Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1.Теоретические аспекты бухгалтерского учета и отчетности.






Предмет исследования – порядок ведения бухгалтерского учета, учета кредитов и займов и составления бухгалтерской отчетности.

 

Глава 1.Теоретические аспекты бухгалтерского учета и отчетности.

 

 

1.1 Бухгалтерский учет, его сущность и место в управленческой деятельности.

 

Объективная потребность в хозяйственном учете возникла с началом экономической деятельности человека. На протяжении многих веков учет играл важную роль в жизни общества. В современных условиях он обеспечивает систематическое получение полной и достоверной информации обо всех сферах общественной жизни, позволяет осуществлять экономическое и социальное планирование, контролировать процесс производства материальных благ, принимать обоснованные управленческие решения [11].

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и считается основным источником финансовой и экономической информации о деятельности экономического (хозяйствующего) субъекта.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации.

В соответствии с ст. 5. Закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и финансовые результаты деятельности предприятия в денежном выражении [10].

Метод бухгалтерского учета представляет собой взаимосвязанное отражение, балансовое обобщение и соизмерение юридически доказательной информации об объектах бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерителе. Приведенное определение метода бухгалтерского учета содержит в себе указания на все основные приемы и способы познания сущности предмета бухгалтерского учета: документирование, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, балансовое обобщение, отчетность.
Документация - основной способ организации бухгалтерского наблюдения. Документ - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным хозяйственной операции.

Инвентаризация - натуральная проверка имущества, капитала и обязательств и сверка с данными бухгалтерского учета. Это средство устранения возможных расхождений.

Оценка - это совокупность способов денежного измерения имущества, капитала, обязательств.

Калькулирование - это результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета (например, себестоимость продукции).

Счета - это способ группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов бухгалтерского учета.

Двойная запись - это способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими явлениями (каждая хозяйственная операция связывает между собой как минимум 2 экономических явления).

Бухгалтерский баланс - способ группировки и обобщения имущества предприятия, выраженного в денежной оценке и составленном на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, представленных в определенной форме и характеризующих движение имущества и обязательств, а также финансовую деятельность предприятия.

К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие [14]:

- формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

- обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет.

Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей, правила ведение финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета представляет собой упорядоченный процесс сбора, отражения, обобщения, анализа и предоставления разнородной информации о хозяйственной деятельности организации, который ведется с целью осуществления планирования и контроля хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Информация, формируемая в результате управленческого учета, используется внутри экономического субъекта руководителями различных звеньев для выработки стратегии и тактики осуществления предпринимательской деятельности, оперативного управления организацией. Такая информация может быть отнесена к категории коммерческой тайны экономического субъекта, и в этом случае она не подлежит публичному распространению [20].

В процессе управленческого учета собираются данные о выполнении производственного процесса, загрузке мощностей, эффективности деятельности подразделений по оформлению документов и удовлетворению заказов, себестоимости продукции, количестве клиентов, ценах, квалификации персонала и его потенциале и т.д. На основе таких данных формируется производственный план, устанавливаются и корректируются цены, привлекаются резервы и инвестиции, вырабатывается кадровая политика, осуществляется оценка хозяйственной деятельности производственных подразделений и т.п.

 

1.2.Бухгалтерская отчетность – определения и формы и пользователи отчетности.

 

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [8].

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» изложены базовые требования к отчетности:

1. Достоверность. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом и имущественном положении организации. Она достоверна, когда сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами.

2. Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено односторонее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим.

3. Целостность. Связана с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществляемых организацией как юридическим лицом в целом, так и ее филиалами, представительствами.

4. Последовательность. Закрепляет в практике составление бухгалтерской отчетности постоянство содержания и форм отчетности от одного отчетного периода к другому.

Так, например, несущественные показатели могут объединяться в бухгалтерском балансе, либо отражаться только в пояснительной записке. Организация может разукрупнить и отдельные статьи отчетности.

5. Сопоставимость. В бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому показателю минимум за 2 года – предыдущий и отчетный.

6. Существенность показателей. Такие показатели как активы, обязательства, доходы и расходы должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, т.е. если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации.

7. Требования отчетного периода. Им является 3 месяца (квартал), бухгалтерская отчетность предоставлена нарастающим итогом. Отчетный год с 1 января по 31 декабря.

