Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 3 страница. Ответы на эти вопросы в следующий раз могут привести вас к черте, где можно быть творческим и распознать голос своей интуиции






Ответы на эти вопросы в следующий раз могут привести вас к черте, где можно быть творческим и распознать голос своей интуиции. Знание себя может помочь вам уловить мо­мент проявления интуиции. Анна Дюрэм Робинсон отмечает, что если она в уме слышит какие-то слова трижды, то это — явный признак интуиции и, следовательно, сообщение необхо­димо учесть. Она полагает, что, если вы действительно хотите иметь связь со своей интуицией, вы должны вести записи всех случаев ее проявления.

Мечты относятся к сфере воображения, могучему средству проникнуть в наше альтернативное сознание. Воображение — форма мысленного повтора или как бы создание «фильма в голове». Оно отличается от мечта­тельности тем, что мы намеренно подключаем свое вооб­ражение, в то время как мечты приходят сами по себе в те моменты, когда наш мозг нуждается в отдыхе. Вообра­жение работает в силу сильной зрительной «склонности» мозга, которая позволяет нам переживать какие-то вещи так, как если бы они действительно происходили. Вооб­ражение дает возможность прокручивать в голове раз­личные варианты того, как могло бы происходить то или иное событие, как может быть решена проблема, как должна быть осуществлена идея нового изделия или как будет смотреться или звучать другой состав актеров

Воображение дает три серьезных преимущества. Пер­вое — это тот факт, что в процессе визуализации отра­батываются нервно-мышечные рефлексы (отражение взаимодействия мозга и тела), необходимые для предпо­лагаемой будущей деятельности. Ученые показали с по­мощью электромиографических исследований (измерение силы электрической активности мозга в минуту), что, когда вы представляете себе нечто, то есть визуализиру-ете действие, электрические импульсы пронизывают именно те мышцы, которые отвечают за физические дей­ствия, о которых вы думаете. Ваши мышцы моментально «схватывают» команду, даже если она воображаемая.

Воображение и повторение в уме полезны для многих видов творческой работы, предполагающих физическую активность Это, например, актерское ремесло, работа музыканта, ораторское искусство, умение представить в уме, как будет выглядеть будущий проект, — качество, необходимое для всех разновидностей дизайна Известна история о китайском пианисте Лю Чи Кунге, который провел семь лет в заключении во времена Культурной

10 fan №28


революции. Хотя он не мог играть на фортепьяно, нахо­дясь в тюрьме, после освобождения он не потерял своего мастерства, и многие отмечали, что он играл лучше, чем когда-либо. Отвечая на вопрос, как такое возможно, он отвечал, что занимался музыкой каждый день. «Я репе­тировал каждое произведение, которое когда-либо играл, нота за нотой... в уме».

Хирурги также, как известно, проигрывают мысленно свои действия. Доктор Чарльз Майо (его именем названа знаменитая клиника) в ночь перед операцией продумы­вал все свои движения. Многие атлеты также зрительно представляют себе предстоящее выступление. В некото­рых книгах приводятся примеры применения в трени­ровках спортсменов бывшего Советского Союза методики визуализации (идеомоторной методики), которой припи­сывалась значительная часть успехов сборной на Олим­пийских играх. Мухамед Али называл воображаемые по­единки ключом к победам. Многие лыжники и гимнасты мирового класса мысленно повторяют все упражнения своей программы перед соревнованиями. Научно доказан­ная эффективность метода визуализации так велика, что теперь он используется в реабилитации выздоравливаю­щих пациентов и в борьбе с такими серьезными заболе­ваниями, как рак: больные мысленно представляют бе­лый свет или иную живительную энергию, разрушаю­щую их пораженные клетки.

Другой плюс воображения заключается в возможности с помощью этой методики выйти за рамки привычного способа мышления. Поскольку у себя в голове вы вызы­ваете образы предстоящего события или места действия, то абстрагируетесь и отстраняетесь от настоящего мо­мента, как если бы вы были птицей, наблюдающей за происходящим с высоты.

