Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение. В экономической литературе встречается множество определений совокупного спроса






 

В экономической литературе встречается множество определений совокупного спроса. Наиболее простым из них является следующее:

Совокупный спрос AD (от англ.aggregate demand) - это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Совокупный спрос предъявляют агрегированные субъекты рыночной экономики, которые несут при этом совокупные расходы. Поэтому под совокупным спросом понимаются совокупные расходы, которые готовы нести домохозяйства, бизнес, государство и нерезиденты на приобретение всех товаров и услуг отечественного производства.

Совокупный спрос включает в себя:

· спрос со стороны домохозяйств (населения) на товары и услуги потребительского назначения или потребительские расходы - С;

· спрос со стороны бизнеса (предприятий, фирм) на инвестиционные товары или инвестиционные расходы – I;

· спрос со стороны государства (по государственным заказам) на товары и услуги, необходимые ему для выполнения своих функций, или государственные расходы - G;

· чистый экспорт, представляющий разницу между расходами нерезидентов на покупку товаров отечественного производства и резидентов на покупку товаров иностранного происхождения – Xn.

Таким образом, уравнение AD для открытой экономики выглядит следующим образом: AD= С+ I+ G+ Xn. (Все компоненты AD были подробно рассмотрены в разделе 1 данного пособия).

 

Графически совокупный спрос представлен на рис.1.

       
 
   
 


       
 
 
   

 

 


 
Рис.1. Кривая совокупного спроса

 

Кривая AD показывает реальный объем ВВП, который готовы приобрести домохозяйства, бизнес, государство, заграница (нерезиденты) при различных уровнях цен в стране.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен в стране, тем большую часть национального продукта захотят приобрести покупатели и наоборот.

Таким образом, между уровнем цен и спросом на реальный ВВП наблюдается обратный характер зависимости.

Отрицательный наклон кривой AD можно объяснить действием трех эффектов:

Эффект процентной ставки.

Если в экономике уровень цен будет высоким (будет повышаться), то при прочих равных условиях при неизменной денежной массе покупателям требуется больше денег для покупки произведенных товаров и услуг и, следовательно, растет спрос на деньги. А это, соответственно, приведет к превышению спроса на деньги над предложением денег и вызовет рост процентной ставки, отражающей цену денег при их заимствовании. Но если процентная ставка будет высокой (будет повышаться), то это будет являться фактором сдерживания спроса на инвестиционные товары со стороны бизнеса и спроса на товары длительного пользования со стороны населения (при том же уровне номинальных расходов), так как в рыночной экономике эти товары в основном приобретаются в кредит. Следовательно, чем выше уровень цен и выше процентная ставка, тем ниже будет величина совокупного спроса.

Эффект реального богатства (эффект Пигу). Богатство населения в значительной мере представлено в виде различных финансовых активов (облигаций, акций, срочных вкладов, заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.). С ростом уровня цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов снижается, то есть богатство субъектов экономики, представленное в виде финансовых активов, обесценивается. Субъекты при более высоком уровне цен могут реально приобрести меньшее количество товаров и услуг и, следовательно, сокращается совокупный спрос на товары и услуги.

Эффект импортных закупок. Этот эффект учитывает соотношение цен на товары в своей стране и за границей. Если в нашей стране возрастет общий уровень цен, то покупатели будут отдавать предпочтение импортным товарам, которые станут относительно дешевле отечественных. Иностранные покупатели наоборот, сократят объем покупок наших товаров. В результате произойдет сокращение нашего экспорта и рост импорта, что приведет к снижению чистого экспорта в совокупном спросе на отечественные товары и услуги.

Все три фактора объясняют обратную зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса (реальным ВВП).

Как и в микроэкономике (теории спроса и предложения) в макроэкономическом анализе необходимо проводить четкое различие между изменением величины совокупного спроса и изменением в самом совокупном спросе.

Изменение величины совокупного спроса происходит при изменении уровня цен и неизменности всех прочих факторов. Это изменение отражает движение вдоль кривой совокупного спроса (например, от точки А к точке В на рис.1).

Y1 и Y2 - это и есть величины совокупного спроса на реальный ВВП, которые сложились при параметрах уровня цен Ра1 и Ра2.

Изменение совокупного спроса происходит под воздействием неценовых факторов. Графически это отображается (рис.2) смещением кривой спроса AD вправо и/или вверх до положения АD1, если совокупный спрос растет, и соответственно, если спрос падает, то кривая смещается влево и/или вниз до положения АD2.

 

Рис. 2. Изменение совокупного спроса

 

Поэтому, даже если уровень цен не изменяется, следует ожидать повышения или понижения совокупного спроса на общественный продукт.

Эти смещения называют также шоками совокупного спроса.

 

На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

1. Изменение потребительских расходов. Оно может быть связано:

с изменением доходов покупателей: с ростом доходов при том же уровне цен совокупный спрос повышается (и наоборот);

с изменением ожиданий потребителей: если люди ожидают роста уровня цен, то их совокупный спрос в текущий период повысится (и наоборот);

с изменением задолженности потребителей: если задолженность потребителей растет, то совокупный спрос будет снижаться (и наоборот);

с изменением налогов с населения: рост налогов снизит совокупный спрос (и наоборот);

2. Изменение инвестиционных расходов. Оно может определяться:

ожиданием прибыли от инвестиций: чем выше ожидаемые прибыли, тем больше желание инвестировать средства, следовательно, тем больше совокупный спрос;

налогами с предприятий: уменьшение налогов повысит спрос на инвестиционные товары и будет выступать фактором расширения совокупного спроса (и наоборот);

инновациями: инновационные проекты (новая техника и технологии) будут стимулировать инвестиционные расходы;

· избыточными производственными мощностями (наличие неиспользованного капитала): их увеличение уменьшает спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса.

