Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 2 страница






В незаданных рамках действия каждый участник мо­жет делать то, что нравится, как это делают актеры, импровизируя. Какие-либо определенные идеи, ограни­чения, характеры не устанавливаются. Ход роли полно­стью зависит от того, какие персонажи выберут для себя участники, как они взаимодействуют и куда заве­дет сама роль.

Например, в приведенном случае с туристическими агентами участники знали только, что надо придумы­вать идеи для нового маршрута. Они могли играть лю­бую роль — вплоть до песка на пляже, или птицы, парящей над Альпами, или монаха в Тибетском буддий­ском храме.

5. Не форсируйте процесс. Одним разыгрывание ро­лей помогает, другим — нет. Часто это упражнение тре­бует сначала десяти-двадцатиминутной разминки и вхождения в образ. Во многих случаях какая-то тема раз­вивается медленно или лучшие идеи возникают лишь к концу игры.

Исполнение ролей может быть чрезвычайно мощной стратегией применительно к небольшой группе людей, которым привычно и комфортно общаться друг с дру­гом. Это могут быть работники одного отдела или фи­лиала компании или старые друзья, разрабатывающие совместный проект. Данная стратегия способствует кол­лективной работе и сотрудничеству, равно как и раз­влекает людей — момент для творчества немаловаж­ный.


Уолевые иг/ил

1. Участвовали вы когда-нибудь в такой театральной игре? Как это происходило? Достигла ли ваша группа успеха в раз­работке идеи? Если нет, то как вы думаете, почему?

2. Если вам ни разу не приходилось выступать в какой-либо роли, как вы думаете, понравится ли вам подобная игра или вы будете чувствовать себя неловко? Проанализируйте все свои возможные страхи или неприятные ощущения, связанные с выступлением в роли другого. Начните с воспоминаний о ра­достных временах детства, когда вы играли во что-то или в кого-то; сделайте эти воспоминания одним из инструментов творческого самовыражения.

Не не^оон^нивашне сим/ вашего i/ма

Большинству людей, когда они напряжены, находятся в сложной или стрессовой ситуации, трудно проследить собственные мыслительные процессы. Все мы иногда мчимся по колее и теряем перспективу. Мы сами не за­мечаем, как притупляется острота восприятия и мы на­чинаем работать вхолостую, двигаясь по замкнутому кругу.

Вот почему восемь стратегий Могущества Разума, из­ложенные в этой главе, могут быть чрезвычайно полезны. Они помогут выйти на новый виток и обрести незауряд­ные идеи. Все они в значительной степени сфокусирова­ны на том, чтобы помочь человеку лучше понять процесс собственного мышления, осознать суть проблемы и ис­пробовать новые способы ее решения. Эти методики со­здают новые средства выражения для нарождающихся идей.

Стратегии Могущества Разума не дают забыть об ог­ромном потенциале вашего ума. Итак, помните, всякий раз, когда вы оказываетесь в трудной ситуации, не стоит

недооценивать свои умственные способности и бросать на полпути начатое дело — напротив, активизируйте ваше мышление! Независимо от того, в одиночку вы работаете или в группе, возьмите на вооружение эти стратегии, и тогда очень скоро обнаружится, что новых идей гораздо больше, чем вы даже могли предположить.


Cfnftcunez^ 9.

Выш/с^ипе на валю свое сиыне^шсинивнсуе сознание

Наука далеко продвинулась во многих областях, одна­ко о человеческом мозге и его скрытых возможностях вне рационального сознания мы знаем очень немного. Для простоты я обобщаю и называю эти силы двумя слова­ми — альтернативное сознание (alterconscious). В целом я отношу их к бессознательному, глубинному уровню впе­чатлений и знаний, а также к подсознательному Фрейда, хранилищу угнетенных чувств, которые, по его гипотезе, влияют на наши мысли и поведение. В моем представле­нии альтернативное сознание можно понимать как зону «нигде», в которой, очевидно, и возникают наши идеи.

