Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Нарисуйте свой футляр, из которого надо выбраться






Предложенный график позволит вам изобразить свое твор­ческое Я.Д.Р.О. в виде квадрата. Из углов центрального квад­рата исходят четыре диагонали, разбитые на десять'равных от­резков. Каждая диагональ соответствует одному из четырех качеств — открытости новому, любознательности, энергично­сти, готовности рисковать. На каждой диагонали отметьте кре­стиком точку, соответствующую баллу, выставленному в части 1 этого теста.

Теперь соедините все четыре крестика прямыми линиями. Вы получите некий четырехугольник.

Вы, наверное, слышали, что для творчества надо «выбрать­ся из футляра». Та диаграмма, которую вы только что нари­совали, и есть ваш «футляр», а те стратегии, о которых гово­рится в книге, направлены именно на то, чтобы из него вырваться.

Если ваш футляр мал, то вам надо работать над расшире­нием своего творческого Я.Д.Р.О., в чем вам и помогут де­сять стратегий. Вы слишком много времени проводите в своей тихой гавани и не стремитесь выйти в открытое море. Это и объясняет, почему вы не чувствуете себя творческой

личностью или не хотите расширить масштабы своего твор­чества.

Если «футляр» большой, это значит, что ваш творческий дух достаточно силен, и тогда стратегии помогут вам выйти в широкий мир на поиск новых возможностей и приключе­ний. Но как бы ни была велика ваша зона комфорта, ее всегда можно расширить, вследствие чего, соответственно, повысится и ваш творческий уровень.

У вас, как и у многих других, «футляр» может оказаться ромбовидным, вытянутым в одном или двух квадрантах, но зато сжатым в двух других. Может быть, вы очень любозна­тельны, но не переносите риска. Или вас переполняет энер­гия, а вот новые идеи не возникают. В таких случаях полезно уравновесить ваше творческое Я.Д.Р.О. Без этого вы буде­те постоянно испытывать разочарование или усталость, по­скольку все четыре составляющих вашего творческого духа находятся в противоречии друг с другом.


Часть III. Выясните, куда вы стремитесь

Любознательность. Скажите, вы сейчас так же любопытны, как и в детстве? Или считаете, что ваших знаний вам вполне до­статочно? Что вы можете сделать, чтобы подстегнуть любо­пытство и поспособствовать своему творческому росту? Мо­жете ли вы с уверенностью сказать, что стремитесь узнать как можно больше о каком-то предмете, человеке или месте? Если да, то обязательно выделите время, чтобы каждую неде­лю исследовать интересующий вас вопрос с использованием всех десяти стратегий. Если сама мысль о том, что нужно изу­чать что-то новое, вызывает неприятные ассоциации со школой или это неприемлемо по какой-либо иной причине, придумайте новый способ учиться — с интересом. Десять стратегий помо­гут вам удовлетворить свое любопытство без скуки.

Напишите здесь три вопроса, которые возбуждают ваше любопытство, и пару способов это любопытство удовлетворить (вопросы целесообразно начинать со слов «Как я могу...»):

Открытость всему новому. Считаете ли вы себя откры­тым для новых идей, встреч, концепций? Не сторонитесь ли вы всего нового? Если новые идеи заставляют вас робеть, то с помощью десяти стратегий вы сможете выработать у себя более открытый склад ума. Подумайте о том, как в течение одной недели добиться большей открытости с помощью сле­дующих мер:

1. Прочитайте журнал или книгу, которые содержат идеи, противоречащие вашим убеждениям.

2. Побеседуйте с человеком, взгляды которого корен­ным образом отличаются от ваших.

3. Поройтесь в библиотечных каталогах (наугад).

4. «Побродите» некоторое время по Интернету, иссле­дуя широкое разнообразие людей и фирм, участвую­щих в WWW (сети «Всемирной паутины»).

Есть ли, на ваш взгляд, другие способы стать более откры­тым человеком, которые также можно причислить к входя­щим в состав десяти стратегий?

Готовность к риску. Склонны ли вы, вообще говоря, рисковать? Если нет, то что страшит вас больше всего — смущение, критика, потеря де­нег, опасность травмы? Как воспитать в себе способность рисковать? Вот несколько предло­жений:

1. Общайтесь с людьми, не боящимися риска. Спросите их, как им удалось побороть те страхи, которые одоле­вают вас.

2. Просмотрите в библиотеке или в книжном магазине книги, которые касаются именно ваших страхов.

3. Запишитесь на курсы по тому виду деятельности, кото­рый всегда вызывал у вас наибольший интерес. Многие предприятия кажутся менее рискованными, если за них берешься вместе с другими людьми.

Энергичность. Вы энергичный человек или нет? Если нет, подумайте о том, почему вам не хватает энергии. Может быть, на вас слишком давит стресс? Может быть, вы старае­тесь сделать слишком много дел сразу? У вас депрессия? Вам скучно? Вам не хватает физической нагрузки? Вы слишком мало спите? Если вы определите причину недостатка энер­гии, то сможете найти способ устранить эту проблему и стать более энергичным человеком. Примите обязательство повысить свою энергичность на этой неделе.

