Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы социальной философии






Причины, определяющие характер и динамику социальной жизни. Когда-то считалось, что устройство общества и ход истории предопределены волей Бога. Позднее была выдвинута идея общих законов истории, неуклонно ведущих человечество от первобытного, дикого состояния через варварство к цивилизации. Разнообразные социальные теории этого времени пытались сформулировать так называемый закон прогресса. Марксизм предполагал, в частности, что вершиной развития общества явится коммунизм, при котором материальное изобилие будет сочетаться с исчезновением государства и свободой личности. XX век развеял многие иллюзии, в том числе представление о всемогуществе человеческого разума, о «железных законах истории» и неуклонном прогрессе. С новой остротой развернулись дискуссии по поводу того, определяется ли социальная жизнь - и в какой именно мере - материальными и экономическими структурами, борьбой государств и наций, борьбой классов, стратегией возвышения и установления равновесия в отношениях между разными частями крупных социальных групп, семейными формами и т. д. Периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п. Упрощенная схема «дикость - варварство - цивилизация» была быстро отброшена. Марксистская периодизация истории, начинавшаяся с первобытного коммунизма и кончавшаяся индустриальным коммунизмом, также обнаружила свою несостоятельность. Остается открытым вопросом, по каким существенным признакам можно было бы разбить историю на крупные эпохи и затем выделить в рамках таких эпох цивилизации или культуры. Отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов. Одни теории исходили из цикличности истории, постоянного повторения одного и того же, не несущего с собой никакой принципиальной новизны. Другие придерживались представления об ее линеарности, предполагающей развитие по прямой линии, когда времена не повторяют друг друга. Третьи, считали, что история развивается по спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний отдельных обществ между двумя достаточно устойчивыми полюсами, и т. д. Анализ общей формы протекания истории остается, как и раньше, актуальной проблемой. Смысл человеческой истории, ее предназначение или цель. Долгое время истории придавался объективный, не зависящий ни от воли людей, ни от их деятельности смысл. Другой альтернативой является идея, что человеческая история имеет только субъективный, определяемый самими людьми смысл, и то, будут ли достигнуты цели, которые человечество ставит перед собой, зависит не от каких-то внешних факторов, а от разумности и настойчивости в реализации этих целей. Общие тенденции развития современных обществ. Это одна из наиболее острых тем. Национал-социализм сошел с исторической арены, коммунизм постепенно сходит с нее. Нет, однако, социальных законов или причин, совершенно исключающих возвращение этих агрессивных форм тоталитарного общества в каком-то новом облике. Трудно предсказать направление дальнейшего развития демократических, или посткапиталистических, обществ и тем более их сколько-нибудь отдаленную историческую перспективу. Главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии. Человечество ожидает дальнейшее обострение так называемых глобальных проблем, от решения которых зависит само его выживание. В числе этих проблем - предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение стремительного роста населения, исключение катастрофического загрязнения окружающей среды, терроризм и т. д. Серьезные опасности кроются в постепенном преобразовании народов в однородные, импульсивные, подверженные воздействию пропаганды массы, в превращении таких масс в решающий фактор происходящих событий. Опасны постоянно повторяющиеся в разных странах попытки введения тотального планирования социальной жизни. Темп происходящих в современном обществе перемен все убыстряется, и кажется, что теперь под угрозу может быть поставлена сама глубинная природа человека. Роль ценностей в социальной философии и в социальной жизни. Социальная философия говорит не только о том, что имеет место в жизни общества, но и о том, что должно быть. Теоретическое исследование социальной действительности возможно лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя через фильтр оценочных суждений. Человеческая деятельность невозможна без оценок и норм. Философия, изучающая общество и человека и имеющая своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности, всегда постулирует явные или, что бывает чаще, неявные ценности. Связанные с ними оценки лежат в основе понимания социальных явлений. Объяснение и понимание человеческой деятельности. В науках о природе ученый занят в основном объяснением исследуемых явлений на основе имеющихся в его распоряжении знаний о регулярностях, или законах, природы. В науках о культуре необходимо учитывать, что человек - существо, обладающее разумом и ставящее перед собой определенные цели. Понимание деятельности человека, всегда преследующей некоторые цели и реализующей определенные ценности, является одной из важных проблем методологии социальных и гуманитарных наук. Проблема понимания - одна из ключевых в социальной философии.

 

Ксф имеют сиотемну природу в структуре социально-философского знания, они достигают уровня рефлексии и принимают форму краеугольных понятий философии общества Лишь конституюючись в соответствующую категориаль ьну целостность, данная система может решать задачи аутентичного понимания общества как целостной и одновременно внутренне дифференцированной системы и сама при этом являясь такой же системой но уже Ксф В ходе построения, развития и функционирования подобной системы Ксф через связь с практической жизнедеятельностью опосредуется не только отношение соответствующей категории с социальной реальные стью, но и взаимопереходы самых Ксф в контексте их системы Каждый из таких переходов осуществляется как постоянное воспроизводство и устранение противоречия между абстрактным и конкретным, как переход от абстрактнишог о к конкретному Та или иная Ксф характеризует общественную действительность как целое, взятое в определенном одном срезе, с одной стороны Сама же эта действительность есть живой многогранной целостностью, может приобрести адекватног в выражение лишь в такой же динамичной и целостной системе Ксф Переход от одной категории к другой предстает здесь не как дедукування понятий, а как снятие каждый раз новой несоответствия между односторонние стью категории, отражает общество лишь с какого-то одной стороны, и конкретностью, многогранностью того или иного реального исторического общества, как выяснение различных модификаций, происходящие ются в \" схоплюваних\" определенной Ксф явлениях и процессах под влиянием новых условий жизнедеятельности людиом нових умов життєдіяльності людей.

Устранение этой частичной несоответствия между Ксф, что в целом адекватно отражает общественную реальность и самой многоликой, противоречивой и лабильной реальностью, полнее, глубже, разносторонне и автент тичнише ее понимание и происходит путем перехода к следующей, конкретной категории 'Переход каждый раз требует обращения к реальному жизненного мира, учета новой грани освоения общественной действий сности, вовлечение в систему Ксф новых фактов, перевод в понятие выявленных данных созерцания и представления, осмысления на уровне социальной философии содержания соответствующих категорий культуры, мировоззрения и общей философии При этом связь Ксф в их системе реализуется не как жестко заданный по направленности переход каузального характера, а как взаимосвязь, взаимопереход, \" двойной переход\", пер едбачае продвижения от предыдущей, абстрактной категории до конкретной, а также обратное движение, фиксирующий \" обращения\" познавательной последовательности Ксф на обратную ей по направленности последовательность д етерминации реальных форм жизнедеятельности общества, выражающиеся в этих категориях Сеть Ксф как рефлексивных форм предстает в двух основных измерениях: а) совершенной категориальной системы как своеобразно го канона, идеала социально-философского постижения Ксф б) категориального аппарата, т.е. орга-нона, действенного инструмента такого постижения и методологического средства, применяемого в различных отраслях человеческой жизни, в частности современном научном познанииття, зокрема сучасного наукового пізнання.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.