Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 1 страница






вам. план. творческого ч/Иения

Разработайте персональный план творческого чтения. Не­сколько дней в неделю попробуйте читать понемногу в ко­роткие промежутки времени. Вооружитесь большим запасом разнообразной печатной продукции, в том числе и следую­щей:

• Книгами, которые вы уже очень давно собираетесь прочесть.

• Журналами из той кипы, до которых вы так еще и не добрались.

• Книгами и журналами, взятыми в библиотеке или при­обретенными в местном газетном киоске.

• Аудиозаписями книг, купленными или взятыми напро­кат.

• Печатной продукцией, полученной по почте (каталога­ми, брошюрами и т. п.)

Воспользуйтесь этим периодом для того, чтобы сжиться с идеей чтения краткими урывками, не заканчивая читать то, что вы начали. При этом не забывайте при каждой возможности опробовать методику постановки вопросов перед чтением и


обдумывания прочитанного. Как только вы поймете, что вам подходит созданный вами план творческого чтения, составьте его еще на несколько месяцев, как это и оговорено в вашем договоре с самим собой.

Наличие плана творческого чтения вовсе не означает, что вы должны прекратить читать романы, книги по спе­циальности или произведения других литературных жанров от начала до конца. Такое углубленное чтение также служит жизненно важной для вас цели усиления творческого Я.Д.Р.О. Чтобы оценить или понять некото­рые книги, необходимо полностью в них погрузиться. И кроме того, ваши личные устремления — к примеру, же­лание повысить свой профессиональный уровень — мо­гут потребовать от вас интенсивного чтения определен­ных книг от начала до конца.

При углубленном чтении, чтобы узнать как можно больше по интересующей вас теме, также необходимо использовать не только традиционные источники. К при­меру, если вы интересуетесь историей Америки в пери­од войны за независимость, вы можете узнать об этом не только из исторических описаний, но и читая историче­ские романы, биографии участников событий, архивные записи, оригиналы документов и газет того периода, дневники свидетелей событий, детские книги, а также знакомясь с другими источниками, которые дадут вам до­полнительную информацию, углубят и расширят пони­мание вами темы.

/^сисой ctfUub ч^Иения пос/хос/шп вам?

Чтобы извлечь максимум из прочитанного, важно пе­реходить от одного стиля чтения к другому, а не придер­живаться только одного из них. Ключевым моментом

здесь является осознание четкой цели чтения, которая может быть определена ответами на три следующих вопроса:

1. Вы находитесь в поисках источника вдохновения или же «зародышей» идей? Если это так, то вашим зап­росам может подойти творческое чтение урывками из разнообразных источников. При творческом чтении вы нередко интуитивно наталкиваетесь на идеи, а читая бо­лее внимательно, вы осознанно связываете идеи, о кото­рых вы читаете, с насущными проблемами вашего твор­чества.

2. Вы ищете более глубокую информацию, рассмот­ренную с разных точек зрения, или точный анализ по какому-либо вопросу? В этом случае, по-видимому, вам больше подойдет углубленное чтение. Как только вы выделите для себя какую-либо тему, по которой вам необходимо узнать как можно больше фактов, углублен­ное чтение окажется очень полезным. Конечно же, вы не можете досконально освоить предмет, пока не прочтете все, что о нем написано — начиная от наипростейшего вводного материала и кончая подробными многотомными описаниями, составленными специалистами в данной области.

3. А может быть, вы ищете в чтении просто раз­влечение или отдых? Тогда для этой цели подойдет лю­бой из методов чтения. Творческое чтение повышает ваш интеллект, так как вы расширяете свой кругозор и знания. Этот метод чтения также освобождает вас от ощущения вины, которое может возникнуть из-за того, что, не закончив начатую книгу, вы стали читать что-то еще.

С другой стороны, углубленное чтение — это одно из самых увлекательных занятий на свете. Люди, полностью погруженные в захвативший их роман, с удивлением об­наруживают, что их собственные заботы отходят на зад­ний план, они вырываются из рутины повседневного


мира. Они достигают расслабленного состояния, столь не­обходимого для занятием творчеством. Хорошо написан­ная, побуждающая к размышлениям книга, даже не отно­сящаяся к художественной литературе, может по-насто­ящему увлечь вас, может многое разъяснить и пролить свет на вашу творческую работу.

