Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства фиксации наблюдения.






- запись рез-тов наблюдения в специальных документах. В целях последующей обработки и анализа рез-ты наблюдения должны быть зафиксированы в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения и т. п.

Дневник наблюдений представляет собой записи фактов из жизни наблюдаемого лица. Записи наблюдений выполняют функцию фиксирующего средства и не должны превращаться в описание впечатлений суждений наблюдателя. Запись в дневнике должна носить фотографический характер. В дневнике наблюдений используется комбинированный тип записей (часть по памяти, а часть непосредствно во время наблюдения процесса поведения). Кроме того, в дневнике наблюдений должна отражаться конкретная ситуация, в которой происходило наблюдаемое поведение.

Достоинства и недостатки наблюдения

Виды: Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным; Явным и скрытым; Непосредственным и опосредованным; Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным; Прямым и косвенным; Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

Среди недостатков, прежде всего следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого общения результатов исследования.

Достоинства метода наблюдения:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы че­ловеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологи­ческой информации, которые основываются на пред­варительных или ретроспективных суждениях рес­пондентов.

3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществ­ляется прямой контакт между исследователем и иссле­дуемым объектом, что дает возможность получать бо­лее достоверную, объективную и оперативную инфор­мацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведе­ния или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происхо­дящие события.

5. Исследователь в определенной степени не зави­сит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблю­дателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Сложность, а порой и невозможность повторе­ния наблюдения.

3. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость де­лать эту работу после проведения наблюдения. 4. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

5. Возможность проведения лишь в момент совер­шения события. 6. Ограниченность наблюдения временем совер­шения интересующего наблюдателя события. 7. Высокая трудоемкость. 8. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является од­ним из самых дорогостоящих методов сбора первич­ной социологической информации. 9. Не все социальные факты поддаются непосред­ственному наблюдению, целый ряд областей оказыва­ется почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексу­альные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследова­теля в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с воз­никновением «барьера субъективности» при интер­претации событий. 3. На качество получаемой информации может ощу­тимо повлиять различие в социальном положении наблю­дателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориента­ции, стереотипов поведения, интересов и т. д.

4. Личностные особенности наблюдателя определен­ным образом сказываются на его впечатлениях, а значит и на качестве фиксируемых показателей. 5. Включенный наблюдатель может утратить объ­ективность, занять позицию тех, в среде кого он дейст­вует. 6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого.

7. Восприятие социальных явлений исследовате­лем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдае­мым (наблюдаемыми).

8. Возможна «ошибка моделирования» (или иначе логическая, теоретическая ошибка).

10. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения.

58. Законодательно-нормативная база профессионального образования. Профессиональные и образовательные стандарты: их структура и понятийный аппарат. Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в образовательной организации высшего образования: учебный план, типовой и рабочий учебные планы, основная образовательная программа, рабочая программа учебной дисциплины, учебно-методический комплекс учебной дисциплины

1. Всеобщая декларация прав человека ООН (10.12.48) о профессиональном образовании. Конвенция по техническому и профессиональному образованию ООН (16.11.89). Вопросы образования в Конституции Российской Федерации.

В число действующих в России актов международного права, касающихся образования, входит Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (действует на территории России с 03.01.76), Филадельфийская (1944 г.) и Женевская (1998 г.) декларации Международной организации труда. Эти документы содержат общепризнанные принципы международного трудового права и перечень трудовых прав, являющихся основополагающими для национального правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений для всех государств-членов МОТ.

Согласно п. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на образование. Декларация устанавливает, что техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным. Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

В Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.60) определено, что под доступностью образования понимаются равные для всех права и возможности его получения. Это предполагает, во-первых, экономическую доступность получения любого уровня образования, т. е. установление бесплатного, символически платного, платного образования, но компенсируемого государством на выгодных и удобных для обучающихся условиях. Во-вторых, физическую доступность, под которой понимается досягаемость образования либо посредством возможности посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям обучения, в частности путем дистанционного образования.

