Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И национальная политика






 

Чтобы рассмотреть суть национальной политики, необходимо выяснить содержание национального вопроса, вокруг решения которого и развертывается национальная политика. Под национальным (этническим) вопросом понимается «вопрос об общих и частных способах гармонизации отношений между национальностями (нациями, этносами, этническими группами), взаимодействующими в границах многонациональных государств, вопрос о достижении национального равноправия как на личностном уровне в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, так и на социальном уровне путем обеспечения основных потребностей языково-культурного бытия всех заинтересованных в этом больших и малых этносов».

Несмотря на достаточно четкое определение сущности и содержания национального вопроса, в науке существуют разные концептуально-методологические подходы к его решению. Все подходы имеют амбивалентный характер, т.е. им присущи как позитивные, так и негативные стороны. Однако стратегически правильной представляется политика, направленная на деполитизацию этничности, переход к пониманию нации как согражданства, усиление роли гражданского общества, сохранение культурной самобытности всех этносов.

Таким образом, основными целями национальной политики в демократическом государстве должно быть обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения возможных конфликтных ситуаций, совершенствование механизма научного управления этническими процессами в стране.

Следует отметить, что для многонационального государства возникает необходимость в определении приоритетов национальной политики и методах ее проведения. В настоящее время в казахстанском обществе растет понимание того, что общеказахстанские ценности и принципы жизни должны стать выше ценностей и принципов жизни отдельной национальности, ее обособленных национально-политических интересов. Задача государства должна состоять не в отстаивании прав одной нации или «единой казахстанской нации», а в сохранении и творческом развитии национальной самобытности, согласовании интересов различных национальностей на благо сотрудничества и благополучия всего государства.

Конституция РК в разделе «Человек и гражданин» провозглашает и гарантирует равные права всем гражданам Казахстана. Статья 14 закрепляет положение о том, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». В статье 20 говорится о том, в Казахстане «не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».

В реальности противоречия общеказахстанских и национальных ценностей существуют, хотя и не носят антагонистического характера. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, взаимообусловливающие друг друга противоречия. Их разрешение означает, прежде всего, разумное сочетание национальных и общеказахстанских интересов. И от того, насколько сумеем мы сочетать, гармонизировать эти интересы, ценности, зависит дальнейшее развитие казахстанского народа, Республики Казахстан. Актуальность проблемы усиливается тем, что в настоящее время в Казахстане живут представители почти 140 национальностей.

В связи с этим особую роль в процессе преодоления противоречий в межнациональной сфере, в формировании единого народа берет на себя государство, составляя краткосрочные и среднесрочные программы своих действий на основе долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030», включая в приоритет консолидацию общества.

Решению этой задачи была призвана содействовать образованная согласно Указу Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана, представляющая интересы всех этносов страны. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на VII сессии АНК отметил: «Создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов. Этот полноценный институт гражданского общества сегодня опирается на деятельность более трехсот республиканских, региональных, областных и городских национально-культурных объединений».

Обладая статусом совещательно-консультативного органа при Президенте, АНК стала масштабной диалоговой площадкой, трибуной народного парламентаризма, истинно демократическим регулятором межэтнических отношений, гарантом соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана. Благодаря поддержке Ассамблеи были созданы дополнительные условия обеспечения стабильности в обществе и задан мощный импульс масштабным реформам, на годы вперед определившим логику развития Казахстана.

Ассамблея народа Казахстана вносит свой вклад в поддержание мира и согласия в нашей стране. Деятельность Ассамблеи включает, в числе прочих, четыре основные задачи.

Первая задача – через национально-культурные центры усилить работу по воспитанию чувства казахстанского патриотизма, по формированию у казахстанцев чувства идентичности со своей новой родиной.

Вторая задача – повышение статуса самой Ассамблеи. Для этого Ассамблея и национально-культурные центры должны активнее брать на себя социальную инициативу посредника между государством и гражданским обществом.

Третья задача – Ассамблея должна организовать работу по выяснению места и роли религии в социально-политической жизни общества.

Четвертая задача - не допустить политизации межэтнических взаимоотношений. Основная задача Ассамблеи, считает Глава государства, состоит в создании системы профилактических мер и рекомендаций для того, чтобы межэтнические отношения не превращались в политическую проблему.

Следует отметить, что Ассамблея народа Казахстана гармонично вписалась в систему жизнедеятельности молодого суверенного государства. Общественно-политическая деятельность данной структуры оказывает положительное влияние на осуществление в республике политики единения и равного развития представителей различных национальностей и конфессий. АНК за годы своей деятельности разработала практические рекомендации, обеспечивающие межнациональное согласие и политическую стабильность в РК. Эта неполитическая и неправительственная организация решает задачу всенародного укрепления межнационального согласия в Казахстане. Кроме того, Ассамблея отражает весь спектр идеалов и интересов всех народов Казахстана и каждого этноса в отдельности.

Большим достижением Ассамблеи народа Казахстана является создание демократической правовой базы в сфере межэтнических отношений, реализация государственной программы развития языков, возрождения культуры и традиций народов, проживающих в стране. Приходит понимание необходимости овладения казахским языком как средством, цементирующим казахский патриотизм, приобщения к истории и культуре казахского народа, подготовки создания среды использования казахского языка как языка межнационального общения. Лидеры и авторитетные люди как многочисленных, так и немногочисленных этнических диаспор принимают самое активное участие в организации изучения и распространения государственного языка.