Из года в год лучшие умы, изучающие нервную дея­тельность человека, получают все больше информации о сложных функциях человеческого мозга, но тем не менее мы остаемся далеки от полного понимания его скрытой внутренней работы. Мы знаем, что мозг — прекрасная счетная машина, способная к обработке миллиардов ко­манд в секунду. В одном из последних номеров журнала «Психология сегодня» говорится, что мозг может обраба­тывать примерно 10 в 15-й степени миллиардов команд в секунду (BIPS), в то время как самый современный супер­компьютер способен только на 10 в 9-й степени BIPS (для более наглядного сравнения быстродействие современного персонального компьютера все еще измеряется в милли­онах команд в секунду, или MIPS). Короче говоря, мозг — невероятно мощный инструмент мышления, возможности которого даже трудно себе представить.

Часто говорят, что потенциал человеческого интел­лекта задействован далеко не полностью. Несколько лет назад было установлено, что мы используем только око-

ло 10 процентов возможностей нашего мозга, но более современные исследования полагают, что фактически используется меньше одной десятой процента. Опираясь на эти данные, многие утверждают, что если бы человек использовал немного больше из своего потенциала, он мог бы быть значительно умнее или делал бы пятьдесят дел одновременно. Какую бы статистику на этот счет мы ни взяли, совершенно очевидно, что в глубинах на­шего разума таятся чудесные способности, и они обна­руживают себя, когда мы в этом нуждаемся. Именно поэтому в данной главе рассматриваются феноменаль­ные явления, которые принято считать видимыми про­явлениями альтернативного сознания. Это интуиция, фантазия, воображение, медитация и сон. Эти процессы, естественно, возникают в мозге, но как бы подспудно. Они заслуживают пристального научного исследования, потому что тесным образом связаны с процессом твор­чества и созданием новых идей. Однако постичь их природу не просто, они отрывочны, размыты и трудно поддаются определению. В отличие от стратегий преоб­разующего мышления или принудительных соединений, к которым мы обращаемся сознательно, нельзя заста­вить альтернативное сознание придумать новую идею. Напротив, мозг действует по своим собственным зако­нам, и надо научиться выделять и использовать предо­ставляемую им информацию, уметь не упустить пода­ренные природой жемчужины мудрости.

CocftlosiHue мозга no^c/ae/flcsi измфению

Благодаря современной науке у нас есть удивитель­ное факты о работе альтернативного сознания. Эти ис­следования касаются электрической активности мозга, которая, измеряется прибором под названием электроэн-цефалограф (ЭЭЦ). С его помощью ученые обнаружили,

27$


что существует четыре различных состояния мозга, каж­дое из которых соответствует определенному типу элек­трической волны, и что каждая волна отвечает за специ­фические функции. Фазы состояния мозга описаны сле­дующим образом:

Бета. Волны «бета» связаны с бодрствованием мозга, когда мы «во всеоружии» и рассуждаем последовательно и логически по конкретным вопросам. Бета-состояние также характерно для моментов, когда мы возбуждаемся под воздействием окружающих обстоятельств.

Альфа. Волны «альфа» преобладают в минуты рас­слабления, когда внимание отключено; для этой фазы ха­рактерны мечтательность, игра воображения. Считается, что это состояние — преддверие медитации. Благодаря ему человек может запоминать то, что видит во сне.

Тэта. Волны «тэта» связаны с бессознательным разу­мом и активны во время сновидений и медитации. Эти волны отражают все наши подавляемые эмоции и неиз­расходованный творческий потенциал.

Дельта. Волны «дельта» можно сравнить с радаром;

они отражают внутреннее знание самых глубоких уров­ней бессознательного. Дельта-волны ответственны за так называемый медленный сон, когда организм полностью отключается от внешнего мира.

Для разнообразной деятельности человека стало бла­гом более глубокое познание фазовых состояний мозга. Специалисты в сфере образования обнаружили, напри­мер, что мы лучше учимся и дольше сохраняем информа­цию в состоянии альфа, а вовсе не в бета, особенно если информация репетируется, повторяется много раз. По­скольку человек расслаблен, он способен воспринять ин­формацию на глубоком подсознательном уровне. Благо­даря этому открытию в области ускоренного обучения на вооружение были приняты методики, включающие уп­ражнения на расслабление, управление дыханием, много-

кратное повторение материала. Эти методы эффективны в изучении, например, иностранных языков. В актерской профессии их применяют, когда учат наизусть роли. Уче­ные, занимающиеся борьбой со стрессом, повсеместно ис­пользуют тот факт, что замедление активности мозга до состояния альфа может помочь людям чувствовать себя более спокойно и умиротворенно, оправдывая таким об­разом многовековую практику медитации.

