Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство как вид эстетической деятельности






Искусство сложилось в духовном опыте человечества как один из специфических его видов Ему свойственно целостное, конкретно-чувственное закрепление навыка неравнодушного отношения человека к действительности средствами художественной ьо образного языка Предмет неравнодушия приобретает отчетливую жизненность в специфической художественно-формирующей деятельности Способность неравнодушного отношения субъекта и необходимость придать предмету изображения выразительной у себе жизненности в художественном образе имеют же ценный характер В художественно-формирующей деятельности дух объективирует себя, приобретает выразительной жизненной полноты Он организуется и вдохновляется на создание собств ого образа благодаря предмету неравнодушия Поэтому в искусстве весит не то, что изображено, а то, как показано, то есть насколько дух наполнился способности к свободному же развертывания, вдохновляясь содержанием пред цель неравнодушия Выразительные формы действительности и неравнодушное отношение к ним субъекта отношения утверждают свободу творческого взаимодействия как высшую духовную ценность Она приобретает свой убедительный чувственно обозримом й проявление в совершенном художественном произведении, возникает внутренне жизненной целостностью Искусство как общественная ценность, как самоценный вид деятельности и форма духовного опыта образует особую идеальную реал ьнисть Искусство - это специфическая форма общественного сознания и вид духовно-формирующей деятельности, отражает действительность в целостных, конкретно-чувственных, художественно выразительных формах по идее доскон алостьсконалості.

В разных языках значение понятия очень близки и свидетельствуют прежде всего способность сознания сформироваться в выразительную целостность и мастерски отразить богатство нюансов жизни духа, воплотивший себя в предметах неравнодушиябагатство нюансів життя духу, що втілив себе у предметах небайдужості.

Анализ искусства как особого типа духовного опыта, отличного от других его видов, впервые совершил Аристотель в известной работе \" Поэтика\" Напомним, что искусство философ выделяет как особый вид д духовного опыта, по сравнению с научным знанием Другим важным аспектом эстетического анализа является осмысление искусства как особого вида формирующей деятельности, создает выразительную по способу изображения и внутренне завершенную по содержанию логику изображения событий, явлений, отношений, в соответствии с идеей Сформулированное в философии Платона понятие \" идея\", применено Аристотелем относительно искусства, позволило определи ити основания его отличия от других типов опыта Идея возникает организующим началом художественно-формирующей деятельности художника, ведь собирает в выразительное и гармоничное целое все богатство способов ее чувственного развертывания в предметах изображения, предоставляя им целесообразной в себе жизненности в логике произведения как художественного целогоору як художнього цілого.

В дальнейшей истории эстетики на основании законов художественного формирования в единстве идеи и образа рассматривается богатство формирующих возможностей духа, закрепляется в целостных, эстетически выразительных худо ожних формах Эта проблема угловая в эстетике позднего эллинизма (Плотин) В средневековой эстетике внимание сосредоточивается на особенностях образного языка искусства, в частности музыки (Августин, Боэций) и жил описания (Василий Великий) Предметом особого внимания эстетической теории в эпоху Возрождения е искусство живописи (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер) Более широкий аспект сущности искусства определяется как художественное отражение идеи красоты, в частности в эстетике английского эмпиризма, философии немецкого и французского Просвещенияцтва.

Качественно новый этап в осмыслении искусства как особого вида духовного опыта связано с трудами выдающихся представителей немецкой классической философии и Кант впервые обосновал своеобразие искусства а как сферу духовного опыта, утверждает самоценность свободного (практически незаинтересованного) отношение человека к миру Потребность закрепить свободное взаимодействие человека с миром приобретает в художественной деятельности смысла самоценной всеобщим предметом неравнодушия, как доказывает И Кант, есть прекрасное Оно нравится всем \" без понятия\", ведь в нем всеобщее и особенное, цель и средство, понятие и предмет рас ются друг в друге Итак, прекрасное в искусстве является чувственным проявлением идеи Особое (образ) в нем соответствующее понятию В художественно прекрасном ощущения, переживания, склонность не только подводятся под всез агальни категории рассудка, но и настолько целесообразно связанные с всеобщим, проявляющиеся адекватными ему Мнение воплощается в художественно прекрасном и существует в нем свободно Иначе говоря, в искусств и созерцания и чувства возвышены до всеобщего, а мысль разворачивается вокруг чувственных предметов неравнодушия, не абстрагируясь от них, а радостно наслаждаясь богатством их проявлений

