Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка кадров. Оформление помещения для занятий






Специального учебного заведения для подготовки логоритмиста в настоящее время не существует.

В разделе «Ведомственные документы. Устав детского сада» (пункт V, § 41, 42) сказано: «Музыкальные руководители детских садов всех ведомств назначаются из лиц, имеющих специальное музыкальное образование. Музыкальный руководитель детского


сада осуществляет правильное музыкальное воспитание детей, руководствуясь в своей работе программно-методическими указаниями народного комиссариата просвещения РСФСР»1.

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», согласованное с Минздравом СССР, утвержденное Минпросом СССР 26/V 1970 года, определяет руководство дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи. Пункт 28 этого положения гласит: «Музыкальными руководителями назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалификацию через каждые 5 лет. Повышение квалификации возложено на органы народного образования, а непосредственная работа по осуществлению мероприятий, направленная на повышение квалификации, осуществляется дошкольными методическими кабинетами. Между тем отличия от работы в массовом детском саду весьма значительные. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре месяце соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начинается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и общим недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового сада.

Логоритмическую подготовку получают студенты логопедического отделения дефектологических факультетов. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР2.

Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в коррекционной работе. Желательно, чтобы студенты дефектологических факультетов совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности на факультете общественных профессий (ФОП).

***

Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации

1 Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А. И. Шустова 4-е изд.
М, 1980

2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Программа педагогических инсти
тутов. Для специальности «Логопедия». М., 1980.


предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы1.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя,
логопеда и воспитателя в организации логоритмического воспитания
лиц с речевой патологией.

2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада
организует работу с родителями по вопросам логоритмического
воспитания детей?

3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к
оформлению логоритмического занятия?

4. В чем выражается связь между перспективным и календарным
планами?

5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые
можно поставить на родительском собрании.

6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя
музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без
музыкального руководителя.


ЛИТЕРАТУРА

1. Басов М. Я. Движения под музыку.— В кн.: Избранные психологические
произведения.—М., 1975, с. 147—149.

2. Б е й н Э. С, О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг.—
София, 1970.

3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей
у детей.— Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94—100.

4. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направления дифферен
цированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стацио
нара.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения.— М., 1975, с. 135—149.

5. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.
2-е изд.— М., 1959.

6. Волкова Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста.—
Дошкольное воспитание, 1976, № 1, с. 24—26.

7. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся
детей дошкольного возраста.— Л., 1982.

8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968, с. 142—188;
206—230.

9. Голощекина М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию
движения.— В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред. М. И. Фо-
нарева, —М., 1975, с. 14—43.

 

10. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.— М., 1966.

11. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960.

12. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.— Воп
росы психологии, 1961, № I.

13. К е н е м а н А. В., X у х л а е в а Д. В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд.— М., 1978.

14. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических
расстройствах.— В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у де
тей.—Л., 1976, с. 4—25.

15. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей
с моторной алалией, — М., 1977.

16. Кукуев А. А. Структура двигательного анализатора.— Л., 1966.

17. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных бо
лезней.— М., 1982.

18. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта.— М., 1972.

19. Организационные основы кинезитерапии.— В кн.: Руководство по кинези-
терапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. Пер. с болг.— София,
1978.

20. Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд.—М., 1973.

21. Рождественская В. И., Павлова А. И. Подвижные игры для заи
кающегося дошкольника. 2-е изд.— М., 1967. \

22. Руднева С, Ф и ш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972.


23. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред.
Н. А. Ветлугиной.— М., 1980.

24. Хватцев М. Е. Логопедия.—М., 1959.

25. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных пораже
ниях мозга.— М., 1972.

26. Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заи
кающихся детей младшего возраста.— В сб.: Из опыта логопедической работы.—
М., 1955, с. 67—76.

27. Ш о с т а к Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании.—
В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского.— М.,
1967, вып. 3, с. 148—169.

28. Э р к м а н В. А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикаю
щимися. Метод, рекомендации. Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и
речи, — Л., 1974.


СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Агнозия — нарушение процессов предметного восприятия; может быть слуховой, зрительной, тактильной.

Акапелла — многоголосое, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения.

Аккомпанемент — музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д.

Аккорд (созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.

Акцент (ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, Л, sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. Может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.

Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио, или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т.д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.

Апраксия — нарушение предметных действий при отсутствии параличей. Оральная апраксия — нарушение произвольных движений языком, губами и нижней челюстью.

