Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 1 страница. Выполнение п^гиш/^шЯем^ных соединений






Выполнение п^гиш/^шЯем^ных соединений

Начните собирать предметы для вашего собственного мешка идей. Загляните в комиссионные магазины, на рас­продажи, блошиные рынки, магазины игрушек. Каталоги товаров по почте — еще один источник интересных вещей. Отметьте забавные или необычные предметы, которые смогут удивить друзей и отвлекут их от обычного способа рассуждения.

Проведите занятие по принудительным соединениям для сотрудников своего отдела, чтобы проверить эффективность этой стратегии. Разместите в кабинете доску и записывайте ход занятия.

Творческая цель

Заполните пробел фразой, определяющей вашу творче­скую цель. Затем произвольно выберите несколько предме­тов или из своего мешка идей, или из того, что принесли участ­ники, или просто используйте словарь. Чем менее связаны предметы и слова с творческой целью, тем лучше.

Подумайте, как каждый предмет может сочетаться с вашей задачей. Например, если вы вытащили из мешка пластмассового льва, подумайте, как лев мог бы помочь — буквально или фигурально — вашему проекту. Ассоции­руйте свободно, исходя из того, что символизирует лев для каждого участника. Пусть идеи льются абсолютно сво­бодно, без малейшего осуждения или критики, ведь пути удачных мыслей неисповедимы. К концу занятия у вас на­верняка будет обширный список свежих идей для твор­ческого проекта.

2S4

«scau ^< л я < ^и...»

Эта стратегия, основанная на богатом воображении, — развлечение и эффективный способ выйти за рамки при­вычных подходов к решению проблем. Сначала перефор­мулируйте свою главную проблему в вопрос. Затем пусть участники группового обсуждения составят список извест­ных людей: знаменитостей, исторических фигур, филосо­фов, художников, политических деятелей, персонажей мультфильмов, киногероев и так далее. После этого участ­ники по очереди должны представить, как каждая лич­ность из списка, с учетом общеизвестной информации о нем, справилась бы с вашей задачей. Первая леди Соеди­ненных Штатов Хилари Клинтон использовала эту -мето­дику в воображаемых диалогах с Элеанор Рузвельт. Это­му были посвящены целые газетные полосы, а одна газета даже недоумевала по поводу этих сеансов г-жи Клинтон. Будет жаль, если недальновидная пресса отвратит своих читателей от столь эффективной методики...

Методика «Если бы я был...» успешна, потому что помо­гает выработать привычку думать в разных направлени­ях, используя различные стили мышления. Люди, входящие в список замечательных личностей, помогают выработать различные подходы — от артистического до философско­го, от юмористического до абсолютно экзотического. Мето­дика невероятно забавна, обычно она привносит в занятия оживленность и разжигает творческую энергию.

Вот шутливый пример, который иллюстрирует прин­цип размышления в разных стилях. В Интернете есть распространенная шутка, которая демонстрирует много­образие ответов на вопрос-поговорку: «Почему цыпленок переходит дорогу?»

И как бы наши незабвенные гении ответили на этот вопрос?

Аристотель: Чтобы реализовать собственный потенциал. Платон: Во имя большего блага.


Будда: Если вы задаете этот вопрос, то отрицаете воз­можность вашего собственного воплощения в цыпленка.

Карл Маркс: Это было исторически неизбежно. Гете: Инстинкт курицы заставляет его делать это.

В. Ф. Скиннер: Потому что внешние влияния, которые проникли в его сферу чувств с самого рождения, сформиро­вали цыпленка таким образом, что он обязательно стремится перейти дорогу, даже если он полагает, что делает это по собственной воле.

Карл Юнг: Стечение обстоятельств в гештальте данной культуры обусловило то, что определенные цыплята пересе­кают определенные дороги именно в это время; следова­тельно, совпадение принесло сей случай в бытие.

Жан-Поль Сартр: Чтобы действовать добросовестно и быть честным по отношению к себе, цыпленок считает необ­ходимым пересечь дорогу.

Чарльз Дарвин: Это было следующим логическим шагом после того, как цыпленок спустился с дерева.

Альберт Эйнштейн: Пересек ли цыпленок дорогу или же дорога пересекла цыпленка — это зависит от позиции наблю­дателя.

