Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды землеустроительной документации 1 страница







Название документа


Объект землеустройства


Расчет­ный срок,

лет


Уровень детализации проектных решений


 


Генеральная схема зем­леустройства террито­рии Российской Феде­рации

Схема землеустройства территории субъекта РФ


Территория РФ (земель­ный фонд страны)

Территория субъекта РФ (земельный фонд субъекта РФ)


15—20 Федеральные окру­га, субъекты Феде­рации, экономичес­кие районы

15—20 Административные районы



Этап прогнозирования и планирования


Прогноз ис­пользования и охраны земель


Генеральная схема ис­пользования и охраны земельных ресурсов страны (Генеральная схема землеустройства территории РФ)

I


Федеральная программа ис­пользования и охраны земель


 


Схема землеустройства

территории субъекта

Федерации


Региональная программа ис­пользования и охраны земель


 


Предпроек


тныи этап


 



Схема землеустройства муниципального и иного административно-терри­ториального образования

Схемы (ТЭО, ТЭР), связанные с исполь­зованием и охраной земель

Этап прое ктирования

 


 


Проект

межхозяйственного

землеустройства


Проект

внутрихозяйственного

землеустройства


Рабочий проект, связанный с использованием и охраной земель


Этап освое


ния проектов


Материалы авторского надзора за осуществлением проектов
__________ землеустройства и их корректировки __________

Рис. 40. Взаимосвязь видов землеустроительных работ


Продолжение


Название документа


Объект землеустройства


Расчет­ный срок, лет


Уровень детализации проектных решений


 


Схема землеустройства

административного

района

Проект межхозяйствен­ного землеустройства

Проект внутрихозяй­ственного землеустрой­ства

Рабочий проект улучшения, устройства, охраны земель


Территория админист­ративного района

Массив освоения или группа землевладений нескольких предприя­тий

Территория сельскохо­зяйственного предприя­тия, общины, родового хозяйства

Земельный участок сельскохозяйственного или иного предприятия


12—15 Сельские округа

(волости, сельсове­ты), землевладения и землепользования

5-8

Сельскохозяйствен­ные и иные пред­приятия

Внутрихозяйствен-5—8 ные подразделения и производственно-территориальные участки (поля, ра­бочие участки и т.д.)

1—2 Производственно-территориальные участки


В связи с тем что во всех указанных документах переплетаются вопросы, связанные с территориальной организацией и размеще­нием производства, а также организацией рационального исполь­зования и охраны земель, методологической основой их разработ­ки являются теория и методы землеустроительного проектирова­ния.

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ (СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ) СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В системе землеустройства на верхнем уровне находится Ге­неральная схема землеустройства территории Российской Феде­рации1. Эта схема имеет долговременный предплановый характер с расчетным периодом осуществления до 20 лет и разбивкой по очередям. Материалы схемы предназначены для обеспечения ор­ганов государственной исполнительной власти и управления дос­товерной информацией общегосударственного значения о при­оритетных направлениях развития землепользования и землеуст­ройства в стране на перспективу.

Процесс составления Генеральной схемы использования и ох­раны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов:

подготовка научно-технической концепции, в которой излага­ются задачи и основные пути реорганизации землевладений и

1 Ранее роль этой схемы выполняла Генеральная схема использования и охра­ны земельных ресурсов Российской Федерации.


землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики государ­ства;

непосредственная разработка генеральной схемы, ведущаяся одновременно в центре и регионах и завершающаяся примерно за 2—2, 5 года до начала ее реализации (возможно предварительное определение основных показателей, направлений использования и охраны земельных ресурсов);

оформление основных положений генеральной схемы для пе­редачи органам управления и землеустройства с целью практичес­кого их использования.

В генеральной схеме находят отражение следующие вопросы:

тенденции и направления использования земельных ресурсов и их охраны, определяемые характером и темпами развития произ­водительных сил в Российской Федерации и ее федеральных ок­ругах;

перераспределение земельного фонда по отраслям народного хозяйства и категориям земель (динамика и пропорции перерасп­ределения должны быть подчинены развитию производительных сил и их совершенствованию);

определение возможностей увеличения площади сельскохозяй­ственных угодий для использования в агропромышленном комп­лексе, повышения эффективности использования земель в сель­скохозяйственном производстве;

внедрение новых организационно-хозяйственных и территори­ально пространственных форм использования земель в агропро­мышленном комплексе;

производство по секторам сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и промышленности в сырье;

потребность в капитальных вложениях для обеспечения эф­фективного использования земель.

