Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюрократические системы управления и их типы






 

Впервые модель чёткой иерархической структуры управления была разработана в начале ХХ в. немецким ученым Максом Вебером в теории бюрократии как наиболее эффективная для того времени система управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие требования к системе управления:

· использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;

· соблюдение иерархии управления, т. е. нижестоящий уровень должен подчиняться вышестоящему уровню;

· наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;

· разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

Со временем понятие «бюрократия» превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновники).

Бюрократия – тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Характеристики рациональной бюрократии, согласно М. Веберу, следующие [36]:

– четкое разделение труда, что увеличивает квалификацию специалистов в каждой должности;

– иерархичность уровней управления, при котором вышестоящие уровни управления контролируют нижестоящие, а нижестоящие им подчиняются;

– наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

– дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности, т. е. игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации;

– осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, защищенность служащих от произвольных увольнений.

Бюрократические системы управления характеризуются бюрократической организационной структурой, которая предполагает высокую степень разделения труда, развитую иерархию управления, цепь команд, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала и подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам.

М. Вебер выделял следующие преимущества бюрократической формы организации:

– технические преимущества (совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации);

– универсальность (такая организационная форма способствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций – как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений).

Основным недостатком бюрократических структур управления является отсутствие необходимой гибкости для быстрого реагирования на изменяющуюся внешнюю среду. Это вызвано преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений, взаимодействие с клиентами и поставщиками.

Бюрократические организации предполагают наличие структур управления следующих типов: линейные; функциональные; линейно-функциональные; дивизиональные и другие структуры управления

иерархического типа. Их содержание широко рассматривается в управленческой литературе (см., например, [18, 22, 24, 32, 36 и др.]). Приведем характеристику основных типов организационных структур.

Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней управления непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей подсистемой только через него (рис. 4.3).

 

Рис. 4.3. Линейная структура управления

 

Преимущества и недостатки линейной структуры управления представлены в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

Преимущества и недостатки линейной структуры управления

 

Преимущества (достоинства) Недостатки
- единство распорядительства. - простота и четкость подчинения. - полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений. - оперативность в принятии решений. - согласованность действий исполнителей. - получение нижестоящими звеньями согласованных распоряжений и заданий - большая информационная перегрузка руководителя. - высокие требования к руководителю, который должен иметь разностороннюю квалификацию. - структура не позволяет решать задачи, обусловленные меняющимися условиями функционирования организации. - дублирование функций управление

 

Функциональная организационная структура предполагает, что каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, в рамках своей четко определенной функции.

Пример функциональной структуры управления представлен на рис. 4.4.

 

Рис. 4.4. Функциональная структура управления

 

Преимущества и недостатки функциональной структуры управления представлены в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2

Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

 

Преимущества (достоинства) Недостатки
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций. - специализация подразделений на выполнении определенных функций управления. - ликвидация дублирования функций управления - нарушение принципа единоначалия. - длительная процедура принятия решений. - трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными подразделениями. - снижение ответственности функциональных руководителей за работу организации в целом. - снижение ответственности исполнителей, так как один исполнитель получает распоряжения сразу от нескольких руководителей

 

Линейно-функциональная структура управления предполагает, что функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но только по кругу вопросов, определяемому их функциональной специализацией.

 

Пример линейно-функциональной структуры управления представлен на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Линейно-функциональная структура управления

 

Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления представлены в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3

Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления

 

 

Преимущества (достоинства) Недостатки
- улучшение координации деятельности в функциональных областях. - адекватная и эффективная производственная реакция организации. - уменьшение дублирования в функциональных областях - отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне. - ориентация подразделений на свои локальные цели, а не цели организации в целом. - слабая инновационная и предпринимательская активность организации

 

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления основаны на выделении автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделения, дивизионы, комплексы) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. К ним, в частности, относятся: продуктовая структура; структура, ориентированная на потребителя; региональная структура).

 

Пример дивизиональной структуры управления представлен на рис. 4.6.

 

Рис. 4.6. Дивизиональная структура управления (региональная)

 

Основу структуры дивизионального типа составляет довольно устойчивая неизменная форма – отделение (филиал), специализированное на одном из параметров: продукте (изделии, услуге), районе расположения, функции.

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления представлены в табл. 4.4.

 

Таблица 4.4

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления

 

Преимущества (достоинства) Недостатки
- высвобождение высшего управленческого персонала для решения стратегических задач. - обеспечение тесной взаимосвязи между производством и потребителем. - улучшение коммуникаций в организации. - простота реализации принципа делегирования полномочий и ответственности на нижние уровни управления - возможное искажение информации при передаче ее с подразделений высшим органам управления. - потеря возможности руководства контролировать производственно-техническую деятельность отделений. - излишняя свобода отделений в выборе сфер производственной деятельности и принятия ответственных управленческих решений. - увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях организации

 

 

Таким образом, различие форм и методов реализации принципов формирования организационных структур управления позволяет выделить несколько типов этих структур, отвечающих условиям внешней и внутренней среды. Так, по уровню (степени) дифференциации и интеграции функций управления выделяются два класса структур: адаптивные, многомерные, основанные на сочетании централистского и свободных типов интеграции, и бюрократические, пирамидальные, основанные на централистском типе интеграции. Именно бюрократические организационные структуры рассматриваются в рамках администрирования.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте определение понятия «системный подход».

2. Раскройте основные аспекты системного подхода.

3. Раскройте содержание понятия «система» и перечислите его основные элементы.

4. Перечислите основные свойства систем и дайте им характеристику.

5. Перечислите основные виды систем в соответствии с различными классификационными признаками.

6. Раскройте особенности организации как экономической системы.

7. В чём заключается статичность систем управления?

8. В чем заключается динамичность систем управления?

9. Раскройте принципы статичной организации.

10. Раскройте принципы динамичной организации.

11. Что такое бюрократия?

12. В чём сущность теории бюрокартии?

13. Какие требования предъявляются к бюрократической системе управления?

14. Перечислите основные характеристики рациональной бюрократии (по М. Веберу).

15. Какие преимущества и недостатки характерны для линейной структуры управления?

16. Какие преимущества и недостатки характерны для функциональной структуры управления?

17. Какие преимущества и недостатки характерны для линейно-функциональной структуры управления?

18. Какие преимущества и недостатки характерны для дивизиональной структуры управления?

 

Рекомендуемая литература: [3–5, 18–21, 24, 26, 36].


 

5. Функциональное содержание организации и администрирование ее функционирования

 

5.1. Процессы и процедуры в администрировании организации

5.2. Администрирование организации процесса

5.3. Моделирование функционирования организации

5.4. Административное сопровождение цикла функционирования организации

5.5. Процедурное обеспечение функционирования

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.