2)tfX творчества u cfeasunb ctfifiwneutu

Развитие творческого духа зависит от вашей способ­ности расширять свое творческое Я.Д.Р.О. Если вы будете проявлять любознательность, энергичность, будете от­крытым для всего нового, не будете бояться риска, то ваш творческий дух будет расти и усиливаться.

Ваше творческое Я.Д.Р.О. и десять стратегий тесно взаимосвязаны. Чем больше вы будете находить спосо­бов расширить свою творческую сердцевину, тем боль­ше у вас появится причин применять в жизни десять стратегий.


Со временем творческая энергия проникнет в вашу личную и профессиональную жизнь. Если вы будете под­ходить к своим начинаниям с любопытством и энергично, не будете бояться рисковать и будете открыты для всего нового, то творческий стиль будет охватывать всю вашу жизнь, творческий дух будет заставлять вас бросаться на поиски все новых и новых задач. Это до некоторой степени объясняет, почему творческие люди никогда не испытыва­ют недостатка в идеях. Каждый новый опыт дает им новое вдохновение и новые возможности дальнейшего поиска.

Для того чтобы стать частью этого мира, вам нужно всего лишь вскочить на него, как на вечно движущуюся карусель.

Вопреки популярной метафоре, в которой появление в голове великолепной идеи сравнивается с внезапно заго­ревшейся лампочкой, процесс рождения идеи проходит множество этапов. В этой главе рассказывается о базовой четырехступенчатой модели творческого процесса, а так­же о трех методах творчества, получивших широкое при­знание. Вы будете удивлены, что все так просто, но твор­чество есть естественное состояние нашего сознания.

Каким образом в нашем разуме зарождается новая идея — этот вопрос всегда занимал ученых и исследовате­лей. Существует несколько теорий. Ставшая практически общепринятой была сформулирована еще в девятнадца­том веке немецким физиологом и физиком Германом фон Гельмгольцем. В 1926 году американский психолог Грем Уоллес расширил ее и популярно изложил в своей книге «Искусство мысли». Работа Уоллеса была основана на тех исследованиях, которые он провел, изучая мыслительные процессы известных ученых и математиков.

Согласно модели Уоллеса, творчество проходит четы­рехступенчатый процесс развития.

7[о< /Ю1Яо<! ка

На стадии подготовки ваше сознание собирает инфор­мацию и данные, которые служат либо фоном, либо ма­териалом для того исследования, над которым вы рабо­таете.


До некоторой степени все ваше образование, вся ваша подготовка и весь предыдущий жизненный опыт вносят свой вклад в подготовительный этап творчества. Чем бо­гаче и разнообразнее этот опыт, тем в большей степени вы способны к решению сложных творческих задач. Од­нако, согласно модели Уоллеса, под подготовительным этапом подразумевается только то время, когда вы, ори­ентируясь на конкретную задачу, стараетесь накопить факты, идеи, собрать мнения — посредством чтения, раз­говоров с людьми, путешествий или иного рода деятель­ности. Например, актеры, готовясь к исполнению той или иной роли, посещают места, где происходит действие пьесы, чтобы изучить жизнь реальных людей в реальных условиях. Вынашивая идею создания нового предприятия, деловые люди читают обширную справочную литерату­ру, посещают соответствующие компании, магазины или рестораны, чтобы узнать, каких результатов достигли в этой области другие.

иша/^ационньш nefuuiif

Инкубационный период является чем-то вроде «тайм-аута», когда мы уже перестаем собирать информацию и не думаем о своей задаче непрерывно. Несмотря на то что инкубационный период кажется потерей времени или даже попыткой уклониться от трудной работы, со­путствующей творческому процессу, эта фаза является критической. Во время этого кажущегося простоя наше подсознание продолжает работать над накопленной ин­формацией именно так, как это подразумевается самим определением «инкубационный».

Часто говорят, что основной функцией подсознания в этот период является воссоединение идей. Ведь творче­ство, как я уже говорил выше, напрямую связано со способностью нашего сознания взаимосвязывать идеи, создавая в результате нечто совершенно новое и небы­валое.

Процесс воссоединения идей может принимать различ­ные формы, например, такие:

Противопоставление: взять одну идею и противопос­тавить ее другой. По контрасту может возникнуть со­вершенно новая мысль.

Слияние: соединить отдельные аспекты двух различных идей, создавая в результате нечто совершенно новое.

Построение пирамиды или процеживание через во­ронку: слить воедино многочисленные идеи для того, чтобы на вершине (или в горлышке) произошел синтез всего лучшего, что заключалось во всех исходных пред­ставлениях.

Сужение: начать с весьма неотчетливой картины новой идеи, а затем постепенно сужать пространство воз­можных вариантов, чтобы в конце концов прийти к окончательной, работающей концепции.

Воображение: с помощью воображения и фантазии преобразовать старую идею в новую.