___ МИНИ-СЕМИНАР

ваш сШиль ч/Яения

Проанализируйте последние шесть месяцев. Какой стиль чтения вы использовали чаще: творческий или углубленный? К чему вы больше тяготеете: читать понемногу небольши­ми урывками или же вы в основном читаете книги полнос­тью — от начала до конца? Кстати, как вы думаете, улучшит­ся ли ваша творческая работа, если вы измените стиль чтения?

Как, по-вашему, эффективнее использовать чтение для того, чтобы повысить свой творческий потенциал? Определи­те для себя, какой именно из ваших творческих интересов вы постараетесь развить в течение нескольких месяцев с помо­щью чтения. Вообразите себе, какими будут ваша книжная полка и привычка к чтению через год. Ну и как, по плечу ли вам воплотить все это в реальность?

/бшлсные магазины:

nafticu enficfbtxa алл tfMa

Посещение книжных магазинов — вот что эффектив­нее всего может подтолкнуть к творчеству. В природе найдется не много мест, где у вас будет такое сверхсти-мулирующее окружение, как в книжном магазине. О этот чарующий соблазн — взять в руки книгу и полистать! Но если вы вдруг увидите надпись: «Читать не купленные вами книги и журналы запрещается» — покиньте этот магазин, это не то, что вам нужно.

Многие люди приходят в книжный магазин с опреде­ленной, часто узконаправленной и специфической зада­чей, связанной с их специальностью. Однако вы можете получить большую пользу, отправившись в так называе­мый «творческий круиз» по многочисленным, малознако­мым вам отделам. Задержитесь в тех секциях, куда вы еще не заглядывали. Чтобы продемонстрировать эффек­тивность такой методики, я однажды организовал настоя­щее творческое совещание в большом книжном магазине. Я попросил участников совершить десятиминутный об­ход отделов магазина и обменяться мнениями о том, что они узнали. Результаты этих поисков сокровищ взрослы­ми людьми были просто ошеломляющими. Все участники заметили что-то интересное для себя; они с нескрывае­мым восхищением говорили о том, что узнали за столь короткое время. Они уходили из магазина воодушевлен­ными, с желанием узнать как можно больше о только что заинтересовавшей их теме.

Кроме всего прочего, если вы ищете выход из твор­ческого тупика или новые идеи, посещение книжного ма­газина — это один из самых эффективных способов поис­ка интуитивного озарения. Проведя час в отделах магазина, просматривая огромное количество разнооб­разных заголовков и обложек книг, вы, вероятнее всего, натолкнетесь на фразу, фотографию или рисунок, кото­рый содержит как раз ту информацию или идею, которая вам так необходима. Это может произойти во время бег­лого просмотра книг, имеющих отношение к вашей спе­циальности или работе, но вы также можете найти вдохновение и в книгах, которые не имеют никакого отно­шения к интересующей вас теме. Главное — это оста­ваться открытым для любой информации. Побродите по магазину, беря наугад книги в каждом отделе: книги о приготовлении пищи, по бизнесу, по самосовершенство­ванию, научно-популярную литературу и даже книги из отдела детской литературы. Ведь, как это всегда бывает с интуицией, вы никогда не знаете, где и когда вас осенит идея.


f^fit/из no icHUJKftuMi/ магазина

Скажите, когда вы в последний раз посещали книжный ма­газин или газетный киоск? Если это было более двух недель назад, сходите в книжный магазин в ближайшие выходные и посмотрите, изменятся ли после прочтения этой главы ваши ощущения во время внимательного осмотра отделов магази­на. Почувствуете ли вы подъем энергии и желание заняться творчеством? Попробуйте определить для себя, что именно во время посещения книжного магазина наиболее творчески повлияет на вас.

В следующий раз, когда вы будете заниматься поиском творческих идей или когда ваша работа застопорится, вы­кройте часок для посещения хорошего книжного магазина. Подходите к каждому отделу, который вас привлекает. Расслабьтесь, освободитесь от сдерживающей вас узды, поли­стайте то, что подвернется под руку. И главное: в то время когда вы берете книгу в руки и просматриваете ее, осво­бодитесь ото всех посторонних мыслей, направьте свое мышление на то, чтобы постараться найти взаимосвязь меж­ду тем, что вы видите или читаете, и вашей творческой про­блемой.