В эстетике Ф Шеллинга (\" Философия искусства\") содержится теоретическое обоснование искусства как специфического типа духовного опыта Философ подчеркивает, что глубинное понимание сущности искусства возможно ли ише при условии его философского анализа Сознание рядового субъекта оценочного суждения, пользуется лишь чувственными впечатлениями о явлениях, не способна постигать произведение как художественную целостность и с позицией й всеобщего открывать глубинность проявлений творческого духа художника, разворачивается своим богатством в пределах произведения как эстетически определенной внутренней жизненности Философ убедительно доказывает, что вели чезна количество людей, тронутых, захваченных, вдохновенных произведением, ни разу не задавались вопросом: благодаря чему, какими средствами художнику удается овладеть их чувствами, растрогать до глубины души А поэтому их чувства имеют пассивный характер Они никогда не задумываются, каким образом можно подняться над низкими чувствами к более высокому, деятельного, т.е. осмысливая переживания искусства Философ ка тегорично и справедливо утверждает: \" Тот, кто не способен подняться до идеи целого, совершенно не способен иметь суждение ни об одном из произведений искусства\" [13, с 57] Заметим, что речь идет об истинности суждения а не о случайности его Поэтому Ф Шеллинг акцентирует важность философского анализа искусства для осмысления специфики духовного опыта, который закреплен в нем, и специфики способов его закрепят ения В единстве это позволяет раскрывать своеобразие жизни духа в искусстве и место и роль его в закреплении духовных достижений человечества в историческом прогрессеів людства в історичному поступі.

Философ подчеркивает, что искусство - самоценный вид опыта, ведь единственный, почти полностью включает в себя \" самые возвышенные предметы нашего восхищения\" Объясняя мнению, он замечает, что искусство как д духовная целостность представляет собой органическое целое, \" столь же необходимо во всех своих частях, как и природа\" [13, с 56] Художественные произведения - это не уподобление природе в смысле подражания ее форм в изображении ях Произведения искусства (и это критерий их эстетической ценности) возникают учитывая логики их внутренней жизненности столь же целесообразными и необходимыми во всех своих элементах, как и явления природы В этом, то бы то в целесообразной внутренний жизненности изображений, состоит сходство искусства к природе Отметим важность этой мысли как методологической основы для понимания сущности искусствзуміння сутності мистецтва.

Ф Шеллинг обращает внимание на различное в восприятии выразительных проявлений природы и художественных форм Созерцать богатство форм, присущих природе, - источник большого удовольствия, так же, как и углубляться в ее й изучения Природа - неисчерпаемый источник, что из себя добывает неизменной закономерностью бесчисленное количество выразительных явлений Еще интереснее проникновения \" в организм\" искусства, ведь в нем с абсолютной свободы создается высшее единство и закономерность, что позволяет нам \" постигать чудеса нашего собственного духа значительно непосредственнее, чем мы постигаем природу\" Остановимся на анализе этой мысли, поскольку она открывает самое существенное в понимании искусства как деятельности создания, обусловленной глубинными потребностями человеческого духа Дух является организующим началом произведения как идеально реальной целостности Жизнь произведения разворачивается аеться по своим законам, не противоречат законам жизни, но имеют свои особенности, обусловленные мере целесообразности, жизненной полноты предмет изображенияповноти предмета зображення.

Философ проводит параллели между тремя формами духовного опыта: чувственным восприятием, эстетически-художественным формированием и философским осмыслением содержания Чувственное созерцание дает нам богатство чувственных впечатлений о выразительных форм действительности в их неисчерпаемости Последнее побуждением для углубления в познание богатства форм природного мира и предпосылкой осмысления закономерностей природных явлений и процесс ей Природа открывается при этом неисчерпаемостью, стимулируя потребность в познании мира для систематизации законов ее развития Качественно иной тип отношения содержит опыт художественного творчества Углубление в ее закономерности Ф Шеллинг считает еще более вдохновляющим явлением, ведь оно открывает величие человеческого духа, способного в свободном творческом подъеме создавать высшее единство - внутреннюю совершенную целостные во, предстает произведением искусства Философ справедливо называет художественные произведения \" внутренними организмами\", подчеркивая их жизненность, т.е. внутреннюю логику развертывания качеств Убедительная в себе выразительная жизненно евисть образов искусства свидетельствует о полноте и богатство формирующего духа художникамуючого духу митця.

