Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка длинного выдоха на пффф и ссс с движением.






Стоя прямо, описывать перед собой вытянутыми руками плавные круги. Менять направление, начиная круг то снизу вверх, то сверху вниз Повторять упражнение на протяжении двух-трех пф.

Пф, ссс — плавный круг руками, пауза, возврат дыхания; ссс — пауза, возврат дыхания

Вокальные упражнения помогают контролировать продолжительность выдоха. Пропевание звука р сначала только от нот ре-бемоль, ре, ми-бемоль. Все вокальные упражнения, так же как и речевые, начинаются с пф. Затем мелодия поется на слоги: в тоне от ре-бемоль — мы-и, от ре — мы-и, от ми-бемоль ими — мо-о. Слоги поются на одной ноте, затем постепенно поднимаются по полутонам.

На одной ноте слоги момэму, на другой — момаму. Ритм остается, как в речи: на мо — небольшая остановка, мэ и ма пропева-ются быстрее, продолжительнее всего звучит му. Начинать и заканчивать следует на выдохе пф. Звук должен быть ровным и негромким. Форма м не должна нарушаться движением губ вперед. Когда эти три слога начнут звучать ровно и спокойно, попробовать пропеть четыре момэмаму. Так же как и в речевом упражнении, на мо и му делается остановка, а мэ и ма пропеваются быстрее. Затем соединяются все гласные. Пф (на возврате дыхания подготовка формы м), мы-и-момэма-му, пауза; возврат дыхания (подготовка формы мы), мы-и-момэма-му и т. д. Очень хорошо тренируется дыхание на повторении короткого согласного звука ч. Сначала берется

спокойный ритм как бы четвертями: пф —пау-

за — возврат дыхания. Затем звук произносится чаще

— группами шестнадцатых: пф ~ пау-


за — возврат дыхания и т. д. Полезно для тренировки

выдоха сочетание звуков чк. Темп сначала медленный: пф

— пауза — возврат дыхания — За-

тем ускоряется темп, звуки чк объединяются в группы по три. Пф

— пауза — возврат дыхания —

и т. д.

Первые доли слегка акцентируются. Главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий. Когда звуки образуются на экономном выдохе, слушателю кажется, что они могут длиться бесконечно. Этим признаком и проверяется правильность подачи дыхания в речи и пении.

После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы необходимо научиться освобождать мускулатуру тела во время дыхания. После пф произносится слог му, как обычно, при подтянутом корпусе, стойке «смирно» и на хорошей форме «зевка»; затем, не истратив дыхания до конца, му переводится в мягкий, ослабевающий звук х, одновременно тело нужно расслабить. При этом на звуке х освобождается вся мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвратиться к стойке «смирно», а на звук х вновь расслабиться. Слоги обычно строятся с применением согласного м и звуков з и ж: пф-му-ххх («смирно», расслабиться) —пауза — возврат дыхания — мо-ххх («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания. Также строится упражнение на слогах ма-ххх, мэ-ххх, мы-ххх, жу-ххх, жо-ххх, жа-ххх, жэ-ххх, жи-ххх, зу-ххх, зо-ххх, за-ххх, зэ-ххх, зы-ххх. Это упражнение тренирует длинный выдох и учит освобождать мускулатуру.

Необходимо воспитывать также звучание на опоре дыхания. «Опертое» и «неопертое» звучание разное. При «опертом» звучании звук голоса очень плотный и насыщенный, а в области диафрагмы ощущается напряжение. Значит, когда звук голоса насыщен, а мускулатура диафрагмы собрана, звук «опертый». «Опоре» звука помогает положение «смирно» — подбор брюшного пресса.

Звуки должны резонировать совершенно одинаково — в грудном резонаторе. Первые четыре гласные у, о, а, э строятся сразу на форме м и легче в нее переходят. Последняя гласная ы переходит в м с перестройки: пфбуууммм (сбрасывать м) —пауза —


возврат дыхания — бааммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — бэээммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — быыыммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — пф. Особенно внимательно надо следить за формой гласных а, э. После месяца тренировки следует менять первый согласный, например заменить звуками ж, з: пфжж-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — жж-оо-ммм и т. д.; пфзз-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — зз-оо-ммм и т. д.

Дикционные упражнения способствуют нормализации голосовой функции. Дикция — степень ясности произношения в речи и пении. Например, на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слогов: птаптэпти. Первый слог произносить, слегка растягивая гласный: птаааптэпти. Начинать произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя. Следует проделывать упражнения для мускулатуры губ: рот закрыт, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша растягиваются в широкую улыбку. Потом снова к центру и снова — улыбка. Губы ни на минуту не должны быть безвольными. Движения чередуются несколько раз: сначала по 3—4 раза подряд, потом по 5—6 раз. Проводятся упражнения для развития хорошей дикции и опоры дыхания в виде скороговорок. Текст произносится на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы коротко ударяя по каждому слогу. Темп должен быть очень сдержанным, даже медленным.

Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработки плавного выдоха. Но необходимо соблюдать синхронность с логопедическими занятиями. Занятия пением начинать после проведенного лечения, после острого периода функционального заболевания голосовых складок, гортани. Вокальные упражнения: 1) педагог поет (протягивает) первый звук, больные повторяют, идет как бы настройка перед началом песни; 2) исполнение музыкальных попевок в различных тональностях; 3) исполнение музыкальных попевок на более высоких и более низких звуках; 4) использование при пении движений руки (элементы дирижирования), показывающих, как петь: выше или ниже; 5) пение без музыкального сопровождения. Оно помогает развить точную вокальную интонацию. Начинать пение лучше с гласных а, о, э, и и их сочетаний в пределах (до) ре первой октавы и до (до диез — ре) второй октавы. Затем пропеть свое имя или имя и отчество, пропеть диалог: «Как тебя зовут? — Меня зовут Аня» и т. д. Или: «Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурная погода». Далее импровизировать звукоподражания ау, ку-ку и пр. на низких и высоких тонах; например, утка и утенок, гусь и гусенок. Диалоги между ребенком и взрослым. Педагог распевает с больными слоги, особенно важно ясное выговари-вание согласных в конце слов. Для этой цели берутся носовые звуки: динь-динь, бам-бам, дон-дон, бим-бом, тили-тили-бом и другие сочетания. Конечный сонорный звук протягивается как можно дольше. Далее для пения подбираются песни с короткой фразой, насыщенные гласными звуками и звонкими согласными. Например, «Баю-баюшки-баю, баю Оленьку мою» и другие подобные колыбель-


ные песни. Учитываются интересы больных, поются их любимые песни в середине и конце коррекционного обучения, когда они овладевают певческими навыками.

Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять внимание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диафрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос звучал в грудном отделе (контроль рукой).

Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения. В этих условиях хорошо пропевать двухголосные песни, каноны, но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Говорятся и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Чем старше возраст, тем больше упражнений оказываются связанными с движением, тем сложнее задания, тем больше требуют они времени для подготовки. Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических, но и на логопедических занятиях. Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых они дорабатывают то или иное упражнение самостоятельно, а затем вновь отрабатывают его на лого-ритмическом занятии. Таким образом, логопедические и логоритмические занятия дополняют друг друга в деле нормализации голоса больных.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности нарушения моторики у лиц с дислалией
и дизартрией?

2. Назовите двигательные расстройства при различных формах
дизартрии.

3. Каково значение игр и упражнений в подготовительный пе
риод коррекции нарушений звукопроизношения?

4. Приведите примеры игр и упражнений на развитие слухового
внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуля
ционной моторики и т. д., используемые на логоритмических заня
тиях с детьми, страдающими дислалией.

5. Каковы особенности логоритмической коррекции в работе с
людьми, страдающими ринолалией?

6. Назовите логоритмические средства для снятия назализации.

7. Назовите задачи логоритмического воспитания детей с ди
зартрией на каждом этапе логопедической работы с ними.

8. Приведите примеры упражнений лечебной гимнастики для
детей с дизартрией.

9. Каково значение работы по воспитанию дыхания у людей с
нарушениями голоса?

10. Приведите примеры упражнений трехфазного дыхания на согласных звуках.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙ

В логопедии под алалией у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности.

Различают три формы алалии: две формы связаны с нарушением речевых анализаторов (речедвигательного и речеслухового) — моторная и сенсорная алалия, одна — с нарушением неречевого анализатора, при этой форме нарушение речи выступает как вторичное. Это оптическая алалия, возникающая в результате патологии центрального конца зрительного анализатора.

Поскольку патогенез алалии многообразен и недостаточно изучен, то необходимо комплексное исследование ребенка. Только в этом случае могут быть успешно решены вопросы дифференциальной диагностики речевой патологии (например, отграничение моторной алалии от некоторых форм олигофрении, осложненных недоразвитием речи), понят механизм речевых нарушений и других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, пространственного и временного синтеза), нарушений интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти и внимания и только тогда определены пути дифференцированных логопедических мероприятий.

При анализе речевой патологии у ребенка с алалией важным является выделение так называемых негативных симптомов, связанных с недоразвитием отдельных сторон речи, и позитивных, связанных с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности. У детей младшего возраста преобладают первые, у детей более старшего возраста — вторые, которые могут стать их первичным речевым стереотипом. При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми ни были речевые нарушения, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми: развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием центральной нервной системы ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга.


Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное «выравнивание» этого развития. Для разработки приемов направленного обучения необходим системный динамический подход к анализу речевых нарушений, к прогнозированию дальнейшего речевого и психического развития ребенка и для выработки методики комплексного воздействия на детей. В системе лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий важную роль играет логопедическая ритмика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.