Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем и структура сделок с земельными участками в Российской Федерации






 

  1996 г   1997 т   1998i   1999 г.  
Вид сделок Количест­во сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) %
Аренда госу­дарственных и муници­пальных зе­мель     3561000 (23351700) 88, 06 3995500 (24523300) 90, 49 4733347 (72028511) 90, 70
Продажа прав арен­ды государ­ственных и муници­пальных земель       t     8104 (6844) 0, 16
Продажа го­сударствен­ных и муни­ципальных земель 43907 (8990)   20897 (7029) 0, 52 11467 (7483) 0, 26 22191 (15821) 0, 43
Купля-про­дажа земли гражданам и юридичес­ким лицам 218759 (33622)   265689 (59324) 6, 57 234590 (40945) 5, 31 291771 (45362) 5, 59
Дарение 34094 (8270)   33581 (6095) 0, 83 26452 (6610) 0, 60 22443 (5832) 0, 43

Продолжение

 

  1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Вид сделок Количест­во сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) % Количество сделок (площадь, га) %
                 

 

Наследование 132171 31 (128448) 158512 (49323) 3, 92 144735 (47037) 3, 28 147533 (47606) 2, 83
Залог 760 — (2982) 2983 (3016) 0, 07 2789 (3693) 0, 06 1240 (694) 0, 02
Итого 429691 100 (182312)     4415533 (24629068)   5218525 (72143826)  

В 1999 г. в России было осуществлено 5, 2 млн сделок с земель­ными участками общей площадью 72, 1 млн га, большую часть из которых занимает аренда государственных и муниципальных зе­мель. Доля операций по купле-продаже земельных участков граж­данами и юридическими лицами составила всего 5, 6 % (291, 8 тыс. сделок на площади 45, 4тыс. га).

Как только земля включается в товарный оборот, а земельные участки становятся товаром, они приобретают цену, диктуемую рынком. Данные о средних ценах на земельные участки при про­даже их местными органами власти в 1996—1997 гг. приведены в табл. 6.

6. Средние цены на земельные участки в Российской Федерации, руб. за 1 м2


1996 г.


1997 г.


 


Вид реализации участков местными органами власти


Вне на­селенных пунктов


В сель­ских на­селенных пунктах


В горо­дах и по­селках


Вне на­селенных пунктов


В сель­ских на­селенных пунктах


В горо­дах и посел­ках


Гражданам для индивиду- 0, 9 2, 1 3, 6 1, 9 3, 2 5, 1

ального жилищного стро­ительства, личного подсоб­ного и дачного хозяйства, садоводства и животно­водства

Гражданам и их объедине- 2, 9 3, 6 6, 9 2, 1 6, 1 52, 5

ниям для предпринима­тельской деятельности


Приватизированным пред- 0, 4 0, 9 5, 0 1,

приятиям


0, 6 6, 9


 


Крестьянским хозяйствам 0, 7 15, 7 5, 7 0, 06 0, 6 7, 1

и другим сельскохозяйст­венным предприятиям



Продолжение


Вид реализации участков местными органами власти


Вне на­селенных пунктов


1998 г.

В сель­ских на­селенных пунктах


В горо­дах и по­селках


Вне на­селенных пунктов


1999 г.

В сель­ских на­селенных пунктах


В горо­дах и посел­ках


 


2, 2 12, 0 70, 5 58, 0 0, 3 2, 8 73, 1 3, 20 0, 08 0, 06 4, 0 0, 07

Гражданам для индивиду­ального жилищного стро­ительства, личного под­собного и дачного хозяй­ства, садоводства и живот­новодства

Гражданам и их объедине­ниям для предпринима­тельской деятельности

Приватизированным пред­приятиям

Крестьянским хозяйствам и другим сельскохозяйст­венным предприятиям


11, 7 2, 1


17, 4 10, 4


4, 78 18, 5

17, 7 95, 7

1, 11 13, 0

0, 07 0, 56


В 1999 г. средняя цена на земельные участки в городах и посел­ках России при продаже их для предпринимательской деятельнос­ти составляла 95, 7 руб. за 1 м2 (около 4 долл.). В Центральном ад­министративном округе г. Москвы средняя цена продажи (выку­па) права аренды доходила до 4700 руб. за 1 м2 (около 190 долл.). В этом же году в 26 субъектах Российской Федерации были проведе­ны торги (конкурсы и аукционы) по продаже гражданам и юриди­ческим лицам незастроенных земельных участков. Органами госу­дарственной власти и местного самоуправления на торгах было реализовано 347 участков общей площадью 1693, 4 га (1, 6% пло­щади всех проданных государственных и муниципальных земель), в том числе на конкурсах—108 (22, 2га), на аукционах — 239 (1671, 2 га).