Сальвадор Дали: Рыба.

Тимоти Лири: Потому что это — единственный вид путе­шествия, которое государство позволило бы ему.

Говард Коселл: Это одно из наиболее удивительных со­бытий в анналах истории. То, что какая-то двуногая птица с безрассудством совершила такой героический поступок, раньше присущий только Homo sapiens, является действитель­но замечательным.

Эмили Дикинсон: Потому что он подсознательно стре­мился к смерти.

Ральф-Вальд Эмерсон: Он не пересекал путь, он превзо­шел его.

Эрнест Хемингуэй: Чтобы умереть. Под дождем. В оди­ночестве.

Марк Твен: Слухи о переходе цыпленком дороги сильно преувеличены.

Джек Николсон: Потому что этот (нецензурн.) цыпленок так захотел. И это его личное (нецензурн.) дело.

Фрэнк Пэрдю: Я вырастил самого прекрасного цыпленка по специальной методике, и то, что он перешел дорогу, — часть соответствующей оздоровительной программы пре­вращения тощих птиц в самых жирных.

Как видно из примера, взгляд на проблему глазами разных людей дает несчетное количество вариантов ее решения.

_________________________ МИНИ-СЕМИНАР

CcMt <! ы я t5bu....

Выберите одну из стоящих перед вами проблем (профес­сиональных или личных) и потратьте несколько минут, чтобы представить, как бы высказался на заданную тему (не слиш­ком серьезно) каждый из перечисленных ниже людей:

• ваш любимый писатель

• ваш бывший преподаватель или тренер» ваш любимый киногерой

• Питер Пен

• герой из мультфильма Уолта Диснея

• ваш любимый киноактер

• самый неуважаемый вами политический деятель

• самый уважаемый вами политический деятель

• Мать Тереза

Установка «цель, а не проблема» (ЦНП) — это такая стратегия мышления, которая у большинства людей, как правило, не возникает сама собой. Ее суть — во взгляде

9 Зак №28

2$7


на ситуацию под другим углом. Когда вы размышляете в русле ЦНП, вы начинаете рассматривать творческую задачу не как проблему, которую необходимо решить, а как цель, которой нужно достичь. Для многих из нас такой переход предоставляет множество возможностей, которые прежде были недостижимыми, так как мы мыслили строго в рамках проблемы. Раскрепощая ум, этот путь позволяет увидеть ситуацию в совершенно ином свете и отыскать необходимые средства для ее разрешения.

К примеру, представьте следующее: вы один в комна­те, а с потолка свисают две веревки — причем, если вы одной рукой держите одну из веревок, то не можете до­тянуться до другой. Комната пуста; вы можете восполь­зоваться только тем, что есть в кармане. Как связать ве­ревки? Многие люди задались бы вопросом:

«Как дотянуться до второй веревки?» При этом для них уже заведомо ясно, что первую веревку они из рук выпускать не должны.

Однако если вы сформулируете проблему иначе: «Я хо­чу, чтобы обе веревки и я сам в какой-то момент оказа­лись все вместе», то тем самым вы дадите себе под­сказку. Тут-то вы и вспомните, что у вас есть какие-то ключи или какие-то другие мелкие предметы, которые можно привязать к одной из веревок и затем раскачать ее. Она приблизится, и вы сможете ухватить сразу обе веревки.

Вот реальный пример размышления с установкой ЦНП — из истории космического исследовательского аппарата «Галилей», который в 1995 достиг планеты Юпитер после почти двенадцати лет подготовки и пяти лет космического путешествия. После разработки «Гали- лея» в начале 80-х инженерам пришлось вновь вернуть­ся к чертежам его ракетного двигателя, потому что спе­циалисты НАСА боялись, что при запуске он может прожечь тонкие стенки грузового отсека.

По мнению инженерной группы, проблема состояла в том, что «Галулей» не смог бы получить необходимое

ускорение и достичь Юпитера с менее мощным ра­кетным двигателем. Найденное решение прекрасно ил­люстрирует размышление с установкой ЦНП. Перефор­мулировав проблему (ракетный двигатель «Галилея» может повредить космический корабль) в цель (мы дол­жны найти способ добиться нужного ускорения с ра­кетой меньшей мощности), инженеры поняли, что они могли бы фактически использовать силу гравитации! Венеры, которая развернет космический аппарат и та­ким образом буквально подтолкнет его к Юпитеру.