В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сказано, что государство-участник этого Пакта признает право каждого человека на образование. Для полного осуществления этого права государство должно принять все необходимые меры, в частности:

1. постепенно ввести бесплатное среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, которое должно быть открыто и доступно для всех;

2. постепенно ввести бесплатное высшее образование, которое должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

При этом в ст. 4 Пакта определено следующее. Участвующие в нем государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом. И только в той мере, в какой это совместимо с природой указанных прав; исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование. А также гарантирует, что россияне имеют право на получение любого уровня образования. Часть 2 ст. 43 Конституции РФ устанавливает общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст. 43 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Между тем ст. 5 Закона об образовании устанавливает общедоступность и бесплатность — на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые4.

Таким образом, ст. 5 Закона об образовании противоречит ст. 43 Конституции РФ в следующем. Во-первых, изменяет конституционные правила в части среднего профессионального образования, устанавливая возможность его получения только на конкурсной основе. То есть фактически допускает общедоступность и бесплатность только начального профессионального образования вместо конституционно гарантированного среднего профессионального образования. Во-вторых, закрепляет платность среднего профессионального и высшего профессионального образований, получаемых не впервые. И, в-третьих, исключает из субъектов, предоставляющих бесплатное образование, предприятия, поскольку указывает, что эти уровни образования получить бесплатно возможно только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В преамбуле Закона об образовании сказано: право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. В частности, это означает, что на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила, изложенные в международных актах, применяются, когда лицо, собирающееся реализовать свое право в сфере образования, обнаружит расхождение их норм с нормами национальных законов и подзаконных актов.

Также необходимо обратить внимание на то, что законы и иные правовые акты (подзаконные акты), принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ, закрепляя право на образование (и в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях), обязывает перечисленных в ее ст. 43 субъектов осуществлять следующее. Компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия должны создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования. А при недостаточности мест —увеличивать их количество.

Повторим, что Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность, в частности среднего профессионального образования, и бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования. При этом в Конституции РФ точно указано, где гражданину обязаны обеспечить их получение: «…в государственном или муниципальном образовательном учреждении и предприятии».

Но, во-первых, в Законе об образовании нет даже упоминания о конституционных обязанностях негосударственных учебных заведений, созданных предприятиями (юрлицами), содействовать гражданам в получении общедоступного и бесплатного любого уровня образования (в том числе бесплатного высшего) при прохождении гражданами России конкурсного отбора, даже если они получают его впервые.

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на получение любого уровня образования на бесплатной основе.

Вместе с тем Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) устанавливает бесплатное образование только при получении высшего образования впервые. Данное положение ограничивает права работников.

Анализ судебной практики показал, что суды, вынося решение, фактически опираются не на Конституцию РФ, а на федеральные законы, что влечет нарушение конституционных прав граждан на бесплатное образование. Более того, такая ситуация провоцирует проблемы как в сфере налогообложения (например, не позволяет компаниям — работодателям уменьшать облагаемые налогом на прибыль доходы на суммы расходов, связных с оплатой обучения работников), так и в части предоставления государственных гарантий лицам, совмещающим работу с обучением, если образование такого уровня получается не впервые1.

Например, согласно ч. 1 ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, выплачиваются лишь тем работникам, которые получают соответствующий уровень образования впервые. Заметим, соответствие ч. 1 ст. 177 ТК РФ Конституции РФ уже дважды являлось предметом рассмотрения Конституционного суда2. Суд отказал в принятии жалоб к рассмотрению, указав, что ограничение ч. 1 ст. 177 ТК РФ не может рассматриваться само по себе как нарушающее конституционные права и свободы граждан, получающих второе высшее образование. Тем не менее мы считаем, что такое положение ограничивает конституционные права и свободы граждан (ст. 19, 55 Конституции РФ), в частности право на образование, установленное ст. 43 Конституции РФ в неограниченном числе раз.

Кроме того, данное ограничение прав работников нарушает основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Базовой юридической основой образования является статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка, в которой имеются статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.

Декларация (лат. declaratia) -провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы.

Конвенция (лат. conventio) - договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Как видно, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя сейчас подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.

Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 году. В ней говорится:

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

2. Закон Российской Федерации Об образовании (13 января 1995 г.). Закон РФ о высшем и последипломном образований. Национальная Доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная программа развития образования.