Общая сумма средств, полученная от продажи земли на конкур­сах и аукционах в России, составила в 1999 г. около 18, 1 млн руб., а всего'от продажи государственных и муниципальных земель было выручено 682, 5 млн руб.

Анализируя роль земли с социально-экономических позиций, можно выделить следующие ее особенности.

1. Землясамый надежный объект вложений в недвижимость. С течением времени при рациональном использовании она не изна­шивается, как другие объекты недвижимости; напротив, ее цена, как правило, постоянно возрастает.

2. Земля — базовый элемент имущественных отношений, главная составляющая рынка недвижимости.

Поскольку земля является пространственным базисом для раз­мещения всех других объектов недвижимости, которые с ней проч­но связаны, имущественный оборот (купля-продажа, залог и т. п.)


зданий, сооружений, обособленных водных объектов, лесов, мно­голетних насаждений практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками, на которых эти объекты расположены.

3. Земля — объект всеобщих земельно-имущественных интересов и
сквозной фактор воспроизводства.

В стадии производства земля через свои ценовые параметры входит в затратную составляющую, определяя величину обще­ственно необходимых и индивидуальных издержек. Изъятие зе­мельной ренты через механизм земельных платежей (налога, аренды) включает земельный фактор в сферу распределения. Пространственные (территориальные) и производительные свойства земельных участков оказывают влияние на направле­ние, интенсивность и скорость движения созданного продукта, что определяет участие данного фактора в сфере обращения и потребления. Таким образом, земля входит во все составляющие части воспроизводственного процесса (производство, распреде­ление, обмен, потребление) и представляет всеобщий экономи­ческий интерес.

4. Земляодин из основных факторов интенсификации инвести­ционных процессов в условиях рыночной экономики. Она обладает способностью не только генерировать доход в сфере производства за счет роста плодородия и других производительных свойств, но и наращивать цену в сфере товарного обращения. Поэтому земля является надежной и эффективной сферой вложения и оборота капитала.

5. Земляособый объект имущественных отношений и специфи­ческий вид товара. Земельный участок, как и любой объект недви­жимости, нельзя «физически изъять» и перенести в другое место, использовать и амортизировать без остатка, переработать и ра­створить в другом виде продукции (товара). В связи с этим необ­ходимо обеспечить должный контроль за использованием земли. Например, перед арендаторами необходимо поставить условие, чтобы использование земельных участков не приводило к хищни­ческому их использованию и чтобы в конце срока аренды их пло­дородие было не ниже исходного.

Особенности земли как главного средства производства, ее пространственная ограниченность и незаменимость предпола­гают:

формирование земельной собственности (определение границ, местоположения, площади, ограничений в использовании, обре­менении земельных участков);

осуществление юридически грамотных, технически правиль­ных и экономически эффективных мер по перераспределению зе­мельной собственности, разделению и объединению земель, лик­видации недостатков в их использовании;

создание специальных земельных фондов для поддержки зе-


мельного оборота (продажа земельных участков государственны­ми и муниципальными органами власти и управления, организа­ция конкурсов и аукционов и т. п.);

организацию действенного контроля за использованием земли, проведением земельно-имущественных операций, земельным то­варооборотом;

реализацию системы мер по предотвращению незаконного оборота земли, ее деградации в процессе хозяйственного исполь­зования.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные функции земли в природе и обществе.

2. В чем состоит значение земли как природного ресурса?

3. В каких случаях земля является предметом труда? Средством труда? Всеоб­щим средством производства?

4. Почему земля — главное средство производства в сельском и лесном хозяй­стве?

