Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды землеустроительной документации 2 страница






С этого времени Константиновская землемерная школа, родо­начальница Государственного университета по землеустройству и МГУГиК, стала основным и единственным специальным меже­вым учебным заведением в России. По первому штату Константи­новской землемерной школы, утвержденному императором Пав­лом I, предусматривалось иметь 100 учеников с жалованьем по 30 руб. в год, «при них быть учителю из землемеров, знающему совершенно должность свою, с окладным жалованьем, кроме ра­ционов, 500 рублей в год и при нем двум помощникам с жаловань­ем каждому по 200 рублей в год, а всего на всю школу 3900 руб­лей». Большую роль для межевого образования сыграли открытые в 1798 г. военно-сиротские отделения при военных училищах для обучения солдатских детей. Выпускники этих отделений получали звание инженерных кондукторов или просто кондукторов, иногда чин унтер-офицера и именовались кантонистами. Они умели пользоваться следующими инженерными инструментами: мензу­лой, квадрантом, ватерпасом, буссолью, секстантом, зрительной трубой.

В 1819 г. Константиновская землемерная школа решением Го­сударственного совета от 10 декабря (Поли. собр. законов Россий­ской империи, № 28024) переименована в Константиновское зем­лемерное училище с увеличением числа учеников со 100 до 200 че­ловек. В 1810 г. было основано Московское учебное заведение для


колонновожатых (МУЗК), получившее официальный статус в 1816 г. Это первое высшее учебное геодезическое заведение, вы­пускавшее офицеров (прапорщиков) для Генерального штаба и квартирмейстерской части. Оно существовало за счет частных средств. Из школы вышли Л. А. Перовский, М. Н. Муравьев (воз­главлял Межевой корпус), А. П. Болотов (выдающийся геодезист, автор первых учебников по геодезии), П. А. Тучков (начальник Корпуса военных топографов).

МУЗК заложило основы земельной Школы топографов при Корпусе военных топографов. 16 января 1819 г. в школу колонно­вожатых были направлены 20 кантонистов, обучавшихся топогра­фическим съемкам и рисованию планов. В 1821 г. 18 человек были переведены в топографы 1-го и 2-го разрядов. Для них были орга­низованы специальные классы. Эти топографы и составили пер­вый выпуск Школы топографов при УВТ. Среди них был Мамон­тов, впоследствии ставший полковником и преподавателем выс­шей геодезии и черчения Константиновского межевого института.

В 1832 г. была организована школа межевщиков при Лесном институте, которая впоследствии готовила топографов.

К середине 30-х годов XIX в. работы по генеральному и специ­альному межеванию земель в России замедлились из-за нехватки землемеров, особенно высокой квалификации. Выпускники Кон­стантиновского землемерного училища, которое находилось в ве­дении Межевой канцелярии, сразу же включались в работы по ме­жеванию земель, однако профессиональных знаний им явно не хватало. Поэтому 10 мая 1835 г. был подписан Высочайший указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) — первое межевое учебное заведение России.

Институт находился в ведении Министерства юстиции и не­посредственно подчинялся попечителю, являющемуся одновре­менно заведующим Межевой частью России в звании сенатора. По штату институт имел 200 воспитанников, в том числе обучаю­щихся за государственный счет — 150 и за свой счет — 50, а также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя.

Подробнее об истории и деятельности Константиновского ме­жевого института можно прочитать в книге «О землемерной шко­лы до университета. Очерки истории Государственного универси­тета по землеустройству за 1779—1999 гг.» (Под ред. С. Н. Волко­ва. - М.: Колос, 1999).

Для ускорения подготовки специалистов (чертежников и зем­лемерных помощников) в 1835 г. Межевому ведомству также была предоставлена возможность истребовать в течение 5 лет из воен­ного ведомства 200 кантонистов, имеющих успехи в математике, черчении и чистописании. Для подготовки к межевой службе было разрешено также привлечь желающих воспитанников гим-


назий Киевского учебного округа. Из привлеченных кантонистов при Московской межевой канцелярии сформировалась Школа чертежников, преобразованная после многих перемен в Школу межевых топографов.