Но как сознание поймет, что пора переходить от ста­дии подготовки к инкубационному периоду? В общем случае, если вы чувствуете усталость, раздражение, рас­сеянность, скуку, то это значит, что сознание сообщает вам о необходимости устроить перерыв и начать стадию инкубации. Многие истинно творческие люди говорят, что буквально чувствуют, когда сознание требует прекра­тить подготовительную стадию; они интуитивно понима­ют, что собрали достаточно информации и что время со­знательной работы над проблемой прошло.

Самой важной особенностью инкубационного периода является то, что весь процесс протекает на подсозна­тельном уровне; творческая работа на этом этапе не под­лежит контролю сознания. Вы не можете подсказать сво­ему подсознанию, что нужно сделать и на какие данные обратить особое внимание. Эту стадию часто сравнивают с кухней — ваше подсознание является как бы кипящим на медленном огне котелком с супом, богатство вкуса ко­торого вы сможете ощутить только тогда, когда суп сва­рится. И хотя вы сами являетесь шеф-поваром, необхо­димо научиться отходить в сторону и спокойно ждать, пока блюдо «дозреет».


Многие характеризуют это состояние как способность «не вставать самому себе поперек дороги», признавая тем самым, что в данном случае творческий процесс под­нимается из самых глубин творческого духа.

Озсфение

Этап озарения часто описывают как момент вдохнове­ния, когда будто бы из ниоткуда всплывает новая мысль и приходит решение проблемы; как минуты, когда разда­ются слова: «Ага!» или «Эврика!» Прилив энергии, кото­рым сопровождается это событие, бывает столь мощным, что буквально поражает вас, и вы сразу же понимаете, что это именно то решение, которое вы искали.

Довольно странно, что озарение часто происходит именно тогда, когда вы делаете что-то абсолютно не име­ющее отношения к вашей творческой работе — моетесь, бреетесь, ведете машину, смотрите на небо, слушаете музыку и т. д. Исследователи считают, что миг озарения является моментом перехода идеи из подсознания в со­знание, и наиболее легко это происходит в расслаблен­ном, спокойном состоянии.

История полна примерами озарений. Рене Декарт просто наблюдал, как по стене ползает муха, — и приду­мал аналитическую геометрию. Немецкий физик Кекуле фон Страдониц открыл строение моле­кулы бензина в тот момент, когда его начала одолевать дремота. Француз­ский математик Анри Пуанкаре предложил еще одну модель геомет­рии Лобачевского после пятнадца­тидневного периода угрюмой сосре­доточенности, в течение которого его не покидало ощущение очевидной не­удачи. Рихард Вагнер пребывал в состоянии глубокой депрессии, когда ему явилась главная тема оперы «Золо­то Рейна». Дмитрий Иванович Менделеев увидел перио­дическую систему элементов во сне, хотя до этого бился над решением проблемы-неделями. Озарение посетило

Альберта Эйнштейна, когда он проводил некий «мыслен­ный эксперимент», более всего похожий на сон наяву.

Важность релаксации и отвлечения в период инкуба­ционного периода и в момент озарения в наше время признается всеми. Эксперты по творчеству настоятельно рекомендуют выделять достаточное количество свобод­ного времени, чтобы процесс творчества протекал есте­ственно. Казалось бы, необходимо знать заранее, в какой момент нужно расслабиться, не так ли? Однако опыт по­могает большинству людей самим понять, что наступило время, когда они слишком устали, слишком напряжены для творчества и им следует отдаться во власть подсоз­нания. Итак, главным уроком этапа озарения является терпение; если вам не терпится найти ответ или родить новую идею, то дайте своему сознанию отдых — пусть оно поработает на свободе. Когда все будет готово, оно вам сообщит!

Bnecfftenue/eefuuf> itKauusi*

Во многих книгах этот этап называется просто этапом верификации, но я называю его этапом внедрения/вери­фикации. Мне кажется это более точным, так как именно в этой точке вам необходимо придать своей идее конк­ретную практическую форму, чтобы убедиться в ее ра­ботоспособности. Именно в этот момент писатель садится за стол и пишет, брокер прогнозирует события, предпри­ниматель проверяет качество своего проекта.

У вас наверняка есть некоторый опыт прохождения этого этапа. Иногда случается, что новые идеи, рождаю­щиеся в момент озарения, оказываются столь совер­шенными, что их можно внедрять без дополнительной проработки. Подобные случаи называют еще «открытием канала»: в таком состоянии человек лихорадочно пишет, чертит, самозабвенно поет... Здесь вновь можно употре­бить сравнение с пловцом, подхваченным потоком, — все действия совершаются безупречно.

* от лат. verus — истинный, facere — делать — (Прим. перевод.)


К сожалению, в большинстве своем идеи не поставля­ются из подсознания в готовом виде. Они требуют боль­шой обработки. Подсознание дает вам только зерно, с ко­торого можно начать, а уж от вас зависит, суждено ли этому зерну взойти и превратиться в прекрасное расте­ние. Именно здесь в игру вступают ваши способности, навыки, ваша увлеченность делом.