5. Какова роль земли в различных отраслях народного хозяйства?

6. Чем отличается земля от других средств производства?

7. Что относится к средствам производства, неразрывно связанным с землей?

8. Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве?

9. Назовите особенности земли как объекта имущественных отношений.

10. Какие действия необходимы для организации рационального использова­
ния земли как объекта недвижимости?

Г л а в а 2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ

Как уже отмечалось ранее, в любом обществе земля кому-то принадлежит. Она может находиться в государственной, муници­пальной или частной собственности, во владении или пользова­нии, в обороте и т. п. В различных сферах хозяйственной деятель­ности земля является пространственным базисом, необходимым условием процесса производства. В сельском и лесном хозяйстве она также служит главным средством производства.

Конкретные участки земли используются по-разному в зависи­мости от их качества, местоположения и других свойств. Поэтому между различными субъектами (физическими и юридическими лицами, государственными органами) неизбежно устанавливают­ся определенные взаимоотношения по поводу использования зем­ли. Участки регистрируются, покупаются, арендуются, дарятся, делятся, укрупняются, передаются по наследству, за них уплачи­вается земельный налог и т. д.

Земельные отношения — это общественные отношения, связан­ные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, пред-


приятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосред­ственным объектом которых являются земельные участки разной площади, местоположения, качества и назначения.

Земельные отношения являются составной частью обществен­ных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества. Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерно­стей. Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недвижи­мого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее.

Вместе с тем в любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствующий механизм их правового и экономичес­кого регулирования, а также государственные организации, при­водящие в действие этот механизм, образующий земельный строй общества.

Земельным строем называется система общественного и госу­дарственного устройства, характеризующаяся определенными зе­мельными отношениями и соответствующей политической орга­низацией их регулирования. Другими словами, земельный строй — это определенный государственный порядок использова­ния земли.

Например, до 1917 г. в России существовал земельный строй, основанный на многообразии форм собственности на землю. В стране существовали: общинное землепользование, помещичье и крестьянское частное землевладение, церковное и монастырское землевладение, казенное (государственное) землепользование и др. В результате революции 1917 г. произошел переход к новому зе­мельному строю, базирующемуся на исключительной государствен­ной собственности на землю, колхозном и совхозном землепользо­вании. После 1991 г. ситуация вновь радикально меняется.

Таким образом, земельный строй общества со временем может изменяться как путем эволюции (постепенных поэтапных преоб­разований), так и революционными методами. Так, известный Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 г., устанавливал, что вся земля — государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д. — отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное дос­тояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

Помещичьи, удельные, монастырские и другие нетрудовые земли подлежали конфискации и переходили со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принад­лежностями в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.


Право пользования землей получали все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи сво­ей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался.

Землепользование устанавливалось уравнительное. Земля рас­пределялась между трудящимися в зависимости от местных усло­вий по трудовой или потребительской норме.

Формы землепользования выбирались совершенно свободно — подворная, хуторская, общинная, артельная — по усмотрению са­мих крестьян.

Это типичный пример революционного преобразования зе­мельного строя страны.

Государство, так или иначе воздействуя на земельный строй, осуществляет земельную политику. Так называется деятельность по регулированию земельного строя, отношений между классами, со­циальными группами, отдельными землевладельцами и земле­пользователями по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения землей.

Земельная политика всегда проводится в интересах господству­ющих групп общества лицами, стоящими у власти. При этом ис­пользуются различные меры: правовые, экономические, организа­ционные.

Правовые меры содержат в себе моменты обязательности, власт­ного принуждения. Они регулируют земельные отношения на ос­нове земельного законодательства, гражданского, административ­ного и других отраслей права.

Экономические меры стимулируют развитие земельных отноше­ний, используя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирования и субсидирования, влияя на экономи­ческие интересы землевладельцев и землепользователей.

Организационные меры обеспечивают развитие земельных отно­шений путем организации переселения в районы нового освое­ния, создания различного рода кооперативов и товариществ, под­готовки квалифицированных кадров и т. д.

Земельная политика государства может осуществляться различ­ными органами законодательной и исполнительной власти, судеб­ными, финансовыми, банковскими службами, различными коми­тетами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специ­альных землеустроительных органов, относящихся к политичес­кой надстройке общества и решающих в первую очередь задачи проведения в жизнь земельной политики государства.

Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами — целе­направленное воздействие на систему использования и охраны зе­мель в интересах развития народного хозяйства страны.

В России управление земельными ресурсами осуществляется


на государственном (федеральном, субъекта Федерации) и муни­ципальном уровнях. Управлять земельными ресурсами в пределах своих владений могут также отдельные юридические и физичес­кие лица.

Основные функции любого управления — планирование, учет, организация и контроль. Соответственно главными функциями государственного управления земельными ресурсами являются:

информационное обеспечение управления земельными ресур­сами, включая инвентаризацию земель, земельный кадастр, мони­торинг и оценку земель;

регистрация прав на земельные участки;

прогнозирование и планирование использования и охраны зе­мель;

зонирование территории для целей управления;

организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства;

создание правового, экономического и организационно-хозяй­ственного механизмов регулирования земельных отношений;

контроль за использованием и охраной земель.

Земельные реформы, проводимые государством, являются наиболее кардинальными формами управления земельными ре­сурсами.

Земельная реформа — это осуществляемое государством, зако­нодательно оформленное изменение земельного строя, как прави­ло, включающее преобразование форм собственности на землю, передачу земли от одних собственников и пользователей другим, изменение форм устройства территории в соответствии с изме­нившимся земельным законодательством. Такая реформа предпо­лагает осуществление комплекса правовых, экономических, тех­нических и организационных мер, обеспечивающих переход к но­вым формам собственности на землю, землевладения и земле­пользования.

Например, нынешняя земельная реформа в Российской Феде­рации начиналась в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.); постановлением Совета Министров РСФСР №30 от 18 января 1991г., утвердившим Республиканскую про­грамму проведения земельной реформы; Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению зе­мельной реформы в РСФСР».

В ходе данной земельной реформы решались следующие за­дачи:

ликвидация монополии государственной собственности на землю и переход к многообразию форм земельной собственности;

реализация прав каждого гражданина на получение земли;

переход к платному землепользованию;

перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация);


обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм землевладения и землепользования;

развитие земельного оборота;

соблюдение важнейших приоритетов в области охраны земель­ных ресурсов.

Денежные средства, необходимые для осуществления земель­ной реформы, формировались за счет:

прямых поступлений из бюджета при осуществлении утверж­денных программ земельной реформы;

платы за землю (земельного налога и арендной платы);

компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей;

отчислений от продажи земли и иной недвижимости;

отчислений, связанных с регистрацией земельных участков в различных реестрах;

целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной полити­ки, организацию рационального использования и охрану земли;

других источников (пени, штрафы, международная помощь и т.д.).

Основная тяжесть работ по реализации земельных реформ все­гда ложится на уполномоченные государством землеустроитель­ные органы. Они могут действовать в составе правительства, как это имело место в Российской Федерации, Китае, Швеции, или же носить негосударственный характер (как, например, в Дании, ряде штатов США), работая по схеме государственного заказа.

Практика многих стран (в частности, Швеции, Германии, США) показывает, что эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений нуждается в соответствую­щей инфраструктуре. Например, земельные суды существуют для разрешения земельных споров, земельные банки и службы оценки недвижимости — для обслуживания земельного оборота, залога земли и проведения других финансовых операций, земельные инс­пекции — для осуществления контроля за использованием и охра­ной земли.

Более подробно опыт проведения земельных реформ в различ­ных странах и экономический механизм регулирования земель­ных отношений рассматриваются в курсе «Экономика землеуст­ройства» (см. т. V настоящего издания).

2. ПОНЯТИЕ О ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Право на землю реализуется в различных юридических фор­мах — земельной собственности, землевладения и землепользова­ния. Эти понятия имеют помимо правового организационно-хо­зяйственное содержание.


С правовой точки зрения землевладение — это право опреде­ленного субъекта владеть земельным участком со всеми вытека­ющими отсюда последствиями. Если владельцем земли является ее собственник, он может свободно осуществлять все свои пра­ва — владеть, распоряжаться и пользоваться земельным участком или его частью, дарить его, заложить или передать по наследству и т. п. Он также может его использовать для различных целей, например выращивать сельскохозяйственные культуры, строить здания и сооружения, добывать полезные ископаемые, то есть реализовать свое право пользования в рамках действующего за­конодательства.

