Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Поднимаемая в данной работе проблема связана с анализом ключевого словосочетания «детерминизм поведения личности»






 

Поднимаемая в данной работе проблема связана с анализом ключевого словосочетания «детерминизм поведения личности», и в этой связи представляется необходимым разобраться, прежде всего, со значением слов, используемых для обозначения данного феномена с целью дальнейшего иследования актуальности обозначенной проблемы для современного общества. Кроме того, целью выступает личное осмысление и формирование объективного понимания затронутой темы с тем, чтобы создать достаточный и необходимый фундамент для развития гипотезы.

Итак, детерминизм (от латинского determine) означает «определяю». Это учение о причинной взаимосвязи событий во вселенной в общем, и в осязаемом человеком мире в частности. В процессе развития идей о детерминизме учение разделилось на ряд самостоятельных категорий таких как:

- теологический детерминизм, подразумевающий, что все происходящее определено судьбой либо волей непознаваемых для человека сил, называемых богами или Богом, именуемое так же учением о предопределении;

- космологический детерминизм ‑ учение несущее идею о том, что события определяются законами природы;

- антропологический детерминизм, отстаивающий идею о том, что события определяются человеческой волей;

- социальный детерминизм, определяющий причинность событий следствием развития общества.

Каждая из рассматриваемых точек зрения имеет жизнеспособную основу, так как однозначности в рассматриваемой проблематике на данном этапе развития мысли нет и быть не может по той, хотя бы, причине, что человек как главный носитель мысли биосоциально ограничен и, кроме того, смертен.

Рассмотрим так же второе ключевое слово – поведение. Поведение — это определенная динамическая форма взаимоотношений живого существа с окружающей средой. Данное определение актуально как для простейших организмов, так и для сложных, с одной лишь разницей ‑ в уровне развития психики. Продолжая мысль можно сказать о том, что нервная система выступает с контролирующей функцией над поведением таким образом, что влияние внешней среды на человека воспринимается самим человеком только через нее саму (нервную систему). Таким образом, качество репрезентации внешних для человека объектов и событий находится в тесной зависимости от функциональных возможностей нервной системы отдельно взятого человека.

Следовательно, и поведение выступает в роли некой обратной связи на влияния внешних факторов. Эту взаимосвязь можно обозначить в упрощенном виде: стимул – реакция, (S → R). Однако опираясь на мысль А.Н. Леонтьева о том, что нервная система человека функционально подразумевает высшую нервную деятельность, а в частности, ‑ сознание и самосознание, человеческое поведение следует описывать более точной схемой: стимул – человек – реакция, (S – H – R). В этой связи, говоря о детерминизме поведения, следует произвести синтез выше рассмотренных явлений, определенным образом соединить причинность и реактивность.

Кроме того, представляется необходимым рассмотреть, пожалуй, наиболее сложное из предложенных явлений – личность. В современной психологии личность понимается в двух основных значениях, с одной стороны ‑ это любой человек, обладающий сознанием, с другой стороны ‑ это человек, обладающей таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. В этом контексте А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн высказывали мысль о том, что индивидами рождаются, а личностью становятся.

Таким образом, необходимый для рассмотрения в данной работе синтез явлений усложняется еще и тем что взаимосвязь причинности и реактивности мы должны рассматривать в динамике, так как личность является продуктом «микроэволюции» психики человека в определенной степени инициированной самой его личностью.

Иными словами, поднимая в данной работе проблема заключается с одной стороны в рассмотрении существующих взглядов на причины, вследствие которых личность в конкретных условиях среды ведет себя так, а не иначе, а с другой, в формировании объективной точки зрения на поднимаемую проблематику.

Таким образом, целью работы является анализ детерминант поведения личности с точки зрения различных научных психологических парадигм, формирование объективного взгляда на проблематику механизма детерминации поведения личности и предположение гипотезы на этой основе.

Объект исследования ‑ поведение личности как психологический феномен.

Предмет исследования ‑ детерминанты поведения личности.

Задачи исследования:

1) рассмотреть психологическое определение концепта «личность»;

2) провести теоретический анализ научной литературы, посвященной проблеме поведения личности;

3) определить детерминанты поведения личности с точки зрения различных научных психологических концепций;

4) сформулировать выводы по рассматриваемой проблеме.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.