К примеру, писатель может с большим мастерством разрабатывать сюжеты, но его диалоги лишены живости. В этом случае он должен использовать все свое умение для того, чтобы довести рукопись до совершенства. Или если модельер обнаружил интереснейшее новое направ­ление для своей коллекции — его идеи обязательно дол­жны пройти стадию реализации в ткани, крое и пошиве.

На стадии внедрения/верификации одни из идей очень быстро доводятся до практического результата, в то время как для реализации других требуются многие месяцы или даже годы. К примеру, такие великие компо­зиторы, как Моцарт и Бах, записывали целые сонаты или кантаты «в один присест» после явления им музы­кальной темы. А вот Микеланджело и Леонардо да Вин­чи, Густав Флобер и 0'Генри работали над своими про­изведениями годами, прежде чем те смогли увидеть свет.

/^сис вкмочиться в Ниво^чеасий nfiut^ecc

Вы наверняка уже неоднократно проходили все четы­ре ступени творческого процесса, даже не подозревая об этом. Большинство людей сталкивались с тем, что именно в тот момент, когда было необходимо принять правиль­ное решение или решить сложную задачу, новая идея рождалась как бы из ниоткуда.

Но самым восхитительным в понимании этой модели является то, что вы можете сознательно и намеренно включиться в творческий процесс в любой момент, когда

вам требуется выдать идею. Для этого вам достаточно просто осознать тот факт, что четыре стадии творчества существуют реально, и дать им возможность развиваться автоматически и естественно, не оказывая давления. На­учитесь выделять время для подготовки, чтения, прове­дения бесед и интервью — то есть для выполнения рабо­ты, необходимой для сбора информации. Затем научитесь отключать свое сознание и давать возможность подсозна­нию вершить свою волшебную работу во время инкуба­ционного периода. Верьте в то, что в конце концов на вас снизойдет озарение и вы получите нужный вам ответ. Это и есть естественный творческий путь разума.

ИщиШе fUeofttecifieo в nft030ftMt6ocffiu, совпадении и хаосе

В дополнение к инкубационному процессу творчества существуют еще три мощных метода творчества. Знание этих процессов даст вам возможность повысить свою творческую результативность.

СчааЯшвал м/юзо/гм^ос/Яь

Это творческий процесс, в котором участвуют счаст­ливый случай и неожиданное открытие. Сам термин «ин­стинктивная прозорливость» (англ. Serendipity), то есть счастливая способность к открытиям, был введен Гора­цием Уолполом в 1754 году в письме к Горацию Мэнну. Он позаимствовал его из сказки о трех принцессах из Серендипа, которые «всегда открывали то, что не искали, благодаря случаю и своей смекалке».

Дар прозорливости помогает творческим людям рас­познавать в событиях обыденной жизни семена идей, кото­рые могут помочь им в работе. История полна примерами:

• Мари Кюри — радиация

• Вильгельм Конрад Рентген — рентгеновские лучи

• Луи Пастер — пастеризация


• Луи Жак Марде Дагерр — фотография

• Кларенс Бердси — замороженные продукты

• Роберт Август Чизборо — вазелин

• Неизвестный рабочий фирмы Проктор & Гэмбл — мыло цвета слоновой кости

Многие преуспевающие предприниматели начинали свои проекты тогда, когда замечали какой-нибудь, на первый взгляд, тривиальный или необычный предмет и понимали, что он нужен миру. Вот типичные примеры, выбранные наугад из журналов:

Однажды Гейл Френкель, живущая в Далласе, штат Те­хас, пошла в магазин со своими двумя маленькими сыно­вьями, и вскоре ей некуда стало складывать покупки, но ничего подходящего поблизости не продавалось. Тогда она изобрела Строллер-Холдер — пластиковое приспособле­ние, которое крепится на коляску и имеет специальную лунку для бутылочки с молоком для малыша и крючки для сумок и мешков. Она основала компанию «Kel-Gar», обо­рот которой исчисляется миллионами.

Томима Эдмарк в 1989 году, придя в театр на спек­такль «Как Гарри встретил Салли», увидела в зритель­ном зале женщину с интересной прической — конский хвост, уложенный на французский манер. Дома она попы­талась сделать себе такую же, но вместо этого придумала удивительную штуку — топси-тейл, с помощью которой можно делать разнообразные прически, долго сохраняю­щие свою форму. Согласно последним отчетам, объем про­даж ее фирмы составляет пять миллионов долларов.

Дэн Хорд и Том Баннелл основали компанию «Мат- bosocks'» в 1989 году. Все началось с того, что Дэн, чтобы защититься от австралийской жары, «в своем необуздан­ном стремлении развлекаться» отхватил штанину от брюк и надел ее на голову. Этот экстравагантный головной убор имел успех, и на втором году своей деятельности фирма продала таких шапок на миллион долларов. А недавно объем продаж достиг трех миллионов.

Интригующий аспект прозорливости заключается в том, что она не следует законам модели творческого про-

цесса. Это есть некое внезапное озарение, которому не предшествует никакой подготовительный или инкубаци­онный период. Люди, одаренные даром прозорливости, как правило, не имеют намерения что-то открыть или изобре­сти, равно как и не вынашивают идею подсознательно. Они просто открыто смотрят на жизнь и способны оценить то, что попадается им на глаза.