В это же время землемерам было разрешено брать вольных уче­ников, которые после специального государственного экзамена могли назначаться на должности землемерных помощников.

Помимо Межевого корпуса с 1838 г. в России был учрежден Корпус гражданских топографов (Геодезия и картография. — 1995. — № 3. — С. 58). Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петер­бурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразо­ван в Марьинское межевое училище, образовано Московское ме­жевое училище, существующее за счет частных средств. В 1846 г. организуется Школа кавказских межевщиков в Тифлисе.

В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного высшего учебного заведения и с этого года до 1867 г. имел статус военного, так же как и Межевое ведомство. В 1858 г. число учеников в Константиновском межевом институте увеличилось до 260, а школа межевых топографов состояла тогда из 240 человек. К 1861 г. состав школы межевых топографов уве­личился еще на 80 человек — пансионеров Министерства государ­ственных имуществ, предназначенных для службы по этому ве­домству.

Еще с середины XVIII в. в России велись дискуссии о квалифи­кации и профессиональных способностях землемеров. Одни счи­тали, что приоритет в их подготовке должен отдаваться правовой (юридической) стороне и умению проводить межевание (состав­лять проект, разрешать земельные споры, приводить проект в ис­полнение); другие отдавали предпочтение технической стороне, умению составлять топографические планы, осуществлять геоде­зические измерения на местности. Поэтому не случайно появле­ние в середине XIX в. двух школ: Константиновского межевого института, ведущего подготовку, ориентированную на осуществ­ление генерального и специального межевания в России, то есть землеустройство, и Школы межевых топографов, специализиро­вавшейся на технико-геодезической подготовке. Ряд ученых и специалистов считают, что такая специализация обоснованна, она стала прообразом создания в настоящее время двух университетов: Государственного университета по землеустройству и Московско­го государственного университета геодезии и картографии, вы­шедших из Константиновского межевого института. В то время восьмилетние учебные курсы института и школы были практичес­ки параллельными. Они отличались только тем, что воспитанники из 8-го класса школы выпускались на службу прапорщиками ме­жевых топографов, а из института выходили подпоручики и пра-


порщики межевых инженеров, старшие и младшие землемерные помощники.

В 1858 г. Межевая канцелярия приобрела Дом Демидовых (Го­роховский пер., д. 4) для Школы межевых топографов. Это здание принадлежало с 1873 г. КМИ, а ныне — Московскому государ­ственному университету геодезии и картографии.

Потребность в землемерах еще более возросла в ходе крестьян­ской реформы после 1861 г. Для проведения землемерных дей­ствий в короткий срок и на крупных площадях требовалось боль­шое число специалистов-землемеров. Между тем они в основном находились на службе в Межевом ведомстве и Министерстве госу­дарственных имуществ, число их было невелико и штаты не за­полнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1233 человека, а фактически работало 1065. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения част­ных работ на землях помещиков на срок от 6 мес до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в Школе межевых топографов увеличилось до 320 чело­век. В 1858 г. по приказу попечителя Константиновского межево­го института был составлен Проект положения о классах для под­готовки частных землемеров и таксаторов. Проект появился в свя­зи с необходимостью подготовки частных землемеров и оценщи­ков земли для осуществления землеустроительных работ по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

За докладом министра государственных имуществ и управляю­щего Межевым корпусом М. Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. пос­ледовал указ об открытии с января 1859 г. при Константиновском межевом и Горигорецком земледельческом институтах (ныне Бе­лорусская государственная сельскохозяйственная академия) осо­бых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались «вольно приходящие» ученики из всех сво­бодных сословий. Но эти мероприятия не позволили обеспечить подготовку необходимого числа специалистов. Поэтому в 1860— 1861 гг. в 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерии и таксации, в которых обучались примерно 900 человек.