По сравнению со старым законодательством, в этом законе есть следующие основные новшества:

по-новому трактуется сущность образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

сфера образования провозглашена приоритетной, на него ежегодно должно выделяться финансовые средства в размере не менее 10% национального дохода;

закреплены такие новые принципы государственной политики в области образования, как гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; гражданская направленность; единство федерального культурного и образовательного пространства; учет региональных особенностей; общедоступность и адаптивность системы образования; деполитизация образования; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

государство гарантирует гражданам РФ получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования, если это образование получается впервые; гарантируется получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в рамках имеющихся возможностей;

установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;

уточнена система образования, включающая дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; дополнительное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование;

установлено, что учредителями образовательных учреждений могут быть: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения, их объединения и ассоциации; отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и других государств.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке;

расширены формы получения образования, включающие обучение в образовательных учреждениях, семейное образование, самообразование, экстернат; предусмотрено развитие альтернативного образования, создание образовательных учреждений элитарного типа;

установлено, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие и совершенствование гражданского, правового государства;

образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;

предусмотрено, что освоение образовательных программ (основного и полного общего и всех видов профессионального образования) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая должна проводиться государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием; введение аттестации, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений;

разрешены предпринимательская деятельность образовательных учреждений и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность;

образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельности в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения;

установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и дополнительные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ;

образовательным учреждениям разрешена международная и внешнеэкономическая деятельность.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации " Об образовании", Федеральном законе " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Национальная доктрина образования России - официальный документ, определяющий статус образования, как одного из приоритетов государственной политики, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, характер управления системой образования и ее обеспечения. Компетентная в самом высоком смысле слова аудитория может сразу высказать опасения по поводу того, не превратится ли национальная доктрина образования в очередной программный документ " развития образования? " И эта тревога понятна. Неработающие законы и необеспеченные программы удручают больше, чем их отсутствие.

Национальная доктрина образования должна приниматься федеральным законом после широкого обсуждения ее на уровне общественности. Создать сегодня доктрину образования - значит предложить обществу конкретную национальную идею, с конкретными, доведенными до технологии, действиями. Проблемы образования должны стать общегосударственными, а не узковедомственными, эта одна из немногих сфер, которая касается буквально каждого гражданина, его уровня жизни и благополучия, личностного развития и самореализации.

23 сентября 1997 года Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации было принято решение " считать целесообразным рассмотреть вопрос о разработке национальной доктрины развития образования в Российской Федерации и организовать проведение парламентских слушаний по этому вопросу".

Совет Федерации поддержал решение Комитета и своим постановлением от 20 мая 1998 года " осуществить разработку национальной доктрины развития образования с последующим ее утверждением федеральным законом."

29 апреля 1998 года 9 июня 1998 были проведены парламентские слушания " О национальной доктрине развития образования Российской Федерации". По итогам слушаний были приняты рекомендации по разработке проекта национальной доктрины.

В основе рекомендаций - реализация принципа приоритетности образования и наличие одобренного обществом стратегического плана развития образования на ближайшие 20-25 лет.

19 ноября 1998 года совместным решением Комитета Совета Федерации, Комитета Государственной думы и Министерства общего и профессионального образования была создана Комиссия по разработке проекта национальной доктрины образования РФ. Комиссия приняла решение разрабатывать документ общенационального масштаба и утверждать его федеральным законом.

Проект национальной доктрины разработан и одобрен на заседании Комиссии 10 сентября 1999 года.

Разработанный проект доктрины был направлен в сентябре 1999 года в Комиссию по подготовке проекта национальной доктрины образования Российской Федерации, созданную Распоряжением Правительства Федерации.

В настоящее время проект доктрины разослан Правительственной комиссией в различные организации и опубликован в средствах массовой информации для широкого общественного обсуждения.

Таким образом, завершен очень важный этап работы над доктриной, но главный и очень ответственный этап доработки и принятия доктрины впереди. Что важно учесть при дальнейшей работе над доктриной?

Разрабатывая доктрину, необходимо учитывать особенности и условия развития современного общества, " запрос" приближающегося XXI века.

Переход на принципиально новый технологический уровень производства потребует обеспечения тотальной грамотности нации и переход ко всеобщему полному среднему образованию.

Существенное ухудшение экологической обстановки ставит перед российским образованием задачу формирования экологического самосознания, ориентированного на создание экологически чистых технологий в производстве.

Необходимо добиваться широкого применения информационных технологий в сфере образования и дистанционных технологий обучения с целью повсеместного овладения современным компьютерным языком общения, позволяющим стирать грани и барьеры между государствами и континентами, оптимизировать любой вид деятельности.