В какой бы форме ни проявлялась прозорливость, она несомненно является «спусковым курком» творчества, и вы можете научиться пользоваться им, если будете уси­ливать свой творческий дух (то есть развивать свою лю­бознательность, открытость всему новому, готовность рисковать и энергичность). Вы должны быть уверены, что, если вам представится счастливый случай проявить про­зорливость, вы распознаете его. Как говорил Луи Пастер:

«Случай благоволит подготовленному уму».

CuHJCf^lHWCtUb

Синхронность событий — в данном случае здесь име­ется в виду удачное совпадение места и времени — тесно связана с прозорливостью, но между этими двумя поня­тиями существует некоторая разница:

• ПРОЗОРЛИВОСТЬ относится к тем ситуациям, когда случайные обстоятельства и совпадения подают вам идею, которой вы вовсе и не искали.

• СИНХРОННОСТЬ относится к тем ситуациям, когда вы сознательно ищете идею или решение и вдруг неожи­данно переживаете некое событие или последователь­ность событий, которые подсказывают вам идеальное решение задачи.

Иными словами, прозорливость — это случайно на­ступить в саду на бриллиант, а совпадение — это, выйдя в сад, чтобы нарвать цветов, случайно найти бриллиант, потерянный накануне.

Великий психолог Карл Юнг обращал особое внимание на концепцию совпадений и ввел простой для понимания термин — «многозначительное совпадение». Он писал:


«Многозначительное совпадение нельзя рассматривать как просто чистую случайность... и чем точнее и многочис­леннее соответствие деталей, тем меньше у нас оснований рассматривать такие явления как случайные, однако из-за отсутствия объяснения причин этого явления нам ничего не остается, как только воспринимать их в виде многозначительного совпадения». В некотором смысле такие совпадения можно воспринимать и как побочный эффект четы­рехступенчатой модели. Подобное совпадение становится возможным, только если вы частично уже проделали подготовительную работу или даже, быть может, уже прошли часть инкубационного периода, но ответ не был сформирован вашим сознанием, а явился как бы со стороны, в результате внешних совпадений.

Оба описанных явления относятся к творческому про­цессу, который мы часто называем слепой удачей или способностью «оказаться в нужный момент в нужном ме­сте». Очень важно понять, что удача приходит только к тем, кто открыто смотрит на жизнь и способен воспри­нять представившийся случай. У таких людей сильно развит творческий дух, они умеют распознавать ценность таких жизненных совпадений. Популярная книга Джеймса Редфилда «Селестинское пророчество» («Питер», 1995) предлагает интригующую концепцию Вселенной, напол­ненной многозначительными совпадениями и счастливы­ми случайностями, которыми можно пользоваться, если только знать, как это делается.

JCaoc

Этот творческий процесс лишь недавно получил офи­циальное признание. Впервые он был описан метеороло­гом Эдвардом Лоренцом. Для объяснения погоды часто используется понятие хаоса. Общеизвестно, что торнадо может обрушиться на Техас лишь потому, что где-то в Рио-де-Жанейро бабочка взмахнет крылышком и тем са­мым породит цепь событий, ведущих к формированию смерча.

Хаос — шутник Вселенной. Он дает возможность свер­шиться непредсказуемому, не ставя нас в известность. В хаосе нередко рождаются новые идеи в результате со­вершенно не связанных между собою или даже причудли­вых событий. Многие творческие личности используют не только четырехступенчатую модель процесса творчества, но все перечисленные методы. Успех некоторых рискован­ных предприятий можно объяснить только применением всех методов одновременно.

Исключительно удачным примером этого является из­вестный писатель и предприниматель Пол Хокена, кото­рый основал две успешных компании — «Erewhon Foods» и «Smith & Hawken». Как-то, путешествуя по Англии, Хо-кен разговорился с садовником, который окапывал землю вокруг деревьев. Оценив по достоинству удачно сконстру­ированную лопату садовника, Хокен вспомнил о тех неле­пых, постоянно ломающихся инструментах, которыми пользовались у него дома, в Техасе, на ферме, где выращи­вались овощи для его продуктовой компании «Erewhon Foods». С той поры Хокена стал неотступно преследовать один и тот же вопрос, почему же американская фирма вы­пускает такой плохой инструмент. Вернувшись из Англии, он предложил сразу же нескольким компаниям импорти­ровать английские инструменты. Ник­то, однако, не заинтересовался этим, и тогда Хокен сам занялся импортом, что в результате и привело к созда­нию фирмы «Smith & Hawken».

Анализ этого случая говорит о том, что довести данную творческую идею до производственного успеха помогли как прозорливость Хокена, так и со­впадение во времени использования плохого инструмента на американской ферме и встречи Хокена с английским садовником. Ну а если учесть, что Хо­кен еще года за два до поездки в Анг­лию отметил неудачную конструкцию


американских лопат, то можно предположить, что в этой истории есть и хаотическая составляющая.

