Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неопозитивизм Венского кружка и постпозитивизм






Неопозитивизмберет свое начало с образования в 1922 ᴦ. Вен­ского кружка, в который входили профессора философии, логики, физики и других наук (М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К. Гёдель и др.). В 1926 ᴦ. в Вену был приглашен Рудольф Карнап(1891—1970), который стал центральной фигурой в дискуссиях кружка. Огромное влияние на членов кружка оказали труды Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

В 1929 ᴦ. был издан манифест ʼ ʼ Научное понимание мира. Вен­ский кружок ʼ ʼ, где были сформулированы задачи этой школы. С 1930 по 1939 гг. Венский кружок выпускает специальный журнал познание, а с 1938 ᴦ. — ʼ ʼ Международную энциклопедию унифици­рованной науки ʼ ʼ. Проводится ряд философских конгрессов в евро­пейских столицах. В начале Второй мировой войны Венский кру­жок прекратил свое существование в связи с эмиграцией многих его членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в эмиграции создали в Великобритании школу Кембриджских анали­тиков, а в США — школу логического эмпиризма.

Неопозитивисты считают, что есть только два вида научного зна­ния, научных высказываний, обладающих значениями˸

- все то, что относится к частным дисциплинам, — все эмпирические науки;

- логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

Неопозитивисты заявили, что философия — не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки. Тем самым в центр ис­следований ставится анализ языка науки. Именно эту задачу реша­ет логический позитивизм — одна из школ неопозитивизма. То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопо­зитивизм большей частью относит к психологии, якобы исследую­щей способы и пути получения истинного знания.

Следующая концепция неопозитивизма связана с проблемой унификации знаний, сведением всœ ех наук к наиболее развитой в настоящее время научной дисциплинœ е. Эта попытка сведения, редуци­рования явилась своеобразным повторением стремления философов XVII—XVIII вв. объяснять всœ е явления действительности классиче­ской механикой.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии — постпозитивизм. Постпозитивистский этап в развитии мето­дологии научного познания представлен трудами таких философов, как К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), С. Тулмш (1922), П. Фейерабенд (1924), Д. Агасси (1927) и др.

Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна «Структура научных революций» (1962). В целом этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, которые часто противоречат друг другу. Однако можно выделить и некоторые общие черты данного направления. Так, в кон­цепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к про­блемам формальной логики, что было характерно для предыдущего этапа позитивизма.

Главная проблема в постпозитивизме — объяснение разви­тия науки, исследование логики и роста научного знания. Его представи­телей интересуют прежде всего следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сооб­ществе, каковы критерии выбора конкури­рующих научных теорий и т.п.

Прежде всего следует обратиться к та­кому направлению внутри постпозитивиз­ма, как критический рационализм. Его представители пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Основатель этого направления — английский философ и социолог Карл Раймунд Поппер. По его мнению, наука и в целом рациональность должны стать сдерживающими факторами против распространения иррациональ­ного духа тоталитаризма и социальной демагогии, утверждение ко­торых привело в XX столетии к неслыханным бедствиям для чело­вечества. Второй аспект критического рационализма связан с тем, что рационализм Поппер противопоставляет эмпиризму неопози­тивистов. Рационализм выступает здесь как важнейшая характери­стика научного метода и научного знания. Следует отметить, рационализм в понимании представителей этого направления — особая норма поведения ученого, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких оп­ровержений своих предположений и гипотез.

Рационализм, следо­вательно, предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Этот принцип и был предложен Поппером в качестве кри­терия разграничения науки от метафизики как альтернатива прин­ципу верификации в неопозитивизме. Он полагал, что законы нау­ки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируе­мы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.