Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cове­ты ти­бет­ско­го док­то­ра






НА­УКА О ЗДО­РОВЬЕ СО­ВА РИГ­ПА

2-я ре­дак­ция 2015 г

 

Из­да­тель­ство «Дор­джа»

Мос­ква

 

До­рогие чи­тате­ли, эти зна­ния я при­ношу вам в дар, с по­жела­ни­ем счастья и здо­ровья всем жи­вым су­щес­твам…

 

Рин­чен Тен­зин ро­дил­ся в вос­точном Ти­бете, про­вин­ции Кхам в 1969 г., в семье, на про­тяже­нии нес­коль­ких по­коле­ний прак­ти­ку­ющей ти­бет­скую ме­дици­ну. С детс­тва по­могал ро­дите­лям в сбо­ре ле­карс­твен­ных трав, при­еме па­ци­ен­тов. В 17 лет Рин­чен Тен­зин (тог­да Це­ванг Тхог­ме) стал из­вестен, к не­му при­ез­жа­ли за ме­дицин­ской по­мощью со всей ок­ру­ги. С 18 лет до 31 го­да он учил­ся ти­бет­ской ме­дици­не, ас­тро­логии, ло­гике, фи­лосо­фии в Мен­ри – глав­ном мо­нас­ты­ре буд­дист­ской ду­хов­ной тра­диции Бон. В 39 по­лучил зва­ние Ге­ше – док­то­ра фи­лософ­ских на­ук. В нас­то­ящее вре­мя Рин­чен Тен­зин – глав­ный врач мо­нас­ты­ря Мен­ри и один из двух лам-вра­чей, дер­жа­телей бон­ской ме­дицин­ской тра­диции Бум-Ши. Вхо­дит в «со­вет ти­бет­ских вра­чей» (12 че­ловек), соз­данный при пра­витель­стве Его Свя­тей­шис­тва Да­лай-Ла­мы ХIV в Дхар­ма­сале. Этот со­вет оп­ре­деля­ет все ре­шения по прог­раммам обу­чения, из­го­тов­ле­нию ле­карств и сер­ти­фика­ции вра­чей. Пос­ледние нес­коль­ко лет дос­точти­мый Ге­ше Рин­чен Тен­зин жи­вет в Рос­сии. В 2012 го­ду ос­но­вал Шко­лу ти­бет­ской ме­дици­ны «Шан­гпе Со­риг Деп­хен Лоб­линг» и в 2015 го­ду – учеб­ный ин­тернет-пор­тал «Со­ва Риг­па.ру», где пре­пода­вание ве­дет­ся по двум ос­новным ме­дицин­ским трак­та­там Бум Ши и Чжуд-Ши.

 

Сло­во - Со­ва Риг­па - Со­риг (тиб) – на­ука ис­це­ления, сло­восо­чета­ние оз­на­ча­ет, как с по­мощью муд­рости и ме­тода жить, не бо­лея.

СО­ВА РИГ­ПА – НА­УКА о СА­МОБА­ЛАН­СЕ

о сох­ра­нении фи­зичес­ко­го и эмо­ци­ональ­но­го здо­ровья Че­лове­ка, о про­дол­же­нии ро­да и дол­го­летии те­ла. Прав­да в том, что сов­ре­мен­ный пе­ревод на лю­бой язык это­го тер­ми­на, пе­ревод­чи­ком лю­бой стра­ны бу­дет од­ним и тем же – «ти­бет­ская ме­дици­на». Но, изу­чая даль­ше, мы ви­дим, что это не ме­дици­на, а ко­рень и ос­но­ва ме­дицин­ско­го зна­ния. Это не при­над­ле­жит од­но­му толь­ко ти­бет­ско­му на­роду, но бла­года­ря зак­ры­той на сот­ни лет вы­соко­гор­ной, мо­нас­тыр­ской стра­не, это Зна­ние на пла­нете Зем­ля сох­ра­нилось до на­ших дней. И дош­ло до нас как це­лос­тная сис­те­ма, име­ющая боль­шое прак­ти­чес­кое при­мене­ние. И толь­ко сей­час – в 21 ве­ке, это Зна­ние ста­ло дос­тупно всем, рань­ше оно пе­реда­валось как тай­ные ус­тные нас­тавле­ния.

