Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Износ при использовании






 

Физический износ в результате механических воздействий, неизбежных при работе с веревкой, снижает ее прочность, не­зависимо от процессов старения. Особенно большое влияние на снижение прочности веревки оказывает абразивное воздейст­вие, вызываемое трением.

Для простоты разделим факторы трения на:

- интенсивное трение нагруженной весом человека веревки о неровности рельефа при подъеме;

- периодическое трение при кратковременном касании узла или отдельного участка веревки агрессивного рельефа в процес­се спуска или подъема, а также вынимания веревки из отвесов;

- трение в устройствах для спуска - ФСУ (фрикционно-спусковые устройства);

- трение между загрязнителем и нитками защитной оплетки или сердцевины веревки.

 

Результат интенсивного трения нагруженной веревки об аг­рессивный рельеф, особенно при подъеме, можно предвидеть без затруднений: за считанные минуты такое трение может не толь­ко многократно понизить прочность веревки, но и напрочь ее ликвидировать. В итоге - падение вследствие обрыва веревки. К несчастью, таких случаев достаточно много.

 

НИ ОДНА ВЕРЕВКА не в состоянии длительно выдерживать трение такого характера!

 

Как правило, необходимо избегать его всеми возможными средствами, исключая любые причины, приводящие к трению веревки об агрессивный рельеф при дви­жении по ней.

Абразивное действие остальных факторов, порождающих трение, неизбежно. Но они проявляются то слабее, то интенсив­нее в зависимости от того, чистая веревка или грязная, сухая или мокрая, а также от вида используемых для спуска уст­ройств.

Особенно сильно изнашивают веревку устройства для спуска по ней, особенно на фоне загрязнения веревки. Даже незначи­тельное заглинивание за непродолжительный срок снижает прочность веревки примерно на 10 %.

В частности, глина в пе­щерах и пропастях часто содержит большое количество микрокристалликов кальцита. Имея острые ребрышки и иголочки, они плотно забиваются в нитки веревки. При движении друг относительно друга, особенно когда веревка приминается фрикционными элементами ФСУ, микрокристаллики постоянно приминают и срезают волокна защитной оплетки или сердце­вины веревки.

При спуске по веревке тормозящее действие для контроля за скоростью или остановки осуществляется не только за счет тре­ния, но также за счет перегиба и деформации веревки, которая переламывается под разными углами в самом устройстве или при помощи дополнительных карабинов. Сильное локальное сжимание или растягивание веревки в спусковом устройстве еще более усугубляетее повреждение от контакта с загрязните­лем.

Испытания показывают, что, по сравнению с ФСУ, зажимы не так сильно изнашивают веревку. Несмотря на то, что зажи­мы циклично стискивают веревку на подъеме, а зубцы на ку­лачках перекусывают отдельные волокна оплетки, влияние устройств для подъема на состояние веревки довольно незначи­тельно.

Особенно щадят веревку игольчатые кулачки эажимов.

 

Действие факторов, приводящих к старению и износу верев­ки все еще изучено недостаточно. Отрицательное их влияние, приводящее к снижению прочности бесспорно, но точно кон­тролировать этот процесс не представляется возможным. По­этому при первых же признаках явного износа всякая веревка должна быть заменена, невзирая на то, сколько раз или сколько времени она была в эксплуатации.

 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

- Старение - это процесс, не зависящий от того, работаете вы с веревкой или она все еще лежит нераспечатанная на складе или в магазине.

- Навешивать веревки на отвесы следует так, чтобы веревка, при движении по ней, нигде не терлась о рельеф.

- Следует тщательно выбирать устройства для спуска, чтобы не привести к преждевременному износу веревки.

- Любые типы рогаток, без исключения, а также другие типы спусковых устройств, вызывающие скручивание пропускаемой через них веревки, совершенно непригодны в качестве снаря­жения для SRT и могут использоваться только в случаях, когда нагруженный конец веревки не закреплен ниже спускающегося. Иначе образование " бород" и скруток неизбежно!

- Не следует применять зажимы с зубчатыми рифлеными ку­лачками, отдавая предпочтение игольчатым.

 

В некоторых публикациях упоминается еще одно требование, касающееся старения веревок: если со дня изготовления веревки минуло 5 лет, любая, даже новая веревка, не должна использо­ваться. А при использовании, веревки бракуются через 4 года с начала эксплуатации, независимо от того, что они могут иметь еще вполне приличный внешний вид.

Красиво жить не запретишь! Допускаю, что такое положение довольно выгодно для фирм-производителей веревки, но вот приемлемо ли оно для пользователей?

Что касается стран СНГ, то в настоящее время соблюдение столь жестких условий по срокам эксплуатации вряд ли выпол­нимо. Прежде всего, из-за невозможности установить точную дату изготовления каждой конкретной веревки. Да и извест­ный финансовый дефицит не располагает к быстрой отбраковке веревок без видимых следов износа.

 

Альтернативой данному условию может служить система испытаний для определения практической пригодности верев­ки к использованию в технике SRT. О методике таких испыта­ний мы еще скажем. Но следует заметить, что такие испытания не под силу каждому конкретному владельцу веревки.

Что же делать? Можно ли использовать веревку по истечении 4-5-летней гарантии?

Можно. Если внимательно следить заеесостоянием в процессе работы, следуя рекомендациям, о которых мы расскажем ниже.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.