_____ ____ МИНИ-СЕМИНАР

вспоминаем, о своих /Иво^ческиа olfiKfiwHuax

Постарайтесь вспомнить о своем творческом опыте, кото­рый соответствовал бы описанной четырехступенчатой мо­дели. Что вы хотели сделать? Где вы были и чем занимались, когда на вас снизошло озарение? Пытались ли вы сознательно использовать инкубационный период для получения новой идеи? Помогло ли это вам? Если нет, то что, по вашему мне­нию, было неправильно? Случались ли у вас счастливые совпа­дения событий во времени? Переживали ли вы случаи удачной прозорливости? Где и когда это произошло и что в результа­те вы открыли? А не кажется ли вам, что другие люди оказы­ваются в нужное время в нужном месте гораздо чаще, чем вы? Не считаете ли вы, что необходимо быть более открыты­ми для полезных жизненных «подсказок»?

/^cuc e/ecsufib С1п/гсиЯешй ломбтю/п nftun^eccif творчества

Как вы уже догадались, десять стратегий непосред­ственно способствуют творческой деятельности. Во-пер­вых, они дают пищу уму, помогают сознательно отыски­вать новые идеи, сведения, свежие решения. Они выводят вас в широкое поле жизни, дающее обильную пищу для творчества. Они помогают вам на стадии инкубации, оза­рения и внедрения/верификации. Использование десяти стратегий как составляющей творческого стиля жизни расширяет ваши возможности использования счастливого случая и совпадений, а также хаотического процесса. Вме­сто того чтобы оставаться в своей старой зоне комфорта, стратегии поощряют вас усиливать свой творческий дух и расширять свое творческое Я.Д.Р.О.

/< мк поймать ш/ею

Когда на вас последний раз снисходи­ла потрясающая идея? Может быть, тог­да, когда вы задумали спроектировать усовершенствованный аппарат для производства воз­душной кукурузы? Или обдумывали сюжет романа, ко­торый потрясет мир? Или просто размышляли о том, как лучше выполнить вашу работу? А может быть, вы соби­рались высказать вашему начальнику идею, как сэконо­мить 50 000 долларов в следующем году, или способ, как устранить две промежуточные ступени производствен­ного процесса? Или вы хотели предложить свои услуги по организации досуга для детей вашего округа во время летних каникул?

Предполагаю, что, как и у большинства людей, эти мысли промелькнули у вас очень быстро и исчезли. Если у вас не было особых причин опустить листок бумаги в по­чтовый ящик для предложений или высказать свою идею вслух коллегам или супругу, то не сомневаюсь, что вскоре новая мысль заглохла в гуще повседневных забот. Скорее всего, домашние заботы не позволили вам претворить в жизнь новый аппарат для поп-корна, а равнодушный на­чальник дал понять, что не стоит отвлекать внимание ру­ководства сомнительными экономическими новшествами.

А потом начинается кошмар. Вы идете в магазин и видите точно такую же машинку для поп-корна, которую вы изобрели еще несколько лет назад. Или вы вдруг об­наруживаете, что тихоня из соседнего отдела получил звание «Лучшего новатора фирмы» и премию в 10 000 дол­ларов за ту самую идею, которую вы обдумывали в про­шлом году.

В чем же разница между теми, кто переживает пья­нящее чувство успеха оттого, что его мысли претворя­ются в жизнь, и теми, кто просто сидит и раздумывает, как все могло бы быть? Во многих случаях это просто


способность дисциплинированно документировать и ме­тодично внедрять свои идеи. Все дело в том, что идеи в нашем мозгу подобны машинам на автомобильном кладбище — со временем они становятся невосстанови­мыми. Если вы попытаетесь восстановить идею через два часа или через два года, у вас ничего не получится. Даже если удается что-то вспомнить, все равно идея уже успевает утратить часть своего очарования. Нет ничего прискорбнее идеи, время которой прошло. Она могла бы привести к успеху в какой-то момент, но этот момент уже позади.

МИНИ-СЕМИНАР

/Зоагоминаяил oS i/iUftaueHHbtX шуеля

Вспомните о тех великолепных идеях, которые когда-то посетили вас. Что стало с ними? Удалось ли что-то воплотить в жизнь? Почему нет? Что отвлекло вас от реализации идеи? Существуют ли до сих пор эти препятствия или отвлекающие моменты? Каковы были последствия того, что ваша идея не воплотилась? Была ли такая же идея высказана и реализована кем-то другим? Если да, то как вы себя почувствовали, узнав, что плоды ваших мыслей пожинает другой человек?

/^аю не noffleftSUHb хо/гоише шуеи

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что мысль надо ловить вовремя. Неудивительно, что лучшие умы человечества стремились зафиксировать свои идеи на бумаге. Самые выдающиеся творцы, от Томаса Эдисона, Бенджамина Франклина и Леонардо да Винчи до Вирджи-нии Вулф, Карла Юнга и Чарльза Дарвина, вели дневники и записные книжки, куда записывали все свои мысли. Они понимали, что идеи часто возникают на основе сочетаний разрозненных обрывков информации, собранных в течение продолжительного времени. Единственный эффективный

способ отследить развитие идей и синтезировать их за­ключается в том, чтобы записывать их немедленно в мо­мент возникновения.