В генеральной схеме выделяют следующие составные части:

анализ и оценка существующего состояния и использования земель;

организация использования земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства;

охрана и улучшение земель;

порядок реализации и эффективность рекомендуемых мероп­риятий.

Помимо текстовых и расчетных материалов в генеральную схе­му включают карты современного состояния и использования зе­мельных ресурсов, их перспективного использования, улучшения и охраны.

Данные генеральной схемы используются:

при решении вопросов развития и размещения народного хо­зяйства и отдельных, особенно землеемких его отраслей (сельско-


го, водного, лесного хозяйства), организации рационального при­родопользования;

для разработки направлений и перспектив экономического и социального развития;

при составлении схем землеустройства территории субъектов Федерации и других регионов;

при разработке федеральных и региональных программ ис­пользования и охраны земель.

Реализация предложений, содержащихся в генеральной схеме, позволяет повысить эффективность использования земельных ре­сурсов в комплексе со всем природным и экономическим потен­циалом страны, оптимизировать межотраслевое и межрегиональ­ное распределение земельных угодий, территориальную организа­цию производства, особенно сельскохозяйственного, лучше спла­нировать мероприятия по охране земель.

Схемы землеустройства на областном уровне в России начали составляться с конца 60-х годов в связи с необходимостью упоря­дочения землепользования, рационального размещения элемен­тов инфраструктуры, охраны природной среды. Нужны были но­вые методы дифференциации мероприятий по отдельным терри­ториальным единицам с учетом их природно-экономического по­тенциала (прежде всего количества и качества земель), совершенствования систем землепользования, выбора эффектив­ных направлений улучшения, использования и охраны земельных ресурсов.

В настоящее время роль схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации в связи с большими земельными преобразованиями, происшедшими в нашей стране в 1991 — 2000 гг., существенно повысилась. Их разрабатывают параллельно или в развитии генеральной схемы. Они также являются долговре­менными, носят предплановый характер и имеют расчетный пе­риод осуществления 15—20 лет.

Их содержание аналогично генеральной схеме, но степень де­тализации проработок выше с доведением до отдельных админис­тративных районов.

Главной составной частью схемы землеустройства территории субъекта Федерации является система мероприятий, направлен­ных на формирование устойчивого землепользования, межотрас­левого распределения земель по категориям, угодьям и формам собственности, обоснованного размещения в соответствии с эко­логическими и экономическими требованиями компактных и оп­тимальных по площади землепользовании, создание благоприят­ных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивого развития городов и других поселений в соответствии с градостроительной докумен­тацией, а также размещение специальных фондов земель.

При разработке данной схемы особое значение придается охра-


не земель. В схеме должны найти отражение общие направления и основные задачи государственной политики, которые включают систему правовых, организационных, экологических, технологи­ческих и других мероприятий, направляемых на рациональное ис­пользование земель, сохранение и повышение плодородия почв, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохо­зяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также восстановление продуктивных земель. При этом при решении вопросов планирования использования и охраны земель экологи­ческие условия превалируют над экономическими.

В схемах землеустройства территорий субъектов Федерации ре­шаются также вопросы развития и территориальной организации областного агропромышленного комплекса (АПК), размещения объектов капитального строительства, мелиоративных систем, до­рожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры, намечаются мероприятия по охране природных ресурсов.

Схема включает текстовую и графическую части.

Текстовая часть состоит из пояснительной записки с необходи­мыми расчетами и обоснованиями. В пояснительной записке в обязательном порядке приводится экспликация земель по катего­риям землепользователей, в которой представляется перераспре­деление земельного фонда по годам (периодам) между категория­ми землепользователей.

В графической части содержатся обзорные карты субъекта Рос­сийской Федерации (существующее состояние и перспективы землеустройства). Масштаб карт определяет заказчик, он указыва­ется в задании на составление схемы.

Схемы разрабатываются по заданиям федеральных органов ис­полнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Генеральная схема использования и охраны земельных ресур­сов страны согласовывается со всеми заинтересованными мини­стерствами и ведомствами. Схемы землеустройства территории субъектов Федерации согласовываются с государственными уч­реждениями, ведомствами и комитетами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после чего представля­ются на государственную экологическую экспертизу.

