Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники и условия творчества педагога.






Творчество – деятельность порождающая что-то новое. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций

Источниками творчества молодых педагогов могут быть:

· анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем; -изучение опыта коллег;

· чтение научной литературы; -картотека интересных фактов, высказываний; -вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует; -общение с коллегами, друзьями, воспитанниками; -система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Творческая деятельность учителя осуществляется в следующих формах:

1. Применение известных дидактических средств в новых сочетаниях к возникающим в учебно-воспитательном процессе педагогическим ситуациям.

2. Разработка новых средств применительно к новым ситуациям.

Условия педагогического творчества:

· нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога); -стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в доме, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов и др.; -научная организация труда; -обогащение их общей культуры, кругозора, информативности; -наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа; -материальная обеспеченность, материальная база; -свобода критики, проведение творческих дискуссий; -использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении; -влияние личности руководителя учреждения.

Творчество и креативность – соотношение понятий

креативность рассматривается в рамках общего подхода к изучению психологии творчества.

Термин «креативность» ввел в 1950 году Дж. Гилфорд и многие исследователи считают этот год началом ее систематического изучения. В настоящее время существуют некоторые неясности в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Можно выделить три основных подхода к решению этого вопроса:

Во-первых, понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы. Частично, на такое пересечение терминологии влияет двойственность английского «creativity», переводимого и как «творчество», и как «креативность», в зависимости от контекста и области исследования.

Второе направление изучает креативность и творчество как отдельные феномены. Делая попытку разделить, «творчество» и «креативность. Творчество возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и, оказывая на эту систему преобразующее воздействие, является результатом сложнейшего процесса взаимодействия личностного и социального. Таким образом, креативность- рассматривается как построение новых возможностей для субъекта, а творчество — как создание новых возможностей для культуры.

Третье направление связано с тем, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Творчество это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: - выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен; - еализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»; - является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Это творческая личность. Особенностью творческой личности является креативность.

Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства: - когнитивные — чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия; - эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости; - мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости; - коммуникативные — инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

54. Объект и предмет, цель и задачи исследования. Теоретические и методологические основы научной работы

Объект исследования является носителем выявленного социального противоречия и обусловленной действием этого противоречия социальной проблемы. Именно поэтому на него направлен процесс познания. В качестве объекта могут выступать какая-либо область социальной действительности

На одном и том же объекте могут проводиться самые разные исследования в зависимости от того, под каким углом зрения будет рассматриваться и изучаться данный объект. Это значит, что объекту соответствует не один, а множество предметов. Следовательно, необходимо определить предмет своего исследования, который очерчивает границы познания изучаемого объекта.

Предмет исследования – это те стороны, свойства, характеристики объекта, которые наиболее выпукло выражают социальное противоречие и в связи с этим приобретают теоретическую и практическую значимость, вызывают у исследователя наибольший интерес. Можно сказать, что предмет – «это совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия». Таким образом, пока не выявлено основное противоречие, невозможно правильно определить предмет исследования.

Цель исследования показывает, на какой конечный результат ориентировано данное исследование. Цель может быть теоретической или прикладной. Теоретическая цель ориентирует исследование на получение нового теоретического знания о структуре, функциях, закономерностях изучаемого явления, тенденциях его развития, а прикладная цель – на практическое решение возникшей проблемы.

Примерами теоретических целей являются: выяснение закономерностей функционирования и развития. Прикладная цель предполагает разработку прогноза изменения, развития социального объекта, явления, разработку концепции социальной политики или практических рекомендаций для органов управления.

Задачи исследования служат средствами достижения цели. Они отвечают на вопрос, что именно нужно изучить, выяснить, установить для достижения поставленной цели.

Выделяют основные и частные задачи. Основные задачи непосредственно вытекают из цели, частные задачи – из основных задач, являясь их детализацией.

Объект и предмет исследования. Действительность бесконечно разнообразна. Ученый же должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключевой пункт, аспект или связь, он может, пойти сразу во всех направлениях.

Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи.

Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Теоретические и методологические основы научной работы

Методологической базой исследования является современная система философско-правовых знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и способам применения различных методов познания

В целях полного раскрытия содержания темы диссертации автор использует различные научные методы. Исторический, системный и формально-юридический методы применяются для исследования

Теоретической основой исследования послужили научные труды по философии, педагогике, нормативные документы,.

55. Определение понятия «процесс профессионального обучения». Особенности теоретического и практического обучения. Интегративно- модульная и проблемно-развивающая системы обучения.

Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.