Землемерам Межевого ведовства было поручено обучать маль­чиков из помещичьих крестьян практическому землемерию.

Чтобы увеличить выпуск специалистов для осуществления ре­формы 1861 г., в Константиновском межевом институте в 1861 — 1865 гг. были проведены некоторые преобразования учебного про­цесса, сущность которых заключалась в следующем:

временно закрывался младший подготовительный класс, за счет чего срок обучения сокращался на один год;

преподавание в землемерных классах (4, 5 и 6-м) предполага­лось вести таким образом, чтобы наиболее способные воспитан-


ники могли быть переведены в инженерные классы (7-й и 8-й) и затем в офицерский (9-й), а остальные, закончив 6-й класс, — по­ступить на службу в Межевое ведомство;

разрешался прием в институт экстерном на любой курс с целью перепрофилировать наиболее способных молодых людей и отпра­вить их на службу в Межевой корпус для осуществления земель­ных преобразований;

7-й и 8-й классы Константиновского межевого института и Школы межевых топографов объединялись в одно инженерное отделение при институте для того, чтобы школа часть своих вы­пускников также отправляла на производство.

В 1873 г. в связи с необходимостью подготовки кадров землеме­ров для регионов было решено:

закрыть Школу межевых топографов;

за счет средств, отпускаемых ранее на содержание школы, от­крыть первые 4 землемерных училища, что и было сделано прави­тельством в 1874—1877 гг. Так, в 1874 г. было открыто Псковское, в 1875 г. — Пензенское, в 1876 г. — Курское, в 1877 г. — Оренбург­ское землемерные училища. Последнее в 1879 г. было переведено в Уфу. В 1889 г. было открыто также землемерное училище в Тиф­лисе.

Из архивных материалов (ЦГИА, ф. 1408, оп. 4, ч. II, л. 524) из­вестно, что в 1894/95 учебном году в 5 землемерных училищах обу­чалось всего 294 ученика, из них было выпущено на службу 59 че­ловек.

В 1873 г. Константиновский межевой институт переехал в осво­бодившееся здание Школы межевых топографов, которое было переоборудовано из расчета обучения в нем 420 человек. В сред­нем за период с 1873 по 1905 г. в институте обучались 300 воспи­танников.

Всего за период с 1836 г. Константиновский межевой институт выпустил 1172 человека, с 1879 по 1897 г. — 455.

Столыпинская аграрная реформа (1906—1911 гг.) послужила мощным толчком для развития землеустроительного образова­ния в России. Специальность «землемер» все чаще стала вытес­няться и заменяться специальностью «землеустроитель». Термин «землеустройство» прочно вошел в законодательную, норматив­но-правовую и исполнительную деятельность. Получило даль­нейшее развитие землеустроительное образование в Константи-новском межевом институте. За период с 1907 по 1915 г. общее число воспитанников возросло с 327 в 1907 г. до 590 в 1915 г. Прием студентов в институт достигал 206 человек в год (1910 г.). Общее число преподавателей в институте увеличилось с 35 до 50 человек.

26 декабря 1916 г. Константиновскому межевому институту было присвоено звание Императорского, что свидетельствовало о значимости этого высшего учебного заведения в осуществлении


земельной реформы. Число землемерных училищ к этому году до­стигло 14. В 1909 г. были открыты Полтавское и Красноярское, в 1910 г.— Читинское, в 1911 г. — Костромское, Новочеркасское, Омское, в 1912 г. — Екатеринославское, Житомирское, Сибирское землемерные училища. В них обучались уже 2093 человека, в том числе в самом маленьком Читинском— 122, а в самом большом Житомирском — 199, в среднем по 174 учащихся в училище. Кро­ме государственных накануне революции существовало 3 частных землемерных училища: в Петрограде, Москве и Киеве.