Современные исследователи полагают, что альфа, тэта и дельта фазы мозга особенно подходят для творчества, помогая нам внутренне сосредоточиться и подготовиться к занятиям. Анна Вайз обобщила знание о волнах мозга до трех важных областей, перечисленных в подзаголовке ее книги «Высокопроизводительный разум: волны мозга для познания, оздоровления и творчества». В работе Вайз ут­верждается, что четыре вида мозговых волн могут су­ществовать одновременно, это так называемый бодрст­вующий мозг. Ее исследование показало, что когда мы достигаем состояния бодрствующего мозга, то испытываем пик творческого потенциала, обнаружить который можно с помощью ЭЭЦ. Вайз говорит, что способна определить этот пик, наблюдая волны мозга обследуемого.

Используя эти научные данные в качестве отправной точки, давайте попробуем разобраться, как интуиция, сон, воображение, медитация и фантазии могут стать ин­струментами вашего творчества.

Цшн^иция: лозной ce& i!

Возможно, вы не считаете, что обладаете блестящей интуицией, или чувствуете, что логика влияет на ваши решения сильнее, чем внутренний голос. Однако всех нас иногда посещают интуитивные мысли. Вспомните, ведь и вы наверняка испытывали вспышки такого внезапного озарения:

• настойчивое убеждение идти именно в этом направле­нии или, наоборот, ни в коем случае туда не ходить


• чувство, будто что-то осталось недоделанным или что надо еще раз все перепроверить

• догадка, что именно эта идея или поступок помогут в разрешении проблемы

• чувство, что сегодня в этом месте встретите этого че­ловека

Эти признаки, довольно расплывчатые, чаще, чем мы думаем, приводят к правильному ответу, важному от­крытию или какой-то творческой удаче.

Впервые я увидел истинную мощь интуиции благодаря своей жене Джен. И раньше я знал, что ее интуиция хоро­шо развита, но не понимал, насколько ценно это качество, пока оно не проявилось в весьма драматической ситуации. В 1987 году мы подумывали о покупке нового дома. Мы ко­пили деньги, вкладывая их в течение некоторого времени в очень надежные акции. И вот наши сбережения вырос­ли, денег было достаточно, чтобы без­болезненно купить дом, и мы начали подбирать варианты. В нашей семье супруга занимается наличными день­гами (оплата счетов и так далее), я же отвечаю за вложение капитала. Осе­нью того года Джен сказала, что, по ее мнению, нам надо продать все наши акции. Однако я считал, что моя ква­лификация в этой области дает мне преимущественное право принимать решения. И хотя я был против, жена настояла на своем. Я продал почти все акции, за исключением низкодоходных, которые и так было невозможно продать. На следующий день рынок ак­ций потерпел крах. Если бы мы не продали акции, значи­тельная часть наших капиталовложений была бы потеря­на и мы еще долго не смогли бы позволить себе новый дом. С тех пор я решил при всяком удобном случае призывать на помощь интуицию.

До недавнего времени в культуре Запада неохотно признавалось существование интуиции. Многие люди

считали ее выдумками гадалок или цирковыми фокуса­ми. Над теми же, кто признавался, что доверяет своей интуиции, частенько насмехались и даже называли бе­зумцами.

Однако сегодня интуиция широко признана как ре­альная и вполне самостоятельная сторона деятельности мозга, а не просто умение быстро соображать и делать умозаключения, как утверждали некоторые. Все эти проявления мыслительной деятельности являются ско­рее результатом работы интуиции, сообщениями из са­мых глубин вашего альтернативного сознания. Роль ин­туиции неоценима во многих творческих предприятиях. От той искры, что дает жизнь научным (и не только) открытиям, новым картинам, романам, песням, — до еле различимого голоса, который подсказывает, в каком на­правлении стоит продолжать поиски, когда мы попа­даем в тяжелую ситуацию, как правильно поставить научный эксперимент или где именно искать доказа­тельства своей правоты. В превосходной книге Филиппа Голдберга «Грани интуиции» различается шесть ее типов. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом:

Открытие: человек внезапно осознает некую — дол­гожданную — закономерность. Как, например, Архимед, который, принимая ванну, вдруг вывел закон измерения объема тела с помощью объема вытесненной воды и вос­кликнул свое знаменитое: «Эврика!»