Сказанное о сущности искусства как формирующей способности духа открывает такую?? его специфическую особенность Если философия есть лишь сферой идеального, то в искусстве происходит внутренне целесообразное сочетание ния идеального и реального Причем искусство предстает олицетворением единства названного в формах совершенства Они соотнесены как прообраз (идея) и отображения (чувственная реальность жизненности образа) акцентом т на этой закономерности связи двух форм духовного опыта важен тем, что, как отмечает Ф Шеллинг, обе формы обеспечивают отображение сущности духа Поскольку идеальное всегда выше отображения р еального, философ вынужден осуществлять в понятиях идеальное отражение того, что является реальным в художнику Итак, искусство является необходимой формой объективации духа, ведь формы искусства являются формы вещей, но не вещей как физической реальности, а \" вещей в себе\", вещей, которыми они в \" перво-образах\" есть, искусство является олицетворением идеи вещей, получившая богатства внутренней жизненности Более того, признавая особую место и особую роль искусства в духовном опыте, философ подчеркивает, что оно олицетворяет истину высшего порядка: составляет полное единство с абсолютной красотой Эту истину искусства может достичь лишь фил ософия, поскольку в чувственных формах художественно прекрасного она способна открывать истину идет здатна відкривати істину ідей.

Ф Шеллинг формулирует не менее важное отличие чувственно воспринимаемых форм предметного мира от художественной жизни предметных форм В реальном мире настоящие вещи есть лишь несовершенным отражением сущности (прежде что-образа) Отличие искусства в том, что в нем настоящие вещи объективируются, т. е. приобретают свойственной перво-образа (идеи вещи) совершенства и воспроизводят интеллектуальный мир, а не мир как мате льно-вещественную реальностьсть.

На основании философского анализа искусства как чувственного олицетворение истины (идеи), т.е. проявления абсолютной красоты как высшей духовной ценности, Ф Шеллинг впервые обосновывает исторический характер художественно пр рекрасного Ему принадлежит формулировка идеи исторического характера искусства В нем (в каждой из его особых форм) конкретизация идеи в процессе ее становления неизбежно где терминуеться условиями времени То м формирования принимает исторически определенного характера, хотя историческая его определенность не имеет абсолютного характера, а выступает диалектическое единство всеобщего и особенного как в плане форм, в которых в бьективуеться дух, так и по содержательной полноты его проявленииявів.

Закономерности исторического развития искусства, сформулированные в эстетике Ф Шеллинга и раскрыты на основе анализа диалектических связей идеи и образа, получают развернутый анализ в эстетике Г Гегеля Пр ристаючы предыдущей традиции осмысления искусства как чувственного изображения абсолютного, а также к пониманию его как единства формы и содержания, где содержанием возникает идея, а формой - чувственное, образное теле ения, Г Гегель выдвигает критерий художественного совершенства искусства Таким критерием является духовность произведения, а факторами, обуславливающими его качественную определенность, является такая степень внутреннего единства идеи и ее образа, при которой они образуют внутреннюю целостностьність.

Мнение, уже известна по труду Ф Шеллинга, приобретает в философии Г Гегеля нового измерения в том смысле, что дух в чувственно воспринимаемых формах разворачивается по службе совершенства, преодолевая не только различные типы к своему виду (искусство, философия, религия), но и различные исторические этапы развития в рамках искусства Модификации диалектических связей идеи и образа обусловливают полноту и глубину совершенства выражений духа в ф ормах искусства Это путь его развития ступеньками содержательной полноты, соответствующих последовательной смене типов искусства Это формы, в которых дух как художественное целое приобретает сознания самого себя [3, с 78] На п идстави своеобразия развертывания идеи в формах прекрасного в искусстве, оно конкретизируется через особые художественные формы Г Гегель выделяет три типа отношения между идеей и ее формообразования: символич ну, классическую и романтическую Идеи исторического развития искусства, получив философское обоснование, служат методологии анализа закономерностей процесса Это закономерности восхождения духа службе углубления ления адекватности воплощения идеи в образе Вне учета этих закономерностей, отмечает философ, понимание сущности искусства просто невозможно Чувственные формы, в которые вкладывался духовный опыт эпох, ос обливости образного языка, которой дух организовался для самопроявлений, разворачивают духовность как реальный процесс ее приобретения и закрепления в художественно совершенной целостности произведений искусстврів мистецтва.