В этой кни­ге мы соб­ра­ли со­веты ти­бет­ско­го док­то­ра за­пад­но­му сов­ре­мен­ни­ку, как сох­ра­нить здо­ровье в слож­ных ус­ло­ви­ях ме­гапо­лиса. Как пре­дус­мотреть из­ме­нения в сво­ем те­ле от пос­то­ян­но­го при­ема той или иной пи­щи, от осо­бен­ностей об­ра­за жиз­ни. Ра­зоб­равшись в ос­но­вах на­уки Со­ва Риг­па каж­дый смо­жет на прак­ти­ке при­менить это для се­бя и сво­их близ­ких.

Кни­га ре­комен­ду­ет­ся для ши­рокой а­уди­тории. В ней, в по­пуляр­ном из­ло­жении пе­реда­ны ос­но­вы по­нима­ния уп­равле­ния сво­им здо­ровь­ем, пос­редс­твом кор­ректи­ров­ки трех жиз­ненных на­чал в на­шем те­ле.

 

ГЛА­ВА 1
ДРЕВ­НЯЯ НА­УКА СО­ВА РИГ­ПА И ЗА­КОНЫ ПРИ­РОДЫ

ДРЕВ­НЯЯ НА­УКА СО­ВА РИГ­ПА И ЗА­КОНЫ ПРИ­РОДЫ

 

У всех лю­дей, кем бы они ни бы­ли, есть проб­ле­мы со здо­ровь­ем от неп­ра­виль­но­го пи­тания и об­ра­за жиз­ни. Ког­да воз­ни­ка­ют пред­по­сыл­ки для ка­кой-ли­бо бо­лез­ни, че­ловек се­бя пло­хо чувс­тву­ет, это оче­вид­но. Что же нуж­но при­нимать в та­ком слу­чае, а от че­го сле­ду­ет от­ка­зать­ся, да­бы из­бе­жать бо­лез­ни.

Есть та­кая по­говор­ка в Ти­бете: «Да­же ес­ли мы не зна­ем ис­то­ков воз­никно­вения ка­кой-ли­бо ис­то­рии, у нас все же нет при­чин ей не ве­рить». По­это­му кни­гу о об­ре­тении здо­ровья нач­нем с ис­то­рии воз­никно­вения ти­бет­ской ме­дици­ны.

ИС­ТО­КИ И РАЗ­ДЕ­ЛЫ ТИ­БЕТ­СКОЙ МЕ­ДИЦИ­НЫ

 

