Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гетерономная и автономная этика






Автономная и гетерономные этики (греч. autos — сам и heteros — иной) — распространенные типы этической теории. Автономная этика выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи автономной этики развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая автономной этике гетерономная этика выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др. К разновидностям гетерономной этики буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, которые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и некоторые др. системы. С точки зрения марксизма дилемма автономности и гетерономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объективных и субъективных детерминант морали.

Автономная и гетерономная этика (у Канта) - типы этической теории, различающиеся способом обоснования морали. Наиболее четко и последовательно их разведение было дано И.Кантом, который утверждал, что гетерономная этика, объясняющая мораль из внешнего по отношению к ней начала, не в состоянии выявить специфику морали. Примерами гетерономной этики являются учения о религиозной природе нравственности, гедонистические, эвдемонистические, утилитаристские концепции морали, выводящие её содержание и веления из воли Бога, принципа наслаждения, счастья, пользы. Этим под мораль подводятся, по мнению Канта, чуждые ей основания.
В противовес господствующей до него традиции Кант провозгласил полную автономию морали, то есть её ниоткуда не выводимый, доопытный (априорный) и самодовлеющий характер. Мораль выступает у Канта как самозаконодательство практического разума, формулирующего цели и принципы нравственного поведения. Нравственное поведение может быть таковым только тогда, когда мотивировано исключительно уважением к нравственному закону и независимо от внеморальных побуждений - себялюбия, страха перед Богом, перед законом, стремления к счастью, удовольствию или выгоде.
Тем самым Кант подчеркнул специфический характер морали и выявил внутренне присущую её логику развертывания и функционирования, позволяющий морали возвышаться над другими сферами человеческой деятельности и задавать им ценностные ориентиры и критерии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.