Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические и психологические основы профессионального обучения. Способы формирования профессионально-значимых качеств личности.






Профессиональное обучение с психологической точки зрения есть планомерная совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на овладение учащимися профессиональными ЗУН и на формирование личности квалифицированного специалиста.

ПО осуществляется в 3х основных формах:

1. индивидуальным ученичеством на предприятиях;

2. обучение в системе курсовой подготовки и переподготовки рабочих на производстве;

3. ПУ.

В системе ПО применяются следующие виды педагогической работы:

1. воспитание – понятие психолого-педагогическое. С точки зрения психологии – это воздействие на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности морально-эстетических качеств личности воспитуемого в целом;

2. обучение – деятельность, в результате которой учащиеся под руководством педагога овладевают профессиональными ЗУН. Осуществляется путем последовательного ознакомления, изучения, упражнений, повторений и завершается практикой;

3. упражнение – многократное выполнение осваиваемых действий на основе имеющихся знаний для формирования отдельных навыков и умений;

4. тренировка – процесс совершенствования рабочих действий путем повторения осваиваемых в упражнениях движений для приспособления их к повышенным требованиям определенной деятельности; тренировка обеспечивает легкость, точность и быстроту действий;

5. практика – в психологическом отношении – это реальная деятельность, к которой учащийся ранее готовился в процессе теоретического обучения, учебных упражнений и тренировок. Практика может быть учебной и производственной.

Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя

Педагогический такт – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.

черты личности, которые, на наш взгляд, и составляют портрет личности лидера, особенно лидера-профессионала: самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении; наличие высокой морали; повышенные нравственные требования, которые он предъявляет себе; реалисти- ческий взгляд на мир; адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний; доброжелательное, уважи- тельное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть; ориентация на собственную систему цен- ностей; стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.

способы формирования профессионально значимых лидерских качеств сту- дентов находятся в прямой зависимости: - от специфики будущей профессиональной деятельности студента; - от уровня сформированности лидерских качеств в довузовский период; - от этапа профессионального обучения; - от уровня развития воспитательного пространства вуза; - от степени осознания педколлективом необходимости формирования лидерских качеств как професси- онально значимых.


 

14. Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса. Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса: целесообразности, гуманности, природосообразности, научности, доступности и др

Педагогический процесс - процесс осуществления обучения и воспитания, протекающий в определенных условиях.

Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов: цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, средства обучения, преподаватель, учащийся.

Все эти методы связаны между собой.

В.Я. Свирский представляет систему педагогического процесса немного иначе:

– интеллектуальное взаимодействие; цели – результат процесса; – собственная деятельность преподавателя;

– собственная деятельность учащихся; – эмоциональное взаимодействие.

трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическая структура была рассмотрена достаточно подробно выше. Рассмотрим методическую структуру. Для ее создания цель разбивают на ряд задач, в соответствии с которыми определяются этапы деятельности педагога и ученика. Кроме этих двух структур, педагогический процесс имеет еще третью – психологическую. К ней относятся: процессы восприятия, мышления, осмысливания, усвоения информации, проявление учащимися интереса, склонностей, подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения. Следовательно, в психологической структуре можно выделить три подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга с точки зрения своего основного содержания, сводились к следующему:

- обучение и воспитание - подсистемы единого процесса образования;

- обучение и воспитание - процессы целесообразно организованного процесса социализации человека

- различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание - к его эмоционально-практической, ценностной стороне;

- обучение и воспитание - процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Принцип (от лат. начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; Педагогические принципы — это основные идеи, следование кото­рым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.