Известный доктор медицины и автор книг о здоровье Дин Орниш предлагает следующую аналогию для объяс­нения того, как воображение способно помочь оглядеть проблему или ситуацию свежим взглядом. Допустим, вы стоите рядом с железнодорожным полотном. Движется

поезд — это ваш творческий вызов; по мере его прибли­жения вы все яснее различаете каждый вагон. Это похо­же на то, как ваш мозг непосредственно встречается с проблемой. И напротив, если вы представите, будто ле­тите на воздушном шаре и свысока глядите на ту же картину, то можете увидеть поезд, рельсы, деревню, все окрестности. Более выгодная позиция позволяет и рас­смотреть намного больше. То же самое происходит, когда мы применяем метод визуализации для решения про­блем. Изменив угол зрения, вы полностью овладеваете ситуацией, и вам открываются многочисленные ходы и возможности.

Ну и наконец, наиболее значимое для творчества пре­имущество воображения возникает, когда вы призываете на помощь свою интуицию. Когда вы визуализируете глубоко, ваш мозг расслабляется до альфа-состояния, от­крывая дверь в альтернативное сознание. Когда вы пред­ставляете место действия или событие, с которым не встречались прежде или не до конца его понимаете, ваш разум каким-то образом проникает обратно в свои тай­ники и начинает выдавать образы, символы и семена идей, которые было не в состоянии предложить ваше сознательное мышление. Образы эти могут иногда быть довольно запутанными, как образы из снов, но они часто указывают верный путь. Интуиция может подсказать продолжать поиски в выбранном направлении, или поме­нять что-то местами, или избежать разговора с каким-то человеком. Иногда эти подсказки, отражающие ваши внутренние пожелания или опасения, являются скорее интуитивными мыслями из вашего альтернативного со­знания и не имеют под собой объективных оснований. Приобретя некоторый опыт, вы научитесь различать их между собой. Вы сможете отбрасывать беспочвенные опасения и управлять нереальными желаниями, в то же время прислушиваясь к действительно значимым интуи­тивным сообщениям из вашего альтернативного сознания. Интуиция в союзе с воображением способна помочь ра­зобраться и в отношениях с людьми.


Представляя себе какую-то сценку или диалог, вы можете войти в контакт с глубокими эмоциями и чув­ствами, которыми ранее пренебрегали. Таким образом, ваше альтернативное сознание поможет воспроизвести очень близко к истине диалог, который еще только про­изойдет, или действия, которые еще будут совершены. Слыша слова или наблюдая место действия заранее, вы сможете предвосхитить чужие мысли, намерения, внут­ренние побуждения — все то, что ваш мозг интуитивно воспринял, но ваше сознание проглядело или недооцени­ло. Новое восприятие ситуации в дальнейшем поможет вам выбрать самую лучшую стратегию, которой и сле­дует воспользоваться во взаимоотношениях именно с этим человеком.

Превосходный пример использования визуализа­ции — история нашего выдающегося современника То­маса Эдисона, изобретателя Никола Теслы. Он был пер­вооткрывателем переменного тока и отцом многих фун­даментальных концепций, заложивших основу для будущих спутников, микроволн, роботов и компьютеров. Тесла представлял все свои проекты заранее Он писал:

«Прежде чем сделать эскиз на бумаге, я продумываю всю идею в целом. Я мысленно вношу изменения в кон­струкцию, что-то усовершенствую и даже „запускаю" устройство. Даже не имея на руках никаких набросков, я могу дать рабочим точные размеры всех деталей, а когда эти детали будут готовы, они обязательно ока­жутся „точь-в-точь", как если бы их делали на основе чертежей».

Вот пять общих правил для успешного овладения техникой творческой визуализации:

Всегда начинайте с нескольких расслабляющих уп­ражнений, таких как глубокое замедленное дыхание в те­чение пяти минут. Или спокойно посидите в удобном кресле и постарайтесь освободить голову от всех мыс­лей. Расслабленное состояние мозга важно для того, что­бы избавиться от предметной направленности вашего со-

2»2

знания и свободного доступа в зону вашего альтернатив­ного сознания.

Не спеша установите, где будет действовать ваше во­ображение. Вы можете представить, что едете в некий пункт, где мысленно воспроизведете или вообразите свою насущную проблему, или воссоздадите в голове во всех деталях какую-то сценку (свой кабинет, квартиру или что угодно). Специалисты рекомендуют выбрать не­что экзотическое, например, заснеженную горную верши­ну, лесную избушку, берег скалистого острова или соб­ственную далекую «планету» — но так, чтобы чувствовать, будто это какое-то особенное место, только ваше. И там вы обретете мудрость и истину, потому что эта картина метафорически олицетворяет ваше альтер­нативное сознание.

