Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Север и Юг






 

 

В том, что со временем слово " татары" перестало означать " вооруженную

силу", " войско" и прилепилось к конкретному народу, нет ничего

удивительного. Почти схожие примеры в истории прекрасно известны: когда

военный термин приобретал характер политического ярлыка, синонима. А то и

наоборот...

" Мамелюками" в Венгрии в XIX веке звались приверженцы одного из

тогдашних политических течений, а также группа депутатов парламента. Слово

" янычар" сплошь и рядом становилось синонимом необузданности, зверства,

вольницы -- хотя термин " ени чери" на деле означает " новое войско". (В свое

время войско янычар и в самом деле было " новым" по сравнению с

существовавшей до того пехотой " яя".)

От слова " всадник" образовано французское и немецкое " дворянин", то

есть " шевалье" и " риттер". " Улан" в турецком языке первоначально означало

что-то вроде молодого холостого парня -- из таких набирались особые конные

полки. Впоследствии стало названием рода войск практически во всех

европейских странах, как и " гусар" (первоначально " хусар" -- что-то вроде

удальца, сорвиголовы). Гусары участвовали еще в первой мировой войне, а

уланы дали свои последние бои в сентябре 1939-го...

Но самый яркий пример -- " запорожец". Этот термин объединял людей любой

национальности и любой прежней веры. В Запорожской Сечи мог остаться (при

условии, что, каково бы ни было его вероисповедание допрежь, отныне он

принимает православие) кто угодно -- москвитянин, польский шляхтич, турок,

степной кочевник, европейский искатель приключений. Постепенно этот

плавильный котел превратил запорожцев в часть украинского народа.

Видимо, то же самое происходило и с татарами...

Кажется, настало время переходить к отточенным формулировкам и

обобщающим гипотезам.

В моем представлении, дело обстояло примерно следующим образом. От

Новгорода до Северного Кавказа* и восточных берегов Каспийского моря обитали

если и не стопроцентно родственные по крови народы, то жившие в некоем

симбиозе, опять-таки порождавшем многовековые родственные связи, соучастие в

делах друг друга, полностью отвечавшее обычаям феодальной эпохи: когда

вчерашние враги завтра объединяются против общего противника, а послезавтра

этот противник становится союзником кого-то из тех, с кем только что воевал.

Феодализм не знает непримиримых враждующих лагерей как меж родственными

народами, так и внутри одного народа. Непримиримость, национальная или

религиозная, некие четкие рубежи, по обе стороны которых обитают постоянные,

заклятые враги -- изобретение более позднего времени.

* Арабский книжник Аль-Хорезми, живший в Х веке, помещает на Северный

Кавказ... русов!

В этой причудливой смеси столь же причудливо формировались союзы,

коалиции, браки, дружба и вражда. Москвитяне, русские, волжские болгары,

половцы, печенеги, южные татары и " татары европейские", по большому счету,

были обитателями одной огромной коммунальной квартиры, где хватает и пьяных

драк, и умиленных лобызаний. Не стоит забывать, что в те времена религии

были еще неустоявшимися, не обретшими тех четких " рубежей распространения",

с которыми мы сталкиваемся в более поздние времена. А потому половцы и

татары были христианами -- а в северных русских землях все еще шла упорная

борьба с остатками язычества. Ислам понемногу проникал в южные области

" Золотой Орды" -- т.е. огромного региона, объединявшего все вышеназванные

народы. Но не стал еще автоматически связываться с понятием " татары". Словом

" татары" по старой памяти назывались войска.

Первоначально я полагал, что безоговорочный разрыв меж Севером и Югом и

в самом деле связан с именем хана Узбека, который в XIV в. железной рукой

ввел на юге мусульманство, вынудив татарских приверженцев христианства

массами бежать на север, на Русь. Однако углубленное изучение летописей и

книг ранних историков вроде Лызлова показывает, что все гораздо сложнее, и

процесс был не в пример более длительным...

При словах " Крымское ханство" в сознании у нас прямо-таки автоматически

возникает образ лютых супостатов, то и дело совершавших набеги на Русь,

чтобы уводить вереницы пленных и потом продавать их на невольничьих рынках.

Все верно. Вот только образ этот стал соответствовать истине лишь

после... 1506 г. До этого обстояло совершенно иначе. Даже верные сторонники

" классических" версий вынуждены сквозь зубы признавать: врагом России

Крымское ханство стало лишь в начале XVI в.

Ранее этого времени мы сталкиваемся все с тем же симбиозом.

В XIII-XV вв. в Крыму преспокойно обитают генуэзцы и славяне.