Вы можете применять установку ЦНП, занимаясь различной творческой работой — разрабатывая новое изделие или проект, продумывая устное или письмен­ное выступление или готовясь к трудным переговорам. Чем больше вы практикуетесь в применении данной ус­тановки, тем легче становится процесс вашего творче­ства. Сосредоточиваясь в большей степени не на том, что вам нужно преодолеть, а на том, что вы хотите, вы обязательно придете к незаурядным мыслям, выйдете из границ банальных идей. Как и в случае с «Галиле-ем», установка ЦНП может освободить ваш ум от огра­ничений заданных параметров, которым, как вам ка­жется, нужно обязательно следовать, чтобы получить искомый результат. Переоценка проблемы заставляет ваш ум отказываться от ортодоксальных образцов в пользу новых стратегий.

МИНИ-СЕМИНАР

Ус^аш^иг ЦНЛ

Если сейчас перед вами стоит очередная нерешенная зада­ча, подумайте, можно ли ее сформулировать не как пробле­му, а как цель? Определите камень преткновения и перефра­зируйте вашу проблему, четко обозначив цель, которой вы должны достичь. Изменил ли ваше восприятие такой угол зрения? Чувствуете ли вы, что имеете теперь больше воз­можностей для решения проблемы?

/

И»


Составление схемы ^шзмьшие/ша

Составление схемы размышления — процесс нагляд­ного изложения, записи идей, помогающий прорваться через период творческого застоя. Эта методика разрабо­тана специалистом по вопросам творчества Тони Бьюзан и» относится к традиционным приемам составления пла­нов, которым все мы обучались в школе. И все же это — намного более мощный инструмент. Это не просто акку­ратная строгая манера записи идей, не просто создание классической иерархической структуры, когда использу­ются римские цифры I, II, III и так далее. Методика со­ставления схемы размышления — это нечто большее, она поощряет вас оформлять идеи и информацию наглядно, отражая взаимосвязь всех тем.

Эффективность этой методики проистекает из двух ее особенностей:

Схемы, размышлений обращаются к зрительной па­мяти. Многие предпочитают работать с визуальной ин­формацией. При изучении связей между запечатленными на бумаге идеями такие люди понимают и запоминают эти идеи лучше и, что важнее, способны разрабатывать их более творчески. Сила зрительной памяти подтверж­дена многими экспериментами. В одном исследовании в университете Рочестера студентам в течение нескольких дней продемонстрировали более чем 1500 слайдов. После просмотра последнего слайда им показали еще 280 пар слайдов, в которых один из каждой пары встречался и в первом наборе. Тест показал, что более чем в 90 процен­тах случаев испытуемые верно определили, какие слай­ды они видели дважды.

Схемы размышлений активизируют правое твор­ческое полушарие мозга сильнее, чем логическое левое. Когда человек составляет традиционный план, он тратит энергию на вычленение логических и последовательных связей между идеями. При составлении схем размышле-

ний внимание сосредоточивается только на очевидных всплесках идей. Когда идеи льются из вас потоком, оста­ется лишь соединять их друг с другом. Вас не волнуют последовательность, порядок или точность. Шаг за шагом правое полушарие мозга берет бразды правления над левым, стремясь расширить ваше творческое мышление.

Как же составляется схема размышления? Возьмите чистый лист бумаги и расположите его перед собой го­ризонтально (чтобы было больше места). Изложите свою цель или проблему в виде одного предложения в центре листа и обведите его. Для наглядности лучше писать пе­чатными буквами. Как только вы расположили идею в центре листа, позвольте вашим мыслям литься беспре­пятственно. Используйте естественные переходы и ассо­циации мышления. Если вы взглянете на записанные сло­ва, то идеи будут возникать вновь и вновь. Не препят­ствуйте им, какими бы они ни были. Записывайте каждую мысль, возникшую в процессе составления схе­мы размышления, проводя подобно лучам линии из цент­ра к периферии, к соответствующим идеям. Не вол­нуйтесь относительно соединения всех идей или обнару­жения последовательности среди них. Позвольте визу­альному эффекту схемы размышления усилить ваш творческий потенциал и ваше ассоциативное мышление.

