Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение иных гражданских прав






Пристрастность и односторонность решений органов власти, открытое потворствование нарушению прав жителей усугублялись также и бездействием в разрешении конфликтных ситуаций. Такие конфликты возникали с 1993 года (см. приложение 10), но обращения жителей по их поводу фактически оставались без результатов.

В создавшейся ситуации монастырское хозяйство выступает как монополист во всех аспектах жизнедеятельности: поселкового снабжения, занятости, доступа к природным ресурсам острова и т.п. Естественно, такое положение может использоваться для влияния на жителей поселка.

Так, например, при условии обеспечения хлебом жителей поселка, местными органами власти монастырю была передана пекарня. Но такая передача привела к повышению стоимости хлеба и сейчас хлеб на острове стоит на 50% дороже, чем на «континенте». Так, в конце весны 2006 года жители «сидели» без хлеба 2 недели. На жалобы и обращения – «никто из власти пальцем не пошевелил»[37]. По словам пекаря, – «в первую очередь хлебом обеспечиваются рабочие монастыря, потому что у нас с ними договор»[38].

Точно такую же позицию невмешательства местные органы власти занимают по поводу споров о водоснабжении. Система водоснабжения поселка нуждается в срочном ремонте, и монастырь взял на себя расходы за поддержание коммуникаций. Но при этом, сам получил возможность выбора приоритетного водоснабжения. Очевидно, что нужды местных жителей оказались второстепенными.

Особенно острой проблемой является распределение земли и землеотводы. В течение многих лет (в некоторых случая – более 20), жители поселка использовали под огороды землю, примыкающую к поселку. В начале 2000 г., когда монастырю стала передаваться земля, выяснилось, что у большинства жителей не заключены договоры на отвод земельных участков. Тогда же было подготовлено около 100 договоров на участки земли, которые переданы в администрацию Сортавальского района. Однако только 20 из них были подписаны. Остальные, около 2 лет лежат без движения в администрации. Свое бездействие, глава администрации района объясняет тем, что на эту землю претендует и монастырь[39].

Вместе с тем, согласно статье 234 Гражданского кодекса РФ, жители поселка фактически получили права на пользование своими участками в силу приобретательской давности[40]. И глава администрации Сортавальского района, отказываясь регистрировать договора, фактически злоупотребляет своим положением в интересах монастыря.

При активном и динамичном развитии туризма и паломничества на острове, эта сфера стала приоритетной для занятости и бизнеса. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, обладая значительными ресурсами, активно расширяет свой бизнес через ООО «Паломническая служба Спасо-Преображенского Валаамского монастыря» и ООО «Валаам-Сервис». Кроме того, на острове действует несколько частных предприятий, которые находятся в конкурентных отношениях с бизнес-структурами монастыря. Эта ситуация вполне естественна. Однако, пристрастная позиция районной администрации, выражающаяся в открытой поддержке интересов монастыря, оказывает негативное влияние и в этой сфере. В частности, в ограничении предоставления лицензий, разрешении права на торговлю, в землеотводе и т.п.

«Два года назад организация монастыря ООО «Валаам-Сервис» взяла в аренду у муниципальной власти все торговые зоны. Аренду оформили не как аренду торговых зон (так делалось раньше), а под «проектно-изыскательские работы» по этой причине арендная ставка для них упала в 20 раз. 480 000 рублей Сортавальский бюджет недополучил. Применяя субаренду для торговли (местных жителей), начали использовать ее, как рычаг для запугивания и порабощения… – начались отказы в предоставлении аренды для местных предпринимателей»[41].

«… Показательно, что при обращениях в Земельный комитет» о выделении земельных участков выяснилось, что монастырь получил землю не под торговлю, а под проектно-изыскательные работы (по минимальным тарифам)…»[42].

«… С другой стороны, договоры по земле не зарегистрированы и монастырь не платит земельные налоги…» (см. сноску 39).

«… В 2004 году предприниматель Сошкин, купив автомобиль «Газель» и получив лицензию, организовал на острове частные перевозки туристов. После этого монастырь также купил автомобиль «Газель», который следовал за автомобилем предпринимателя с очевидной целью не допустить развития его бизнеса. Причем, поскольку у монастырской машины не было лицензии, стоимость проезда оформлялась как пожертвование…»[43].

Такая политика не только ограничивает права предпринимателей и создание новых рабочих мест, но и ставит в зависимость жителей поселка. Причем, не столько от воли органов местного самоуправления, сколько от монастыря, занимающего доминирующую позицию в сфере трудоустройства.