Для подготовки специалистов низшего звена — землемерных техников были организованы курсы: с марта 1908 г. при Констан-тиновском межевом институте обучались 300 человек, при земле­мерных училищах —по 100 и при 26 губернских чертежных —по 50, всего примерно 2 тыс. в год. Подготовка специалистов успеш­но велась вплоть до первой мировой войны.

Межевых инженеров, как и раньше, готовили лишь в одном учебном заведении — Константиновском межевом институте. Вы­пускники поступали на работу в различные учреждения Межевого ведомства: определялись в штат Межевой канцелярии, уезжали преподавать в землемерные училища, служили при губернских и областных чертежных, объединявших губернских и уездных зем­лемеров. Сравнительно малую долю питомцы Межевого институ­та составляли в больших коллективах губернских землеустрои­тельных комиссий, где преобладали землемеры среднего и низше­го звена и люди, не имевшие специального образования.

Следует заметить, что в 1914 г. технический персонал по зем­леустройству и межеванию в России насчитывал 7200 человек. Кроме того, по государственным земельным имуществам, Пересе­ленческому управлению и Удельному ведомству, а также занима­ющихся частным землемерным трудом числилось еще около 4000 человек. Таким образом, общий состав землеустроительного персонала был равен примерно 11 тыс.

Не было ни одного земельного училища, где бы ни преподава­ли выпускники Межевого института. В некоторых училищах, на­пример Полтавском и Житомирском (ЦГАДА, ф. 1295, оп. 4, л. 756, 1916 г.), питомцы Межевого института составляли значи­тельную часть преподавателей. Большинство начальников училищ заканчивали кроме института курсы при университете.

Из сведений о чиновниках губернских и областных чертеж­ных известно, что к 1916 г. питомцев Межевого института в шта­те 24 чертежных было более половины. Всего же в штате всех 53 чертежных их было 45 % (151 из 336). При этом выпускниками Межевого института полностью были укомплектованы штат Московской (18), Казанской (6), Тверской (4), Минской (3), Ас­траханской (2) губернских чертежных. Не было их лишь в ма­леньких Амурской, Терской областных и Лифляндской губерн­ской чертежных.


Столыпинская аграрная реформа в соответствии с новыми за­дачами землеустройства потребовала внесения существенных из­менений в учебный процесс Константиновского межевого инсти­тута, его материально-техническое оснащение. Если в XIX в. ос­новное внимание уделялось подготовке межевых инженеров по геодезическим и математическим дисциплинам, то в начале XX в. стали придавать большее значение юридическим наукам, в учеб­ный план ввели государственное, гражданское, межевое право, политическую экономию и другие предметы. После 1906 г. увели­чились часы занятий химией, ботаникой, почвоведением, земле­делием, лесной таксацией, а также по культуртехнике, обводне­нию, осушению, проложению дорог, сельскому строительному искусству (включавшему планировку селений).

2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917—1990 гг.)

Октябрьская социалистическая революция в России (1917 г.) внесла существенные поправки в организацию землеустроитель­ной службы и кардинально изменила содержание землеустрои­тельного образования. В связи с предпринятой Советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью постановлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было передано в ведение Народного комисса­риата земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия. Вместе с Управлением межевой частью в состав Наркомзема поступили и подчиненные управлению местные ме­жевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в Уфе, Перми и Оренбурге), ограничения земель забайкальского казачьего войска (в Чите) и закавказская межевая часть с составе межевых учреждений 5 губерний Закав­казья.

Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения — Константиновский межевой институт и 14 землемер­ных училищ — были при передаче управления в Наркомзем выде­лены и переданы в Народный комиссариат просвещения.

Ввиду несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управле­ние приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено; вместо него для объединения и направления деятельности мест­ных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО). Подбор ос­новного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй половине февраля 1918 г.