Сей­час ти­бет­ская ме­дици­на ас­со­ци­иру­ет­ся с Ти­бетом, од­на­ко воз­никла она в древ­нем ко­ролевс­тве Шанг-Шунг, ко­торое су­щес­тво­вало око­ло 6-7 ты­сяч лет на­зад. По пре­дани­ям, центр его рас­по­лагал­ся в рай­оне го­ры Кай­лас (в сов­ре­мен­ном Цен­траль­ном Ти­бете). В на­ше вре­мя на этих зем­лях рас­по­ложе­ны раз­личные стра­ны и об­ласти: Иран, Па­кис­тан, Тад­жи­кис­тан, Каш­мир, Ла­дакх и др. Шанг-Шунг был боль­шим ко­ролевс­твом, дос­та­точ­но круп­ная часть сов­ре­мен­но­го Ти­бета так­же от­но­силась к не­му. Учё­ные го­ворят, что это ко­ролевс­тво, рас­павшись на нес­коль­ко го­сударств, пе­рес­та­ло су­щес­тво­вать око­ло 2 ты­сяч лет на­зад, В та­ких стра­нах, как Иран или Тад­жи­кис­тан, нап­ри­мер, ещё до при­хода ту­да му­суль­ман бы­ла рас­простра­нена древ­няя тра­диция ве­рова­ний, свя­зан­ная с Шанг-Шун­гом. Прос­ле­жива­ет­ся связь древ­не­рус­ско­го язы­чес­тва с ре­лиги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­ями древ­не­го Шанг-Шун­га. Нап­ри­мер, у древ­них на­родов, на­селяв­ших тер­ри­торию сов­ре­мен­ной Рос­сии, встре­ча­ют­ся изоб­ра­жения свас­ти­кисо­ляр­но­го сим­во­ла, сход­ной бы­ла у них и тех­ни­ка чте­ния мо­литв. Я, ко­неч­но же, не го­ворю о том, что вся Рос­сия или её часть вхо­дила в ко­ролевс­тво, — го­ворит учи­тель, од­на­ко есть глу­бокие вза­имос­вя­зи меж­ду ни­ми, ко­торые мож­но об­на­ружить. По­доб­ные сле­ды древ­ней куль­ту­ры Шан­гШун­га до сих пор су­щес­тву­ют и на дру­гих тер­ри­тори­ях, в Тад­жи­кис­та­не нап­ри­мер. В му­суль­ман­ских стра­нах есть тра­дици­он­ная ме­дицин­ская на­ука, ко­торая ис­поль­зу­ет­ся и сей­час, од­на­ко она воз­никла не в му­суль­ман­ский пе­ри­од, а по­яви­лась ра­нее.

Ис­точни­ком ти­бет­ской ме­дици­ны яв­ля­ет­ся свя­щен­ный текст «Бум Ши».В со­от­ветс­твии с тра­дици­ей бон счи­та­ет­ся, что тра­дици­он­ная ме­дицин­ская на­ука воз­никла око­ло 10 ты­сяч лет на­зад. Од­на­ко, на­вер­ня­ка, мож­но ска­зать толь­ко то, что она точ­но уже су­щес­тво­вала око­ло 4 ты­сяч лет на­зад, по ут­вер­жде­нию не­кото­рых ис­сле­дова­телей дан­но­го воп­ро­са.

Есть лю­ди, ко­торые го­ворят о том, что до Х-ХI вв. н.э. ти­бет­ской ме­дици­ны не су­щес­тво­вало, что она за­имс­тво­вана из Ин­дии и Ки­тая, од­на­ко это не так. Мы счи­та­ем, что са­мая ран­няя ме­дици­на на Зем­ле на­ибо­лее пол­но сох­ра­нилась в ти­бет­ской тра­диции. Эту на­уку соз­дал не ка­кой-то че­ловек, она воз­ни­кала пос­те­пен­но с раз­ви­ти­ем об­щес­тва. Лю­ди на­чали наб­лю­дать за сво­им пи­тани­ем, от­ме­чать, от ка­кой еды мо­жет бо­леть же­лудок, а что ока­зыва­ет ле­чеб­ное дей­ствие. Нап­ри­мер, ес­ли по­пить ки­пят­ка, то это по­может при мно­гих проб­ле­мах с пи­щева­рени­ем. Из та­ких наб­лю­дений соз­да­валось и раз­ви­валось зна­ние, ко­торым и поль­зу­ем­ся по сей день. Ве­ликий мас­тер тра­диции бон Тон­па Шен­раб поп­ро­сил сво­их уче­ников сос­та­вить текст на ос­но­ве этих зна­ний и дал объ­яс­не­ния, что и как ту­да нуж­но за­писы­вать. Впер­вые, как по­лага­ют ти­бет­цы, соб­рал, обоб­щил и за­писал эти нас­тавле­ния Че­бу Три­шесын Тон­па Шен­ра­ба. Пер­вый текст это­го древ­не­го Зна­ния был сос­тавлен око­ло 4 ты­сяч лет на­зад. Поз­днее он по­явил­ся и на ти­бет­ском, и на санс­кри­те, и на ки­тай­ском.