Только после того, как окажетесь в этом заветном ме­сте и там расслабитесь в течение нескольких минут, вы зададитесь тем вопросом, на который ищете ответ, или проиграете мысленно то событие, которое хотели повто­рить. Когда будете выбирать место действия, придумай­те и способ, который поможет узнать то, что вы ищете. Если дело касается деловой проблемы, вы могли бы во­образить, будто беседуете со своими коллегами или на­чальником. Если вы ищете какую-то информацию, пред­ставьте, что находитесь в библиотеке, лаборатории, книжном магазине. Если ваша проблема имеет личный характер, представьте, что — одиноки и в глубокой за­думчивости — вы стоите на перекрестке нескольких до­рог. Вы можете обыграть ситуацию разнообразными спо­собами и даже попробовать проводить сеансы визуали­зации несколько дней подряд.

4. Не подгоняйте события и не «давите» на свой со­знательный голос. Имейте терпение, и через несколько минут вы увидите, что в вашем воображении предстают образы, идеи, символы. Что бы ни появилось из вашего альтернативного сознания, примите это без анализа или осуждения. Побудьте просто зрителем, как в киноте­атре.


5. Медленно выходите из состояния визуализации. В нескольких словах запишите все, что видели и слы­шали.

Эта процедура может использоваться для любой си­туации — при принятии деловых решений, в перегово­рах конфликтующих сторон и, конечно, при поисках но­вой идеи.

МИНИ-СЕМИНАР

визуализация fUeofinecKux. зси/ач

Сначала установите пространство для своего воображе­ния. Вы можете выбрать как просто тихую комнату, так и какое-то необыкновенное место, но обязательное усло­вие — чувствовать себя там абсолютно спокойно и комфортно.

Во-первых, расслабьтесь и в течение пяти минут глубоко дышите. На выдохе выпустите все накопленное телом напря­жение. Затем начните осваиваться в воображаемых обстоя­тельствах; это должно быть место, где вы чувствуете полную гармонию с самим собой. Рассмотрите все подробно, под­ключите все свои чувства, чтобы проникнуться окружающей атмосферой. Создайте в воображении обстановку, напол­ненную любимыми вещами или тем, о чем вы всегда мечтали.

Отправляйтесь теперь в этот прекрасный уголок, нарисо­ванный вашим воображением, но пока не берите с собой свою проблему или то событие, которое вам хочется вновь пережить. Пусть первое посещение будет коротким, только чтобы немного освоиться. Считайте это место своим убежи­щем, куда можн.о вернуться в любое время и где вы обрете­те покой и безмятежность, а заодно и возможность плодо­творно поработать. В любую минуту вы можете поменять этот придуманный мир на другой, более подходящий вашему настроению, добавляя или удаляя какие-то детали по своему выбору. Ключевой момент заключается в том, что это всегда должно быть наиболее подходящее для вас место, где нет места страху и напряжению.

Теперь, когда вы уже несколько раз мысленно побывали в этом особенном для себя месте, попробуйте с помощью

полной визуализации прорепетировать какое-то событие или разрешить проблему, над которой вы работаете. Следуйте пяти основным рекомендациям, предложенным выше.

Что произошло в вашем воображении? Какие открытия вам удалось сделать? Чувствуете ли вы, что интуиция подсказывает решение или пути к нему? Даже если вы не получили никаких конкретных результатов, понравился ли вам сам процесс? Продолжайте визуализировать в течение следующего месяца, возможно, один раз в неделю или даже один раз в день, совершенствуйте свое умение представлять и теснее контак­тировать с вашим альтернативным сознанием. Быть может, вы будете удивлены, что уже после нескольких сеансов почув­ствуете изменение а своей способности находить выход из творческих тупиков.

Для тех, кому трудно даются упражнения на воображение, консультант по проблемам творчества Вин Венгер предлагает обратиться к методике, как он сам это называет, просмотра потока образов. В ней задействована вся гамма ваших чувств, что поможет создать образы, способствующие развитию творческого начала. В своей книге «Неужели я гений?» Венгер предлагает выучить и применять три шага методики просмот­ра потока образов:

Шаг /. Haifuuflecb созуаваЛь o^fuubi на основе [сальных ообеюКов

Расположитесь в удобном кресле, закройте глаза и включите диктофон, чтобы записать то, что будете гово­рить.