Для осуществления положений Декрета о земле необходима была ускоренная подготовка землеустроителей. По данным Нар-


комзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919—1921 гг. требовалось не менее 4, 5—5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. было чуть более 3 тыс.

Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте (так стал называться КМИ) в 1917—1919 гг. составлял лишь 17 человек, поэтому был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого вновь стал институт. К середине 1924 г. число подготавливаемых специалис­тов по землеустройству значительно возросло. Инженеров-земле­устроителей начали готовить не только в Московском межевом, но и в Воронежском (с 1922 г.), Омском сельскохозяйственном институтах (с 1922 г.) и Белорусской СХА (с 1924 г.). Среднюю специальную подготовку землеустроителей (техников-землеустро­ителей) в России осуществляли 26 техникумов, в том числе 15 зем­леустроительных.

В 1928 г. общая потребность в землеустроителях согласно рас­четам Земплана составила 7170, в том числе для губернского (об­ластного) административно-технического аппарата — 200, уездно­го (окружного) — 200, ревизоров — 150, участковых землеустрои­телей — 850, землеустроителей-исполнителей (оперативный со­став) — 5770.

В 1923—1924 гг. наличный состав слагался из губернского аппа­рата — 510 человек, уездных специалистов — 490, губернских ре­визоров — 200, участковых землеустроителей — 221, оперативно-технического персонала, состоявшего на постоянной службе, — 3244 человека и привлеченных в качестве сезонных работников из безработных и техников полевых районов Высшего геодезическо­го управления — 876, всего 5541 человек.

Для усиления состава уже в 1924—1925 гг. предполагалось при­влечь на службу 1000 безработных специалистов (из них 876 на се­зонную работу) и, кроме того, ежегодно принимать молодых спе­циалистов из Московского межевого института — 75 человек, зем­леустроительных факультетов Воронежского и Омского сельско­хозяйственных институтов — по 20, из 26 техникумов — 400.

К 1930 г. предусматривалось выпустить 10—12 тыс. землеустро­ителей, в том числе из вузов — 1723, техникумов — 4227, окончив­ших курсы — 4050.

Согласно решениям Наркомзема по подготовке землеустрои­тельных кадров уже к 1 января 1924 г. численность студентов в Московском межевом институте (ММИ) достигла 1300. Прием студентов увеличился с 150—160 в 1916 г. до 400—450 в 1923— 1924 гг.

Всего с 1917 по 1930 г. ММИ подготовил 986 инженеров-земле­устроителей и 390 инженеров-геодезистов.

В годы нэпа в профессиональном землеустроительном образо-


вании существовали четыре звена: профшколы, в которых велась подготовка специалистов средней квалификации; техникумы, вы­пускающие специалистов узкой квалификации; институты, под­готавливающие специалистов широкой квалификации; учрежде­ния (центры) повышения квалификации, осуществляющие перепод­готовку специалистов.

На Украине в это время землеустроителей готовили, по дан­ным профессора М. А. Гендельмана, в Житомирском, Полтав­ском, Днепропетровском техникумах и в Харьковском землеустро­ительном институте [позже переименованном в Харьковский ин­ститут организации территории (ХИОТ)], не считая Западную Ук­раину, входившую тогда в состав Польши (нынешние Ровенская, Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области). В 1933 г. ХИОТ был закрыт и переведен в Одессу. Один учебный год Одесский институт организации территории просуществовал как самостоятельный вуз, в 1934 г. он был присоединен к институту зерновых культур, который позже стал называться сельскохозяй­ственным (в 1958 г. прием на первый курс земфака Одесского СХИ был прекращен вообще). Чуть позже в составе Харьковского СХИ был создан новый землеустроительный факультет, существу­ющий и поныне. В то же время образовался земфак в Львовском СХИ. Его выпускники распределялись главным образом в области Западной Украины, воссоединенной в 1939 г. с Восточной Украи­ной, и в Молдавскую ССР, образованную на основе воссоедине­ния Молдавской АССР и Бессарабии.