3. Изменение государственных расходов. Увеличение государственных расходов (заказов) вызывает рост совокупного спроса и наоборот.

4. Изменение в расходах на чистый объем экспорта. Оно может быть связано:

с изменением национального дохода в других странах: с повышением уровня доходов в других странах повышается спрос как на товары их отечественного, так и зарубежного производства, и поэтому повышение уровня национального дохода у наших торговых партнеров увеличивает возможности нашего экспорта, а, следовательно, совокупный спрос повышается, смещая кривую АD вправо (и наоборот);

с изменением валютного курса: например, при повышении курса российского рубля по отношению к американскому доллару для американских покупателей российские товары станут относительно дороже, а для потребителей в России американские товары – относительно дешевле, следовательно, это является фактором снижения чистого экспорта и сокращения совокупного проса.

Рассмотрим другую составляющую макроэкономического равновесия- совокупное предложение.

Совокупное предложение – это сумма всех индивидуальных предложений товаров и услуг отечественного производства; это общее количество товаров и услуг в стране, которое готовы произвести и представить к продаже все резиденты в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Кривая совокупного предложения AS (от англ. аaggregate supply) показывает реальный объем ВВП, предложенный к продаже при каждом возможном уровне цен и при заданных экономических ресурсах (рис.3).

Рис.3 Кривая совокупного предложения

На кривой совокупного предложения можно выделить три отрезка, отражающие различные ситуации в экономике страны:

отрезок 1 – кейнсианский (горизонтальный) отрезок отражает состояние неполной занятности;

отрезок 2 – промежуточный (восходящий) отрезок отражает состояние приближающееся к полной занятности;

отрезок 3 – классический (вертикальный) отрезок отражает состояние полной занятности, где параметр Y* характеризует потенциальный (максимально возможный) объем производства.

Горизонтальный отрезок по-другому называется кейнсианский отрезокв честь известного английского экономиста Дж.М.Кейнса. Этот отрезок показывает, что реальный объем производства не достигает своего потенциального уровня, а трудовые и материальные ресурсы используются далеко не полностью. В этих условиях рост производства будет происходить за счет вовлечения в хозяйственную деятельность незанятых ресурсов и не будет сопровождаться ростом уровня цен.

Такой подход не случаен, поскольку теория Кейнса создавалась в 30-е годы прошлого столетия на фоне Великой депрессии 1929-1933гг., когда безработные в странах с развитыми рынками составляли до 25% трудоспособного населения и почти половина производственных мощностей была незагруженной. В такой ситуации в краткосрочном периоде увеличение совокупного спроса вело к расширению производства без увеличения уровня цен.

Промежуточный или восходящий отрезок показывает одновременный рост производства и уровня цен. Он характеризует период в экономике, когда рост совокупного спроса определяет конкуренцию за ограниченные экономические ресурсы и некоторый инфляционный рост цен.

Что касается вертикального или классического отрезка, то по утверждению представителей классической школы экономика под влиянием рыночного механизма достаточно оперативно достигает полной занятости ресурсов. Поэтому в рамках краткосрочного периода невозможно достичь увеличения объема производства, так как отсутствуют свободные экономические ресурсы. В этой ситуации рост совокупного спроса вызовет не увеличение объема производства, а только повышение уровня цен.

Современная экономическая теория исходит из того, что все три названные ситуации вполне возможны. Поэтому вполне логично объединить все три отрезка в одну кривую совокупного предложения.

Следует различать изменение величины совокупного предложения и изменение самого совокупного предложения. Изменение величины совокупного предложения наблюдается при изменении уровня цен и неизменности прочих факторов. Это изменение отражает движение вдоль кривой совокупного предложения. Изменение совокупного предложения, напротив, происходит под воздействием определенных факторов при неизменности уровня цен на товары, то есть даже если уровень цен сохраняется на прежнем уровне, можно ожидать повышения или понижения реального объема национального производства.

Графически (рис. 4) это отображается смещением кривой совокупного предложения AS вправо и/или вниз до положения AS2 (при расширении совокупного предложения), и соответственно, влево и/или вверх до положения AS1 (при уменьшении совокупного предложения). Эти смещения называются также «шоками» совокупного предложения.

 

Рис. 4. Изменение совокупного предложения

 

На совокупное предложение влияют следующие неценовые факторы:

Изменение цен на экономические ресурсы. При повышении уровня цен на экономические ресурсы (отечественного и иностранного происхождения) растут экономические издержки и это является фактором снижения совокупного предложения, и наоборот.

Научно-технический прогресс (НТП) и использование новых технологий. Широкое использование научно-технических достижений в производстве и применение ресурсосберегающих технологий приводит к экономии ресурсов и расширению совокупного предложения. И наоборот, увеличение степени физического износа основных производственных фондов (оборудования) и старение технологий приводит к снижению совокупного предложения.

Изменение правовых норм.

1. Изменения в уровне налогов и дотаций: уменьшение налогового бремени и увеличение дотаций ведет к повышению совокупного предложения (и наоборот).

2. Увеличение требований к экологической чистоте производства: данный фактор вызывает рост затрат со стороны бизнеса на строительство очистных сооружений и при прочих равных условиях это сдерживает совокупное предложение.

3. Рост государственного вмешательства в экономику: если увеличивается административная составляющая в деятельности государства и снижается эффективность рыночного механизма, то это может уменьшить совокупное предложение.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения (рис.5) определяет равновесный уровень цен (Рае) и равновесный реальный объем производства (Ye).

  Рае

Рис. 5. Определение равновесного уровня цен

 

Точка Е на графике означает, что количество востребуемого и произведенного ВВП совпадает при данном уровне цен Рае.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.