Вслух начните описывать в богатых и ярких красках комнату, в которой находитесь, или пейзаж за окном. Подключите все свои чувства, чтобы украсить повество­вание. Опишите, как предметы выглядят, пахнут, каковы они на ощупь и на вкус. Не надо редактировать самого себя и волноваться по поводу изящества слога. Предло­жения могут быть и неполными, и немного корявыми. Убедитесь только, что говорите громко, а не шепчете или говорите про себя.

Повторяйте такие описательные сеансы в течение не­скольких дней кряду, каждый раз записывайте сказанное


на диктофон. Венгер отмечает, что такая практика помо­жет научиться стройно излагать собственные мысли и описывать свое внутреннее состояние.

Шаг 2. HaifHUiflecb co3(fa6cuiib eooSfuiMca& uue мУ/шзи

Когда вы разовьете в себе умение описывать нечто реальное, начните рассказывать о местах и предметах несуществующих, а вернее, существующих лишь в ва­шем воображении. Следуйте той же самой методике, что и в предыдущем шаге. Закройте глаза и вообразите любые обстоятельства, человека или предмет. Не за­будьте про диктофон, описывайте все как можно под­робнее.

Шаг 3. НауинЯесь соз< }авшИь спошИшш.ы.е о^/газы

Теперь вы уже готовы активно воспользоваться ме­тодикой Вина Венгера — просмотром потока образов. Первые два шага были лишь прелюдией к спонтан­ному воображению, когда вы представляете себе не что-то конкретное, а ждете, пока образы сами придут вам на ум.

Эти картины — сигналы, посылаемые вашим бес­сознательным, которые, подобно визуализации, помогут решить проблему, найти ответ на волнующий вопрос, родить новую идею. Чтобы вызвать спонтанные — не­посредственные — образы, будьте внимательны. Не пы­тайтесь форсировать происходящее, но, как говорит Венгер, «в тот момент, когда появятся образы, описы­вайте все подряд, даже выскакивающих чертей!» Не волнуйтесь, если образы сливаются друг с другом и стираются, продолжайте описывать их. Не беспокойтесь также и о точности своих описаний, просто говорите громко все, что приходит на ум, и записывайте свой монолог на пленку. Привлеките все пять чувств, чтобы делать свой рассказ более живым. Просто описывайте в течение десяти или пятнадцати минут любые картинки, возникающие в голове.

Согласно Венгеру, вызывание спонтанных образов по­могает мозгу выявить источник мыслей и образов, кото­рые хранились глубоко внутри. Поскольку границы между чувствами преодолены, мы начинаем описывать цвета в терминах вкуса или запаха, а запахи — образно. Такое смешение чувств называется синестезия, и весь процесс направлен на усиление мощности образов и ассоциаций между ними. Постепенно поток образов нарастает. По мере того как вы описываете возникающую в голове кар­тинку, вы начинаете думать уже о следующей, и вскоре выстраивается целая цепочка образов. Один из них и мо­жет стать ответом на ваши творческие поиски. Венгер предлагает для оценки творческой значимости этих обра­зов прослушать магнитофонные записи (шаги 1, 2) и по­пробовать определить, почему ваш мозг выбирает именно те или иные типы образов, почему они возникают именно в такой последовательности и несут ли в себе некоторые из них некие особые эмоции, способные подсказать иско­мый ответ.

Ме^шнацил: ш/^нь ic ucifiuHHOMi/ сиь-^не^глсинивном^ сознанию

Медитация — возможно, кратчайший путь к вашему внутреннему «я» и, следовательно, это чрезвычайно эф­фективный способ соприкоснуться с собственным аль­тернативным сознанием и раскрыть свой творческий потенциал. Большинство людей считают медитацию чем-то сродни отдыху, отсутствию мыслей или состоянию исключительного покоя. Доля истины в этом есть, но звучит несколько упрощенно. Истинная медитация — метод очищения разума. Именно это имеется в виду, когда говорят, что настоящая ее ценность не в самом про­цессе, но в том, что происходит с вашим мышлением пос­ле медитации. Благодаря ясности ума, достигнутой после сеанса, у вас появляется редкий шанс высвободить свой


созидательный дух и плодотворно решать вопросы творчества.