" Татарского" владычества, в общем, не чувствуется -- один " татары" кочуют по

крымским равнинам с табунами, зато у других -- свои города.* На Руси тем

временем потомки Александра Невского строят централизованное государство,

опираясь на " татар", т.е. на войско, содержащееся на средства, собранные в

виде " татарского" налога-десятины и состоящее из рекрутов, призванных по

" татарскому" варианту мобилизации -- т.е. служить обязан каждый десятый.

* Лызлов: " В Тавриде же Херсонской за Перекопом за градом, во Азове, в

Кафе, Керчи, в Херсоне (она же Корсунь) и по иным градам, кои тогда были,

обитают италиане генуенсы под властию царей греческих, с татарами, живущими

в полях близ Перекопа, мир имеющие".

Управляющие Крымом ханы сплошь и рядом выступают как верные союзники

славян. Более того, они частенько-вассалы славян...

Примеров множество. В 1421 г. крымчане -- союзники великого князя

Василия в походе на Казань*. Чуть позже помогают князю в его борьбе с

печально известным Дмитрием Шемякой. В 1491 г., наоборот, русские войска

появляются в Крыму, чтобы помочь хану Менгли-Гирею в его борьбе со своими

сепаратистами. 1499 -- Москва и Крым выступают на Литву, позже совместно

воюют с той же Казанью и Польшей.

* Казань точно так же была столицей оседлого народа, землепашцев и

ремесленников. Никаких " кочевников".

Когда в 1443 г. умирает бездетным крымский хан Девлет-Гирей, послы

крымских татар в поисках нового владетеля отправляются... в Польшу, к королю

Казимиру! Дело в том, что именно в Польше, точнее, в Литве обитает АчиГирей,

имеющий больше всего прав на крымский стол. Литовский великий князь

пожаловал Ачи-Гирею целый город, там он и обитает... Король Казимир,

рассмотрев просьбу татар, утверждает Ачи-Гирея крымским ханом, и чтобы

ввести его во владение, в Крым с ним вместе отправляется приближенный

Казимира, " маршалек" Радзивилл. (Между прочим, в Литве с завидным

постоянством находят убежище крымские, золотоордынские и казанские ханы,

потерпевшие поражение в междоусобной борьбе. Не на юг отчего-то бегут, к

мусульманам, а в христианскую Литву...)

В 1444 г. под Рязанью внезапно появляется некий " ордынский царевич

Мустафа" с " татарской" ратью. И просит... впустить его в город, чтобы

перезимовать. Его впускают -- как пишет в растерянности один из историков,

" неизвестно почему".

Да, скорее всего, потому, что Мустафа не какой-то там дикий ордынец, а

свой. Странны дальнейшие события -- узнав, что Мустафа пребывает в Рязани,

московский князь Василий Темный отчего-то разгневался и послал двух воевод с

дружиной. Мустафа вынужден уйти из города, на него нападают с двух сторон: с

одной -- московская пешая рать, с другой лыжники-мордвины и рязанские

казаки. (Впервые в русских летописях появляется это слово -- " казаки".)

В конце концов Мустафу вместе с его отрядом уничтожили. История

довольно грязноватая, не укладывающаяся в обычные штампы " злых ордынцев" и

" защищающих отчизну русских"...

Давайте посмотрим список крымских, казанских и астраханских вельмож,

выехавших на службу к московским государям.

1. Байтерек -- астраханский царевич (при Иване III).

2. Царевич Исуп, как и Байтерек, племянник хана Шахмата-Ахмата (при

Иване III).

3. Царевич Кайбул (при Иване IV).

4. Царевич Касим (при Василии Темном).

5. Царевич Кумы-Гирей -- это уже несколько позже, при Федоре

Иоанновиче.

6. Царевич крымский Мурат-Гирей -- при Федоре Иоанновиче.

7. Крымский хан Нурдаулат (Нур-Даулет-Гирей). В 1478г. получил от

московского великого князя в удел Городец.

8. Шигалей, крымский хан (при Василии III).

9. Царевич Эгуп (при Василии III).

Список далеко не полон, охватывает лишь наиболее знатных -- а всего их

за двести лет были многие десятки, положившие начало русским дворянским, а

то и княжеским родам. Как по-вашему, могли бы все они так легко быть приняты

в России, смогли бы так легко адаптироваться там, будь все эти люди

" чужаками"? Да никогда в жизни! Здесь мы наблюдаем практически стопроцентную

аналогию западноевропейской практике -- когда англичане служили французскому

королю, французы -- английскому, а немцы -- тем и другим. Все были свои,

соседи, люди одного менталитета, спаянные общей историей, генеалогией,

широко разветвленным родством и свойством.