Мой друг Джойс Вайкофф — автор книги «Составле­ние схем размышления: ваше персональное руководство в решении проблем и исследовании творческого потен­циала». Вот несколько его рекомендаций для успешного овладения этой методикой:

Не усложняйте. Не принуждайте себя искать пана­цею от рака или написать сценарий на миллион долла­ров или самый лучший отчет из тех, что когда-либо по­счастливилось прочесть вашему начальнику. Составле­ние схем размышления — просто облегчение процессов мышления, помогающее стимулировать новые идеи и со­единять их. Отнеситесь к этому легко, как к игре; серьез­ным можно побыть в другой раз.


Думайте быстро. Ваш мозг работает лучше всего в режиме коротких вспышек, в пять-семь минут, так что необходимо успеть ухватить мысль, пока идет поток идей. Для экономии времени при записи используйте только ключевые слова или просто символы и значки, чтобы стенографировать идеи и записать их как можно больше.

Обойдитесь без критики. Фиксируйте все, что при­ходит на ум, даже если что-то покажется совершенно не «в тему». Если вы проводите мозговую атаку какой-либо идеи для презентации по теме «использование моркови в кулинарии», но внезапно вспоминаете, что нужно забрать вещи из химчистки, то слово «химчистка» запишите тоже. Иначе оно будет крутиться в голове и застопорит весь процесс размышления, и вы уже не сможете приду­мать ничего толкового. (Но когда что-нибудь умное нако­нец придет в вашу голову, не забудьте сходить в химчи­стку.)

Снимите все ограничения. Вам вовсе не обязательно писать на белом листе формата А4 черной пастой, не позволяя себе при этом никаких легкомысленных рисун­ков. Да пишите хоть на газете, в конторской книге, в альбоме или на оберточной бумаге, прикрепив ее на стену. Чем больше размер бумаги, тем больше идей там поместится. Пишите фломастерами любого цвета, ка­рандашами, перьевыми ручками. (Вы еще и не жили-то по-настоящему, если ни разу не составляли бизнес-план в ярко-розовых и оранжевых тонах!) Не стесняйтесь пририсовать даже любимого героя из мультфильма, об­вести или выделить ярким цветом какие-нибудь важ­ные слова.

Начните с середины. Наша прямолинейная, «левопо-лушарная» система образования научила нас начинать любую запись с верхнего левого угла страницы. Однако для мозга более естественно фокусироваться на центре, так что составление схемы размышления начните со сло-

ва или образа, помещенного, как точка отсчета, в середи­не страницы.

Вольные ассоциации. По мере появления идей обо­значайте их одним-двумя словами на линиях, идущих от центра. Позвольте идеям расходиться подобно ветвям и веточкам. Записывайте все идеи подряд без оценки и критики.

Пошевелите руками. Если дело идет туго, нарисуйте только линии, и вы увидите, что ваш мозг автоматичес­ки начнет искать для них идеи. Или возьмите карандаш другого цвета, что также может активизировать рабо­ту мозга. Составляйте свою схему идей, стоя у доски, мольберта, листа бумаги, прикрепленного к стене. Такое положение может стимулировать прилив творческой энергии.

Окончательное оформление оставьте напоследок. Иногда вы сразу видите все логические связи между иде­ями и сразу же можете добавлять ответвления от основ­ной мысли. Но иногда так не получается, и в этом случае просто соедините идеи с центром. Организовать все логи­чески можно и позже; первое требование — это просто запечатлеть на бумаге все появившиеся мысли.

Составление схемы размышления может служить ге­нератором идей при упорядочении информации и мыс­лей для докладов и записок; при обдумывании новой по­вести или сценария; при проведении маркетинга; при распределении должностей в вашей компании; при рас­четах, какую часть прибыли следует выделить на благо­творительность; при мобилизации сил на выполнение об­щей задачи и так далее. Еще одно отличие схем размышления — это то, что ими можно легко поделиться с другими, если вы работаете в группе, или попросить кого-нибудь прокомментировать эти идеи. Другие люди с удовольствием рассмотрят схему и, вероятно, быстрее поймут ваши идеи, чем если бы им пришлось изучать план, выстроенный по традиционным канонам.


