Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок чистой монополии (монопсонии)






Монополия («моно»- единственный и «полист» – продавец) – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях чистой монополии потребителям противостоит единый производитель. Хочет или не хочет этого потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия. Если фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то она приобретает качество отрасли. Как правило её продукция уникальна, не имеет заменителей. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объём предложения. Сочетание этих обстоятельств создаёт для монополиста все предпосылки для получения сверхприбылей.

Барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Реальными барьерами при чистой монополии могут также являться: эффект масштаба, исключительные права и собственность на важнейшие источники сырья. В монополизированной отрасли эффект масштаба связан с экономией на издержках.

Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующегося на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии.

Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Естественные монополии – это в основном предприятия, выпускающие продукцию и предоставляющие услуги общественного предназначения: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи, общественный и железнодорожный транспорт. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии, но в обмен на это правительство сохраняет за собой право регулировать действия монополий, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью.

Помимо экономических барьеров монополию обычно защищают правовые барьеры (легальные). Самым распространённым источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это создаёт предпосылки для монополии. Например, «Alcoa» - «Алюминиум омпании оф Америка» удерживает в США своё монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов, являющиеся главным сырьем, используемым в производстве алюминия. В свою очередь, единственное месторождение никеля в России находится недалеко от города Норильска, что делает «Норильский никель» национальным монополистом в выпуске этого металла.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение, подтверждённое патентом, даёт его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определённого времени. Владелец патента может единолично осуществлять своё монопольное право, а может за вознаграждение предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию).

Ещё одним источником легальных барьеров является предоставление государством монопольных прав на производство или торговлю определённой продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности. Например, продажа оружия, наркотических веществ для медицинского использования, алкоголя. Такого рода монополия называется «искусственной монополией».

Основным инструментом своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен: монопольно высокие, по которым они продают свою продукцию; монопольно низкие, по которым монополии закупают сырьё и комплектующие детали у поставщиков; дискриминационные цены, которые монополии устанавливают на различных рынках применительно к различным группам покупателей на одни и те же товары и услуги. Например, телефонная станция устанавливает следующие тарифы: все граждане платят полный тариф, пенсионеры – половину тарифа, организации – повышенный тариф. Учитывая платежеспособность каждой группы клиентов, монополист увеличивает объём продаж и повышает свою прибыль.

Рассмотрев монополию, как крайний случай несовершенной конкуренции со стороны продавца товаров и услуг, нельзя не упомянуть о монопсонии. Монопсония означает наличие на рынке единственного покупателя при множестве продавцов. Монопсония получила распространение на рынке трудовых ресурсов. Основными признаками данной монопсонии является:

- сосредоточение основной части (или всех) занятых в отрасли на одной фирме;

- полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своей рабочей силы;

- отсутствие профсоюзов или иных форм объединения занятых.

Примером монопсонии может служить ситуация в небольших городах, занятность населения в которых зависит от одного предприятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.