8. Оформление. Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке, в рублях, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Кроме требований есть правила, которые тоже необходимо соблюдать:

1. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими нормативными документами.

2. Бухгалтерский баланс, включая числовые показатели в НЕТТО- оценке, т.е. за минусом регулирующих величин.

3. Статьи отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации.

В зависимости от объема деятельности возможны три варианта форми- рования балансовой отчетности:

1. Упрощенный - для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (форма № 1, баланс и форма № 2, отчет о финансовых результатах).

2. Стандартный– для коммерческих организаций, относящихся к средним и крупным организациям.

3. Множественный– для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, осуществляющих несколько видов деятельности.

В этом случае стандартный набор дополняется в информации к пояснительной записке согласно ПБУ № 12, 11 и другой информацией.

Состав годовой бухгалтерской отчетности включает в себя [5]:

Бухгалтерский баланс форма № 1.

Отчет о финансовых результатах форма № 2.

Отчет об изменениях капитала форма № 3.

Отчет о движении денежных средств форма № 4.

Приложение к балансу форма № 5.

Отчет о целевом использовании полученных средств форма № 6.

Пояснительная записка к годовому отчету.

Аудиторское заключение (в случае обязательного аудита).

 

Пользователи бухгалтерской отчетности [21]

- юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об экономическом субъекте. Внутренние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя руководителей, учредителей, участников и собственников имущества экономического субъекта. Внешние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя в том числе инвесторов, кредиторов, контрагентов экономического субъекта, а также заинтересованные государственные органы.

 

1.3.Бухгалтерские счета и двойная запись

Систематическое изложение бухгалтерского учета по методу двойной записи было дано в работе " Трактат о счетах и записях" (1494 г.) одного из основоположников современных принципов бухгалтерии итальянского математика Луки Пачоли (1445 - 1517 гг.). Это было первое в истории практическое руководство по бухгалтерскому учету [19].

Для руководства хозяйственными процессами и осуществления контроля необходимо иметь показатели движения имущества и обязательств предприятия. Получение сведений о движении имущества и обязательств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.

Счет бухгалтерского учета – это специальный способ группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая сторона – Дебет, правая – Кредит. Эти термины стали применяться в период зарождения бухгалтерского учета в западноевропейских странах. В то время бухгалтерия охватывала лишь торговые и кредитные операции, и эти слова использовались для обозначения расчетных взаимоотношений между купцами и банкирами. В последующем они превратились в термины бухгалтерского учета.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на:

активные – предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;

пассивные – отражают учет имущества по источникам его образования.

По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно характеризуется двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого взаимосвязанного с ним счета.

Принцип двойной записи предполагает, что в отражении в бухгалтерском учете каждой операции используется два синтетических или аналитических счета бухгалтерского учета [13].

Синтетический учет - учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

В настоящее время двойная запись используется практически всеми экономическими субъектами, обязанными вести полноценный бухгалтерский учет.

Исключение составляют случаи учета активов и обязательств, не принадлежащих экономическому субъекту, на забалансовых счетах. В этих случаях применяется простая запись.

С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.

Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму совершенной хозяйственной операции [17].

Бухгалтерские проводки могут быть простыми и сложными. Простая бухгалтерская проводка – это взаимодействие двух счетов. Сложная бухгалтерская проводка – взаимодействие трех и более счетов.

Указание на то, что исключения из общего правила будут устанавливаться федеральными стандартами, по-видимому, заложено на перспективу. В настоящее время порядок применения забалансовых счетов (а также их перечни) регулируется инструкциями по применению планов счетов в отдельных сферах и видах деятельности.

Забалансовые счета - это вспомогательные счета бухгалтерского учета, остатки по которым не должны отражаться в бухгалтерском балансе. Они используются, если бухгалтеру нужна информация, которой нет на балансовых счетах.

Как правило, на забалансовых счетах [10]:

1) ведется учет наличия и движения имущества (для обеспечения его сохранности):

- или не принадлежащего организации (например, ОС, полученных в аренду, или товаров, полученных от комитента для реализации);

- или собственного имущества организации, стоимость которого списана в расходы;

2) собирается информация, которую нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 27 ПБУ 4/99, п. 32 ПБУ 6/01).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.