/3cifift0ta с «^u^Utuifleft/UrtM, ашемт.»

Библиотеки, как и книжные магазины, лучшие по­мощники при решении творческих задач. Не только по­тому, что они дают свободный доступ к находящимся в них исследовательским трудам, но еще и потому, что через их совместные информационные системы вы мо­жете выйти на неограниченный объем информации. У библиотеки есть еще одно огромное преимущество:

обычно в них работают специалисты по информати­ке, которые знают буквально все о последних исследо­ваниях в области современных технологий и о банках данных.

Артур Кестлер как-то сказал, что в библиотеках пря­чутся «библиотечные ангелы» — таинственные существа, которые помогают вам найти именно то, что вам нужно в данный момент. Кестлер поражался тому, как часто его просто «вело» к тем книгам, в которых он находил нуж­ную ему цитату или толчок к развитию идеи, над кото­рой он работал.

Gqa /соллегам. по Шво^гчес^Яв^

Более глубоко изучить книги о самом творческом про­цессе — еще один способ использования умения читать. В настоящее время имеются десятки превосходных книг, ко­торые помогут вам узнать о новых стратегиях мышления. Некоторые из этих книг написаны для широкого круга чи­тателей, в то время как другие ориентированы на тех, чья профессия непосредственно связана с творчеством.

Среди книг этого направления моими любимыми явля­ются следующие:

• Джерард Найренберг «Искусство творческого мыш­ления»

• Джулия Камерон «Путь художника»

• Джеймс Адаме «Концепция преодоления внутренних барьеров»

• Роберт Фритц «Творчество»

• Михали Шикшентмихали «Творческий потенциал»

• Виллис Харман и Ховард Рейнгольд «Повышение твор­ческого потенциала»

• Марш Фишер «Идея Фишера»

Майкл Ле Беф «Воображение»

• Джон Эмерлин «Требуется только одно»

• Джок Као «Затруднительное положение»

• Эдвард де Боно «Латеральное мышление»

Джойс Вайкофф «Картография разума»

• Майкл Михалко «Думающие игрушки»

• Джойс Вайкофф и Тим Ричардсон «Метаморфозное мышление»


• Роджер фон Оих «Психологические отмычки»

• Том Вуджек «Тренировка ума»

• Том Вуджек «Как создать идею»

Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»

Вин Венгер, Ричард Поу «Неужели я гений?»

• Брайт Л. «Развиваем интеллект»

• Чарльз Томсон «Отличная идея!»

Чем больше подобных книг вы прочитаете, тем боль­ше узнаете о стратегиях творческого мышления и о ме­тодиках генерации идей.

/^ок ловысшЯь t/qoecubCtfieue Offi ч^пенил

Если вы не любите читать или чувствуете, что по­лучаете от чтения не так много, как должны были бы получать, вы найдете в этой главе несколько советов, как сделать этот процесс более приятным и плодотвор­ным.

1. Четко определите свои творческие потребности и все время помните о них. Именно это — ключ к тому, чтобы превратить как можно больше из прочитанного в ваше созидательное орудие труда. Чем четче вы осознае­те свои потребности, тем лучше вы будете разбираться во взаимосвязях между идеями, концепциями и мыслями, о которых прочитали, и творческими проблемами, кото­рые вы пытаетесь в данный момент разрешить. Высокий уровень сознательного подхода — это как раз то, что дает возможность ощутить особое состояние ума, при ко­тором кажется, что ваша мысль естественным образом, сама по себе, движется в правильном направлении, впи­тывая по пути самые лучшие идеи и подсказки правиль­ного ответа. При работе в таком состоянии почти все, что вы читаете, находит у вас отклик, вас посещает вдохно­вение, а идеи — идеи так и сыплются из вас.

2. При чтении обеспечьте себе полезные для здоровья условия. Удовольствие от чтения во многом зависит от того, в каких условиях вы читаете. Например, вспомните, как неудобно читать в библиотеке, оборудованной жест­кими деревянными стульями и низкими столами, так как вам приходится склоняться над книгой; или как вы устае­те, читая лежа на пляже.

