Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Борисовской плотины






Одновременно Годунов распорядился привести к «общему знаменателю» все пруды, прудики и лужицы, образовавшиеся в результате хаотичного перегораживания речки Городни. Для этой цели возле села Борисово началось строительство большой каменной плотины. Сия плотина должна была решить две задачи: с одной стороны, поднять уровень воды в Городне для создания большого единого пруда, с другой стороны — крутить механизм сельской мельницы посредством энергии падающей воды.

15 восточный фасад Борисовской плотины. Первая половина XIX века
Замысел Бориса очень быстро обрел форму. Уже в 1600 году капитально перекрытая Городня образовала огромный водоем. Уровень воды поднялся так высоко, что Старая Каширская дорога оказалась на дне нового пруда. Пришлось обустраивать паромную переправу, которая просуществовала вплоть до ХХ века.

16 Снимок ступенчатого водоспуска Борисовской плотины. Наши дни

Судя по описаниям пруда того времени, Борисовская плотина поддерживала такой уровень воды, что изначально водоем простирался вплоть до современного Царицыно. Это обстоятельство позволяет считать пруд не только ценным рыбоводческим объектом, но и важным стратегическим — такая водная преграда могла существенно затруднить продвижение потенциального противника с южного направления на Москву.

Заложенная при Годунове плотина имела симметричную форму с водосбросом посередине и мельницей. Естественно, что уникальную белокаменную плотину тут же прозвали Цареборисовской или Годуновской. Соответственно и образованный ею пруд вошел в историю как Цареборисовский (Царевоборисовский). «Царь» исчез из названия пруда только в годы советской власти.

Поэтому в 1675 году водоем перерезала дамба с плотиной. По этой дамбе и пролегла новая трасса Каширской дороги, совпадающая с современным Шипиловским проездом.

Екатерине Великой в 1767 году, когда она впервые посетила эти места (тогда это были владения князей Кантемиров) не удалось перебраться на противоположный берег плотины. Императрица выкупила у Кантемира понравившиеся земли и отдала приказ немедленно начать строительство временного летнего дворца и было

принято решение привести все плотины на прудах к единому стилю и материалу: камню. Годуновскую плотину на Цареборисовском пруду, которая и так была каменной, отреставрировали, В 1768 г. «Цареборисовская плотина в селе Коломенском» перестраивалась.В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сохранился чертеж прапорщика Николая Сляднева на ремонт «Цареборисовской плотины в с. Коломенском», по которому можно составить общее представление об устройстве плотины и мельницы на ней: «Берега были укреплены шпунтовыми сваями…, которые в рассматриваемое время сгнили и потому подлежали замене тарасами… Здесь же находилась пристань…, понурный мост, мост через плотину, шлюз о трех спусках, деревянные здания, каменные быки, мельница, проезжий мост». Остальные — Шипиловскую и Царицынскую — практически отстроили заново.

19 Москва. Цареборисовская плотна. Чертеж 1760-х годов.

Переустройством плотин занимался К.И. Бланк (1728 — 1793), один из ведущих московских архитекторов второй половины XVIII века, прославившийся проектом здания Воспитательного дома вблизи Кремля.

На Шипиловской плотине построили уникальную водяную мельницу в виде многоярусной башни, сочетавшей не только мукомольное производство, но и элеватор-зернохранилище. Увы, башня-мельница исчезла с лица земли в послереволюционное время.

20 Вид с плотины в сторону моста, 1960-70-е годы

 

За долгие годы своего существования все плотины каскада Царицынско-Борисовских прудов многократно подновлялись и реставрировались. Борисовская плотина была даже забетонирована снаружи, а северное ее «крыло» засыпано землей, для пущей надежности.

 

В 2006 — 2007 годах, во время знаменитого воссоздания Царицынского архитектурного ансамбля, Царицынская и Шипиловская плотины были отреставрированы. Их состояние в настоящее время особых опасений не вызывает.

21 Москва. Борисовская плотина, северное крыло. Древняя каменная кладка
Совсем иначе обстоят дела у самой древней, Борисовской плотины. В 2006 году силами специалистов «Эководстройпроекта» и археологов на ней были проведены масштабные архитектурно-археологические исследования. Было частично освобождено от земли «погребенное» северное крыло. Был обнаружен и расчищен водоотводный белокаменный желоб, по которому вода направлялась к колесам мельницы. Найден и фундамент самой мельницы. Были обнаружены фрагменты кирпичной и каменной кладки эпохи Бориса Годунова.

22 Борисовская плотина. Контрфорсы южного крыла
В самом пруду, вдоль береговой линии, были выявлены ряды прекрасно сохранившихся огромных деревянных стреловидных свай, которыми при Екатерине II были укреплены берега возле плотины. И на этом финансирование проекта закончилось.

 

 

Дальше все пошло своим обычным чередом: белокаменные плиты XVI века потихоньку, руками вездесущих гастарбайтеров, растаскивают дачники, по стенам ползают доморощенные альпинисты, а «мастера» граффити уже в несколько слоев расписали массивные контрфорсы…

23 Борисовская плотина. Незаконченная реставряция контрфорсов  
24 Борисовский пруд. Стреловидная свая XVIII века
Иными словами, «мерзость запустения» вновь, впервые со времен польской интервенции XVII века, поселилась на Борисовской плотине — несмотря на то, что уже подготовлен проект настоящей, научной реставрации. И в планах реставраторов не только сохранение единственного в Европе древнего гидротехнического сооружения такого масштаба, но восстановление в первозданном виде водяной мельницы. Однако вместо реализации уникального проекта реставрации на территории парка «Борисовские пруды» полным ходом идет масштабная реконструкция с известными последствиями. Но специалисты не теряют надежды вернуть плотине былой исторический облик. Вода продолжает точить камень - прорыву инженерной мысли четырёхвековой давности теперь грозит другой прорыв - затопить может рядом стоящие дома. Под угрозой также городское кладбище и недавно построенная станция метро " Борисово".

" В худшем случае будут затоплены участки ниже плотины, в районе реки Городни, и на этом всё закончится", - считает Роберт Зильберман, начальник управления проектирования и перспективного развития ГУП " Мосводосток".

Вместе с этим закончится история самой плотины - одной из старейших в Европе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.