Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общения






Уровни анализа общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень. Подходы к анализу общения на мезо- и макроуровнях. Различные точки зрения на структуру общения. А.А. Леоньтьев о структуре общения как о структуре речевой деятельности. Трехкомпонентная структура общения В.Н. Мясищева (образ – отношение – обращение). Внешняя и внутренняя структура общения, формальная и содержательная (Б.Д. Парыгин).

Представление о структуре общения как о взаимодействии социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.). Этапы общения и механизмы общения (убеждение, внушение, подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия).

Виды обратной связи в общении. Представление об обратной связи в современных исследованиях общения. Непосредственные и опосредованные вербальные способы организации обратной связи в общении: 1) риторические вопросы (привлечение партнера к своим переживаниям); 2) приказы и запреты (ограничение поведения); 3) выговоры и претензии (неправомерные обобщения – " всегда", " никогда", " опять"), ирония, сарказм (вызвать чувство неловкости, стыда); 4) похвала и порицание. Непосредственные способы выражения отношения: 1) называние собственных чувств; 2) употребление сравнений; 3) описание своего состояния; 4) обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства.

Невербальные способы организации обратной связи в общении. Функции экспрессии в организации обратной связи: 1) в качестве показателя общей психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как показатель актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качества средства, информирующего о свойствах и качествах личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве показателя социального статуса личности; 7) как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой; 8) в качестве средства маскировки, предъявления и регуляции внешним " я" личности; 9) как средство, целенаправленно использующееся личностью для контроля, нейтрализации негативных отношений, состояний и создания социально-приемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться в качестве показателя личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях (П. Экман, П. Бул, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев).

Типы общения. Дихотомический подход к определению типов общения: непосредственное – опосредованное; ролевое – личностное; вербальное – невербальное; затрудненное – незатрудненное; эффективное – неэффективное; закрытое – открытое; монологическое – диалогическое; субъектное – объектное; формальное – неформальное и т.д. Психолингвистическая типология общения А.А. Леонтьева, ее критерии: ориентированность, психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности общения. Основные характеристики специфических форм общения, выделенных М.И. Бобневой: резонансное, " стигматное", " эзотерическое", " этикетное", раппортное, референтное.Стилевые критерии определения видов общения: доверительно-диалогический стиль; альтруистический стиль; конформный стиль; пассивно-индефферентный стиль; рефлексивно-манипулятивный стиль; авторитарно-монологический стиль; конфликтный стиль (С. Братченко, Г.А. Ковалев, В.А. Кан-Калик).

Подходы к определению диалогического и монологического общения. Субъектно-субъектная парадигма общения как основа определения диалогических способов общения. Представление о диалоге в трудах М. Бахтина. Ценностный подход к анализу диалогических форм общения. Критерии определения примитивного и манипулятивного общения (вид направленности, тип " пристройки", степень адекватности представления о себе и партнере), тема общения, способы вступления в контакт и выхода из него). Приемы манипулирования в общении.

Затрудненное и незатрудненное общение. Понятие о затрудненном общении (В.Н. Куницина, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Лабунская). Основные способы проявления затрудненного общения (трения, сбои, конфликты). Критерии определения затрудненного общения: наличие психофизиологических, психологических и социально-психологических барьеров на пути достижения целей общения; степень нервно-психического напряжения участников общения; уровень понимания партнерами друг друга; степень соответствия результата поставленным целям. Различия между затрудненным – незатрудненным общением и эффективным – неэффективным общением.

Социально-психологическая интерпретация оптимального общения. Оптимальное общение как общение, создающее условия для развития личности, творческого подхода к деятельности. Функции оптимального общения: управление социально-психологическими процессами в группе; формирование благоприятного эмоционального климата совместной деятельности; достижение целей общения, его основных результатов.

Творческое общение в искусстве и науке: 1) субъект-субъектная система отношений; 2) признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга; 3) диалогичность общения; 4) отношение друг к другу как к цели общения; 5) предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения. Реальное и воображаемое общение. Представление о воображаемом общении в работах К.С. Станиславского.

Тема 8. Социально-психологический анализ коммуникации,

социальной перцепции и взаимодействия в общении

Особенности коммуникации в общении. Использование различных знаковых систем в коммуникации. Проблема кода, языка, знака, значения и смысла, понимания и интерпретации как методологические проблемы социальной психологии общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, В.Н. Панферов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин и др.). Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Основные характеристики вербальной коммуникации (направленность, модальность, значимость, дистантность). Монологическая и диалогическая коммуникация.

Невербальные коммуникации. Соотношение понятий невербальные коммуникации и невербальное общение. Связь и различия между невербальным поведением, невербальной коммуникацией и невербальным общением (Г.М. Андреева, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская). Средства невербального общения. Паралингвистические и экстралингвистические функции невербальных средств общения. Взаимодействие речевых и невербальных средств в общении. Паралингвистические функции невербальных коммуникаций. Роль интонации в создании смысловой картины речевой коммуникации. Основные различия между невербальным и вербальным языком общения (Харрисон, А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская). Особенности массовой коммуникации и общение (Матвеева).

Социально-перцептивная сторона общения. Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции. Отличия между межличностным, межгрупповым познанием и самопознанием, самовосприятием. Основные характеристики социально-перцептивных образов, понятий, представлений, установок, стереотипов (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Юревич). Оценка и самооценка в структуре социально-перцептивной деятельности личности. Критерии анализа оценок и самооценок (содержание, структура, уровень, сложность и т.д.).

Эмпатия как механизм межличностного познания. Виды эмпатии. Идентификация и рефлексия как механизмы социального познания (Г.М. Андреева, В.В. Знаков). Феномен " каузальной атрибуции", " первого впечатления", " стереотипизации". Внешность и интерпретация личности. Внешнее, экспрессивное " Я" личности и проблема предъявления себя в общении. Компоненты экспрессивного Я личности: устойчивые (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивые (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамические параметры выражения (экспрессивное, невербальное поведение).

Факторы адекватности межличностного познания. Проблема точности, " истинности" межличностного и межгруппового познания. Особенности процессов понимания и интерпретации в социальной психологии общения. " Пристрастность", субъективность, редукция содержания понятий к личному опыту, незавершенность формирования знания о человеке – основные характеристики интерпретации в межличностном общении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Славская, В.В. Знаков, В.А. Лабунская).

Интерактивная сторона общения. Понятие о взаимодействии, контакте как основной единице анализа общения. Виды взаимодействия. Модели кооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия: содействие, противодействие и уклонение от взаимодействия в общении. Представление о взаимодействии как форме организации совместной деятельности. Решение проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме. Ролевое взаимодействие. Теории " диадического взаимодействия". Подход к взаимодействию в транзактном анализе (Э. Берн). Конфликт как форма взаимодействия. Социально-психологические теории межличностного конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Функции конфликтного взаимодействия (Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Р. Фишер, У. Юри).

Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия. Функции невербальных интеракций в организации взаимодействия: 1) поддерживание оптимального уровня близости с партнером; 2) изменение взаимоотношений в общении; 3) придание определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) осуществление социальной стратификации; 5) способ демонстрации групповой принадлежности и удовлетворения потребности в социальной и социально-психологической идентичности (П. Бул, А.А. Бодалев, Э. Холл, Г.М. Андреева).

Тема 9. Группа как объект социально-психологического






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.