 

В час­тнос­ти, важ­но дать по­яс­не­ние, что по се­год­няшней офи­ци­аль­ной точ­ке зре­ния, ав­то­ром – сос­та­вите­лем «Чжуд Ши» яв­ля­ет­ся Ютог Й­он­тен Гон­по млад­ший (1126-1202), он же по­томок и воп­ло­щение Юто­га Й­он­те­на Гон­по стар­ше­го, жив­ше­го в 8 ве­ке и сок­рывше­го ран­ние ме­дицин­ские тек­сты для сле­ду­ющих по­коле­ний. Ютог­ба млад­ший до­пол­нил и от­ре­дак­ти­ровал «Чжуд Ши – Че­тыре тан­тры». Эта ис­прав­ленная вер­сия ос­та­ет­ся не­из­менной в на­ше вре­мя. С тек­стом «Бум Ши», ос­новной кни­ги бон­ской ме­дицин­ской тра­диции, раз­ли­чий нем­но­го.

 

На про­тяже­нии дол­го­го вре­мени сво­его су­щес­тво­вания ти­бет­ская ме­дици­на пе­режи­вала пе­ри­оды рас­цве­та и упад­ка. Во вре­мя ре­лиги­оз­ных меж­до­усо­биц, и за пос­ледние пять­де­сят лет бы­ло по­теря­но мно­жес­тво тек­стов, од­на­ко в пе­ри­оды бла­гопо­лучия в боль­шом ко­личес­тве по­яв­ля­лись но­вые. В та­ком пос­то­ян­ном ба­лан­си­рова­нии Зна­ние СО­ВА РИГ­ПА су­щес­тву­ет до сих пор.

 

В це­лом ти­бет­ская ме­дици­на сос­то­ит из трех ос­новных раз­де­лов. Пер­вый раз­дел на­зыва­ет­ся «При­рода, или Ос­но­ва» и вклю­ча­ет в се­бя зна­ния о том, из че­го сос­то­ит те­ло че­лове­ка, как и из ка­ких сос­тавля­ющих оно об­ра­зу­ет­ся. В нем так­же объ­яс­ня­ет­ся при­рода все­го жи­вого, не­кая струк­ту­ра, на ос­но­ве ко­торой мож­но рас­смат­ри­вать весь ок­ру­жа­ющий мир: жи­вот­ных, рас­те­ния, кам­ни.

Во вто­ром раз­де­ле «Ди­аг­ности­ка» рас­смат­ри­ва­ют­ся эле­мен­ты, сос­тавля­ющие те­ло, в ба­лан­се они на­ходят­ся или раз­ба­лан­си­рова­ны, спо­собы наб­лю­дать это и ана­лизи­ровать. Есть раз­ные спо­собы ди­аг­ности­ки: в час­тнос­ти, с по­мощью оп­ро­са мож­но по­нять, как че­ловек пи­та­ет­ся, ка­кой ве­дет об­раз жиз­ни, как он чувс­тву­ет се­бя при этом; по сос­то­янию пуль­са врач де­ла­ет вы­вод о том, ка­кие на­руше­ния при­сутс­тву­ют в те­ле. Так­же ди­аг­ности­ка про­водит­ся при по­мощи ос­мотра язы­ка, мо­чи и в це­лом по внеш­не­му ви­ду че­лове­ка, цве­ту его ко­жи и т.п.

Тре­тий раз­дел – «Ле­чение» — под­разде­ля­ет­ся на две боль­шие час­ти: ме­тоды ле­чения за­боле­ваний ме­тоды сох­ра­нения здо­ровья, дол­го­летия (дол­гая жизнь без бо­лез­ни). Ес­ли бо­лезнь уже при­сутс­тву­ет, то в за­виси­мос­ти от её си­лы врач по­нима­ет, ка­ким об­ра­зом нуж­но с ней бо­роть­ся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.