(Между прочим, судьба царевича Шнгалея -- готовый сюжет для пухлого

приключенческого романа. Судите сами. Выехал на русскую службу из Астрахани.

Потом возведен Василием III на казанский престол. Свергнут сторонниками

крымского хана. С русской ратью взялся разорять казанские земли, выстроил на

них в 1523 г. город Васильсурск. 1531 -- получил во владение Каширу и

Серпухов. Вскоре " перед государем провинился гордостным своим умом и лукавым

промыслом". О чем конкретно шла речь, сейчас неизвестно -- но Шигалея

отправили в ссылку на Белоозеро. 1535 -- из ссылки его вернула княгиня Елена

Глинская. 1539 -- во главе русской рати разгромил под Костромой казанское

войско. Вновь стал казанским ханом, но против него составили заговор, хотели

убить, и Шнгалей едва спасся. Участвовал в походе русских на Казань (1547),

в строительстве города-крепости Свияжска (1551), награжден " золотым" * и

посажен на казанский престол, освободил 60 тыс. русских пленников. Вновь

казанская знать составляет против него заговор -- Шигалей, узнав об этом,

устраивает пир, приглашает на него заговорщиков, и его охрана прямо за

столом приканчивает 70 человек. Не пожелал лично сдавать русским Казань, но

в тайной переписке предлагал разрушить оборонительные укрепления города,

чтобы Иван Грозный сам его взял.

* " Золотой", или " жалованный золотой" -- воинская награда за доблесть,

носилась на шапке (по иным сведениям, на груди).

В 1552 г. покинул престол и удалился в Свияжск. Кончил дни касимовским

царем. Как вам биография?)

Вот о Касимовском царстве следует поговорить подробнее. Пример

примечательный...

Около 1453 г. Василий II Темный пожаловал тому самому царевичу Касиму,

выехавшему на Русь и помогавшему в войне против Шемяки, земли по левому

берегу Оки. Разоренный Мещерский городок был отстроен вновь и получил

название Касимов, а сам удел стал именоваться Касимовским царством.

Просуществовало оно в составе Московского государства свыше двухсот лет.

Касимовские цари, нужно обязательно отметить, впоследствии были вернейшими

вассалам Москвы. Кстати, первыми на призыв Минина и Пожарского пришли как

раз касимовские " татары", а Лжедмитрия II убил касимовский дворянин с

" татарским" именем Петр и " татарской" фамилией Урусов, т.е. Русский.

Как видим, вновь перед нами то, что можно называть исключительно

" симбиозом". Не исключено, кстати, что Касим был христианином -- исторически

достоверные сведения гласят, что мечеть в Касимове построена лишь в XVIII

веке.

Другими словами, Север, т.е. Русь и Юг, т.е. Крым, Казань и Астрахань

до определенною времени действуют как некая общность. Все войны и раздоры,

возникающие меж Севером и Югом, ничуть не отличаются от тех войн и раздоров,

что имели место в " исконно русских" областях.

Ситуация резко меняется к концу XV века, и объяснение этому найти легко

-- часть Юга оказывается прочно привязана к исламскому миру. Турки в 1453 г.

берут Константинополь, а в 1475 г. их сильный флот появляется в Крыму,

покоряет тамошние итальянские города и мелкие княжества вроде Мангупского.

Возникают новые " горячие точки", новая система военно-политических союзов. И

возникает непримиримость. Название " Золотая Орда", отделившись от

Руси-Татарии, становится обозначением одного Юга. Теперь это и в самом деле

-- " бусурманская" Золотая Орда, противостоящая христианской России, вообще

славянскому миру. Теперь это -- заклятый враг, с которым можно разговаривать

только на языке силы.

Последние сторонники былой общности продержатся еще несколько десятков

лет -- но в конце концов всем им придется искать спасения на Руси. Меж

Севером и Югом пролегла невидимая черта. Тут-то, такое впечатление, и

начинает создаваться обширная пропагандистская литература, живописующая

чужеземное, " ордынское" нашествие, случившиеся якобы в XIII в.

1506 г. Сразу несколько примечательных событий. Под Казанью разгромлено

русское войско, причем один из русских воевод, боярин Шеин, попав в плен,

был замучен -- что полностью противоречиво прошлой практике. Последний

крымский хан, еще пытавшийся как-то договариваться с Москвой, Шахмат, был

свергнут, бежал в Литву, там оказался за решеткой и как-то очень уж кстати

скончался по неустановленной причине (его приближенные, содержавшиеся под

стражей в разных литовских городах, тоже вдруг поспешили умереть...).