Составление схем. ^газмышяенил

1. Если вам еще не довелось проверить на практике эф­фективность методики «составление схем размышления», вы­полните следующее упражнение. Как и у большинства людей, у вас наверняка есть наготове хотя бы один сюжет для книги. Почему бы не составить для него схему основных идей? Не бойтесь пробовать. Выделите время, чтобы уединиться с большим листом бумаги, цветными карандашами или фломас­терами. Начните с того, что в центре листа напишите имя главного героя или основную сюжетную линию. Дайте волю своему воображению, и вы увидите, как много персонажей и сюжетных линий удастся придумать за час.

2. Выберите проект или проблему, с которой вам хотелось бы получше разобраться, — связанную с вашей работой или из личного творчества. В течение часа поработайте над со­ставлением соответствующей схемы идей. Тщательно про­думайте все пункты этого проекта, если прежде это не уда­валось. Используйте бумагу любого размера, цветные фломастеры; чиркайте, рисуйте, делайте любые заметки, но создайте схему исчерпывающей. Покажите ее коллегам или друзьям и узнайте их мнение.

^е^/ение записей

В разделе 1 я предложил вам вести ежедневник, что­бы записывать свои мысли и идеи, возникающие по ходу чтения этой книги. Если вы еще не завели такой журнал, то можете считать его разновидностью методики Могу­щество Разума. Он поможет генерировать идеи или справиться с трудной ситуацией.

В отличие от личного дневника, используемого как способ психологического самоанализа, наш журнал предназначен для наглядного отображения процессов мышления, а в какие-то моменты — для разработки новых идей.

Ведение записей эффективно в разнообразных ситуа­циях, например, при обработке огромного количества ин­формации, систематизировании данных или когда вы чувствуете, что какая-то мысль может превратиться в полноценную идею. Каждую стадию ее разработки будет очень полезно фиксировать на бумаге.

Существует много методик ведения записей, так что есть из чего выбирать:

Диалоги. По этой методике вы записываете вообража­емые беседы с другими людьми, как бы обмениваясь с ними идеями. Например, можно представить, что вы об­суждаете с любимым музыкантом идею своей первой песни. Или, допустим, хотите получить совет у специа­листа в области вашей проблемы. Или можно написать воображаемый диалог со своим начальником, которому вы докладываете о своих новаторских идеях. Этот вооб­ражаемый диалог был бы чем-то вроде генеральной ре­петиции на случай реальной ситуации и позволил бы вам лучше подготовиться к ответам на вопросы. Если для какой-то ситуации вы уже приняли решение, то сочини­те диалог, в котором другой человек либо поддерживает вашу идею, либо, наоборот, спорит с вами.

Сборник. Вы записываете все, что относится к конк­ретной проблеме или теме. Журнал таким образом про­демонстрирует, что вы знаете или думаете, что знае­те, — все, что у вас в голове. (Полезно совместить эту методику с составлением схемы размышления.) Напри­мер, в процессе разработки какого-то нового изделия надо изложить все свои соображения о его характеристи­ках, потребительских свойствах, особенностях использо­вания. Или при подготовке презентации для начала осве­тите в журнале все стороны проекта, но в итоге оставьте только наиважнейшую информацию.

Список. Эта методика не только очень проста, но даже забавна. Составьте список всевозможных идей по любой небезразличной вам теме. Например, список десяти дел,


которые вы хотели бы успеть сделать к шестидесяти пяти годам; три навыка, которые вы хотели бы приобре­сти в следующем году; десять вещей, которым хотите обучить своих детей, и так далее. Такой список часто наводит на другие мысли и идеи, которые затем могут перерасти в самостоятельный проект.

Запись снов. Запись снов всегда помогала людям по­нимать события, которые проявляются в подсознании. Мы обсудим сны более подробно в следующей главе, а сейчас полезно отметить, что их запись может быть пре­восходным инструментом в ситуации, когда сновидения изобилуют реальными людьми и образами. Часто один-единственный сон может подсказать выход из трудной ситуации. Если записать свой сон в подробностях сразу по пробуждении, а не по прошествии некоторого време­ни, то можно лучше понять и «расшифровать» его.

