Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса






В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют: 1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона; 2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха; 3) развитию артикуляторного аппарата. Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритмической и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляционной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.

Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются также дидактические игры «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.

На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятельности в тренировке артикуляционного аппарата. Поэтому можно предложить задания типа «Придумайте и покажите». Занимающиеся строятся в две шеренги друг против друга и рассчитываются по порядку. Педагог называет любой номер. Тот, у кого этот номер, выходит из шеренги и показывает три разных движения для губ (языка). Затем вызывается занимающийся из другой шеренги и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется одно штрафное очко. Состязание продолжается 5—6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.

Можно предложить задания на сочетание артикуляторных поз и движений разными частями тела. Например, округлить губы и руками показать обруч; вытянуть губы вперед «трубочкой» и соединить вместе руки, вытянутые перед собой, на уровне плеч; открыть широко рот и раскрыть руки в жесте: правая — высоко вверх, левая отведена вниз-назад и т. п. В задания между тренирующимися вносится элемент соревнования.


К указанным упражнениям присоединяется голос и контроль за дыханием. Например, руки разводятся в стороны (вдох), соединяются медленно спереди на уровне плеч до смыкания ладоней при одновременном произнесении звука у с упруго вытянутыми вперед губами. Или: потянуть руки вверх, подняться на носки (вдох), опуская руки вниз через стороны и постепенно приседая на корточки, произносить длительно о-о-ох и т. д. Подобные упражнения полезны для развития дыхания. Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях: 1) усвоение приемов дыхания, снимающих утомление; 2) развитие дыхательной мускулатуры путем специальных упражнений; 3) применение приемов рационального дыхания в движении.

Развитие дыхания по данной системе строится на речи, пении и движении. На занятиях проводятся упражнения.на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, на задержку согласных при произнесении текста. В пении — это исполнение вокальных упражнений и песен. И ко всему этому — применение движения: соединение элементов классического танца, гимнастических и ритмических комбинаций с речевыми и певческими упражнениями.

Освоение трехфазного дыхания начинается с упражнения сидя: прямой позвоночник, плечи расправлены, руки свободно опущены на колени. В этой позе должна быть подтянутость, но без лишнего напряжения. Следует первая фаза — выдох: губы вытянуты вперед, через плотно сжатые губы произносится звук п, а затем воздух выдыхается на звук ф. При выдохе не должны резко опускаться плечи и грудь. После выдоха наступает вторая фаза — пауза — ожидание возврата дыхания. Педагог говорит: «Впустим воздух через нос, ничего не добавляя, и снова «подуем на свечу» через пфф. Опять ждем, когда дыхание вернется». Выдох — пффф, пауза (ожидание), возврат дыхания. Это первое упражнение выполняется сидя, стоя и лежа. Лежа человек дышит правильнее, он хорошо чувствует паузу. Заканчивая выдох, не изменяя его ровности, нельзя отдавать дыхание до конца. Трехфазное дыхание тренируется понемногу, но часто: в день по 8—10 раз, по 2—3 выдоха подряд сидя, стоя и лежа. Выдох на согласных звуках тренируется со 2—3-го занятия на звуке с. Сначала выдохнуть на пфф, выдержать паузу и дождаться возврата дыхания, затем после выдоха, паузы и возврата дыхания произнести продолжительное ссс (ш, ф, х). Упражнение повторяется по 2—3 раза и выглядит так: пфссс — пауза — возврат дыхания — ссс — пауза — возврат дыхания — пф (отдых). Затем тренировка выдоха продолжается на звуках ж, з, на низких тонах голоса по схеме. При выполнении упражнения полезно держать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми (как при стойке «смирно»), тогда диафрагма при выдохе дольше держится опущенной и выдох получается более замедленным, дыхательная мускулатура становится более напряженной, что помогает ее развитию. Затем тренировка выдоха продолжается на звуке р по той же


схеме: пф плюс «смирно» — ррр — пауза — возврат дыхания — ррр — пауза — возврат дыхания.

Для развития длинного выдоха на гласных звуках необходимо тренировать подвижность гортани и мягкого нёба. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью принято называть «положением зевка». Это положение получается в том случае, если начать широко зевать и перебить этот зевок, прикрыв рот. Мягкое нёбо сильно поднимается, а гортань опускается. В таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру и звучит звук м на собранных, плотно сжатых губах. При этом звук резонирует в груди. После того как пациент освоит «положение зевка» на выдохе м, можно приступить к отработке дыхания на гласных звуках, начиная с гласного у, требующего широкого положения зева. Схема: пф (на возврате дыхания форма м)м-ууу — пауза — возврат дыхания (форма м)м-уу — пауза — возврат дыхания — пф — отдых. Далее м сочетается с гласными о(мо), а(ма), э(мэ), ы(мы), и(ми). Потом на одном выдохе произносятся три слога: момэму и момаму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.