Творчество: неожиданно в голове высвечиваются нужные слова, ноты или образы, перерастающие впос­ледствии в гениальную поэму, песню, картину или изоб­ретение.

Оценка: почему-то выбирается одно, а не другое. Рей Крок упорно хотел купить сеть ресторанов «Макдо­нальдс» вопреки советам своих адвокатов; Конрад Хил-тон в последний момент передумал и повысил цену по­купки одного чикагского отеля со 165 000 долларов до 180 000 долларов только для того, чтобы перебить цену


конкурента — 179 800 долларов. (В качестве ремарки можно добавить: несколькими годами позже Хилтон сде­лал 1 миллион долларов (!) на продаже этой самой ком­пании.)

Деятельность: вы вдруг осознаете, в каком направле­нии необходимо действовать. Неожиданный прорыв в ис­следованиях Александра Флеминга привел его к велико­му открытию — изобретению пенициллина.

Предсказание: какое-то подспудное чувство подсказы­вает, как именно все обернется. Бывает, человек не хочет лететь выбранным ранее рейсом или идти на какое-то мероприятие, а потом оказывается, что он, по счастливой случайности, избежал катастрофы.

Просветление: когда внезапно возникает чувство еди­нения с высшими — религиозными или духовными — силами.

Все эти разновидности интуиции взаимосвязаны, раз­ница лишь в степени предвидения или в том, какое ре­шение принимает ваш разум. Тем не менее, как и многие его коллеги, Голдберг утверждает, что интуиция являет­ся сердцевиной многих творческих занятий и открытий. Она, по-видимому, есть фундаментальное событие, воз­никающее в процессе творческого вызревания: в голове совершенная путаница из-за чрезвычайного количества наработанной информации, но в один прекрасный момент нежданно-негаданно возникает ответ. Но, приходит к вы­воду Голдберг, интуиции не всегда нужен инкубационный период. Она может сработать спонтанно, без видимой подготовительной стадии, даже с полуслова. В любом случае интуиция поставляет нам варианты решения про­блемы, образа нового продукта или диалога между глав­ными героями романа.

Как же разум «интуитирует», внезапно выуживая от­куда-то ответ, решение или образ, которые в конечном счете приведут к творческому успеху? Ученые все еще озадачены этим вопросом. Кое-кто из первых исследова-

телей относил интуицию, наряду с другими нелогически­ми характеристиками разума, к правому полушарию мозга, считая ее отражением нелинейного мышления. Другие, напротив, предполагали, что интуиция собирает информацию со всех уголков мозга и выстраивает ее в сложный и целостный процесс. Ученые под руководством стенфордского нейрофизиолога Карла Прибрама даже заявили, что интуиция отражает «голографический» ха­рактер мозга. Это означает, что все части мозга копируют хранимые в разных местах данные так, что информация попадает в мозг целиком, без цепи последовательных ло­гических шагов. Тот факт, что интуиция приходит как бы из ниоткуда и не имеет никакого определенного местопо­ложения в мозге, делает эту теорию правдоподобной.

Понятно, что необходимо глубже изучать интуицию, ее физическую и электрическую природу. Но несомненно, что, в отличие от других мыслительных процессов, ее координаты в мозге не могут быть четко определены. И на сегодняшний день единодушно признается, что интуи­ция зарождается — по крайней мере метафорически — глубоко в мозгу, как раз в той области, которую мы на­зываем бессознательным или альтернативным сознанием. Великий психиатр Карл Юнг давно связал бессознатель­ное и интуицию, когда писал, что бессознательное — «не просто хранилище прошлого, но также полно будущими психическими ситуациями и идеями».