Письма. Так же как и журнал диалогов, этот журнал может быть составлен из реальных или придуманных писем, в которых вы размышляете по поводу разных идей. Можно написать записку своему знакомому, знаме­нитому человеку или историческому персонажу. Как и в случае с диалогом, можно самому же и ответить на соб­ственное письмо. Написать какому-то человеку, сыграв­шему определенную роль в вашей жизни, даже если его уже нет, — прекрасный способ сохранить воспоминания и обозначить то главное, что повлияло на мировоззрение и способ мышления.

Использование техники. Если вы находите непрак­тичным таскать повсюду за собой журнал или портатив­ный компьютер, попробуйте воспользоваться карманным диктофоном. Современные записывающие устройства прекрасно хранят информацию и позволяют быстро най­ти нужный отрывок записи. К тому же они предельно просты в обращении. Так называемый Голосовой Орга-найзер запишет поступающие сообщения и в нужный момент напомнит о них звуковым сигналом. Карманный

диктофон особенно полезен, если вы за рулем или много разъезжаете (частенько хорошие идеи возникают именно во время путешествия) или если вы постоянно оказывае­тесь в непредвиденных ситуациях. Блестящие идеи могут появляться откуда угодно: вопрос, который задал ваш ребенок по дороге в школу, может натолкнуть на новый замысел для предстоящей презентации; или аромат изысканных блюд из дверей недавно открывшегося ма­рокканского ресторана вдохновит вас на создание песни или художественной композиции в восточных мотивах. Кругом полно всяческих подсказок, зачем же добираться до дома или работы и терять время, чтобы записать при­шедшую на ум мысль? Просто сразу же воспользуйтесь своим диктофоном. Этот техножурнал удобно прихватить с собой в поход по книжным магазинам или в библиотеку, чтобы записать необходимые цитаты, выходные данные книг или возникшие при просмотре книг интересные мысли.

Скорее всего, вы не сможете охватить все предложен­ные методы одновременно, иначе у вас не хватит никако­го времени для осуществления всех творческих проектов! Выберите наиболее, по вашему мнению, подходящую и производительную методику. Или скомбинируйте неко­торые из этих методов ведения записей. Например, если вы находитесь в процессе работы над новым проектом, попробуйте в течение одной недели пользоваться дикто­фоном вместе со «списком» или «сборником» и «сонни­ком», чтобы проанализировать идеи, подсказанные под­сознанием. И каким же приятным сюрпризом к концу недели будет то обстоятельство, что прилежное ведение и сохранение записей помогло вашему мозгу достойно и мощно ответить на творческий вызов Внимательный разбор собственных мыслей наряду с точным прослежи­ванием и записью развития идей научит мозг концентри­роваться и работать организованно.

Ведение записей — это чрезвычайно эффективная методика для сосредоточения идей и развития творческого потенциала. Последний граф Найтингейл, соучредитель


известной издательской компании «Найтингейл-Ко-нант Корпорэйшн» и один из преданных сторонни­ков Позитивного Мышления, неизменно верил, что люди могут извлекать огромную пользу, записывая воз­никшие у них идеи. По его наблюдению, «редко кто может позволить себе серьезное, сконцентрированное размышление над проблемами». По словам Найтингейла, все мы должны «систематически и ежедневно планиро­вать творческое мышление». Он предлагал ежедневно посвящать один час такому профилактическому раз­мышлению о жизненных проблемах. Его методика зак­лючалась в следующем: вверху листа записать опреде­ление своей проблемы и затем занести ниже все мысли, все пришедшие на ум по данному поводу идеи. Упраж­няясь в ведении подобного журнала, каждый, считал граф Найтингейл, может острее сконцентрироваться на собственных проблемах и яснее представить будущие цели.

МИНИ-СЕМИНАР

Ведение записей

Вспомните, когда в последний раз вы работали над каким-то проектом на профессиональном поприще или в личном творчестве. Сколько времени потребовалось, чтобы приду­мать подходящую идею? Можно ли сэкономить время, если использовать методику ведения записи? Может ли ведение временных записей принести пользу проекту, над которым вы сейчас работаете?

