Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2006 г. N 75-Г05-8






Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Щ. об отмене решения Верховного суда Республики Карелия от 19 сентября 2005 года, которым отказано заявителю в признании частично недействующим Закона Республики Карелия от 7 апреля 2005 года N 866-ЗРК " О внесении изменения в закон Республики Карелия " О городских, сельских, поселения в Республике Карелия".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., пояснения Щ., представителя Щ. - адвоката И., представителя Главы Республики Карелия Х., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, В., полагавшего оставить решение без изменения. Судебная коллегия, установила:

15 августа 2005 года Щ. обратился в Верховный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании названного нормативно-правового акта, полагая, что внесенной поправкой в настоящий Закон, было нарушено право заявителя на осуществление местного самоуправления.

Указанным решением Верховного суда Республики Карелия Щ. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене определения суда, считая его противоречащим федеральному законодательству о местном самоуправлении.

Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, представленные материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

Отказывая Щ., в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемый Закон в части образования муниципального образования Сортавальское городское поселение, в состав которого вошел п. Валаам, был принят законодателем субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному законодательству, не нарушает конституционные права граждан.

Действительно, Закон Республики Карелия от 7 апреля 2005 года N 866-ЗРК " О внесении изменения в Закон Республики Карелия " О городских, сельских поселениях в республике Карелия", издан в рамках предоставленного ст. 10 Федерального закона РФ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекту федерации, права устанавливать и изменять территории муниципальных образований; опубликован для всеобщего сведения в Собрании законодательства Республики Карелия N 4 (часть 1) в апреле 2005 года, а также в газете " Карелия" 21 апреля 2005 года N 42; вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Вместе с тем, при вынесении решения, судом не было учтено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст.ст. 3, 22-42 названного Закона права граждан на осуществление местного самоуправления реализуются посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления (голосование, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, другие формы) непосредственного осуществления населением местного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ранее принятым Законом Республики Карелия от 1 ноября 2004 года N 813-ЗРК " О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" муниципальное образование город Сортавала было преобразовано в Сортавальское городское поселение, в состав которого вошли г. Сортавала, поселки Заречье, Красная Горка, Ламберг, Лахденская, Нукутталахти, Оявовойс, Рантуэ, Токкарлахти, Хюмпеля. Одновременно п. Валаам был наделен самостоятельным статусом муниципального образования Валаамское сельское поселение. В соответствии с картографическим описанием территории п. Валаам являлись смежными с территориями Сортавальского городского поселения.

Законом Республики Карелия от 7 апреля 2005 года N 866-ЗРК вновь изменены границы и правовой статус п. Валаам. Теперь уже муниципальное образование сельское поселение п. Валаам, структурно вошел в Сортавальское городское поселение, а границы его, в соответствии с картографической схемой, расположены в границах Сортавальского городского поселения. По утверждению Щ. настоящим Законом фактически произведено преобразование муниципальных образований путем объединения Сортавальского городского поселения и Валаамского сельского поселения, образованных первоначально Законом Республики Карелия от 1 ноября 2004 года N 813-ЗРК и изменение границ без выражения населением волеизъявления в нарушение ст. 12, 13 Федерального закона РФ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кроме этого, по мнению заявителя, настоящий Закон не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа самоуправления п. Валаам.

Однако судом не только не приняты во внимание указанные доводы Щ., но и не устранены, имеющиеся противоречия в деле.

Так, заявителем указывается, что 322 жителя поселка обладают активным избирательным правом. В деле имеется протокол общего собрания жителей п. Валаам от 13 февраля 2005 года, на котором присутствовало 47 человек, в связи с чем возникает вопрос о правомочности данного собрания.

Остался невыясненным вопрос и о том, сколько же жителей, обладающих активным избирательным правом непосредственно участвовало в опросе.

Суд не учел также, что имеющиеся в материалах дела, опросные листы выражают мнение жителей поселка Валаам о внесении поправки к Закону Республики Карелия " О муниципальных районах в Республике Карелия".

Однако заявитель просит признать частично недействующим Закон Республики Карелия от 7 апреля 2005 года N 866-ЗКР " О внесении изменения в Закон Республики Карелия " О городских, сельских поселениях в Республике Карелия".