Согласно Юнгу, бессознательное и его интуитивные способности являются столь мощными благодаря раз­делению на два уровня: персональный и коллективный. Персональный уровень содержит все опыты и впечат­ления, которые находятся ниже порога индивидуального сознания, в то время как коллективное бессознательное содержит то, что он называл архетипы — универ­сальные образы, которые позволяют нам обрабатывать наши мысли и чувства инстинктивно. Юнг разъяснил, что архетипы — это не буквальные воспоминания или образы, оставленные нашими предками, но некая пред­расположенность освоения мира, которая происходит из


«унаследованной с незапамятных времен силы челове­ческого воображения». Другими словами, в глубинах на­шего мозга, наряду с личным опытом, таится врожден­ный смысл «универсальных истин». В представлении Юнга интуиция и порождаемое ею творчество есть не­кая разновидность изначального инстинктивного знания. Если придерживаться еще более замкнутой на себе са­мом логики, то мы интуитивно знаем, что нечто пра­вильно или красиво, потому что наша интуиция нам так говорит. Интуиция рождается так глубоко в нас, что мы принимаем ее за инстинкт.

Теперь широко распространено мнение, что все мы действуем интуитивно — по крайней мере, до некоторой степени и в различных областях. Индивидуальный уро­вень интуиции отражает множество моментов. Напри­мер, в некоторых обстоятельствах люди обладают завид­ной интуицией в бизнесе, но начисто лишены ее в том, что касается человеческих отношений или любви. Многие полагают, что здесь играют роль культурный и половой факторы; издавна считается, что жители Востока и жен­щины обладают более сильной интуицией, чем люди с Запада и мужчины вообще. Однако огромное большин­ство исследователей теперь осознает, что такие стерео­типы основаны на закоренелых предубеждениях и зау­ченных формах поведения. Другими словами, в западной культуре в целом, и у мужчин в частности, существует некоторое предубеждение против интуиции и привычка ее игнорировать.

Как же можно применить силу своей интуиции на благо творчества? Как можно проникнуть в бессозна­тельное и воспользоваться его способностью понимать и давать творческие ответы на поставленные задачи? Это крайне трудно, поскольку главное правило интуиции и заключается в том, что она не работает по принуждению. Она работает в собственном темпе и по собственному желанию. Как пишет Голдберг, «вы не можете принудить интуицию работать, как не можете заставить кого-то в вас влюбиться».

Таким образом, надо быть всегда начеку и ловить мо­менты, когда интуиция пошлет вам сигнал. Здесь необхо­димо сделать несколько замечаний. Во-первых, надо на­учиться быть более открытым и более почтительным по отношению к собственной интуиции. Вот несколько реко­мендаций, которые помогут подготовить почву для про­явления интуиции:

Верьте в интуитивные способности своего разума. Вы нуждаетесь в очистке своего мозга от предвзятого мнения, будто не обладаете интуицией. Избавьтесь от мысли, что не способны услышать свой внутренний го­лос.

Доверяйте своим чувствам и мыслям. Низкая само­оценка может подорвать доверие к собственным чув­ствам и не позволит прислушаться к интуитивным сооб­щениям.

Будьте уверены в себе и независимы. Эти качества сделают вас открытыми для непредсказуемости и неожи­данности, двум главным элементам интуиции.

Будьте гибким, не бойтесь экспериментировать. Интуитивный ум нуждается в пространстве и времени для маневра, поскольку он экспериментирует с идеями и проверяет их на прочность.

Не упрощайте задачу; будьте готовы к сложностям. Интуиция почему-то работает лучше всего со сложными проблемами. Если вы упрощаете задачу, то и ответы найдете попроще, не требующие творческого подхода и подключения бессознательного.

Во-вторых, нужно узнать, как расшевелить интуи­цию. Если ваша интуиция еще дремлет, вы можете при­вести ее в действие. Верный способ состоит в том, чтобы следовать четырехшаговой модели развития творческого потенциала. Оказавшись в тупике при работе с каким-то проектом, приложите все усилия и начните целенаправ­ленную подготовку с первого шага — исследования и


сбора данных, определения своих целей, бесед с людьми, путешествий, чтения. Другими словами, воспользуйтесь всеми предложенными в этой книге стратегиями. Затем немного передохните и расслабьтесь; на некоторое время необходимо полностью отвлечься от своей проблемы. В течение этого простоя ваша интуиция наверняка «обра­ботает» всю собранную информацию и выдаст ответ. В инкубационный период мозг обращается к альтернатив­ному сознанию за дополнительными данными и, как счи­тал Юнг, чтобы проконсультироваться с архетипами, присутствующими в коллективном бессознательном. Что бы там ни выяснилось, нет ни малейшего сомнения в том, что в поисках ответов разум в подготовительный период апеллирует к интуитивным способностям.