В некоторых странах, в том числе и в России, существует также право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В этом случае землевладелец может пользоваться им всю жизнь, завещать участок, но не может его продать, подарить, заложить или обменять.

Землепользование с правовой точки зрения — это право исполь­зовать земельный участок для конкретных целей (например, для сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства и т. д.). Оно может быть бессрочным или временным (долго- или краткосроч­ным). Одна из форм землепользования — аренда участка на дого­ворных условиях.

Право землевладения и землепользования могут не совпадать. Так, собственник земли может не быть землепользователем, а пе­редать это право арендатору.

Земельная собственность всегда характеризует властные функ­ции собственника и владельца по отношению к пользователю. Землевладение в практическом смысле предполагает и землеполь­зование, поскольку опирается на определенный порядок пользо­вания землей. Законодательные и исполнительные органы, регу­лируя земельные отношения, устанавливают порядок, формы, сроки, цели и виды владения и пользования землей. Поэтому для характеристики правового обеспечения использования земли в землеустройстве применяют оба понятия — как землевладения, так и землепользования.

Для землеустройства, однако, более важно не юридическое, а организационно-хозяйственное понимание землевладения и зем­лепользования. С этих позиций землевладением называется учас­ток, имеющий определенный правовой статус, площадь, местопо­ложение и отграниченный на местности. Что касается землеполь­зования, то в землеустроительной науке этот термин имеет двоя­кое содержание.

С одной стороны, землепользование — это определенный учас­ток земли, который находится в хозяйственном распоряжении или в собственности отдельных лиц, коллективов, организаций, пред­приятий либо государства в целом. С другой стороны, землеполь­зование в более широком смысле слова означает регламентиро-


ванное хозяйственными и правовыми нормами пользование зем­лей как всеобщим условием труда во всех сферах человеческой де­ятельности и основным средством производства в сельском и лес­ном хозяйстве. Другими словами, это использование земли, вклю­чая правовые формы и способы хозяйственной эксплуатации зем­ли как ресурса.

Совокупность земельных участков, имеющих определенный правовой статус, площадь, местоположение и границы, образует систему землевладений и землепользовании.

В землеустроительной науке имеются различные классифи­кации землевладений и землепользовании (Троицкий В. П., ВолковС. Н., Гендельман М. А., Носов С. И. Научные основы землеустройства/Под ред. В. П. Троицкого. — М.: Колос, 1995. — С. 41). Землевладения различаются по признакам собственности, индивидуальной или коллективной деятельности, возмездности и срочности. Они могут быть частными, коллективно-долевыми или совместными; пожизненно наследуемыми для граждан, по­стоянными для предприятий, учреждений и организаций; вре­менными (при аренде), платными или бесплатными; по назначе­нию и целям — сельскохозяйственными, лесохозяйственными, смешанными.

Землепользования также имеют несколько признаков класси­фикации. По форме организации использования земли они делят­ся на коллективные и индивидуальные. К коллективным относят­ся землепользования предприятий, учреждений и организаций, к индивидуальным — участки граждан. По назначению и целям раз­личают землепользования промышленности, транспорта, оборо­ны, водного хозяйства, охраны природы, градостроительства и т.д., по срокам использования — постоянные и временные, крат­косрочные и долгосрочные. По правовому положению выделяют первичное (когда земля предоставляется местной администраци­ей) и вторичное землепользование (участок предоставляется соб­ственником, первичным владельцем и пользователем).

Для уяснения понятия и содержания землеустройства большое значение имеет взаимосвязь форм землепользования с соответ­ствующими формами организации территории.

3. ФОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ

Говоря о хозяйственной эксплуатации земли, выделяют раз­личные формы ее использования. Эти формы определяются уров­нем развития общественного производства; исторически они ме­нялись — от примитивных к более развитым.