Суд, соглашаясь с возражениями представителей Главы Республики и Законодательного Собрания Республики Карелия, в решении указал, оспариваемый Закон принят во исполнение требований Федерального закона РФ " Об общих принципах организации местного самоуправления", который в соответствии со статьей 83 вступает в силу с 1 января 2006 года (в ред. ФЗ от 12.10.2005 г. N 129-ФЗ с 1 января 2009 г.), за исключением положений, для которых главой 12 Федерального закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу.

Однако судом не учтено, что положения статей 11-13 вступили в силу со дня официального опубликования настоящего Закона и до 1 января 2006 года, применялись исключительно к правоотношениям, возникающим в соответствии с требованиями статей 84-85 настоящего Федерального Закона. А в силу ч. 3 ст. 84 ФЗ РФ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу 12 Главы настоящего Закона, должны производиться с соблюдением требований соответственно статей 12-13 данного Закона.

Суд указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона, в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года, а согласно изменениям внесенным Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ - в срок до 1 марта 2005 г., устанавливают в соответствии с требованиями Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Вместе с тем, суд не учел, что Закон о внесении изменений, принят 7 апреля 2005 года, т.е. после 1 марта 2005 года и в период, когда уже должны были в соответствии со ст. 85 настоящего Федерального закона определяться даты выборов выборных органов и выборных должностных лиц.

Поскольку Федеральный Закон Российской Федерации " Об общих принципах организации местного самоуправления", Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, направлены на создание и обеспечение экономической базы местного самоуправления, выводы суда об экономической нецелесообразности существования муниципального образования сельского поселения п. Валаам, сделаны не только без применения норм настоящих Законов, но и в противоречии с ними.

При таких обстоятельствах вывод суда о непротиворечии оспариваемого Закона федеральному Закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не основан на Законе, а, следовательно, вынесенное решение Верховного суда Республики Карелия от 19 сентября 2005 подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо дать правовую оценку Закону Республики Карелия от 7 апреля 2005 года N 866-ЗРК " О внесении изменения в Закон Республики Карелия" " О городских, сельских, поселениях в Республике Карелия" и обстоятельствам дела во взаимосвязи и в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Карелия от 19 сентября 2005 года отменить, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 


7.6. Приложение 6. Заявление инициативной группы жителей пос. Валаам в день отказа ОЗС Карелии принимать решение о восстановлении самоуправления поселка.

 

О-в Валаам Республика Карелия Российская федерация

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Законом Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-3РК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» муниципальное образование – Валаамское сельское поселение было наделено самостоятельным статусом.

Определением Верховного Суда республики Карелия от 14 марта 2006 года было подтверждено право местных жителей пос. Валаам на образование сельского поселения и вступило в законную силу 24 марта 2006 года.

В связи с продолжительным бездействием правительства и Законодательного Собрания РК в решение вопроса об организации местного самоуправления в пос. Валаам, мы, жители пос. Валаам,

 

ЗАЯВЛЯЕМ

 

4 июля 2006 года нами образована местная администрация в составе исполняющего обязанности главы муниципального образования Александра Сергеевича Щербакова и исполняющей обязанности секретаря Ларисы Васильевны Судариковой.

Мы ставим перед вновь образованной администрацией основную задачу – подготовить выборы в местное самоуправление о-ва Валаам в октябре 2006 года.

Мы просим органы власти в Республике Карелия и Российской Федерации, политические партии, общественные организации и граждан России оказать вновь образованной администрации о-ва Валаам организационную, финансовую, техническую помощь.

 

Мы нацелены на активное участие жителей острова в национальных проектах России:

- решение демографической проблемы, материнства и детства;

- улучшение жилищных условий путем строительства жилья по программе

«Доступное жилье»;

- развитие сельскохозяйственного производства;

- улучшение качества народного образования и здравоохранения.

 

Объявляем, что до выборов в октябре 2006 года вся полнота власти, предусмотренная Конституцией и законом о местном самоуправлении, принадлежит по решению Верховного Суда жителям острова и вновь образованной ими в сельском поселении о-ва Валаам администрации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.