, госу­дарственные и региональные программы использования и охраны земель, схемы использования и охраны земельных ресурсов и схе-


мы землеустройства входят в единую систему предплановых и предпроектных разработок на уровне отдельных регионов и стра­ны в целом. Они предназначены для взаимоувязанного решения вопросов рационального использования земельных ресурсов, со­хранения и повышения плодородия почв, охраны земель (в комп­лексе с другими природоохранными мероприятиями). Они также являются научной основой для осуществления инвестиционной и кредитно-финансовой политики, направленной на регулирование земельных отношений, поддержку развития приоритетных форм землевладения и землепользования.

Любая отрасль народного хозяйства, каждое предприятие, организация или учреждение для своего размещения требуют вы­деления земельных участков. Земля нужна не только для строи­тельства зданий, сооружений, дорог, но в большинстве случаев и для осуществления основной производственной деятельности — ведения сельского и лесного хозяйства, добычи полезных ископа­емых и т.д. Таким образом, важнейшим условием образования любого предприятия является предоставление ему земли, осуще­ствляемое в процессе землеустройства.

По мере развития народного хозяйства происходит перераспре­деление земель между отраслями, предприятиями, гражданами. Это обусловлено тем, что одни предприятия требуют дополни­тельных земельных участков, другие — реорганизуются или лик­видируются вообще. Земельный фонд находится в постоянном движении, регулируемом в ходе землеустройства.

Кроме того, функционирование любых, и в первую очередь сельскохозяйственных, предприятий связано с необходимостью территориальной организации и размещения производства, орга­низации рационального использования и охраны земель, создания устойчивых агроландшафтов. Поэтому при землеустройстве систе­ма ведения хозяйства, система земледелия, технологии возделыва­ния культур увязываются с особенностями территории, качеством и местоположением земель; организация производства, труда и управления согласовывается с земельно-хозяйственным устрой­ством предприятия, объемами мелиорации и освоения новых зе­мель. Тем самым землеустройство затрагивает все сферы хозяй­ственной деятельности, начиная от образования новых, упорядо­чения существующих землевладений и землепользовании и кон­чая устройством территории конкретных участков, на которых осуществляются производственные процессы (обработка почв, уход за посевами, уборка урожая).

Для реализации своей земельной политики государство через систему землеустроительных и ряда иных органов осуществляет управление земельными ресурсами, производя определенные землеустроительные действия. Их взаимосвязь с функциями уп­равления земельными ресурсами показана в табл. 2.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.