Другой важнейшей задачей государственной языковой политики в Казахстане остается создание условий для изучения и развития языков диаспор как части самобытной общенациональной культуры. Только в области национального образования в Казахстане работает более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. Восемнадцать национальных языков изучаются в школах республики как родные. В стране создан 471 национально-культурный центр. Государство поддерживает деятельность девятнадцати республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, шести национальных театров. Ежегодно выходит в свет несколько десятков книг на языках этнических групп. При поддержке Ассамблеи ширятся и углубляются международные связи национально-культурных объединений с этническими родинами, растет международный авторитет Казахстана.

Важнейшей чертой казахстанского общества является не только его полиэтничность, но и многоконфессиональность. Конституция Республики Казахстан закрепляет право человека на свободу совести, что позволяет гражданам жить в соответствии со своими религиозными представлениями. В Конституции указано, что «осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (Конституция РК, статья 22). Соответствующие разделы этого основополагающего документа содержат гарантии свободы совести, права на удовлетворение религиозных потребностей.

Грандиозные общественные изменения, происшедшие в суверенном Казахстане, повлияли на положение с реализацией прав на свободу совести. После десятилетий преследования верующих перед многонациональным народом Казахстана открылись перспективы не только выбора религии, но и реальной возможности ее исповедания. Путь, который должно пройти общество, чтобы научиться пользоваться свободой религии и не ограничивать свободу других людей, научиться жить друг с другом в солидарности вне зависимости от религиозной принадлежности, отнюдь не прост. Как отмечал Президент Республики Н.А. Назарбаев, фактором стабильности казахстанского общества и противостояния негативным последствиям глобализации должно стать «… обеспечение стабильности и порядка в Казахстане через равное отношение ко всем казахстанцам независимо от их национальности и веры».

Отношение светского государства к религиозным объединениям строится на принципе признания мировоззренческого плюрализма, защиты интересов не только верующей части общества, но и неверующей. Кроме того, в последнее время внимание общественности, средств массовой информации все больше привлекает проблема религиозного экстремизма, особая опасность которого связана с попытками самозванных «учителей», использующих псевдорелигиозную терминологию, вовлечь верующих, особенно молодежь в экстремистские группировки террористического толка.

Проблемы связаны и с тем, как отмечено в книге Н.Назарбаева «Критическое десятилетие», что кое-где, особенно в СМИ, допускаются крайне вольные трактовки понятий, связанных с религиозным экстремизмом, который часто абсолютно необоснованно приписывется Исламу. Ислам – одну из мировых религий, которую исповедуют многие наши сограждане, эти авторы преподносят в качестве чуть ли не идейного обоснования терроризма, что является искажением самих основ Ислама. На деле, действуя в интересах мира, религии, верующие могут сделать очень много. Проповедью добра, повседневной воспитательной работой религиозные объединения способствуют упрочению в сознании людей таких ценностей, как мир, свобода, равенство между людьми разных вероисповеданий, уважение к достоинству человека и национальным традициям. Эти важнейшие условия межнационального мира и согласия положены в основу политики в Республике Казахстан.

Утверждая себя как демократическое, светское и правовое государство (Конституция РК, ст.1), Казахстан последовательно проводит в жизнь принципы свободы вероисповедания и на мировой арене. Именно наше государство во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым стало инициатором проведения двух съездов лидеров мировых и традиционных религий, состоявших в сентябре 2003 и 2006 года в Казахстане. Последний съезд был проведен в Астане в специально построенном Дворце мира и согласия, который, по мнению участников форума – лидеров всех религий и конфессий, стал подтверждением духовного величия нашего государства.

На съезде неоднократно подчеркивалось, что Казахстан – единственная страна, на территории которой не было пролито ни капли крови по религиозному принципу, что религиозная терпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель, сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней. Именно эта модель послужила фундаментом для строительства государства нового типа – Республики Казахстан, принципами политики которого стали:

- отказ от взаимной вражды, раздоров и ненависти, призыв жить в атмосфере взаимоуважения и признания культурного, религиозного и цивилизационного многообразия;

- осуждение терроризма во всех его формах, так как справедливость не может быть построена на страхе и людской крови, а использование таких средств во имя религии означает отход от норм любой религии;

- отказ от ложных измышлений и стереотипов об агрессивной сущности религий, а также от попыток связать какую-либо религию с террором.

Казахстан сегодня накопил огромный позитивный опыт межконфессионального и межнационального сотрудничества. В результате казахстанцы всех национальностей заслужили право называться соотечественниками и по вкладу в развитие страны, и по взаимопониманию и духовному притяжению. Феномен дружбы и сотрудничества национальных групп Казахстана не результат чьей-то субъективной воли, а рожден исторической практикой многонациональной страны. Казахстан – это форма государственного самоопределения всех его граждан, независимо от того, к какой национальности они принадлежат. Это общий дом, внутри которого достаточно просторно для всех представителей национальных групп.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.