Где бы вы ни читали, создайте такие условия, чтобы обстановка стимулировала деятельность мозга и одновре­менно было удобно. Вам могут помочь следующие советы:

Убедитесь в достаточном освещении. Для чтения са­мым лучшим освещением является солнечный свет и лампы дневного света. Не нужно направлять источник света прямо на читаемые вами страницы; рассеянный свет из нескольких источников предохраняет от отблеска страниц. Не пользуйтесь при чтении слишком яркими лампами, так как их яркость вызывает усталость глаз.

Читать лучше всего сидя за столом на удобном стуле. Вы можете обнаружить, что при чтении в удобной позе не только увеличивается скорость чтения, но и улучша­ется понимание прочитанного и ясность мышления. Для того чтобы уменьшить напряжение глаз и не склоняться над книгой, тем самым предотвращая болезненные ощу­щения шеи и спины, книгу расположите на столе так, чтобы она лежала под углом в 45 градусов — для чего просто приподнимите ее верхнюю часть на подпорку высотой 5-7 см. Возможно, вам удобно читать, откинув­шись на спинку стула, или свободно развалившись в кресле, или склонившись над книгой, но эти позы не способствуют максимальному восприятию и сосредото­ченности.

Во время чтения старайтесь не отвлекаться. По мере возможности выбирайте для чтения такое место, где бы вас меньше всего отвлекали и где бы вы могли полностью сосредоточиться на чтении.

Если даже вы с головой погрузились в чтение, все равно каждые 45—50 минут делайте перерыв для того, чтобы дать отдых глазам.


3. Развивайте свое умение читать. Если вы читаете медленно и чувствуете, что именно это мешает вам полу­чать от чтения большую отдачу, не теряйте надежды. Миллионы людей увеличили скорость чтения с помощью изложенных в книгах методик или же записавшись на соответствующие курсы. Чтение, как и любой другой на­вык, можно развить практикой. Обычно вопрос заключа­ется в том, чтобы найти тот метод, который вам подой­дет. Выберите для себя одну из программ и опробуйте ее в течение нескольких месяцев. Увеличение скорости чте­ния даже на десять процентов достаточно для того, чтобы помочь вам получить большую отдачу от того времени, которое вы посвящаете чтению.

C/ftftcunezusi 6. TtftU^Stnawnecb fc ucfdfccffuet/

Попросите любого человека назвать занятие, которое требует творческих усилий, и он, скорее всего, подумает о рисовании или игре на музыкальном инструменте. В этой главе я попытаюсь показать, что изобразительное искус­ство и музыка сами могут быть использованы как средство для стимулирования творчества в любом деле — решение ли это проблем бизнеса, разработка идеи нового продукта или воспитание детей. (Под термином «изобразительное искусство» я понимаю графику, живопись, кинематограф, лепку и другие формы визуального выражения. Когда же я пишу «искусство», я имею в виду и изобразительное ис­кусство, и музыку, и театр, и танец.)

Власть искусства частично проистекает из его способ­ности вырывать нас из мира обыденности. Оно заставляет мыслить иначе. Визуальные искусства используют обра­зы, формы и цвет, чтобы передать множество идей в ограниченном промежутке пространства и времени. Му­зыка, особенно песня, может пробудить в вас чувство по­эзии и ритма слов, которые вы слышите от коллег, дру­зей или членов семьи.

И все же действительная сила искусства заключается в том, что оно непосредственно обращается к глубинам вашей творческой души. Общение с искусством и музы­кой пробуждает те эмоции, которые часто остаются не­востребованными в повседневной жизни. Живопись и му­зыка могут возносить, провоцировать мысль, забавлять и раздражать. Они тревожат сердце, толкают к спорам, приводят в отчаяние, успокаивают, удивляют. Искусство вызывает чувства, которые могут привести к значитель­ным творческим достижениям.

Есть прекрасный пример того, как искусство может привнести элемент творчества в бизнес. Однажды Хал

7 Злк №28


Розенблют, президент компании «Rosenbluth Travel», по­просил своих работников с помощью рисунка отразить те чувства, которые они испытывают по отношению к ком­пании. Изучив результаты, он отчетливо увидел отрица­тельные эмоции некоторых служащих. Никакие слова не могли бы сделать это лучше. Благодаря этому экспери­менту -он внес значительные изменения в работу фирмы. С тех пор его агентство стало одной из ведущих нацио­нальных транспортных компаний.