Как происходит процесс медитации? Поскольку суще­ствует больше десятка методов, на этот вопрос не отве­тишь в двух словах. Однако большей частью медита­тивные традиции нацелены на достижение состояния просветления, находясь в котором человек выходит за пределы собственного сознания, как бы сливаясь с ним. Это непросто для понимания, но аналогично состоянию потока разума, в котором вы функционируете совершен­но свободно, но пассивно. Будучи просветленным, человек способен очистить свой разум от всякого сознания, сам становясь сознанием. В книге «Трансцендентальная ме­дитация» Дэннис Дэннистон пишет. «Эта методика — простой, естественный, не требующий усилий процесс, который позволяет разуму достичь все более высоких уровней мышления и в конце концов переступает соб­ственные границы и входит в прямой контакт с источни­ком мысли».

Некоторые виды медитации концентрируются на ка­ком-либо единичном объекте или идее очистить мозг от всяческих посторонних мыслей; другие нацелены на выс­шие материи — Бога или Абсолютное. Третьи предписы­вают разгружать мозг до степени «бодрствование без мыслей». Однако основополагающей целью любого вида медитаций является избавление мозга от напряжения и стимулирование состояния блаженной релаксации. Хотя и другие виды релаксации — фантазирование и визуа­лизация — также создают условия для творческого раз­вития, медитация представляется одним из наиболее мощных. Те, кто регулярно практикует медитацию^, ут­верждают, что результат этих занятий — целиком от­дохнувший мозг, и обнаруживают, что становятся более проницательными, что откуда-то из глубины приходит истинное понимание вещей. Одно из академических ис­следований также показало, что те, кто обладает боль­шим опытом в медитации, имеют значительно более вы­сокие результаты творческих тестов.

Весьма вероятно, что медитация дает мозгу какое-то время «выносить» идею или установить контакт с бессоз­нательным — так же как это делается во время других видов деятельности (пока вы за рулем, принимаете душ, гуляете в парке). Но специалисты в области медитации утверждают, что их опыт намного более глубок и эффек­тивен. Единственный «недостаток» медитации состоит в том, что ею надо заниматься регулярно и последователь­но, если действительно хотите добиться результата. Кро­ме того, хотя доступны учебные кассеты и пособия по медитации, большинство специалистов считают, что ов­ладеть этим методом можно лишь под руководством мас­тера, способного найти индивидуальный подход и оце­нить ваши успехи.

МИНИ-СЕМИНАР

Jifiociileumuu способ ме^шИа/Нивной ^гелаксации

Я предлагаю несложные, но довольно эффективные ды­хательные упражнения из древнейшей китайской системы цигун. Эта методика, если заниматься ею регулярно и пра­вильно, поможет снять напряжение, и со временем вы смо­жете легко входить в гипнотическое (медитативное) состоя­ние.

Прочтите рекомендации и переходите к практике. Примите удобное положение и закройте глаза. Руки должны лежать на коленях. Расслабьтесь, сделав несколько глубоких вдохов-выдохов. Теперь вообразите, будто в жи­воте у вас находится большой шар. Вдохните через нос, сделайте это очень медленно, чтобы не было слышно, как воздух проходит сквозь ноздри. Представьте, как воздух, проходя через тело, словно наполняет шар. Когда шар «за­полнится», представьте, что сверху на шар давит какой-то груз. Под действием этого груза воздух выходит из шара:

вы очень медленно и неслышно выдыхаете. Повторяйте уп­ражнение в течение приблизительно пяти минут. Думайте только о своем дыхании. Расслабьтесь и перемените поло­жение тела.


Если вы заинтересовались медитацией, найдите (возможно, с помощью справочника) Центр медитации или специальные курсы.

Сны: ло^Яайная < f6efi6 6 ллыне^гшинивное сознание

Сны — еще один шаг в продвижении к альтернативно­му сознанию, выход мозга из состояния волн «альфа» в со­стояние «дельта» и «тэта» (сон). Долгое время считалось, что сны являются сигналами интуитивных сообщений из альтернативного сознания. Известно много историй, свя­занных с выдающимися открытиями, изобретениями и произведениями искусства, которые явились их авторам во сне:

• Моцарт слышал во сне целые симфонии.