В 1930 г. для обеспечения работ по коллективизации и в целях усиления отраслевых вузов постановлением СНК СССР от 2 февраля 1930 г. Московский межевой институт был передан в ведение Наркомзема СССР. В том же году провели его реоргани­зацию. В соответствии с решением комиссии СНК СССР о ре­форме высшего и среднего образования на основе земельно-пе­реселенческого (землеустроительного) факультета был создан Московский институт землеустройства (МИЗ), в 1945 г. переиме­нованный в Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ), готовящий землеустроительные кадры для сельского хозяйства, а на основе геодезического факультета — Московский геодезический институт (МГИ), переименованный затем в Мос­ковский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и кар­тографии, готовящий кадры геодезистов для других отраслей на­родного хозяйства.

МИЗ остался в ведении Наркомзема СССР и вновь стал глав­ным в стране специализированным землеустроительным вузом. Следует отметить, что в 30-е годы наряду с Харьковским некото­рое время существовали также самостоятельные учебные землеус­троительные институты в Воронеже и Омске, но затем они были преобразованы в землеустроительные факультеты сельскохозяй­ственных вузов (как и ранее).


Московский институт землеустройства по-прежнему оставался главной кузницей землеустроительных кадров в стране. С 1931 по 1941 г. институтом было подготовлено 1235 инженеров-землеуст­роителей, 151 (выпускники с 1937 г.) инженер-геодезист, 150 (вы­пускники с 1936 по 1938 г.) инженеров-торфмейстеров.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, с 1942 по 1945 г. было подготовлено 204 инженера-землеустроителя и 41 ин­женер-геодезист. За время войны общее число студентов в МИЗе сократилось, а в период с 1946 по 1965 г. вновь возросло с 553 до 1147. За 1946—1977 гг. включительно институтом было подготов­лено: инженеров-землеустроителей 5020, инженеров-геодезистов 2123, инженеров-землеустроителей со специализацией «Плани­ровка и застройка сельских населенных мест» 160, архитекторов 445, других специалистов 256.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 5 августа 1944 г. в Пермском (тогда Молотовском) сельскохозяйственном институте был открыт землеустроительный факультет. Первый выпуск ин­женеров-землеустроителей состоялся в 1949 г., последний —в 1962 г., когда земфак был переведен в Целиноградский СХИ. В

1991 г. земфак в Пермском СХИ был вновь восстановлен.

В послевоенные годы землеустроительное образование получило дальнейшее развитие. Так, в первой половине 50-х годов инжене­ров-землеустроителей уже готовили Московский институт инжене­ров землеустройства, Омский, Воронежский, Харьковский, Львов­ский сельскохозяйственные институты, Белорусская сельскохо­зяйственная академия, Прибалтийские республики — Латвийская, Литовская и Эстонская (с 1 сентября 1951 г.) сельскохозяйствен­ные академии. В Казахстане до 1957 г. землеустроительные отде­ления существовали только в двух техникумах: Талгарском и Петропавловском. Они готовили техников-землеустроителей и топографов. 3 октября 1957 г. было принято постановление Совета Министров СССР об открытии в Акмолинске, переименованном в 1961 г. в Целиноград, сельскохозяйственного института. Первый прием на очное отделение землеустроительного факультета этого института состоялся в 1958 г., на заочное — в 1959 г. С 1958 по

1992 г. земфак был единственным в Казахстане, где готовились
землеустроители.

Существенные изменения в середине 50-х годов происходили в организации землеустроительной службы страны. В конце 50-х — начале 60-х годов работал отдел учета земель при Госплане СССР, который занимался составлением земельных балансов страны. В органах управления сельскохозяйственным производством суще­ствовали также инспекции по использованию и охране земель, выполняющие землеустроительные функции.