В этой главе я предлагаю два способа, при помощи которых можно извлечь пользу из занятий искусст­вом: активно работать над собственными художествен­ными проектами и наблюдать за творчеством других людей.

Сам ceSe J^ifC/олсшис

Создание собственного произведения искусства — одно из наиболее мощных средств творческого самовыра­жения. Не обязательно быть профессиональным худож­ником или делать нечто такое, что смогут оценить дру­гие. Суть в том, что активное увлечение одним из видов искусств дает уникальный шанс прожить творческую жизнь.

Если вы пробовали себя в искусстве или, например, учились играть на музыкальном инструменте, то знаете, какую пользу приносит любое творчество. Искусство мо­жет помочь:

Освободить себя от уз «взрослости» и вернуться к природному чувству радости. Занятие некоторыми ви­дами искусства предполагает несоблюдение каких-то правил поведения, которыми вы обычно руководствуе­тесь в жизни. Возьмем, к примеру, порядок и аккурат­ность. Когда вы имеете дело с керамикой или пишете маслом, все вокруг, да и вы сами, может оказаться испач­канным. Вы отказываетесь от внешних приличий и под­чиняетесь истинным творческим импульсам, какими бы

нестандартными они ни были. Это позволяет вам наслаж­даться самим процессом творчества и не переживать о том, как вы выглядите или что об этом подумают осталь­ные. Иными словами, вы получаете возможность снова побыть ребенком.

Научиться видеть вещи с разных точек зрения. Ког­да вы создаете собственное произведение, то начинаете смотреть на все иначе. Приходит понимание того, что есть множество способов изобразить один и тот же пред­мет или сыграть один и тот же отрывок музыкального произведения и что каждый человек по-своему выбира­ет перспективу, цвет, размер, форму и так далее. Изу­чите все способы, с помощью которых художники изоб­ражают человеческое тело, пейзаж или натюрморт. Выступая в роли художника, вы сталкиваетесь с беско­нечными возможностями интерпретации окружающего мира и ищете наиболее подходящий способ самовыра­жения.

Изучить свои самые невероятные мечты, и фанта­зии. Занимаясь каким-нибудь видом искусства, вы реа­лизуете свое творческое начало. Происходит глубокое единение вашей души с цветом, звуком, материалом или инструментом. Искусство часто возникает из идей и причудливых образов, которые рождает фантазия. В процессе творчества они превращаются в энергию твор­ческого поиска, любопытство, открытость и готовность рисковать.

Найти собственный стиль. Начав рисовать, лепить или фотографировать, вы поймете, что можете сами ус­танавливать правила. Если захотите вылепить лицо с тремя носами или спроектировать дом в форме трапе­ции — никто не сможет вам воспрепятствовать. Испы­тывая удовлетворение от самостоятельной работы, вы постепенно начнете прокладывать собственный путь, от­казываясь от проторенных дорог. Этот путь может при­вести ваше мышление к успеху и в других областях.

т


Расслабиться и избавиться от стресса. Часто заня­тия живописью или музыкой помогают расслабиться больше, чем чтение или вечер у телевизора. В процессе творчества мозг освобождается от забот, и вы получаете удовольствие от работы. Многие известные люди шоу-бизнеса, такие как Кирк Дуглас, Джон Леннон, Энтони Куинн, Джуди Коллинз, Тони Беннет и Джонни Митчелл, занимались живописью как для восстановления сил, так и для развития творческого мышления. Уинстон Чер­чилль в рисовании нашел средство отвлекаться от суро­вых политических реалий. Альберт Эйнштейн находил отдохновение, играя на скрипке. Бывший президент США Джимми Картер между дипломатическими встре­чами на высшем уровне писал стихи, а недавно начал рисовать.