• Сон подсказал Роберту Льюису Стивенсону сюжет о д-ре Джекилле и м-ре Хайде.

• Стивен Кинг утверждает, что все его идеи — из снов.

• Сон Уильяма Стайрона о женщине, которую он знал в молодости, привел его к написанию романа «Выбор Софи».

• Бетти Несмит Грэхэм изобрела корректирующую замазку («жидкую бумагу») благодаря идее, кото­рая пришла ей во сне. За всю ее жизнь (она умерла в 1980 году) изобретение принесло ей 50 миллионов долларов.

• Элиас Хове наконец-то завершил разработку швейной машины, увидев яркий сон, который подсказал ему проделать отверстие у острия иглы.

Несмотря на то что человечество видит сны на протя­жении всей своей истории, мы все еще далеки от пости­жения природы снов и того, о чем они хотят нам пове­дать. Во все времена сновидения были трудны для понимания, но большинство философов однозначно пола­гало их воротами внутрь сознания. Аристотель думал,

что сны могут предупредить о надвигающейся болезни. При королевских дворах всегда держали толкователей снов. В семнадцатом столетии Томас Гоббс выдвинул тео­рию, согласно которой сны — не более чем расстройство внутренних органов. Современные исследователи знают, что мы видим сны на протяжении всей ночи, но что са­мые яркие и длинные сновидения возникают в течение четырех или пяти периодов, называемых НЕМ (Sapid Eye Movement, или вращение глазных яблок), которые чере­дуются с более глубокими стадиями сна. Первый период REM-сна обычно начинается приблизительно через 1, 5 часа после того, как мы заснули. Всего таких периодов за ночь может быть четыре или пять, общей продолжи­тельностью примерно от 90 до 120 минут, во время кото­рых мы видим цветные сны. Но вот что удивительно:

волны бета, связанные с REM, указывают на активность мозга, которую внезапно прерывает более глубокая ста­дия сна, за которую обычно отвечает дельта-фаза.

Фрейд и Юнг считали изучение сновидений чрезвы­чайно увлекательным занятием. Фрейд называл их «пря­мой дорогой к бессознательному». Один из главных тру­дов Юнга озаглавлен «Индивидуальная символика сна и алхимия». В этой книге он — на основе анализа более чем 1000 сновидений пациента — разработал теорию универсального символического характера образов сна. Однако даже Юнг начал понимать, что изображения и символы, которые приходят к нам в сновидениях, не под­даются алгоритмической интерпретации, но, напротив, отражают богатейшее разнообразие индивидуальности. Юнг, как известно, поощрял своих студентов уделять особое внимание изучению символики снов, но затем за­бывать все это, когда они сталкивались с анализом конк­ретного сновидения.

Сны, однако, могут быть вашим персональным источ­ником информации в творчестве, поставляя сообщения из вашего альтернативного сознания. Они могут указать путь всей вашей жизни, или подсказать правильное ре­шение, или представить во всей красе художественное


произведение, над которым вы работаете. Способность снов нести вдохновение наилучшим образом подтвержда­ется тем фактом, что практически каждый человек ищет в своих сновидениях предостережения и подсказки. По­чти всегда, если утром мы помним свой сон, нам хочется знать, что бы он мог значить. Вы интуитивно чувствуете, что сон — метафора или символ чего-то, о чем уже знает ваш мозг. И поэтому, вполне вероятно, ночные видения верно отражают содержание сообщений вашего альтер­нативного сознания.