Образование должно основываться на междисциплинарном подходе и на достижениях фундаментальной науки. Это будет способствовать формированию целостного миропонимания и научного мировоззрения.

Главная " национальная идея" России, ориентированная на гражданское объединение и согласие, должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и стать основой нравственных ориентиров общества будущего.

Следует четко определить статус педагогов, как ключевых фигур в достижении целей образования, обеспечить условия для их творческого и профессионального роста. Вместе с тем, определить ответственность педагогических работников за уровень и качество образования. Очень важно нам не растерять свой отечественный потенциал при проведении реформ в области образования. Необходимо, учитывая мировые достижения в области дидактики, рассчитывать на собственные силы, исключить слепое копирование и механический перенос зарубежных систем образования на российскую почву без учета специфики и особенностей российской действительности. Автоматический перенос элементов зарубежной культуры с целью получить более высокий результат далеко не всегда приводит к желаемому эффекту, а опыт великих педагогов России, вызывающих восхищение за рубежом, незаслуженно забывается.

3. Лицензирование, аттестация и аккредитация профессиональных образовательных учреждений.

ПРИКАЗ от 22 мая 1998 г. N 1327 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

На каждое образовательное учреждение, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых образовательным учреждением на аттестацию; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о создании аттестационной комиссии; заключения аттестационной комиссии; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным и других документов, связанных с проведением аттестации.

Аттестационное дело хранится в органе (службе), проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации образовательным учреждением.

Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

21. Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

22. При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:

а) уровень реализуемых образовательных программ – на основании заключения аттестационной комиссии;

б) направленность реализуемых образовательных программ – на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

в) структуру классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);

г) качество подготовки выпускников – на основе заключения аттестационной комиссии;

д) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

е) информационно-техническое оснащение образовательного процесса – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

ж) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса – при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 33) предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, получают образовательные учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) на ведение образовательной деятельности. Лицензирование образовательных учреждений является одним из важных критериев оценки качества учреждения наряду с аттестацией и аккредитацией, а также играет важную роль в процессе определения соответствия образовательного учреждения государственным стандартам. Лицензирование образовательного учреждения как частный вид лицензионной деятельности (лицензирования) вообще, устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Под лицензированием в собственном смысле слова понимается комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих требований и условий.

Непосредственная лицензионная деятельность в сфере образования на федеральном уровне осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) в соответствии с п.5.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 300 " Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки". Как записано в этом пункте, Рособнадзор " на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)". На уровне субъектов федерации правом лицензирования обладают соответствующие государственные органы управления образования (министерства, управления, департаменты образования). Лицензирование на муниципальном уровне законодательством не предусматривается.

Основным подзаконным правовым документом, регламентирующим лицензионную деятельность в сфере образования является Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796.

Данное устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций (далее именуются - соискатели лицензии).

Не подлежат лицензированию следующие виды деятельности в сфере образования:

-образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

-индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Содержание лицензии на право осуществления любой деятельности, подлежащей лицензированию (не только в сфере образования, в обязательном порядке включает в себя сведения о:

- наименовании лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

- регистрационном номере лицензии и дате принятия решения о ее выдаче;

- наименовании и месте нахождения лицензиата;

- идентификационным номере налогоплательщика (ИНН);

- сроке действия лицензии.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:

- перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;

- квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;

- контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Для получения лицензии образовательное учреждение представляет в лицензирующий орган следующие документы:

Лицензия выдается не менее чем на 3 года (на практике обычно лицензия выдается на 5 лет), хотя по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на меньший срок.

Одной из наиболее действенных юридических гарантий условий для обеспечения качества планируемой образовательной деятельности является, безусловно, отказ в выдаче лицензии. В Положении указываются два основания для такого отказа:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.

Если образовательное учреждение реорганизуется в связи с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения, или ликвидируется, лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

4.Государственные стандарты профессионального образования. Федеральные, национально-региональные и местные компоненты государственных стандартов.

На сегодняшний день в оценке системы образования (или, скорее, образованности специалистов и выпускников образовательных учреждений) существуют два совершенно противоположных мнения: первое, что наше образование – самое лучшее; второе – растущий спад качества образованности. Или: была лучшая в мире система образования, а теперь ее разваливают (или развалили).