Избавиться от личных проблем, мешающих разви­тию творческих способностей. Искусство — особая форма терапии, способ снять груз навалившихся проблем или погасить накал отрицательных эмоций. Выразив свои чувства в творчестве, вы можете полностью посвя­тить себя основной работе и в результате добиться успе­ха. Разные виды искусства предлагают свое «лечение». Вы можете обнаружить, например, что игра на барабане или составление коллажа позволят вам избавиться от гнева, а ткацкий или гончарный станок — от сумятицы в голове.

Осознать важность процесса, а не результата. Ког­да вы творите по собственной воле, то вправе трудиться ради процесса, а не для удовлетворения других или для достижения конкретной цели. Теперь вы в большей сте­пени ориентированы на процесс, в меньшей — на ре­зультат. Вы рисуете и занимаетесь музыкой не для того, чтобы создать шедевр. Вы экспериментируете, пробуете себя, учитесь наслаждаться. Мозг сосредоточивается на самих действиях, а не на конечном результате.

Многие люди, к сожалению, избегают занятий искусст­вом, потому что давно сказали себе, что им это не дано.

В большинстве случаев их нежелание происходит из школьного опыта, где внимание уделялось результату, а не творчеству как таковому. Наши художественные рабо­ты подвергались критике, или мы их сами сравнили с творениями великих мастеров — и поняли, что никогда не сможем сделать нечто подобное. Но, как говорит Джу­лия Камерон в книге «Путь художника»: «Творчество — это не то, что получилось, а сам процесс». Такого же мнения придерживается и профессиональный художник, преподаватель Джон Пирсон: творчество — «не в испол­нении, а в выполнении».

Моя дочь Эшли столкнулась с тем, как система обра­зования душит интерес к занятиям искусством. Когда она училась во втором классе, им задали описать какой-ни­будь случай из жизни. Дочь написала, как во время от­пуска, который мы проводили в штате Джорджия, уви­дела нескольких дельфинов, плавающих вблизи берега. Эшли даже проиллюстрировала свой рассказ. Когда она сдала свое произведение помощнице преподавателя, та просмотрела ее рисунки и сказала, что это на дельфинов не похоже. Вместо того чтобы поддержать молодого ху­дожника, она начала учить мою дочь, как правильно ри­совать дельфина.

Если вы решили, исходя из прошлого опыта, что не обладаете талантом, или поеживаетесь от мысли взять в руки кисть или музыкальный инструмент, необходимо избавиться от этого предрассудка. У всех нас есть врож­денная склонность делать что-то своими руками, просто надо найти какой-то собственный путь художественного самовыражения. Смысл не в том, чтобы увлечение пре­вратилось в профессиональное занятие, и даже не в том, чтобы создать нечто такое, чем можно украсить свой ка­бинет или продать. Вы испытываете удивление и ра­дость от самого художественного процесса. Вы творите для себя.

Чтобы помочь вновь раскрыть вашу природную лю­бознательность и познать радость творчества, я предла­гаю программу из 3-х шагов.


Шаг /. /Зсии niftfib к ЛИво^чес^вц

Непроизвольные зарисовки — бесполезная, на первый взгляд, форма творчества. Несмотря на то что чаще всего они ограничиваются спонтанным вычерчиванием линий, такие зарисовки — замечательный способ избавиться от внутренней неуверенности и просто «следовать» за ру­кой. Непроизвольные линии напоминают музыкальную импровизацию: вы позволяете пальцам выражать свои естественные чувства. Вы рисуете бесцельно, не зная, что в итоге появится. Вы движетесь в потоке линий, не заду­мываясь о стиле, форме, образе или цвете.

Много лет я говорил людям: «Я не художник. Я не могу нарисовать даже хорошо знакомых людей». Но однажды, когда я был на чрезвычайно скучном симпозиуме, я взял ручку и начал бессознательно выводить какие-то линии. Я делал так много раз, но сейчас все было иначе. Я про­сто провел несколько линий, перечеркнув каждую из них. Это занятие мне так понравилось, что я внезапно понял, как люблю рисовать. Сам процесс принес мне удоволь­ствия больше, чем конечный результат.

Непроизвольные рисунки могут стать началом твор­ческого пути. В следующий раз, когда вы окажетесь в тупике, займитесь непроизвольными зарисовками.

МИНИ-СЕМИНАР

.Любовь к зсфисовкам.