Если мысль записана, она становится более реальной, более осязаемой. Не имеет значения, когда вы сможете приняться за обработку этой идеи — через шесть меся­цев или через шесть лет. Не -имеет значения и то, что окружающие вас люди могут счесть вашу идею абсурд­ной или невыполнимой. Простой акт записи может стать для вас неоценимым по своей важности действи­ем. Когда вы решитесь взяться за воплощение идеи, ваши записи окажутся единственным источником досто­верной информации.

Ниже приводятся несколько методов, которые я на­стоятельно рекомендую освоить до того, как вы перей­дете к изучению стратегий. Эти методы могут помочь вам зафиксировать не только те мысли, которые воз­никнут у вас при чтении этой книги, но и те блестящие идеи, которые начнут буквально захлестывать вас, когда вы внедрите описанные здесь стратегии в свою повсед­невную жизнь.

Ж^/тал uqeu

Проще всего начать вести «журнал идей». Если он все­гда будет у вас под рукой — на рабочем столе, в портфеле или в сумке, на тумбочке у кровати, — вы сможете запи­сывать посещающие вас мысли днем и ночью.

Незачем вкладывать сто с лишним тысяч в приобре­тение записной книжки или ежедневника в кожаной об­ложке. Выберите тот формат, который вам удобен, или сделайте книжку сами. Может быть, если вы своими ру­ками сотворите журнал в матерчатой обложке, это будет стимулировать вас вести записи регулярно. Необходимо сразу же внедрить некоторый порядок записей. Если вы нацарапаете что-то карандашом на обратной стороне чека из бакалейной лавки или чьей-то визитной карточ­ки, то впоследствии поиск нужной информации может оказаться делом довольно сложным.


Испробовав несколько вариантов, я остановился на блокноте для записей с простыми белыми листами — во­семь с половиной на одиннадцать дюймов. Твердая облож­ка снижает риск случайно потерять блокнот или вы­бросить отдельные листы. Хотя книжка несколько громоздкая, я постоянно ношу ее с собой. Когда я работаю в кабинете, она лежит около моего компьютера, когда смот­рю телевизор, то кладу ее на столик у своего любимого кресла. Перед сном я проверяю, лежит ли она на тумбочке у кровати. Если вдруг среди ночи я вижу какой-то особен­но интересный сон, я немедленно просыпаюсь и все под­робно записываю.

Что же следует записывать в журнал? Мысли, приме­ры, иллюстрации, шутки, анекдоты, аналогии, метафоры, цитаты. Можно просто вклеивать вырезки, имеющие ка­кое-то отношение к вашим мыслям.

Я настоятельно рекомендую вам просматривать свои записи либо еженедельно, либо в конце месяца, и запи­сывать несколько резюмирующих соображений. Такой обзор поможет вам уловить тенденции, темы, нюансы, на которые вы могли не обратить внимания. Например, вы можете уловить связь между болезнью вашего ребенка с информацией о фармацевтической базе данных и сведе­ниями о новых разработках по предупреждению эпиде­мий. Такие связи могут со временем привести вас к но­вым знаниям и контактам, которые кардинально изменят вашу судьбу и карьеру.

В какой бы форме ни осуществилось ведение журнала идей, есть один безотказный способ убить всякое стремле­ние что-то записывать: он заключается в том, чтобы уста­новить твердые правила и неукоснительно им следовать. Не стоит считать свой журнал бесполезным, если вы не записываете в него каждый день или не всегда у вас полу­чаются грамматически правильные, полные предложения. Это глупость. Ценность журнала нисколько не снижается, от того, что вы делаете свои записи один или два раза в неделю, всего по несколько слов. Мой собственный журнал значительно усовершенствовался с тех пор, как я пере-

стал придерживаться твердого правила каждый день пи­сать как минимум страницу. Когда я отказался от жестко форматированных линованных страниц в пользу свободно­го белого листа, я почувствовал, что мои мысли тоже стали более свободными. Сейчас я пишу, как мне вздумается — по кругу, разными цветами и даже разными почерками. Иногда я рисую картинки. Иногда составляю списки. А по­рой исписываю страницы длинными параграфами или, напротив, отрывками фраз. Я дал себе свободу пространства, рисунка, языка, и это расширило свободу моей мысли.

Если у вас уже есть опыт ведения дневника, обрати­тесь к книге Джулии Камерон «Путь художника: духов­ный путь к высотам творчества». Камерон рекомендует специфическую методику «утренних страниц»: каждое утро следует записывать три страницы совершенно произвольного текста. Никаких требований, тем, ограни­чений — только три страницы текста. Если вам кажется, что вы не сможете ежедневно писать по три страницы текста, то все же сама идея вести записи в начале дня яв­ляется плодотворной и стоит того, чтобы попробовать.