Согласованная в установленном порядке генеральная схема рассматривается и утверждается Правительством Российской Фе­дерации, схема землеустройства — органом исполнительной влас­ти субъекта Федерации.

Землеустроительные предприятия (учреждение и иные органи­зации) разрабатывают также региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов (схемы землеустройства территории регионов). Их объектом могут быть не только единицы админист­ративно-территориального деления РФ, как, например, федераль-


ные округа, но и большие территории, связанные единством эко­номических отношений, природными и социально-экономичес­кими условиями. Это могут быть схемы землеустройства различ­ных территориально-производственных комплексов (ТПК), эко­номических районов, регионов Крайнего Севера, опустынивания и т. д. Содержание таких схем определяется конкретными задача­ми, которые ставит заказчик.

3. СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ, ДРУГИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Административный район — основное муниципальное образо­вание в нашей стране. В компетенции руководителей района — принимать устав, определяющий порядок владения, пользования и распоряжения земельной и иной собственностью на его терри­тории. Последняя включает в себя все земли района независимо от форм собственности и целевого назначения.

Как и прежде, административный район остается основной территориальной единицей ведения земельного кадастра, регист­рации земли и иной недвижимости, хозяйственного развития и природопользования. В ведение районной администрации пере­даны управление земельным фондом района, полномочия по изъятию, предоставлению земельных участков гражданам, пред­приятиям, учреждениям и организациям, осуществлению земле­устройства, земельного кадастра и мониторинга земель, взиманию платы за землю и др.

Приоритет административных районов распространяется на распоряжение землями специальных фондов перераспределения земель, организацию оборота земельных и имущественных долей, создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Это требует едино­го подхода к землеустройству в рамках данной территории, что обусловливает необходимость разработки схем землеустройства района.

Схема землеустройства административного района — основ­ной предпроектный и предплановый документ, определяющий наиболее эффективные направления использования и охраны зе­мельных ресурсов на перспективу (не менее 12—15 лет) в увязке с основными путями развития землевладения, землепользова­ния, агропромышленного комплекса и других отраслей админис­тративного района. Первая очередь схемы (этап) имеет, как пра­вило, предпроектный характер и разрабатывается на 5-летний срок.

Схема землеустройства административного района предполага­ет решение следующих вопросов:

эколого-хозяйственное зонирование территории района;


проведение анализа состояния и использования земель в районе;

выявление или уточнение площадей земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбыв­ших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, неис­пользуемых земель, формирование и корректировка площадей фонда земель, подлежащего перераспределению;

выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйствен­ного освоения, мелиорации и улучшения, обоснование включения этих земель в фонд перераспределения и очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот;

уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения;

выделение земель с различными режимами использования, а также ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;

уточнение границ городов и поселков городского типа, а также анализ состояния и использования земель, находящихся в ведении сельских администраций;

обоснование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей различных форм хозяйствования в районе, определение потребности в земле граждан, кооперативов, ассоциаций, пред­приятий, организаций и учреждений для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей;

межотраслевое перераспределение земель;

разработка рекомендаций по перераспределению земель сель­скохозяйственного назначения с учетом устранения существующих недостатков в использовании земельных участков; образованию но­вых и упорядочению существующих землевладений и землепользо­вании сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерс­ких) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, по расшире­нию личного подсобного хозяйства, развитию коллективного ого­родничества, садоводства и животноводства, подсобного сельского хозяйства предприятий, организаций и учреждений; использова­нию земель специального фонда перераспределения;

обоснование потребности в земельных ресурсах для различных отраслей промышленности, транспорта, сельского, лесного, вод­ного хозяйства и др., размещения всех отраслей районного агро­промышленного комплекса и их кооперирования, объектов его производственной и социальной инфраструктуры, включая разме­щение поселений, хозяйственных и производственных центров, дорожной сети и других коммуникаций; разработка предложений по совершенствованию специализации и объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом перераспределения зе­мель и их качественного состояния;

разработка мероприятий по защите земель от различных форм деградации и загрязнения, сохранению, восстановлению и по-


вышению плодородия почв, улучшению природных ландшафтов, ох­ране окружающей природной среды с учетом образования и упоря­дочения существующих землевладений и землепользования;

