Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы юстиции в 1940–1970-е гг.






 

В условиях войны годы Великой Отечественной Советское государство предпринимало энергичные меры против нарушений дисциплины, распространения панических слухов, халатности, расточительности и других явлений ослабляющих способность к сопротивлению.

В местностях, объявленных на военном положении, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1941 г. судебная власть сосредоточилась у военно-судебных органов. По законам военного времени военные трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, в течение 24 часов. Кассационный порядок обжалования приговоров был отменен. Очевидно, что такой порядок судопроизводства предполагал огромное количество судебных ошибок, что особенно ярко проявилось в начале войны, когда все дела рассматривались в составе трех постоянных членов трибунала. Только в июле 1942 г. в работе трибуналов стали участвовать назначенные политическими органами и военным командованием народные заседатели.

Система военных трибуналов, в которую входили трибуналы Красной Армии, трибуналы Военно-морского флота, трибуналы войск НКВД и др., возглавлялась Верховным Судом СССР. Для каждого вида трибуналов при НКЮ СССР создавалось контролирующее их деятельность Управление или Главное управление, например Главное управление трибуналов Советской Армии и военно-морского флота. Подсудность военных трибуналов постоянно расширялась. Так, в тылу действовали трибуналы железнодорожных путей сообщения и водных путей сообщения.

По мере продвижения линии фронта на территориях, оставшихся в тылу, воссоздавались народные суды. При этом, суды общей юрисдикции действовали на всех территориях, не объявленных на военном положении.

С 1943 г. появляется такая мера наказания, как смертная казнь через повешение для военных преступников и каторжные работы сроком от 15 до 20 лет для и их пособников из числа местного населения. Для осуществления суда над этой категорией лиц при дивизиях стали создаваться военно-полевые суды в составе председателя военного трибунала дивизии, начальника особого отдела и заместителя командира дивизии. Смертные приговоры исполнялись немедленно после их вынесения и публично.

Особенностью военного времени стало убытие на фронт значительной части подготовленных кадров судей, следователей, нотариусов и т. д. Их место занимали молодые, не имеющие опыта практической работы кадры, многие из которых, либо закончили сокращенные курсы подготовки либо вообще не имели юридического образования.

В 1945 г. законы военного времени были отменены, наметилась некоторая либерализация советского уголовного законодательства. В 1947 г. смертная казнь была заменена лишением свободы на 25 лет.

После великой Отечественной войны советские органы юстиции переживали сложный период. С одной стороны, ввиду необходимости рассмотрения многочисленных дел пособников фашистов возрос объем работы, с другой – военные потери и другие сложности военного времени существенно снизили образовательный уровень работников юстиции.

Одним из способов повысить ответственность судей за принятые решения стала предусмотренная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1948 г. ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями соответствующего суда. В составе Верховного Суда СССР, областных судов и пр. создавались коллегии по дисциплинарным делам для рассмотрения дел о проступках судей. Судей привлекали к дисциплинарной ответственности за совершение аморальных поступков, нарушения трудовой дисциплины и упущения по службе, возникших вследствие небрежности.

Функции судебного надзора с 1954 г. стали выполнять президиумы, созданные при верховных судах союзных республик, автономных республик, краевых и областных судов. Они выполняли и функции судебного управления. В 1956 г. в краях и областях были упразднены управления юстиции при местных советах депутатов, что расширило функции краевых и областных судов. Последним вменялась в обязанность ревизовать народные суды, руководить деятельностью народных судов и нотариальных контор.

В феврале 1957 г. было принято новое положение о Верховном Суде СССР, закрепившее расширение прав союзных республик в области отправления правосудия. Ограничив тем самым свое вмешательство в дела верховных судов союзных республик, Верховный Суд СССР сосредоточился на обобщении судебной практики, разъяснении отдельных вопросов правоприменения.

Некоторые изменения в деятельность органов юстиции внесли Основызаконодательства о судоустройстве Союза СССР, союзных и автономных республик 1958 г. Участковая система народных судов была заменена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был увеличен с 3 до 5 лет. Выборы народных заседателей (сроком на 2 года) проводились на общих собраниях рабочих, служащих и колхозников.

В 1956 г. в связи с упразднением Министерства юстиции СССР его функции были переданы Министерствам юстиции союзных республик. При Совете Министров СССР начала свою работу по кодификации и систематизации законодательства СССР Юридическая комиссия. Вскоре данный шаг был признан ошибочным, и в 1970 г. Министерство юстиции СССР воссоздали.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.