Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и теология в эпоху Средневековья






Средневековая философия не просто тесно связана с античной, она является ее непосредственным продолжением. Философия средневековья, используя знания античного мира, успешно развивалась и сформировала такие науки, как логику и гносеологию.

В эпоху средневековья философия не просто подчинялась теологии (учению о Боге), они, были нераздельны. С связана со Священным Писанием. Философия средневековья, – это связь религии и теологии. Средневековый человек был религиозен. Для него истиной было существование мира божественного и противоположного ему, населенного духами, бесами и прочей нечистью. Никто не ставил под сомнение существование Рая или Ада. Поэтому главной чертой средневековья был теоцентризм. Theos— Бог. Эта концепция ставила божественное начало во главу всего. Для философов средневековья Бог – это основа и первопричина всего.

Средневековая философия основывалась на нескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.

Основные философские учения и концепции средневековья:

1. Схоластика – представляла собой единство логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.

2. Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.

3. Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности.

Наиболее яркими средневековыми философами были епископ Блаженный Августин, святой Фома Аквинский и Григорий Палама. Это представители Запада. На Востоке философскую мысль успешно развивали великий ученый и врач Ибн-Сина и философ и математик Аль-Фараби.

Теоретик раннего христианства был Августин Блаженный (Sanctus) Аврелий (354—430). Когда в 410 г. Был разорен Рим (вестготами), он в ответ написал трактат «О граде Божьем», на все — воля Божья, не нужно печалится о земной судьбе, тем кто готовит себя к вечной жизни.

Боэций, как называли «последний римлянин», в ожидании казни написал «Утешение философией», где утверждалась незначительность земной жизни по сравнению с небесной.

Фома Аквинский (1225—1274), монах, при жизни причислен к лику святых. В «Сумме Теологии» и других трудах доказывал существование Бога тем, что в поисках причин всех явлений человеческий разум, восходя по «лестнице причин, неизбежно должен прийти к идее высшей и окончательной причины всего сущего, коей может быть только Бог.

«Суммы», другими авторами, представляли энциклопедии средневековья, составленные в форме ответов на вопросы, волнующие любого верующего, особенно образованного.

Главным интеллектуальным оружием в теологических поисках и спорах был метод схоластики (от греч. школа).

Философ-схоласт Раймонд Луллий (1235—1315) с целью подачи христианского вероучения в логически виде сконструировал «логическую машину», которая комбинировала не только «божественные качества», но и их воплощения в природе.

Схоластика требовала ясности и точности понятий, обсуждая их самым скрупулезным образом. Роль в происхождения понятий сыграл спор «номиналистов» и «реалистов»: существуют ли общие понятия, идеи объективно, «реально» (в высшем разуме) или же любые понятия — не более чем нами же данные названия. Имея прямое отношение к развитию логики, этот спор в поисках «золотой середины» позволил сформулировать знаменитую «Бритву Оккама» (1285—1349): «Не умножать сущности сверх меры» (то есть не прибегать к объяснениям неизвестного чрез «дурную бесконечность» все новых понятий, пока не исчерпаны возможности уже существующего понятийного аппарата). В более доступной форме ту же мысль высказал Гуго Сен-Викторский (1096—1142): «Не умножай боковые тропинки, пока не пройдешь по главному пути». Серьезный вклад в развитие логики и философии внесли такие философы Средневековья, как Иоганн Скотт Эриугена (810—877), Пьер Абеляр (1079—1142), Альберт Великий (1193/1207—1280), Роджер Бэкон (1214—1294), Иоанн Дунс Скот (1265—1308).

Одной из главных проблем средневековой теологии была теодицея (оправдание Бога): «Как возможно, что Бог, всемогущий, всевидящий и т. д., допускает существование в мире зла?» Августин решал этот вопрос чисто схоластическими средствами: «Зло несубстанционально, то есть не существует само по себе, подобно тому как тьма есть не субстанция, а лишь отсутствие света».

Серьезные угрозы таили в себе схоластические попытки решения других теологических проблем:

Ориген – Из вечности Бога выводилась мысль об извечности мира.

Христианские последователи Аверроэса – «если Бог сотворил мир, значит ему чего-то недоставало»

«А если душа от Бога, то откуда в ней части, достойные наказания?» — спрашивал Езник Кохбаци.

Армянский теолог, Григор Пахлавуни, (магистр византийского императора Константина Мономаха), допускал, что «нет другого способа приближения к Богу, как просвещение себя посредством науки».

Возникший во II веке для толкований Писания — гностицизм (познания) оказался прямым путем к ересям (особому вероучению). К ересям приходили верующие, чтобы понять не понимающие догматы веры. Поэтому ереси происходили от представителей церкви.

Позже к теологическим сомнениям добавилась критика церкви и допускаемых ею злоупотреблений. Одна из ранних вероучений, монофизитство, отрицала двойственность, богочеловеческой природы Христа, несторианство утверждало о его самостоятельно существующей человеческой сущности, адопцианская вероучение говорила об усыновлении Богом Христа — человеческого сына. В позднем средневековье вероучения охватили всю Европу — это учения катаров (Италия, Фландрия, Франция, XI—XII вв.), альбигойцев и манихейцев (Южная Франция и Испания, XII—XIII вв.) и т. д.

Церковь сразу почувствовала смертельную угрозу. Гностицизм был запрещен, не только авторы вероучений, но и их последователи беспощадно истреблялись. Была создана инквизиция (розыск).

Все труднее было бороться с натиском научных данных, неудержимым уже в позднем Средневековье. Пик вероучений пришелся на XIII век, и именно тогда Фома Аквинский предложил «концепцию двух истин». Смысл: «Существуют два рода истин — истины веры и истины разума, при этом истины веры не противоразумны, а сверхразумны».


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.