Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития медицины в Беларуси.

В 1920 г. открыт Минский медицинский институт. В 1922 г. в нем создана кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Выдающиеся терапевты Беларуси:

- Мишенин Иван Дмитриевич – разработал схему лечения бронхиальной астмы;

- Данилов Иван Петрович – много внимания уделял методам лечения заболеваний крови;

- Царев Владимир Петрович – заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета с 1996 г.

В 1933 г. организован Витебский государственный медицинский институт. В 1935 г. создана кафедра пропедевтики внутренних болезней (Юпатов Г.И. с 2008 г. заведующий кафедрой).

В 1958 г. открыт Гродненский государственный медицинский институт. В 1960 г. организована кафедра пропедевтики внутренних болезней. С 1986 г. заведующий кафедрой – Лис Михаил Александрович. С 2008 г. кафедра занимается проблемами диагностики и лечения безболевой ишемии миокарда. В последние годы изданы 4 учебных пособия для врачей и средних медицинских работников, фельдшеров.

В 1993 г. открыт курс пропедевтики внутренних болезней при кафедре внутренних болезней Гомельского государственного медицинского института. В 1988 г. кафедру пропедевтики внутренних болезней возглавил Романьков Леонид Васильевич.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.

Определение болезни, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного».

В развитии болезни различаю 4 стадии или периода:

1/ инкубационный – от первого воздействия причины до появления первых признаков;

2/ продромальный – период появления первых признаков;

3/ период развития болезни – полное развертывание клинической картины болезни;

4/ период выздоровления (реконвалесценции).

Этиология – учение о причинах болезни. Причины могут самые разнообразные: биологические, механические, физические, химические, алиментарные, психические, социальные, генетические.

Патогенез – учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Каждая болезнь проявляется соответствующими признаками, которые делятся на симптомы и синдромы.

Симптом – признак болезни. Симптомы бывают субъективные и объективные.

Субъективные – это ощущения пациента, например, боль.

Объективные – выявляются при осмотре и физических методах обследования пациента – пальпации (ощупывании), перкуссии (простукивании) и аускультации (выслушивании).

Синдром – совокупность симптомов, тесно связанных между собой, отражающих патологические изменения в органах.

Например, синдром нарушения бронхиальной проводимости, для которого характерны следующие симптомы: одышка с затрудненным выдохом; кашель, не приносящий облегчения, и другие объективные симптомы.

Семиология (от греч.признак) – это изучение диагностического значения симптомов болезни, или симптоматология.

Диагностика – наука распознавания болезней, включает в себя обследование пациента и определение диагноза.

Диагноз – краткое, четкое медицинское заключение об имеющемся заболевании, выраженное в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезней.

В настоящее время все медики пользуются Международной классификацией болезней (МКБ-10), в которой каждый диагноз имеет свой шифр. Например, в листке нетрудоспособности, который выдается на руки пациенту, указан именно шифр, а не сам диагноз.

Диагноз – краткое заключение о сущности заболевания.

Различают:

1/ предварительный диагноз;

2/ окончательный или клинический диагноз, который выставляется после полного обследования пациента и проведения дифференциального диагноза.

Дифференциальный диагноз – это исключение всех предположенных диагнозов, имеющих некоторое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

Важнейшим видом диагноза является ранний диагноз, который выявляется при диспансерном обследовании.

Ошибки диагностики, вследствие грубого невежества врача или фельдшера могут быть основанием для суждения о его квалификации и пригодности к работе. В своей деятельности фельдшер должен стараться избегать ошибок, недостатков, которые чреваты неправильным диагнозом.

Совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей – это деонтология. Главные принцип медицины, принадлежит Гиппократу: «Не навреди!» Его слова: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» - злободневны и в настоящее время. Они являются основой «Клятвы Гиппократа».

Основные положения современной медицинской деонтологии:

1. Выбор профессии медика по призванию, по велению сердца.

2. Постоянное совершенствование своего мастерства.

3. Взаимоотношения медика и больного (индивидуальный подход).

4. Взаимоотношения медика и родственников больного (о состоянии здоровья пациента врач может информировать только лицо, указанное пациентом в истории болезни на титульном листе).

5. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность, внимательность, самообладание и бескорыстие – основные качества, необходимые фельдшеру.

6. Взаимоотношения медицинских работников должны основываться на взаимоуважении и взаимопомощи.

7. Деонтология и организация работы лечебного учреждения.

8. Деонтология и медицинская документация: следует отказаться от выдачи на руки больным медицинских анализов и медицинской документации. Диагноз зашифрован.

9. Врачебная тайна – медицинский работник не вправе разглашать сведения о болезни и других сторонах жизни больного.

Знание основ клинического исследования имеет первостепенное значение, поскольку почти у всех заболеваний человека есть характерные признаки, которые можно обнаружить при беседе с пациентом, его осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации.

Только зная основы клинического исследования, можно распознать болезнь при недостаточно выраженных признаках, общих для многих заболеваний. В медицине существенная часть диагностического процесса основана на использовании субъективных симптомов, которые отражают объективные процессы в организме. Опытный клиницист (врач или фельдшер) после общения с пациентом безошибочно устанавливает диагноз, который затем подтверждается более сложными и трудоемкими исследованиями.

Невозможно было не восхищаться техникой сбора анамнеза и физического обследования Ивана Дмитриевича Мишенина. Беседуя с больным, Иван Дмитриевич просил его обнажиться до пояса, брал его ладони в свои руки, быстро осматривал ладони пациента, бросал взгляд на лицо и переднюю поверхность грудной клетки. Продолжая держать пациента за руки, он слегка разводил их в стороны и внимательно глядя на него, просил сделать глубокий вдох и выдох. После чего руки Ивана Дмитриевича легко скользили по предплечьям и плечам пациента, осязая их кожный покров и мышечный тонус. Не было ни одного лишнего движения. Спустя несколько секунд ладонь профессора уже лежала на затылке пациента таким образом, что большим пальцем он легко доставал и оттягивал вниз нижнее веко, осматривая конъюнктиву. Не снимая руку с головы пациента, он просил его открыть рот, высунуть язык и сказать протяжное «а…а…а…». С особой тщательностью он осматривал полость рта и миндалин. Далее он ощупывал затылочные, подчелюстные, подбородочные и шейные лимфоузлы. Затем он по всем правилам исследовал органы дыхания спереди и сзади. Также четко, быстро и без суеты исследовались остальные системы. Он никогда не пропускал ни одной системы, а пораженные органы или систему изучал особенно скрупулезно.

Мишенин И.Д. подчеркивал, что опрос и физическое обследование оказывает сильное положительное психологическое воздействие на пациента. Многие больные сразу же после общения с ним отмечали уменьшение болей, облегчения дыхания, восстановление душевного состояния и т.п.

Современный фельдшер должен владеть навыками использования диагностических методик, оказания неотложной помощи.

Фельдшерам отводится важная роль в реабилитационных (восстановительных) мероприятиях и в пропаганде здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, в решении экологических задач.

Самыми главными являются мероприятия по профилактике заболеваний и диагностике на раннем этапе заболеваний.

Пропедевтика внутренних болезней была и остается тем фундаментом, на котором зиждется то «огромное здание», каковым является терапия.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Морской лед | Тема: воздушные массы и атмосферные фронты




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.