Освоение целинных земель, а также необходимость повышения эффективности использования земель колхозов и совхозов вновь по­ставили на повестку дня вопросы развития землеустройства и земле-


устроительного образования в стране. В 1961 г. в Российской Фе­дерации был создан республиканский проектный институт по зем­леустройству «Росгипрозем» с подразделениями в областях и краях России. В дальнейшем (после 1975 г.) он был преобразован во Все­российское производственное проектное объединение по использо­ванию земельных ресурсов «Росземпроект» с зональными проектны­ми институтами, филиалами институтов и изыскательскими экс­педициями, находящееся в ведении Министерства сельского хо­зяйства РСФСР. В объединении насчитывалось более 12 тыс. человек, из которых почти 5 тыс. инженеров-землеустроителей.

С 1965 г. землеустроительными работами в СССР руководило Главное управление землепользования и землеустройства Мини­стерства сельского хозяйства СССР (МСХ СССР), а в Российской Федерации — Главное управление землепользования и землеуст­ройства МСХ РСФСР. Методическое и научное руководство зем­леустроительными работами возлагалось на созданный в это вре­мя Государственный научно-исследовательский институт земель­ных ресурсов.

В областных (краевых) управлениях сельского хозяйства Рос­сии работали отделы землепользования и землеустройства, а в районных имелись должности районных землеустроителей (глав­ных, старших). В наиболее крупных административных единицах при районных землеустроителях существовали землеустроитель­ные группы, а некоторые крупные сельскохозяйственные пред­приятия (колхозы и совхозы) вводили штатные должности инже­неров-землеустроителей.

За 1976—1978 гг. МИИЗ и землеустроительные факультеты 14 сельскохозяйственных вузов СССР подготовили около Зтыс. инженеров-землеустроителей, 800 архитекторов и 300 инженеров-геодезистов. В то же время в МИИЗе, Львовском и Харьковском СХИ заочно обучалось 1720 человек по специальности «Землеуст­ройство».

Специальность «Землеустройство» в середине 70-х годов имела специализации: землеустроительное проектирование, земельный кадастр, изучение земельных ресурсов аэрокосмическими метода­ми. За 1976—1980 гг. по очной и заочной формам обучения МИИЗ и все сельскохозяйственные вузы страны выпустили около 6 тыс. инженеров-землеустроителей.

К 1979 г. в МИИЗе обучался уже 1731 студент. И марта 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подго­товке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, значительный вклад в развитие науки и практики землеустройства и в связи с 200-летием со дня основания Московский институт инженеров землеустройства был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За 1978—1991 гг. институт выпустил: инженеров-землеустрои­телей 3607, инженеров-геодезистов 338, архитекторов 518.


3. СОВРЕМЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В первые годы проведения земельной реформы в Российской Федерации (1991 —1993 гг.) численность работников земельной службы увеличилась на 20 % и достигла 19 785 человек (включая работников гипроземов). Были созданы районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельной реформы и организовывали ра­боты по перераспределению земель. Однако руководство и со­став этих комитетов большей частью формировались не из числа специалистов-землеустроителей, а из работников бывших советс­ких и партийных органов, технологов производства (агрономов, экономистов и т.д.), других специалистов и администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющих землеустроительное образование, в составе комитетов составляла всего 7482 (37, 8 %). В Московской области из 862 человек, работающих в системе земле­устройства, 435 (50, 5 %) имели специальное землеустроительное образование, а в городском комитете г. Москвы — только 86 (31%) из 277.

Таким образом, на повестку дня вновь встал вопрос о необхо­димости расширения подготовки землеустроительных кадров для осуществления крупных земельных преобразований в России. Го­ловным институтом вновь был выбран Московский институт ин­женеров землеустройства. В соответствии с постановлением Сове­та Министров РСФСР «О республиканской программе проведе­ния земельной реформы на территории РСФСР» (1991 г.) и при­казом №193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров землеустройства был создан Государственный универ­ситет по землеустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, земельному кадастру, почво­ведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сель­ских населенных мест.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.