Из обращения в конституционный суд жителя поселка Валаам, к.и.н. О. А. Ярового:

«Моей жене угрожали еще и запретом на работу в качестве экскурсовода ООО «Паломническая служба» (учредитель – религиозная организация «Валаамский монастырь»), утверждали, что настоятель лично распорядился не допускать мою жену к выполнению работ. Между тем, эта работа является ее профессиональным долгом и средством существования (заработком): жена, Смирнова Ирина Александровна, является одним из наиболее известных специалистов по истории, памятникам истории и культуры Валаама, автором двух книг (в соавторстве), автором наиболее тиражного и популярного среди туристов туристического буклета, разработчиком методик и контрольных текстов по экскурсионному обслуживанию. Эти методики и контрольные тексты, выполненные еще в Валаамском государственном музее-заповеднике (ликвидирован в 1992 г.) в порядке служебного задания, каким-то образом оказались в распоряжении религиозной организации и широко используются (заимствуются) монастырской «Паломнической службой». Также в своих изданиях религиозная организация широко заимствует тексты опубликованных трудов моей жены без указания авторства, занимаясь плагиатом – в нарушение авторского права. Однако, попирая человеческое и профессиональное достоинство моей жены, настоятель запретил ей работать экскурсоводом в монастыре, о чем ее известила служащая религиозной организации Петрова. Сделано это вопреки законодательству о труде и в нарушение части 1 и 3 ст. 37 Конституции РФ»[44].

Эта ситуация усугубляется еще и тем, что жители поселка находятся в неравном положении с работниками, нанимаемыми бизнес-структурами монастыря для сезонных работ. На нежелание местных жителей работать на стройках и обслуживании монастыря, а также на их леность сетовали и представители монастыря. А в летний сезон на монастырь работают около 1000 человек, в основном – мигрантов (гастарбайтеров).

Однако при разбирательстве с этим вопросом выяснилось, что практически на всех работах с гастарбайтерами не заключаются договора, или официальная оплата за труд существенно занижается. Таким образом, организации монастыря экономят и на социальных выплатах, совершая при этом, налоговое правонарушение. А местные жители, зависящие от размера выплаты в пенсионный фонд и фонд социального страхования, как правило, не соглашаются на заведомо незаконные сделки.

Таким образом, монастырь, действуя только в своих экономических интересах, фактически вытесняет жителей поселка Валаам с рынка труда. При этом вместо того, чтобы пресечь все нарушения, допускаемые монастырскими структурами в бизнес-деятельности, и принять меры к созданию равных условий предпринимательской деятельности, местные органы власти стали использовать сложившуюся ситуацию в политических целях. Так, по сообщению членов инициативной группы поселка, в 2004 году учителя местной школы под угрозой увольнения были предупреждены администрацией о том, чтобы они не поддерживали и не участвовали в инициативах по местному самоуправлению (см. сноску 42)

Специфика «островного» поселка определяет особые условия проживания. Связь Валаама с континентальной частью весной и осенью (время штормов и оледенения Ладожского озера) прерывается на долгие периоды. Зимой добраться до поселка можно только по льду, преодолевая торосы и полыньи. Именно поэтому поселок отнесен к районам Крайнего Севера и признан «местностью с ограниченными сроками завоза грузов»[45]. На Валаам не доставляют газеты, существуют перебои с доставкой почты и пенсий, в магазины не завозятся скоропортящиеся продукты. Поселок Валаам также отнесен к «местности с особыми климатическими условиями»[46], где применяются повышенные ставки оплаты труда (статья 148 Трудового кодекса РФ). Эти условия определяют льготное обеспечение жителей острова: пенсионеров и работников. Однако, фактически льготы (например, компенсации за печное отопление) не реализуются.

Учитывая все эти особенности, монастырь взял на себя опеку над пенсионерами. Так, «раз в месяц монастырь дает талоны на бесплатный проезд речным транспортом. Фонд «Свет Валаама» опекает детей, предоставляя средства на лечение и отдых на юге. Пенсионеры получают в качестве дара по 500 рублей. В праздники устраиваются чаепития»[47]. Активно поддерживается и общеобразовательная школа.

Благотворительную деятельность монастыря нельзя не приветствовать. Однако такая помощь предоставляется в замещение муниципального обеспечения, в условиях бездействия местных и республиканских органов власти в части выполнения ими своих обязательств.

Фактически, органы власти передали монастырю функции государственного обеспечения и управления. А монастырь добровольно принял эти обязательства, исходя из собственных интересов приобретения полномочий в административном управлении поселка. Эта ситуация стала определяющей в конфликте, касающемся обеспечения «местного самоуправления» на острове.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.