Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение понятий человек, индивид, личность






Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: " Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все".

Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.

Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: " человек", " личность", " индивидуальность".

Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности.

Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Биологическое и соц. в структуре личности:

Несколько основных подходов, которые объединяют концепции личности:

  1. Биогенетический подход. Человек-существо биологическое, все особенности его психических процессов, состояний и свойств определяются особенностями биологической структуры, а их развитие жестко подчинено генетическим законам. (анализ Фрейда, Холл, Кречмер)
  2. Социогенетический подход. Человек-существо социальное, его психическое развитие подчинено социальным законам. Концепции этого рода – теория социализации, теория научения (Торндайк, Скиннер), теория ролей.
  3. Психогенетический подход. В этих теориях на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов, доказывается спонтанность развития личности, независимость от действия биологического и социального.
  4. Биосоциальный подход. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

ВОПРОС 7:

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Психоанализ - совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона„Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

 

ВОПРОС 8:

Потребность – это психическое состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

  1. по субъекту: чьи потребности. (общественные – классовые – групповые – личные)
  2. по объекту: на что направлены. Материальные, духовные.
  3. по происхождению: естественные, культурные

 

Признаки потребностей:

  1. любая потребность имеет своей предмет
  2. всякая п. приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворятся.
  3. потребность обладает способностью воспроизводиться

Потребности тесто связаны с мотивами, которые представляют собой побуждения к деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей субъекта.

Мотив выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности, под которой понимается вся совокупность мотивов личности, формирующихся и развивающихся в течение жизни.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации называется направленностью личности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознанные мотивы: желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.