К примитивным формам землепользования относятся кочевая, полукочевая и очагово-оседлая (заимочная). Им соответствуют


незначительная плотность населения, существования родовых групп, отсутствие (как правило) классового расслоения в обще­стве, преимущественно пастушеское или охотничье хозяйство, эк­стремальные природные условия.

До сих пор из-за сложных природных условий, опустынивания, преобладания сезонных пастбищ кочевое и полукочевое земле­пользование встречается в ряде стран: в условиях Крайнего Севера (Россия, Канада, США), в Монголии, Киргизии, Закавказье на сезонных пастбищах, в малообжитых районах Сибири и Дальнего Востока, где население занимается главным образом охотничьим промыслом и рыболовством.

С развитием производительных сил и производственных отно­шений, появлением классов и усложнением социальной структу­ры общества, возникновением отношений собственности на зем­лю и другие средства производства возникают общинные и инди­видуальные формы землепользования и свойственные им системы хозяйства.

Через общинное землепользование прошли многие страны Западной Европы, Латинской Америки, Россия. В историческом прошлом оно существовало практически у всех народов. Однако с течением времени, с появлением частной собственности на землю, эта форма была заменена индивидуальными типами зем­лепользования, свойственными капиталистическому производ­ству.

Для общинного землепользования характерны коллективная собственность на землю и подворное ее использование. Напри­мер, в России в XIX в. пашня в общине регулярно (примерно че­рез каждые 10—12 лет) перераспределялась между дворами. При переделах, чтобы соблюсти уравнительные принципы, стреми­лись, чтобы в каждом поле и на каждой почвенной разности крес­тьянский дврр получил не один, а несколько участков, что созда­вало одинаковые условия для дворов по дальности переездов, но приводило к чересполосице, дальноземелью, узкополосице и дру­гим недостаткам в использовании земли. Пастбища и луга также могли перераспределяться, но чаще преобладала совместная (об­щая) пастьба скота. Несельскохозяйственные угодья (леса, дороги, прогоны) находились в собственности всей общины.

С разложением общины появляются индивидуальные формы землепользования: хуторская и отрубная.

Хутором называется земельный участок, находящийся в соб­ственности землевладельца, который расположен, как правило, в одном месте. На этом участке сосредоточены все необходимые для ведения хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес, обязательно присутствуют усадьба и водный источник.

Отруб — участок земли, который размещается на некотором расстоянии от усадьбы. При отрубной форме землепользования крестьянский надел также сводился к одному месту взамен пре-


жних чересполосных участков. В отличие от хуторов отруба не имели на своей территории хозяйственных построек и водоисточ­ников.

Хуторская форма землепользования характерна для многих стран и поныне. Она распространена в странах Балтии, Скандина­вии, на значительной части Германии и в других странах Запад­ной Европы. Отруба возникали прежде всего при крупнопоселко­вом расселении, типичном для степных и лесостепных районов России и Украины.

До настоящего времени во многих странах сочетаются общин­ные и индивидуальные формы землепользования; в этом случае обычно продуктивные земли находятся в собственности индиви­дуальных землевладельцев, а несельскохозяйственные (леса, боло­та, дороги, воды) или общие мелиорированные участки — в обще­ственной собственности (коммун, общин, муниципалитетов).

Во многих странах научно-технический прогресс в земледелии, складывающиеся земельные отношения способствовали появле­нию коллективных форм землепользования. К ним относятся зем­левладения и землепользования коммун, сельскохозяйственных артелей и кооперативов, колхозов, совхозов, различных товари­ществ, акционерных обществ и т. п. Все они базируются на госу­дарственной, коллективной совместной или коллективно-долевой собственности.

Формы землепользования существенно различаются по ряду параметров, таких, как:

размер хозяйства;

его расположение, конфигурация, компактность, удаленность от хозяйственных центров;

производственное направление, система ведения хозяйства, со­став и структура отраслей;

виды земельных угодий, их состав и структура;

система расселения на территории хозяйства;

тип использования земель (система севооборотов, организация сенокосов и пастбищ, устройство многолетних насаждений и т.д.).

Поэтому каждая форма землепользования имеет свойственную только ей форму организации территории или, иными словами, форму устройства земель (землеустройство). Она складывается из совокупности элементов организации территории, которые разме­щаются с учетом соответствующих требований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.