Атаксия — расстройство координации движений; выражается в несоразмерности движений, неточности их.

Атетоз — особый вид насильственных движений, относится к группе гиперкинезов. Локализуется чаще всего в верхних конечностях, реже в нижних. Особенно выражен бывает в пальцах кисти. Часто захватывает только одну половину тела.

Атония — резкое падение мышечного тонуса.

Атрофия — отмирание питания тканей.

Афферентный — приносящий возбуждение к центральной нервной системе.


Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.

Гамма (звукоряд) — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).

Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.

Гемипарез — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. парез мышц одной половины тела.

Гиперкинез — насильственные движения.

Гипертония — повышенный тонус мышц.

Гипокинезия — уменьшение силы, объема, скорости движений.

Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).

Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.

Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо-форте) — умеренно громко, тр (меццо-пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.

Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение несогласованности.

Дистония — отклонения от нормы в тонусе мышц.

Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Графически Д. обозначается так:

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).

Жанр — понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т. п.).

Женские голоса в сольном пении:

сопрано (высокое звучание), меццо-сопрано (среднее звучание), контральто (низкое звучание), альты (низкое звучание).

Запев — начало сольной или хоровой песни.

Затакт — начало музыкального произведения со слабой доли.


Звук музыкальный — колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).

Звукоряд — последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Импровизация — творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т. е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т. д.

Интенционный тремор — ритмическое дрожание конечности в
момент активного движения.

Интервал— расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний — вершиной; например, прима(повторение одного и того же звука), терция, кварта, квинта, секста, септима, октаваи т. д.

Интонация — мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Кантилена — напевная, плавная манера исполнения.

Кинестетическая чувствительность — ощущение собственных движений.

Ключ — знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны:

скрипичный (соль — на второй линейке), басовый (фа — на четвертой линейке).

Консонанс — созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.

Контрактура — неподвижность сустава.

Лад — соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Мажор — ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.

Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.

Метр — последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.

Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.

Миоклония — быстрые, отрывистые подергивания отдельных мышечных групп или мышц, распространяющиеся чаще всего на мышцы конечностей.

Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность.

Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.

Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота — графическое изображение звука.

Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.

Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.

Паралич — полная невозможность движения органа, зависящая от поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.

Парез — неполный паралич.

Парафазия: а) замена звуков; б) замена слов близкими по звучанию или по смыслу.

Патогенез — внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни.

Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот:

целая половинная четвертная зосьмая

и т. д.

Персеверация — навязчивое повторение одного и того же слова,

звука.

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.

Праксис — предметные действия.

Размер — графическое изображение, определяющее счет (чередование долей) в данном произведении. Проставляется в начале нотной строки в виде дроби, например: 2/4 (две четверти), 3/4 (три четверти), 6/8 (шесть восьмых) и т. д.

Регистр определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.

Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.

Синергия — сложное комплексное движение.

Синкинезия — содружественные движения.

Синкопа — смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.

Стаккато — исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.

Ступени лада — звуки, имеющие следующие обозначения:


Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).

Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно— moderato (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно— adagio (адажио).

Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.

Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.

Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.

Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.

Тремор — дрожание.

Фактура — сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д.

Фермата — графическое обозначение дополнительного продления звучания в целях большей выразительности. Ф.:

Фонема — наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф.— это структура произведения, например двучастная и трехчастная формы.

Хорея — заболевание нервной системы, основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, быстрые по темпу, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях.

Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации.

Эфферентный — приносящий возбуждение от центральной нервной системы к периферии.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................................................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Глава первая Предмет логопедической ритмики

1. Основные понятия логопедической ритмики................................................................ 5

2. Объект, предмет, цель и задачи логопедической ритмики................................ 11

3. Естественнонаучная основа логопедической ритмики....................................... 12

4. Методы исследования логопедической ритмики........................................................ 19

Вопросы и задания............................................................................................................... 24

Глава вторая Система логоритмического воспитания

1. Из истории музыкально-ритмического воспитания.................................................. 25

2. Особенности и основные звенья логопедической ритмики............................... 34

3. Принципы логопедической ритмики.......................................................................... 44

Вопросы и задания............................................................................................................. 47

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Глава первая Музыка и всестороннее развитие личности

1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей, подростков и взрос
лых..................................................................................................................... 48

2. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей,
подростков и взрослых......................................................................................... 53

Вопросы и задания....................................................................................................... 54

Глава вторая






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.