ЖемшИическии лиу/шаи

Другой тип журнала — тематический. Его страницы посвящаются определенным темам, изобретениям, сто­ронам жизни. Например, учителю может понадобиться специальный журнал по новым методам обучения, а ро­дители, скорее, станут вести дневник умственного и физи­ческого развития своего ребенка. Инженер захочет по­святить журнал новому изобретению. (Примечание:

тематический журнал очень полезен, если вам необходи­мо зафиксировать свои идеи для патентования. Но в этом случае вам все равно следует обратиться к адвокату, что­бы выяснить все требования.)

визуальный ли/fiHa.1

Несмотря на то что такие журналы, как правило, предпочитают люди с художественным дарованием, не стоит отказываться от этого интереснейшего средства


только из-за недостатка мастерства или отсутствия на­выков. Некоторые создают визуальный журнал с помо­щью коллажей на определенные темы. Вы можете со­ставить коллаж из вырезок из журналов или что-то нарисовать самостоятельно. Даже если вы не имеете ху­дожественной подготовки, сам процесс рисования или со­ставления картинок поможет вам осознать значение со­бытия.

Можно вести и фотожурнал. Все мы любим рас­сматривать семейные альбомы. Пролистывая страницы прошлого, мы воскрешаем и наши светлые воспомина­ния и то, что достойно сожаления. Вы можете вести фо­тодневник своего жизненного опыта. Фотографии осо­бенно полезны, когда вы путаетесь в воспоминаниях определенных событий, сцен, людей. Или, к примеру, художнику, который пишет закатный пейзаж, наблюдая его в течение всего нескольких минут, фотография за­фиксирует красоту заката навеки. Рассматривая фото­графии, вы вспоминаете значение происшедшего собы­тия и те ощущения, которые были связаны с ним, и это приводит вас к формированию взаимосвязей и рожде­нию новых идей.

Co3< fatiifle свой JKifftHcui.

Вы можете использовать любой метод, который вам понравился. Один из наиболее удачных журналов был придуман неким менеджером компании «Боинг» для того, чтобы записывать свои мысли во время путешествия. Он постоянно носил с собой подписанные почтовые открытки с марками и на них писал все, что приходило ему в голо­ву, а затем посылал открытки по почте домой. Некото­рые даже звонят себе по телефону и оставляют сообще­ния на автоответчике. Очень удобны миниатюрные дешевые диктофоны. Нет предела изобретательности творческого ума. Придумайте несколько своих собствен­ных способов вести журнал идей, которые бы соответ­ствовали вашему стилю жизни и которыми вы будете пользоваться с удовольствием.

60.

МИНИ СЕМИНАР

Не cfftomfi недооценивав свой Md/fmcu

Нет ли у вас некоторого предубеждения против ведения журнала? Может быть, у вас был дневник или ежедневник и вы чувствовали себя обязанным писать в него каждый день, потому что страницы были помечены датами? Считаете ли вы, что нужно обязательно писать по линейкам и пользоваться только полными предложениями?

От сомнений очень просто избавиться, если представить себе свой будущий журнал визуально. Как он выглядит? Что в него попадет? Как вы будете писать — длинными параграфами или краткими отрывками? Что можно в него включить: цитаты, ста­тистику, анекдоты, новые сведения, истории из личной жизни?

Вы можете записывать в журнал что-нибудь по одной из предложенных ниже тем:

интересные случаи из моей жизни

что я узнал

особое достижение

что я изменил в чьей-то жизни

впечатление от встреч или событий

Ваш журнал будет настолько уникальным, насколько вы этого захотите. Один мой знакомый знаток вин ведет журнал вин. Однажды его спросили, как ему понравился

букет одного очень редкого вина, которое \ 1 У у ем^ Довелось попробовать. Он ответил, \ | / у что его журнал посвящен не столько \ ^^У.^^ оценке опробованных вин, сколько свя- ^f ^ занных с ними событий — с кем распили бутылку, что ели. Он записывал скорее то, ^^Ш_ как он чувствовал себя в моменты пития, f^^^^k нежели то, каким было вино на вкус. Я^^^Ш Разработайте собственную концепцию f ^^ш ведения журнала, записывайте в него свои f f мысли, стоящие перед вами задачи, ваши изоб- f f ретения, впечатления, личные проблемы. Веди-^^^^ те записи в процессе чтения этой книги. Запи-^^^^ шите в журнал все мысли, которые возникнут


у вас при изучении десяти стратегии, а также все, что связано с вашими творческими устремлениями.

^{есколысо слов в заключение

Итак, вы уже готовы к изучению второй части книги. Когда вы будете читать о том, как каждая стратегия спо­собствует вашей творческой деятельности, помните о двух существенных моментах, отмеченных в этой части. Во-первых, вы — от природы творческая личность и не нуждаетесь ни в каких ограничениях: ни в интеллекту­альных, ни в физических. Ваш творческий дух будет рас­ти сам как следствие вашей неутолимой любознательно­сти, открытости всему новому, склонности к риску и вашей энергии. Во-вторых, помните, вы можете самосто­ятельно включиться в естественный творческий процесс, если воспользуетесь методом инкубационной модели ге­нерирования новых идей или если просто будете жить более творческой жизнью.

Hacffib 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.