Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы рассмотрения предмета социальной психологии во второй половине XX столетия.






Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60 – 90 гг.) – превращение " спора о методах" в дискуссию о парадигмах к концу 90-х гг.; обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности.

Первый этап. Кризис американской социальной психологии (социологической и психологической). Кризис теоретической и экспериментальной социальной психологии (" кризис доверия", " ограниченность экспериментирования", " нравственная уязвимость" и т.д.). Проблема социальной релевантности науки. Неадекватность американской модели общества, человека и их взаимодействия для объяснения социально-экономических процессов в Европе. Констатация теоретического неблагополучия, попытки изменения сложившегося положения за счет совершенствования способов контролируемого эксперимента, широкой практики полевых исследований, эксперимента в естественных условиях, наблюдения, запрета на субъективизм и ценности исследователя.

Создание альтернативных американской социальной психологии моделей западной Европейской социальной психологии – в торой этап. Осознаниеновой ситуации в социальной психологии как попытка " смены парадигмы", дискуссии:

1) соотношение теоретического и прикладного знания;

2) социальная релевантность и репрезентативность полученных результатов;

3) возможность практического использования;

4) вероятность социально-психологических прогнозов;

5) роль субъективных установок экспериментатора и ценностных аспектов поведения субъектов экспериментальных ситуаций. Обсуждение метода исследования социальных явлений, специфики методов исследования в социальной психологии по сравнению с методами естественных наук. Возникновение западноевропейских центров социальной психологии (Женева, Париж, Бристоль и др.). " Европоцентризм" в социальной психологии, его становление в 70-е гг. (Р. Харре, С. Московичи, Г. Тэшфел).

Многоликость западноевропейской социальной психологии. Социальная психология как психология групп и индивидов, которые создают свою реальность и управляют друг другом, как наука о специфическом типе поведения – символическом. Социологическая социальная психология или психологическая ветвь " понимающей" социологии (С. Московичи). Социальная психология как дисциплина, изучающая взаимодействие между социальным изменением и выбором, как наука, рассматривающая установки и ценности, опосредствующие взаимодействие между социальными процессами и социальными действиями (Г. Тажфел).

Третий этап: признание кризиса парадигмы и разработка несциентистских познавательных моделей. Посткризисное развитие социальной психологии. Усиление контактов между Европейскими и Американскими социальными психологами. Сосуществование нескольких теоретических ориентаций (традиционный сциентизм; неопозитивизм; герменевтические установки социального конструктивизма). Сосуществование двух образов социальной психологии: " традиционной" (таксономический подход и дифференциальная социальная психология) и" нетрадиционной" (гуманитарный подход, отстаивание принципов: 1) ход исследования определяют не методы, а теория; 2) социальная психология изучает человека в социальной среде, имеет своим предметом смысловой знаковый аспект общения; 3) социальная психология как наука зависит от мировоззренческих посылок самих социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности.

Особенности теоретической дискуссии в социологической социальной психологии. " Распыление" социальной психологии, превращение ее в разделы собственно социологии; проблема адекватности социально-психологического знания задачам социологии; необходимость анализа макроструктур (класс, раса, пол, этнос), социальных институтов (Дж. Хаус, М. Кон, Р. Гернер и др.); анализ воздействия личности на социальную структуру и культуру (Р.Тернер).

Обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Стремление к комплексному многоаспектному осмыслению социально-психологических явлений, " конвергенция" поисков социологов и психологов.

Сравнение представлений основателей социальной психологии о предмете, объекте социальной психологии и ее предназначении (Лебон, Олпорт, Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман и др.) с современными трактовками предмета и объекта социальной психологии.

Особенности становления предмета социальной психологии в России. Позиция Г.И. Челпанова, А.Н. Нечаева, Б.В. Беляева, А.С. Залужного относительно проблем социальной психологии и ее предмета (дискуссия 20-х гг.). Перерыв в развитии советской социальной психологии. Дискуссия конца 50-х – начала 60-х гг. о предмете социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Формирование на рубеже 60 – 70-х гг. представления о социальной психологии как науке, направленной на изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Е.А. Шорохова). Причины кризиса отечественной социально-психологической теории (80 – 90 гг.): неразвитая методология; заидеологизированность теории; монополизм деятельностного подхода; отсутствие научного плюрализма; исключение из научного анализа большой группы социально-психологических явлений (слабое изучение феноменологии больших групп, неразвитые социально-психологические концепции личности, редукционизм в области изучения малых групп).

Тема 2. Генезис социальной психологии как самостоятельной

дисциплины

Этапы становления социальной психологии: философско-социологический этап, описательный и экспериментальный этапы.

Античная философия и социально-философская мысль нового времени как истоки формирования современной социальной психологии. Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Социально - психологическая проблематика в историко-эволюционной социологии 19 века. Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. 1859 год – издание Г. Штейенталь и М. Лацарусом журнала по этнической психологии и языкознанию.

Проблема общества и личности в социологических и психологических концепциях конца 19 – начала 20 вв. Первые попытки осмысления структурных особенностей социума, вычленение стадий социальной динамики, создание самостоятельного методического инструментария изучения социальной и социально-психологической реальности. Формирования представлений о возможных механизмах регуляции социального поведения человека. Формирование концепции интериоризации социальных норм как основе поведения индивида. Феноменология " коллективности" в анализе индивидуального сознания и поведения. Проблема соотношения индивидуального и социального в работах Э. Дюркгейма. " Факты коллективного сознания" как исторический аналог понятия социальных представлений в современной когнитивной социальной психологии. В. Парето как представитель направления психологизма в социологии. Смена двух типов " элит" – основной закон социальной динамики

Социально-психологические вопросы в работах К. Маркса. Понятия коллектива, совместной деятельности, отчуждения. Постановка вопроса об иррациональных аспектах социального поведения индивида. Культура как предмет социально-психологического анализа, архитипическое в социальной жизни. Э. Гуссерль о роли субъективной представленности целей социального поведения. Феноменологический метод в анализе взаимосвязей личности и общества. Основные идеи концепции М. Вебера. Понятия социального действия, социального отношения, статуса и авторитета. Появление " понимающей психологии" В. Дильтея и Э. Шпрангера. Проблема обыденного сознания в феноменологическом направлении социологии и психологии. Антипозитивистская направленность " понимающей" традиции. Смена методологических оснований в социальном познании. " Понимание" как основной метод исследования социальности. Формирование французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Блондель, А. Фулье, П. Жане и др.). Оформление психологического направления в социологии, идеи позитивизма О. Конта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.