Важным аспектом философии искусства как методологии является осмысление места его в духовном опыте человечества, а следовательно, и его общественного назначения Этот аспект эстетического анализа впервые получил всестороннее о осмысления в работе Ф Шиллера \" Письма об эстетическом воспитании\" Углубляясь в анализ внутренней жизни духа, философ выдвигает идею свобидной целостности красоты как сущностной признаки искусства В нем соединить уеться разумное и чувственное начала, образуя взаимопроникающих целостность Целостность художественной красоты образует специфическую сферу духовного опыта, определяет особое его назначение в человеческом мирелюдському світі.

На основании упомянутой особенности искусства философ строит основательную теорию эстетического воспитания, осознавая его цель как получение субъектом целостности и жизненной полноты духа на основе эстетического п переживания художественно прекрасного Целью эстетического воспитания, согласно Ф Шиллером, является такое развитие чувств, склонностей, при котором они возникают умными сами в себе и способны реализовать свободной творческом взаимодействии всех духовных структур человека, приобретя выразительной полноты и жизненной глубины В восприятии художественно прекрасного духовные структуры - созерцание, чувство и мысль - приобретают согласованности и в своем отношении к чувственно прекрасного Эта проблема осмыслена также в анализируемой труда Ф Шеллинга Обосновывая ценность духовного опыта, сконцентрированного в искусстве, философ подчеркивает, что бе из него сознание человечества не могла бы подняться над чисто эмпирическим уровнем [13, с 56-57] Большое внимание уделяет ей Г Гегель (\" Лекции по эстетике\") Всеобщая и абсолютная потребность, с которой возникает мистецт во, как отмечает философ, есть потребность удвоить себя не только как предмет природы, но и как духовную реальность Человек осознает себя, во-первых, теоретически, во-вторых, практически Высшая форму закрепления ценностям и бытия во внешних чувственно воспринимаемых формах дает нам искусство всеобщего потребность в искусстве, а следовательно, и необходимость его философ видит в разумном стремлении человека духовно осознать внутренний и внешний мир, воплощая его в внутрь целесообразных способах бытия, удваивая тем самым себя как духовную реальность Названа потребность, в свою очередь, приводит развертывания культуры чувств содержанием духов ного опыта, который закреплен в искусстве частности, формируется способность восприятия прекрасного - сущностной признаки искусства и развития на этой основе чувства прекрасного Несмотря ценность искусства как ис рела развития культуры чувств, выше его назначения философ видит в совершенствовании человеческого духа художественно совершенным воплощением в искусстве идеи прекрасногмистецтві ідеї прекрасного.

Согласно сложности искусства как феномена, выделяют несколько типов категорий, отражающих его закономерности: специфического типа опыта и специфического способа его создания и функционирования

Это категории онтологии искусства (художественное произведение, художественный язык, художественный стиль, художественный метод, вид искусства, жанр искусства и др.); категории гносеологии искусства (художественный образ, художественная идея, худо ожня типизация, символ, метафора и др.); категории семиотики и структуры искусства (творческая манера, композиция, сюжет, фабула, ритм, интонация и др.); категории аксиологии искусства (художественная истина, ц иннисть), категории социологии искусства (народность, тенденциозность, публика, художественная критика, элитарное и массовое искусство и др.); категории герменевтического анализа искусства (понимание, толкование интерпретация и др.); категории эстетического восприятия искусства (катарсис, переживания, диалог) и др. [5, с 68 с. 68].

Итак, искусство - это творческая способность формировать идеальный образ реальности согласно законам красоты в пределах произведения как художественного целого Потребность художественного формирования обусловлена, во-первых, необходимостью при акрипиты и удерживать приобретенный человечеством опыт духовных связей с миром в его самоценности Во-вторых, утверждать целостность опыта во внутренне целесообразных универсальных художественно-образных формах как наиболее подходящий его сущности В-третьих, раскрыть неповторимый мир личности, заключенный в совершенные художественные формы, сделав его достоянием духовного опыта человечестватва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.