определение потребности в капитальных вложениях, матери­альных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероп­риятий, разработка предложений по финансированию и осуще­ствлению мероприятий, намеченных в схеме землеустройства рай­она, за счет средств госбюджета, поступлений от земельного нало­га и других источников финансирования;

подготовка информации, показателей и нормативов по регули­рованию рыночных земельных отношений в части стоимости зем­ли и платы за нее, ценообразования, налоговых, кредитных ста­вок, среднерайонных норм бесплатной передачи или продажи земли, возмещения землевладельцам и землепользователям убыт­ков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного произ­водства при изъятии земель и др.;

расчет технико-экономических показателей, социальной, эко­логической и экономической эффективности мероприятий, наме­ченных в схеме.

В схеме землеустройства административного района определя­ют границы, местоположение и площади следующих земель:

поселковых и сельских администраций;

сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерс­ких) хозяйств всех организационно-правовых форм и форм соб­ственности;

земельных фондов специального назначения (для расселения беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уво­ленных в запас, казачьих обществ и т. д.);

фонда перераспределения и участков сельскохозяйственных организаций, передаваемых в аренду;

подсобных сельских хозяйств промышленных и других пред­приятий, участков, предусмотренных для индивидуального жи­лищного и дачного строительства;

территорий для коллективного садоводства и огородничества, массивов для организации крестьянских хозяйств собственниками земельных долей;

сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения зе­мель;

несельскохозяйственного использования.

Состав и содержание схемы могут уточняться с учетом конк­ретных природных и экономических условий, характера решае­мых задач.

Схему землеустройства района составляют в следующем порядке:

разработка задания на составление схемы землеустройства;

проведение подготовительных работ;

разработка мероприятий по рациональному использованию и охране земель;


оформление, согласование и утверждение схемы землеустрой­ства;

изготовление и выдача материалов.

Схема землеустройства разрабатывается по инициативе и зада­нию органа местного самоуправления, а также уполномоченного органа исполнительной власти по управлению земельными ресур­сами. Документация по составлению схем землеустройства адми­нистративных районов включает в себя комплекс текстовых и гра­фических материалов. Разработанные схемы подлежат государ­ственной экспертизе.

Схема землеустройства административного района утверждает­ся органами исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации.

В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) к муниципальным образованиям отнесены сельские округа (воло­сти, сельсоветы). Территорию таких муниципальных образований составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, другие земли в границах муниципально­го образования независимо от форм собственности и целевого на­значения.

Общая структурная модель схемы землеустройства такого му­ниципального образования аналогична модели схемы землеуст­ройства административного района. Она может разрабатываться самостоятельно или в составе общей схемы землеустройства адми­нистративного района.

Контрольные вопросы и задания

1. На какие этапы можно подразделить землеустроительные работы?

2. Каково назначение схем землеустройства и зачем они разрабатываются?

3. Опишите содержание и порядок разработки генеральной схемы землеуст­ройства территории Российской Федерации и схемы землеустройства территорий субъекта Федерации.

4. Чем отличаются схемы землеустройства административных районов от вы­шеприведенных схем?

Глава 25 ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(ДО 1917 г.)

Первоначально землемерное дело и землемерное образование были семейными. В период удельных княжеств и во времена Мос­ковского государства, судя по сохранившимся сведениям, меже­вые работы осуществляли представители известных княжеских и


боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было наследственным. В связи с тем что в стране специальных зе­мельных школ не было, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. По сви­детельству известного историка межевого дела в России И. Е. Гер­мана, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших «в госуда­ревом писцовом и земляном деле», например Вельяминовых, Бек­лемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повто­ряются нередко на протяжении 100—150 лет.

Первые землемеры должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезичес­ких измерений. К середине XV в. на Руси существовало до двухсот монастырей, которые являлись основными центрами обучения грамотности. В городах с появлением книгопечатания начали об­разовываться первые школы. В княжеской среде начальное обра­зование было домашним, учителя, как правило, были из духовно­го сословия.

