Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мораль и наука.






Взаимосвязь науки и морали зыбка и сложноопределима.

С одной стороны, наука формулирует по крайней мере естественные ограничения на возможные моральные системы, препятствуя созданию произвольных систем, и исходя при этом из условия хотя бы выживания человечества (данное условие необходимо чтобы вообще была область применимости моральной системы). Ограничения эти вообще говоря нетривиальны, и не могут быть получены умозрительно, " из головы", а являются результатом деятельности естественных наук по изучению реального мира и действующих в нём закономерностей. Так что хотя бы уже в этом наука должна использоваться при решении моральных вопросов (и в частности, при формулировке морали).

С другой - – о науке в вопросах морали сказать нечего. Просто потому, что это лежит вне области ее компетенции. Наука может оперировать только и исключительно дескриптивными (описывающими) утверждениями, и не может - рескриптивными (предписывающими). Проще говоря, любая научная теория использует только связку ЕСТЬ, и в принципе не может использовать связку ДОЛЖНО. Именно поэтому крайне глупо выглядят попытки некоторых людей, слабо понимающих, что такое наука и чем она занимается, придумать " научную мораль".

во-первых, изучение этических проблем, порождаемых взаимодействием общества и науки, или внешняя этика науки.Во-вторых, особый раздел этики науки представляют проблемы, относящиеся к взаимодействиям в пределах научного сообщества то, что можно назвать внутренней этикой науки.

Обратимся сначала к первой группе проблем, к этической оценке и регулированию практического применения тех новых технологий, которые порождает научный прогресс. Еще совсем недавно, всего лишь два-три десятилетия назад, можно было считать, что этические проблемы науки — это нечто возникающее только в редких, исключительных ситуациях и всякий раз касающееся лишь отдельных областей научного знания. Сегодня, однако, такое представление выглядит безнадежно устаревшим.

У всех за последние десятилетия была масса возможностей воочию убедиться в том, что в нынешних своих масштабах и формах научно-технический прогресс непрерывно, постоянно генерирует все новые и новые проблемы этического характера. Поэтому размышлять и дискутировать о них, искать их решения приходится не от случая к случаю, а постоянно, так что имеет смысл строить эту деятельность на систематической основе. А значит, научная деятельность совершенно явным образом обретает новые стороны, связанные с морально-этической рефлексией.

Последняя при этом становится такой же неотъемлемой составляющей современного научного познания, как и методологическая рефлексия. Очевидно, что методологические проблемы каждой области научного знания всегда имеют существенные отличия от методологических проблем других областей знания; точно так же свои специфические характеристики присущи и морально-этическим проблемам каждой из областей знания. Более того, в одних разделах науки, прежде всего связанных с познанием человека, эти проблемы стоят острее и жестче, чем в других, более удаленных от реалий повседневного человеческого существования.

Этика – (от греч. ή θ ο ς) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (впервые употребляется Аристотелем), что означает - совместное жилище. Термин «мораль» имеет латинское происхождение: «moralitas» и обозначает - характер, обычай, нрав. Возникновение этики как специальной дисциплины связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика».

Этика изучает:

· природу и внутреннюю структуру морали;

· её происхождение и историческое развитие;

· место морали в системе общественных отношений;

· моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.

2. Структура этического знания. Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.

3. Понятие и структура морали. Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: - нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);

· нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);

· нравственные нормы (образцы поведения);

· нравственные чувства.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.