Возьмите большой чистый лист бумаги и несколько каран­дашей или фломастеров. Сядьте за кухонный или письменный стол, выберите предмет, который вам хотелось бы нарисо­вать. Возьмите в руки карандаш, поставьте точку на бумаге и начните из этой точки воспроизводить изображение одной непрерывной линией. Не отрывайте карандаш от бумаги. Ри­суйте свободно, не стараясь изобразить объект очень точно. Закончив работу, не критикуйте себя, а, напротив, похвалите.

Сохраните рисунок как свидетельство своего природного та­ланта.

Чтобы разряжать различные стрессовые ситуации, старай­тесь делать так ежедневно хотя бы по пять минут. Вы можете рисовать все, что угодно: предметы, фигуры или нечто абст­рактное. Пусть образы идут от бумаги к голове, а не наобо­рот. Тогда это станет дверью в мир искусства, а не работой.

Шаг 2. «Л^ювильное» /шсование

Многие люди, сомневавшиеся в возможностях искусст­ва и в собственных художественных способностях, были крайне удивлены тем, что у них получилось, когда вос­пользовались методикой рисования, разработанной Бетти Эдварде. Прежде чем я познакомлю вас с ее замечатель­ным открытием, необходимо небольшое предисловие.

Одно из наиболее важных открытий в изучении мозга произошло в 60-70-е годы этого столетия. Группа уче­ных под руководством Роджера Сперри из Калифорний­ского технологического института пришла к выводу, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои собственные функции. Со времен открытия Сперри, за которое он в 1981 году по­лучил Нобелевскую премию, стало общепринятым, что у каждого полушария есть свои характерные области до­минирования:

левое:

аналитическое

логическое

вербальное

причинно-следственные

связи

ориентация во времени

правое:

целостный подход

интуиция

образность

ориентация в пространстве

синхронность

Согласно этим исследованиям, левая сторона мозга управляет логикой, языком и всем, что связано с циф­рами, в то время как правая сторона — средоточие


образов и художественного мышления. И хотя «разделе­ние труда» между полушариями на самом деле слож­нее, двухсторонняя модель сослужила пользу в понима­нии того, как мозг управляется с решением разнообраз­ных задач.

Открытие двойственной природы мозга помогло на­учиться рисовать миллионам людей, которые всегда считали себя бесталанными. Профессор искусствоведе­ния Калифорнийского государственного университета Бетти Эдварде написала об этом одну из самых извест­ных книг — «Рисование и правое полушарие мозга». В этой работе представлена уникальная методика обуче­ния рисованию, основанная на понимании механизма переключения с одного полушария мозга на другое.

Левое «логическое» полушарие мозга «не позволяет» нашим пальцам расслабиться и нарисовать то, что мы видим. Поняв это, Эдварде разработала методику, в ос­нове которой лежит принцип перевернутого изображе­ния. Она назвала ее «рисунок-вверх-ногами». По мнению Эдварде, левое полушарие мозга привыкло распозна­вать и определять видимые объекты таким образом, что оно отказывается или вовсе не способно трансформиро­вать информацию в образы, если изображение перевер­нуть. Когда оно перевернуто, мы можем абстрагиро­ваться от изображения в целом и сконцентрироваться на отдельных линиях и формах. Это позволяет преодо­леть автоматизм деятельности левого полушария. Вот как автор объясняет это в своей книге:

Знакомые вещи выглядят по-другому, если их перевер­нуть. Мы автоматически определяем расположение сторон видимых объектов. Мы считаем, что все долж­но представать в привычном для нас виде — слева на­право и сверху вниз. Когда изображение перевернуто, система зрения не срабатывает и мозг оказывается в замешательстве. Мы видим некие формы, пятна света и тени. Если объект не назван, определить его по пере­вернутому изображению очень трудно.

Вне зависимости от того, был ли у вас практический опыт занятий искусством или нет, я рекомендую испы­тать себя с помощью методики, изложенной в книге «Ри­сование и правое полушарие», и попытаться заново рас­крыть свое природное дарование. В разговоре с Бетти Эдварде о ценности занятий искусством она мне сказала:

«Люди не должны ждать, чтобы искусство само пришло к ним. В противном случае им придется ждать всю жизнь». Тем, кто стремится развить в себе талант художника, она советует следующее:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.