Уже с конца XVI в. в России начинает складываться система профессионального образования. Наиболее важными государ­ственными учреждениями того времени были приказы, ведавшие дипломатическими, торговыми, военными, земельными и други­ми делами. Для подготовки людей, способных служить в них, при приказах создавались школы, дававшие в основном среднее специальное образование. В школах обучались дети приказных, посольских, подьячих, землемеров, стрельцов, лекарей. Наибо­лее образованные дьяки и подьячие (основные должностные лица в государственных учреждениях XVI—XVII вв.) работали в Посольском, Поместном, Тайных дел приказах и Приказе печат­ного дела.

Необходимость уточнить границы государства, состав и цен­ность российских территорий, земель землевладельцев и земле­пользователей, другие земельно-учетные данные повлекла за со­бой развитие межевого дела и землемерного (землеустроительно­го) образования.

Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучались от 35 до 100 человек. Уча­щиеся были разделены между столами (отделами) приказа и при­креплены к стоявшим во главе их опытным подьячим. Обучение продолжалось от двух до трех лет в зависимости от уровня преды­дущей подготовки. В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Име­ются также данные об открытии в 1698 г. в Москве при Пушкарс­ком приказе школы «цифири и землемерия», где также изучалось землемерное дело.


Во втором десятилетии XVIII в. Поместный приказ был упразд­нен и главным межевым учреждением в России стала Вотчинная коллегия, занимавшаяся производством межеваний и оформлени­ем дел по передаче недвижимости по указаниям Сената.

Главным образовательным учреждением в России, где можно было получить профессиональную землемерную подготовку, стала учрежденная Петром I в 1701 г. в Москве Школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревой башне. Первоначально это была морская школа, связанная с новыми по­требностями государства и предназначавшаяся для обучения офи­церов армии и флота. Одновременно с обучением офицеров Шко­ла математических и навигационных наук решала общеобразова­тельные задачи. Ее выпускники становились дипломатами, учите­лями, строителями, землемерами, геодезистами, инженерами. Петр I скоро убедился, что «не только к морскому делу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству».

Курс обучения состоял из трех ступеней (классов или школ). В начальной, так называемой русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (ариф­метической) школе на второй ступени изучали арифметику, гео­метрию, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших нави­гаторских классах преподавались математическая география, ос­новы астрономии, черчение, геодезия, навигация и др.

Выпускники школы в качестве геодезистов-картографов, зем­лемеров-чертежников, навигаторов принимали активное участие во всех экспедициях XVIII в. по обследованию территории обшир­ного Российского государства, созданию первых географических карт (называвшихся в то время ландкартами), а также межеванию Ингерманландии (так называлась местность между Ладогой, Не­вой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями — прибал­тийские земли). После закрытия Школы математических и нави­гационных наук в Москве на базе навигаторских классов в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия и землемерное и геодезическое образование стало развиваться в Адмиралтействе и Морской академии.

Имеются также сведения о том, что в гимназиях при Московс­ком университете в 1756 г., а также чуть ранее в гимназии при Пе­тербургском университете изучалось практическое землемерие, поэтому гимназистов иногда использовали на межевых работах.

Работы по генеральному межеванию в России, начавшиеся с середины 60-х годов XVIII в., вызвали очевидную нехватку земле­устроительных кадров. При отсутствии в то время специальных межевых учебных заведений забота о подготовке землеустроите­лей легла на межевые учреждения — Межевую экспедицию Пра­вительствующего сената и Межевую канцелярию.

К началу правления Екатерины II положение с регулировани­ем земельных отношений обострялось в связи с отсутствием пла-


нов земельных наделов и долговечных межевых знаков, которые стали применять с 1673 г., так как при поместном межевании со­ставлялись только чертежи и только на спорные земли. Это тре­бовало привлечения к межевым работам большого числа специа­листов.

Именным указом Сената от 8 октября 1765 г. и последовавши­ми указами Межевой экспедиции от 7 апреля 1768 г. было объяв­лено, чтобы все умеющие осуществлять землемерные действия («имеющие сведения в снятии дач на планы») и желающие посту­пить в землемеры заявили об этом Межевой экспедиции или Ме­жевой канцелярии. Землемерам Межевой канцелярии вменялось в обязанность обучать межевому делу учеников, определенных на службу из гарнизонных школ.

Указом № 439 от 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внима­ние на плохое обучение землемерных учеников, предписала Ме­жевой канцелярии: «дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих... до тридцати пяти человек ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению». Этот указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., и послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.