Количество снов, которые вы помните и понимаете, по-видимому, связано с тем, насколько вы в этих снах заинте­ресованы. Тот, кому не интересно разобраться в своем сне, и помнят совсем немного. Те же, кто полагает, что их сны несут в себе закодированную информацию из глубин под­сознания, «приглядываются» к ним более пристально и за­поминают их намного лучше, чем обычный человек. Если вам хочется употребить на пользу своему творчеству по­тенциал сновидений, воспользоваться ими как дверью к вашему альтернативному сознанию, прислушайтесь к ре­комендациям специалистов в этой области:

Сбор данных: запоминайте и записывайте сны

Контроль над снами: «закажите» себе сновидение

Интерпретация: постарайтесь с помощью сна разоб­раться в ситуации

Действие: примите решение по результатам сна

Сбор данных — на самом деле это древняя практика, упоминания о которой встречаются в мифологии многих культур. Среди индейцев Северной Америки бытовало очень красивое поверье: считалось, что кусочки кожи, вплетенные в рыболовную сеть, задерживают хорошие сны, в то время как злые видения уходят сквозь отвер­стия. Согласно методике запоминания, основанной на фольклоре австралийских аборигенов, необходимо у своей постели поставить стакан воды, с тем чтобы по­ловину выпить перед сном, а вторую сразу же по про­буждении. (Я пробовал — получилось.) Сегодня боль-

шинство гипнологов (специалистов в области сна) пред­писывают заниматься сбором данных систематически, записывая свои ночные видения, как только вы просну­лись. Записи можно вести в виде журнала или любой другой форме, главное — иметь возможность время от времени к ним обратиться. Я использую для этих целей портативный компьютер, другие заводят специальные записные книжки. Некоторые люди составляют план сновидения или даже записывают их содержание на магнитофон. Суть в том, что надо сразу же и по воз­можности подробно зафиксировать свой сон, чтобы мож­но было позже вернуться к нему и проанализировать.

Контроль над сном исходит из факта, что вы в состо­янии научиться «программировать» или «заказывать» сон. Физиологи утверждают, что это выполнимо. Только придумайте себе — идя ко сну — тему, которую вы хо­тите увидеть и запомнить. Точно так же перед сном вспомните прошедший день или творческую задачу и затем сознательно поставьте себе вопрос, на который сон должен ответить. В кровати, прежде чем заснуть, подумайте о своей проблеме. Не каждый может до­стигать такого уровня контроля, но сама попытка, по крайней мере, позволит лучше узнать механизм снови­дений.

Понимание и интерпретация ваших сновидений — наиболее важный момент в использовании сна для твор­чества. Некоторые сны самоочевидны. Вам снится, как вас ругает ваш начальник, и вы наконец понимаете, что он очень критически настроен. Вам" снится кларнет в пыльном шкафу, и вы вспоминаете, что не занимались музыкой уже несколько дней.

Однако многие сны требуют более глубокого анализа — и вы, вероятно, не всегда правильно их понимаете. Как утверждает один писатель, сны — это дверь в вашу инту­ицию, но, чтобы понять их, следует обладать той же инту­ицией.

Как я уже говорил, толкование снов и решение действо­вать так или иначе, принятое на их основе, является делом


совершенно индивидуальным. Для полного понимания значения снов могут потребоваться годы практики. Если вы желаете узнать о снах больше, чем для развлечения, полезно прочитать несколько книг по интерпретации сновидений или даже поработать с опытным специалис­том в этой области. Любой сон уникален, и в этой книге я не могу объяснять содержание какого-либо конкретного сна. Однако я полагаю, что многие люди могут извлечь значительную пользу, если включат анализ сна в свое творчество как дополнение к другим методикам достиже­ния альтернативного сознания

_______________________ МИНИ-СЕМИНАР

Сны о...

Есть пять способов, или пять методик, используемых анали­тиками, чтобы добраться до значения снов и увидеть, как сны отражают творческие задачи. Но эти методики лишь стартовая позиция. Для более близкого знакомства с принципами анали­за сновидений вам следует ознакомиться с книгами на данную тему.

1. Если сон оборвался на середине, допишите его конец.

2. Создайте произведение искусства, сюжет которого взят из сна. Какие характеры и типы людей вы создаете? Ка­ковы основные черты сна проступают в вашей работе?

3. Есть ли особая причина для появления в вашем сне ка­кой-то личности? Составьте воображаемый диалог, вы­ясните цель ее появления. Какую идею или мысль эта личность раскрывает вам?

4. Конкретизируйте сон. Воссоздайте основную сцену сна. Если требуется рисовать — рисуйте, танцевать — танцуйте. Особое внимание уделите чувствам, возни­кающим во время сна.

5. Обдумайте присутствие любых существ или животных в вашем сне. Почему именно они? Используйте актив­ное воображение, чтобы интерпретировать их значе­ние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.