Другой путь встряхнуть интуицию — это не упус­тить удачные совпадения места и времени. Я не однаж­ды повторял в этой книге, что вдохновение иногда приходит неожиданно. Представьте, например, вы знако­митесь с человеком, который оказывается именно тем, кто вам нужен, или натыкаетесь на газетную статью, содержащую информацию, которая требуется вам для предстоящей презентации. В этих случаях интуиция застала вас не за рабочим столом; она просто появилась неизвестно откуда и попала точно в цель. Вот почему путешествия, чтение, занятия искусством создают пре­восходные условия для вашей интуиции, если удачно совпадают место и время.

В заключение о самом важном. Вы должны уметь раз­личать голос интуиции и внимать ему. Замечательный мыслитель Бакминстер Фуллер сравнивал интуицию с рыбалкой: «Как только вы чувствуете, что клюет, — сра­зу подсекайте». Это означает, что надо научиться распоз­навать признаки интуиции. Вот некоторые из них:

Озарение. Это наиболее часто встречающийся признак интуиции. Обрывки идей обычно мгновенно проносятся в голове, и вы понимаете, что не успеваете фиксировать их. И хотя человек не имеет понятия, откуда взялись эти

идеи, он уверен, что эти мысли правильные. Озарение может посетить вас в любое время: посредине лестнич­ного пролета, под душем, пока вы с кем-то говорите или когда играете в баскетбол.

Повторяющиеся мысли. Иногда не озарение, а скорее повторение одной и той же мысли является сигналом к тому, что следует прислушаться к своему внутреннему голосу. В жизни каждого из нас бывали моменты, когда мы долго не могли отделаться от какой-то назойливой мысли. А вдруг это был сигнал?

Видения. Эти образы и картины, как и внезапные мыс­ли, возникают в вашей голове без каких-либо видимых причин. Они могут предстать очень подробно, в цвете или даже трехмерно, и в общих или едва различимых чертах.

Внутренние чувства. Их можно определить как осо­бые, неуютные физические ощущения, обычно в райо­не живота или груди, которые заставляют вас что-то делать, ходить из угла в угол, вставать и садиться, в общем — не дают покоя. Если вы не делаете того, что велят эти чувства, вам становится не по себе, все полу­чается из рук вон плохо. Внутренние чувства обычно срабатывают быстро, и к их сигналам следует сразу же прислушаться, особенно если вы сейчас в процессе творческих исканий.

Инстинктивные эмоции. Они часто связаны с тем, что некоторые люди называют женской интуицией, хотя их испытывают и мужчины. Это сильные вспышки эмоций при столкновении с какой-либо ситуацией, делом, чело­веком. Если это положительные чувства, они смогут под­вигнуть вас на нечто хорошее, а отрицательные импуль­сы предостерегут от неприятностей. Инстинктивные эмоции в некотором смысле схожи с внутренними чув­ствами. Но если последние характеризуются ощутимым физическим моментом, то инстинктивные эмоции — это настроение в целом.


Неожиданные «духовные» чувства. Энн Дархэм Робин­сон, ведущий специалист по интуиции, определяет этот признак как сообщение изнутри, которое часто сопут­ствует глубокому индивидуальному росту и проявляется как прозрение.

Как видите, многие из этих знаков — от свободно раз­литых эмоций до бульканья в животе или гусиной ко­жи — можно распознать только при условии, что вы научились прислушиваться к своему телу.

Каким бы образом ни заявляла о себе интуиция, по­мните: интуитивное понимание обычно приходит, когда вы отвлечены, расслаблены и совсем не думаете о своих творческих «заморочках» Такое состояние точно соответ­ствует фазе альфа-волны, когда мозг переходит из обыч­ного бета-бодрствования и настраивается на альтерна­тивное сознание. Предполагается, что существует связь между творческим потенциалом и альтернативным со­знанием. Интуицию, по-видимому, можно определить как источник данных для рождения идей и вместилище неких таинственных функций.

