Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и определения. базовая часть учебного цикла (раздела) – часть учебного цикла (раздела), характеризующаяся относительным постоянством структуры и содержания;






базовая часть учебного цикла (раздела) – часть учебного цикла (раздела), характеризующаяся относительным постоянством структуры и содержания;

вариативная часть учебного цикла (раздела) – часть учебного цикла (раздела), изменяемая ежегодно в порядке обновления структуры и содержания образовательной программы, установленном в Университете;

включённое обучение – формирование компетенций (части компетенций), предусмотренных образовательной программой, в период обучения в ином высшем учебном заведении (на иной образовательной программе);

зачётная единица – мера трудоёмкости освоения обучающимся образовательной программы;

компетенция – способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества, успешно действовать в определённой области;

модель магистратуры – совокупность профессиональных компетенций, обеспечивающих возможность успешной профессиональной деятельности:

в области образования и научных исследований по направлениям, включённым в классификацию научных специальностей (академическая модель магистратуры),

в области образования и научных исследований по направлениям, не включённым в классификацию научных специальностей (академически-ориентированная модель магистратуры),

вне области образования и научных исследований, в том числе по творческим направлениям в области культуры и искусства (практико-ориентированная модель магистратуры);

мастер курса (руководитель творческой мастерской) – штатный педагогический работник Университета, осуществляющий руководство формированием профессиональных компетенций по профилю подготовки, как правило, на одном курсе;

модуль – часть учебной дисциплины или совокупность учебных дисциплин, имеющая наименование и определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения (в том числе к сформированным компетенциям) и завершающаяся промежуточной аттестацией (или – для части учебной дисциплины – текущим контролем успеваемости);

направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня, обеспечивающих возможность успешной профессиональной деятельности в определённой области;

научный руководитель обучающегося – научно-педагогический работник, осуществляющий руководство научно-исследовательской работой обучающегося по образовательной программе;

научный руководитель профиля подготовки – научно-педагогический работник, руководящий разработкой структуры и содержания образовательной программы по профилю подготовки;

научный (художественный) руководитель образовательной программы – штатный научно-педагогический работник Университета, осуществляющий руководство разработкой структуры и содержания образовательной программы;

образовательная программа магистратуры – основная образовательная программа, реализуемая в Университете по уровню высшего профессионального образования «магистратура», освоение которой подтверждается присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр»;

основная образовательная программа – комплекс организуемых Университетом мероприятий по отбору, обучению и итоговой аттестации, приводящий к достижению обучающимся определённой совокупности общих и (или) профессиональных компетенций;

период обучения – часть образовательной программы, обеспечивающая достижение части результатов обучения, которая предусматривает проведение процедур аттестации в установленные сроки;

приложение по направлению – нормативный документ, являющийся неотъемлемой частью образовательного стандарта и содержащий перечень требований к основной образовательной программе, характеризующих особенности подготовки по уровню высшего профессионального образования «магистратура» в определённой профессиональной области и дополняющих требования, установленные настоящим образовательным стандартом;

Программа развития – Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 1696-р;

профиль подготовки – направленность части основной образовательной программы преимущественно на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённая с соответствующим набором компетенций;

рабочая программа учебной дисциплины (учебного занятия) – основной документ образовательной программы, определяющий структуру, содержание и результаты части обучения, предусмотренной учебным планом (в том числе формируемые компетенции), обеспечивающий соответствующее распределение части содержания образовательной программы по видам и объёмам работы обучающегося и устанавливающий структуру и содержание аттестации по учебной дисциплине (учебному занятию), подтверждающей достижение заданных результатов обучения;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции;

руководитель образовательной программы – штатный работник Университета, осуществляющий руководство реализацией образовательной программы;

Университет – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский университет, СПбГУ;

ускоренная образовательная программа – образовательная программа, разработанная для обучающихся, способных освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

учебный план – основной документ образовательной программы, содержащий перечень формируемых компетенций и обеспечивающий соответствующее распределение видов и объёмов работы обучающегося по учебным дисциплинам (модулям) и (или) учебным занятиям, по периодам обучения, а также по образовательным организациям, в которых планируется обучение в случае совместной реализации образовательной программы;

учебный раздел – совокупность учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и (или) видов аттестации, обеспечивающих проверку формирования в том числе общих и (или) междисциплинарных компетенций;

учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей области;

характеристика образовательной программы – документ, содержащий наименование образовательной программы, указание используемой модели магистратуры, перечень профилей подготовки (при наличии), описание области профессиональной деятельности выпускников, объекты профессиональной деятельности выпускников, виды профессиональной деятельности выпускников, описание задач профессиональной деятельности выпускников.

 

Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в образовательной организации высшего образования:

учебный план, — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обуче­ния; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

В практике современной общеобразовательной школы используется не­сколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федераль­ные и региональные учебные планы и собственно учебный план Школы

Базисный учебный план — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образователь­ного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.

Базисный учебный план определяет:

· общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;

· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав обра­зовательных областей и учебных предметов;

· учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

· недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбо­ру учащихся и для факультативных занятий.

В структуре учебного плана выделяют:

● инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

● вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

типовой и рабочий учебные планы, Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

основная образовательная программа, Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программами. Термин «образовательная программа» является официальным, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В Российской Федерации реализуют­ся образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополни­тельные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач форми­рования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обще­стве, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессио­нальных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образова­ния, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение за­дач последовательного повышения профессионального и общеобразователь­ного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального профессионально­го образования, среднего профессионального образования, высшего профес­сионального образования, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразова­тельной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образова­тельных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждени­ях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закон­ных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразователь­ных программ с учетом особенностей психофизического развития и воз­можностей обучающихся.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразова­тельные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.

рабочая программа учебной дисциплины, Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

учебно-методический комплекс учебной дисциплины Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочниках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учителей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется также содержание образовательного материала на электронных накопителях (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принадлежит учебнику. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Учебник выполняет две основные функции: является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

59. Непрерывное профессиональное образование. Структура среднего профессионального и высшего образования. Общая характеристика противоречий и перспектив развития систем профессионального образования в современном мире

В процессе профессиональной деятельности специалист непрерывно пополняет собственный запас знаний и навыков, повышая тем самым свою квалификацию. Зачастую базовое профессиональное образование, приобретенное в начале трудовой биографии, остается единственной методической базой для дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Такое положение ограничивает возможности профессионального развития и, безусловно, сказывается на общем уровне состояния отрасли.

Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека. Оно включает в себя формальные и неформальные виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными

аспектами развития человека на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умения учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализацию творческого и инновационного подходов, с акцентом на самообразование и самоорганизацию.

Непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка государственных и муниципальных служащих обеспечивает рост их профессионализма,

повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.

сложившаяся к настоящему времени в стране система профессионального образования включают следующие ступени:

– начальное профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих в колледжах (ранее назывались ПТУ);

– среднее профессиональное образование – подготовка в колледжах (ранее техникумы) младшего звена инженерно-технических работников;

– высшее профессиональное образование – подготовка бакалавров, специалистов и магистров в институтах, академиях и университетах;

– послевузовское образование – аспирантура и докторантура для подготовки специалистов высшей квалификации;

– повышение квалификации специалистов и руководителей в различных образовательных учреждениях и организациях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.