У вас есть диктофон или какое-нибудь устройство для за­писи личных сообщений? Часто ли вы ими пользуетесь? Что мешает вам использовать их ежедневно для записи своих идей?

Обязательно есть писатель, актер, руководитель или колле­га, которыми вы восхищаетесь. Напишите им воображаемое письмо или составьте диалог, в котором вы обсуждаете идею книги, фильма, бизнес-программы и т. д. Объясните свою

позицию максимально полно. Выступите от лица другого че­ловека в переписке и в диалоге. Заиграла ли ваша идея новы­ми гранями после этого?

В течение следующей недели или месяца попробуйте не­сколько минут в день проводить в профилактическом размыш­лении, как это предложил граф Найтингейл. Затратив это вре­мя на перспективное, целенаправленное размышление, вы будете способны выработать глубоко личные, духовные убеждения. Вы сможете использовать свой интеллект и энер­гию на внесение изменений и свежих идей в бизнес или лич­ные дела. Если мыслительный эксперимент «цель, а не про­блема» не приводит сразу же к конкретным результатам, не отказывайтесь от него. Как сказал однажды великий перво­проходец и предприниматель Генри Форд: «Думать — самая трудная на свете работа, поэтому и привлекает она столь немногих».

Ролевые игры — творческое упражнение, в котором вы представляете себя кем-то или даже чем-то. Значение такой игры в том, что она выбивает из привычной колеи размышлений и комфортного состояния. Когда мы высту­паем в роли другого человека, мы преодолеваем самоог­раничения и даем простор фантазии.

Известен пример достижения творческого успеха с помощью разыгрывания ролей в административной группе компании «Жиллетт», проводившей мозговую атаку в 1980 году. Цель сеанса — создание нового вида шампуня. Всех администраторов попросили представить себя отдельными волосками на голове. В этом состоянии они должны были определить, чего им — волосам — больше всего хотелось бы.

Некоторые из тех, кто играл роль волосков, требова­ли моющее средство, которое будет эффективно уда­лять грязь с кожи головы, другие выступали за щадя­щую формулу, чтобы не секлись концы волос. К концу упражнения все поняли, что то, в чем они нуждались, —


это шампунь, подходящий для всех типов волос. Шам­пунь, который они разработали, «Силкенс-», стал одним из наиболее популярных на рынке.

В своей работе консультанта я много раз рекомендо­вал разыгрывать роли. Как-то я встречался с группой инженеров из НАСА, которые пытались приспособить изобретенную ими высокосложную систему шумопогло-щения для нужд рядовых потребителей. Инженеры ре­шили вообразить себя движущимися в пространстве зву­ковыми волнами. И в результате им удалось придумать новое устройство типа барьера, поглощающее шум на автострадах.

Разыграть роль можно как одному, так и в группе. Есть несколько важных принципов для проведения игры:

1. Основное правило: подходит все. Как и в мозговой атаке, из-за отрицательного комментария по поводу спо­собностей или выбора хотя бы одного участника могут пойти насмарку усилия всей группы. Избегайте крити­ческих комментариев, шуточек или дразнящих замеча­ний. Даже невинные вопросы (типа: «Чем ты хочешь по­быть?») обычно становятся причиной того, что человек «выходит из роли» и после этого уже не может настро­иться, абстрагироваться от собственного тела, голоса, движений.

2. Перед игрой нужно разогреться. Всем участникам группы надо сделать несколько упражнений на растяжку. Чтобы свободно владеть своим телом и ролью, надо стать гибким, расслабить шею и плечи.

3. Не замыкайтесь на «человеческих» ролях. Помни­те, как в эксперименте «Жиллетт» администраторы иг­рали роль волосков, а вовсе не химиков, работающих над формулой шампуня? Так что и вы побудьте животными, разными продуктами, химическими элементами, метал­лами — словом, какими угодно живыми или неодушев­ленными объектами.

27Й

4 Разыгрывание ролей может происходить и не в заданных рамках. В разыгрывании ролей лидер группы устанавливает место действия. Например, группа турис­тических агентов проверяет новый маршрут для отпуск­ников. И вот лидер говорит, что их самолет прибыл к месту назначения, но автобус сломался и в течение трех дней до возвращения у них есть полная свобода действий. Это, так сказать, разыгрывание ролей в заданных рамках действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.