Если вы чувствуете, что противитесь своей интуиции, сломайте этот механизм сдерживания, сосредоточьтесь на том, что мешает черпать новые идеи из этого щедрого источника. Если ответ коренится в системе ваших жиз­ненных ценностей, попытайтесь изменить их. Думайте о своей интуиции как о шестом чувстве. Если вы не дове­ряете ей, то тратите впустую часть своего восприятия. Отказываясь от интуиции, вы упускаете огромные твор­ческие возможности.

МИНИ-СЕМИНАР

Onheq& uufie способы п^яёленил своей шиЯциции

1. Как вы относитесь к собственной интуиции? Можете ли назвать какие-то события или принятые вами решения, проде­монстрировавшие, что вы обладаете интуицией в любой из

упоминавшихся выше форм: открытие, творчество, оценка, деятельность, предсказание, просветление?

2. Срабатывает ли ваша интуиция задним числом? Другими словами, бывали ли случаи, когда вы не желали прислушиваться к своему внутреннему голосу, пока жестокая жизнь не дока­зала правоту вашего интуитивного предчувствия? Я работал с администраторами, которые принимали самые удачные ре­шения, полагаясь на свое внутреннее убеждение, но не вне­дряли их, пока не обезопасили себя множеством маркетинго­вых отчетов, финансовых анализов и официальных указаний. Маргарет Уитли, ученый и автор книги «Лидерство и новей­шие исследования», отмечает, что многие люди сначала при­нимают решения на интуитивном уровне, а затем уже ищут фактическое подтверждение своей правоты.

Если и вы относитесь к этой категории, проверьте себя с помощью теста: в следующий раз, когда у вас еще до окон­чательного решения появится интуитивный ответ, запишите его ясно и конкретно, затем отложите в сторону. А когда будете иметь все необходимые данные для принятия реше­ния, обратитесь к своей первоначальной интуитивной подсказ­ке. После того как несколько раз проверите себя, вы начнете доверять своим интуитивным суждениям. Вы постепенно при­выкнете полагаться на свою интуицию в самых ответственных ситуациях.

3. Как вы чувствуете интуицию? Прокрутите в уме не­сколько последних случаев творческого успеха. Закройте гла­за и задайте себе следующие вопросы, касающиеся того, как вы чувствовали себя за несколько минут или даже секунд до момента творческого вдохновения:

а. Испытывали ли вы чувство, идущее откуда-то изнутри и

подсказавшее верное направление? б. Приходили ли вам в голову неожиданные мысли или

видения?

в. Бывали ли у вас повторяющиеся мысли? г. Ваши эмоции призывали настойчиво к действиям? д. Знакомы ли вам неприятные ощущения в области жи­вота, состояние гусиной кожи или другие физиологи­ческие проявления?


Bfi& MA п& мечЛсиЯь

В нашей культуре существует тенденция негативного отно­шения к фантазиям и мечтательности. Действительно, мы час­тенько не прочь назвать бездельниками любителей в рабочее время повитать в облаках. Но на самом деле, фантазии — один из путей в наше подсознание. Они позволяют раскрыть необъят­ные резервы образов, идей и опытов, ведущих к новым ассоци­ациям, то есть к творчеству. Фантазия раскрывает двери музе интуиции. Это утверждение прекрасно иллюстрирует известная история с Генри Фордом. Однажды Форд пригласил эксперта в области эффективности производства, и тот порекомендовал уволить одного из служащих. Эксперт объяснил, что каждый раз, проходя мимо кабинета этого человека, он видел, как тот о чем-то мечтает, положив ноги на стоп. Форд заметил, что хотя этот служащий и не выглядит усердным работником, но благодаря его последней идее объем продаж значительно возрос. «Так что пусть мечтает», — ответил Форд эксперту.

Что же такое фантазия? В контексте сознания это — не­кое гипнотическое состояние, в котором мозг пребывает между бета- и альфа-волнами, но еще не спит. В таком со­стоянии мозг менее сосредоточен, чем во время бодрство­вания, и мысль может легко переключаться с одного предмета на другой или свободно проноситься по какой-то одной теме без всякого предварительного плана. Мечтательность харак­теризуется желанием думать несерьезно, безотносительно к реальной жизни, истинным мотивациям или конкретным по­следствиям. Фантазия может привести к сумасшедшим мыс­лям и результатам, эротическим образам. Она создает подхо­дящий настрой, в котором предварительно собранная информация преобразуется интуицией в искомое решение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.