Сторонники первой оценки ссылаются на достижения НТП в основном в оборонной сфере, бесплатность, доступность и всеобщность образования, достижения призеров олимпиад и т.д.

Сторонники второй оценки ссылаются на низкую производительность общественного и профессионального труда и такой же уровень общей культуры, коммерциализацию и как итог – продажу дипломов и т.д.

Аттестация является одним из механизмов оценки качества обученности студента. Хотя традиционная система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, и посему данное понятие трактуется сегодня достаточно произвольно.

Более того, положение усугубляется появлением различных новых систем оценки результатов обучения в регионах и профессиональных учебных заведениях. Оно не может не усугубляться, если работа в целом не скоординирована, если каждое учебное заведение (в равной мере и преподаватель) будет брать за основу оценки обученности расплывчатые требования типовых учебных программ (в меру того, как он их помнит), сравнение знаний с учебником (а их стало до ужаса много и все разные), сравнение с другими обучающимися (эталоном становится самый малоспособный).

Выход из этой ситуации один – введение стандартов общего и профессионального образования, создание единой службы аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Только в данном случае мы получим возможность хотя бы примерного сопоставления получаемых результатов обучения.

С введением стандартов появился узаконенный эталон, относительно которого возможно сравнение качества обученности. Поскольку Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО) – узаконенный государственный документ, в соответствии с которым составляются типовые и рабочие учебные планы, образовательные предметные программы и ведется весь образовательный процесс в любом учебном заведении независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «Об образовании» было принято правительственное Постановление «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 10 августа 1993 г. № 773, которое закрепило конкурсную основу принятия стандартов, осуществило разделение полномочий правительства и министерства. Прерогативой правительства РФ являются общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации. Правительство определяет нормативы учебной нагрузки обучающихся и максимальный объем учебной нагрузки.

Соответственно установлены единые нормативные сроки обучения, единые формы документов о высшем профессиональном образовании, в том числе единые формы диплома о неполном высшем образовании и академической справки. Указанные документы государственного образца выдаются лицам, обучавшимся и завершившим полный курс обучения аккредитованного вуза согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, но только по аккредитованным специальностям.

Основные профессиональные образовательные программы вуза независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности должны предусматривать обязательное изучение студентом следующих дисциплин:

1) общих гуманитарных и социально-экономических;

2) математических и общих естественнонаучных;

3) общепрофессиональных (для данного направления или специальности подготовки);

4) специальных.

Основные требования, предъявляемые к изучению дисциплин всех четырех блоков Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, определены рядом правительственных и ведомственных нормативных актов. Так, названное Постановление правительства РФ от 12 августа 1994 года обязательный минимум содержания указанных блоков дисциплин определяет как федеральный компонент образовательного стандарта, т.е. его содержание определяет федеральный орган управления образованием, а региональный компонент согласно статье 29, отнесен к компетенции субъектов Российской Федерации; согласно статье 32, разработка образовательного компонента образовательного учреждения отнесена к компетенции образовательного учреждения.

Итак, четкое разграничение в определении учебных дисциплин и объема учебной нагрузки, предоставленное ГОС ВПО, защищает единство образовательного пространства высшего профессионального образования России как части общемирового образовательного пространства и в то же время дает право гражданам субъекта федерации, профессорско-препо­давательскому составу учебного заведения и обучающимся в вузах и их родителям определить свой региональный и вузовский компонент ГОС ВПО. Это право не только факультета: на какие структурные части разделить учебное заведение – право самого вуза, они могут быть отделениями, факультетами, семинарами и т.д.

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению[1].

Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:

1. равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

2. единство образовательного пространства в Российской Федерации;

3. академические свободы обучающихся;

4. академическую мобильность обучающихся; право выбора образовательного учреждения;

5. защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

6. преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;

7. социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

8. право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования;

9. основы для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя) образовательных услуг в сфере общего образования, а также для определения условий образовательного процесса в организациях, реализующих государственный стандарт общего образования на основании лицензии.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Государственный контроль за исполнением федерального компонента государст-венного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется форме:

10. государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

11. аттестации и аккредитацииобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные и образовательные стандарты: их структура и понятийный аппарат.

\ Понятие стандарта (от английского - standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.