Черта! После 1506 г. крымчане, казанцы и астраханцы уже всегда и во

всем выступают в качестве заклятого врага России. Начинаются крымские

набеги, жестокое противостояние... Память о прошлом понемногу размывается,

начинает казаться, что " татары" всегда, с начала времен были лютыми

ворогами. Польские историки XVI в. еще помнят, кто вторгался в Польшу, а

Лызлов помнит, что татары вовсе не приходили из Монголии, -- но впоследствии

версия о " нашествии монголов" начнет победное шествие...

Вот только загадки останутся. К примеру, тайна хана по имени Нагой

(Нагай). Есть такая, крайне таинственная фигура. Считается, что этот хан по

имени Нагой жил во второй половине XIII -- начале XIV веков, был потомком

Чингисхана, почти сорок лет правил Золотой Ордой. Со " степняком-кочевником"

отчего-то поддерживали отношения многие тогдашние владыки -- русские князья,

польские и венгерские короли, правители Болгарии (не Волжской, а

европейской), Сербии, а византийский император Михаил Палеолог даже выдал за

хана свою побочную дочь Ефросинью (в юрту отправил? Кочевать с диким

степняком? Утонченную византийскую даму? Что там насчет брюквы и дерева,

гусаков и икры?).

Считается, что от хана Нагая как раз и пошло наименование народа

ногайцев. Не знаю. Быть может. Однако, во-первых, даже официальная

историография признает, что ногайцы впервые появились на исторической арене

столетие спустя после смерти хана Нагая, а во-вторых, на Руси прекрасно

известен старинный боярский род по фамилии Нагие. Мария Нагая была третьей

женой Ивана Грозного, матерью незадачливого царевича Димитрия.

Вот здесь созвучие имен Нагой-Нагие гораздо более многозначительно...

Не поискать ли нам в русской истории конца XIII в. могущественного

князя, с которым поддерживали отношения польские и венгерские короли,

правители Болгарии и Сербии, а византийский император даже выдал за него

свою побочную дочь? Князя, правившего около сорока лет, распоряжавшегося

другими русскими князьями, как своими вассалами? Причем сведения о нем в

русской истории будут крайне скудными, подобно рассматривавшейся раньше нами

паре: удивительно бесцветный, ничем себя не проявивший Батый и его

современник, невероятно деятельный Александр Невский.

Пожалуй, подходящая кандидатура имеется -- сын Александра Невского

Даниил, которого историки считают " первоначальником" идеи собирания русских

земель под руку Москвы. Несмотря на столь почетное звание, сведения о нем в

русской истории крайне скудны. Его сын, знаменитый Иван Калита (который

отчего-то совершенно неизвестен Лызлову) продолжал дело отца. Вместе они как

раз и правили около сорока лет, сначала один, потом другой, причем с

занятием престола Калитой, как мы помним, " татары" отчего-то " перестали

воевать русские земли".

Я вовсе не утверждаю, что " хан Нагай" -- это собирательный образ

Даниила Александровича Московского и Ивана Калиты (прежде всего потому, что

не производил скрупулезного расследования). Всего-навсего подробно

обрисовываю выбранный мной метод расследования.

Очень уж настораживают эти странные " пары" -- " татарские ханы", о чьей

деятельности рассказывается крайне подробно, и сопутствующие им по времени

русские князья, весьма незаурядные, но отчего-то удостоенные в русской

истории лишь скупых упоминаний. Или наоборот -- напоминающий скорее бледную

тень Батый и средоточие энергии Александр Невский, объединенные как раз

общностью взятых на себя задач и целей, общими интересами.

Если присовокупить к этому удивительное разнообразие мирских и

крестильных имен, прозвищ... Словом, если ктото другой потом возьмется

изучать родословную Даниила Московского и Калиты и обнаружит, что женой

кого-то из них была византийка, я особенно и не удивлюсь.

Гораздо больше меня увлекает другая загадка, на которую я не могу найти

ответ по недостатку информации: почему традиция приписывает убийство хана

Нагая " ордынцу" Тохте, но при этом прямо упоминается, что Нагая зарубили

русские всадники?

Почему Узбек, этот якобы ревностный приверженец ислама, сделавший его

единственной религией Золотой Орды, в то же время, по сведениям русских

летописей, выдает митрополиту Петру грамоту, в которой подтверждает все

" Батыевы" привилегии церкви, а также... письменно просит митрополита

молиться за него самого, его семью и его царство? А потом преспокойно

позволяет своей дочери Кончаке выйти замуж за Юрия Даниловича Московского и

принять христианство?

А еще меня привлекает интереснейший вопрос: с кем сражался на Куликовом

поле Дмитрий Донской, и кому в 1480 г. противостоял на Угре государь всея

Руси Иван III?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.