Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Переход от движения к совокупности движений (к сверхдвижению) увеличивает мощь и прочность Дела, но приводит к постепенному перерождению самого Дела






Главный конфликт

Переход от движения к совокупности движений (к сверхдвижению) увеличивает мощь и прочность Дела, но приводит к постепенному перерождению самого Дела Сверхдвижение начинает все более походить на старые внешние обстоятельства, с которыми когда-то боролась Творческая Личность и ее школа Причина прогрессивная некогда борьба с внешними обстоятельствами за новую идею заменяется - после победы над ВО - борьбой между отдельными течениями (специализированными движениями) за монополию в сверхдвижении

" ПОРЧА" СВЕРХДВИЖЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ СВЕРХДВИЖЕНИЯ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

86-а. Основной. " Порча" сверхдвижения: раскол и столкновение между специальными движениями.

86-в. Основной. Окончательное перерастание специального движения в универсальное сверхдвижение (благодаря це-ли-3), включающее много специализированных движений и затрагивающее многие области деятельности.

Примечание к 86-а и 86-в

Четким сквозным примером на ходы 46-в, 54-в, 68-в, 76-в, 86-в и 86-а может служить эволюция христианства. На первом этапе - одиночка (Иисус Христос). Ход 46-в - подбор коллектива (апостолы), перерастающего в школу, ход 54-в. Ходы 68-в и 76-в - переход к массовому движению (христианская церковь). Ходы 86-в и 86-а - образование разнородных движений, столкновение между ними (православная и католическая церковь, католики и протестанты).

" СЫН ЛЕЙТЕНАНТАШМИДТА", " ЛОЖНЫЙ ЮБИЛЕЙ"

ЦЕЛИ ИЗ ФНДЦ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

87-а. Основной. Появление лидеров нового типа: говоруны-цитатчики. Во главе дела становятся демагоги. Понимание собственной научной несостоятельности заставляет их монополизировать новое учение. Репрессии против непокорных. Разгон научных школ: уровень школ не должен превосходить уровня лидера.

87-6. Усиливающий. Операция " Сын лейтенанта Шмидта": отребье теперь именует себя любимыми учениками ТЛ, творческими наследниками и продолжателями Дела.Частный случай: операция " Ложный юбилей" - приписывают ТЛ те мысли, слова и действия, которые нужны ВО, а не те, которые имели место в действительности (вплоть до чужих научных открытий).

87-в. Основной. Новый прорыв вперед, за границы монополии: развитие и разработка целей, на которые не распространяется внимание монополистов - работает программа, заложенная ТЛ в виде Фонда Новых Еретических Достойных Целей. Отказ от участия в " дележке пирога", поскольку лучшая награда за творческую работу - само творчество.

ПОСТЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Примечание к 87- а и 87-6 Логика действий ВО ясна, проста и вполне логична: заставить служить авторитет ТЛ ширмой научной бесплодности, беспринципности, даже низости ВО. Понятно, почему на этой стадии приписывают Творческой Личности открытия, которые ТЛ не совершала: чем солиднее, объемнее будет выглядеть список заслуг ТЛ, тем более гуманными, передовыми будут казаться и ВО, " подарившие миру такого великого ученого". Этим же стремлением объясняется и операция " ложный юбилей": цель ВО - доказать, что ТЛ всегда была вместе с ВО (а не против).

Пример к 87-а и 87-6

" Поворот к унифицированному официальному искусству обнаружил себя еще в 30-е годы, но с особой силой сказался в конце 40-х. Именно тогда была создана Академия художеств СССР… Нелегко ворошить старые бумаги. Время было трудное. Тот, кто принимал участие в художественной жизни, либо был бит, либо бил сам.

…Все свежее, что сохранялось, что появлялось - хотя и с трудом - в творчестве художников молодых поколений, попадало под тяжелую державную пяту верховного художественного учреждения. И даже после очистительной волны XX и XXII съездов партии перемены не произошли. Именно в это время академия могла похвастаться своим завидным постоянством. Она не стала инициатором каких-либо значительных перемен в художественной жизни, откликнулась лишь отрицательно на искания молодых художников.

Не кто иной, как президент академии В. Серов, явился активным участником и едва ли не вдохновителем того разгрома, который был учинен в 1963 году на выставке 30-летия МОСХа. Мы помним, каким гонениям подвергались тогда П.Никонов, Н.Андронов, А.Васнецов и многие другие, как вновь густая тень легла на творчество А.Древина, Р.Фалька, Д.Штеренберга… Академия боролась за унификацию творческих почерков, за успокоение слишком ретивых и горячих, за полное забвение тех, кто " сбивал" русскую и советскую живопись с " правильного" пути. Она нейтрализовала тех, кто готов был успокоиться, получив пожизненную ренту академика или члена-корреспондента (замечу, что в прежней академии эти звания никогда не были платными). В 60-70-е годы создалась полная видимость благополучия на художественном фронте.

Между тем одно за другим приходило новое поколение художников, каждое из которых несло нечто свое в советскую художественную культуру. Академия либо не замечала этих явлений, либо реагировала на них резко отрицательно. В основе ее тактики была " наступательная оборона". Оборона круговая. Цель - отбить с помощью лозунгов и цитат всякие попытки возродить забытые традиции или искать новое. При этом лозунги и цитаты не вызывают сомнений сами по себе, но на деле-то они постоянно искажались академией!

Одной из самых выразительных акций явилась выставка " 225 лет Академии художеств СССР" и вся кампания, которая развернулась вокруг юбилея. Те, кто не увлекается живописью всерьез, наверное, никаких странностей тогда не заметили. А странности были, да еще какие! Во-первых, оказалась выпрямлена " юбилейная линия" академии, а во-вторых, ей были отданы чуть ли не все достижения русского искусства. " Выпрямление" происходило следующим образом Всем известно, что Императорская академия художеств была упразднена ленинским декретом в 1918 году. В 1933-м была создана Всероссийская академия художеств

– учебное заведение, а в 1947-м она была преобразована в Академию художеств СССР. Юбиляры отождествили себя со старой, императорской академией, протянув прямую линию через " период небытия", через прямой конфликт академии с молодой Советской властью в глубины XVIII века.

Другой " смелый шаг" позволил устроителям выставки " приобщить" к Академии художеств все наиболее значительные явления русского искусства. Эта тенденция особенно определенно выявилась в составе и каталоге юбилейной выставки и в юбилейном альбоме " Академия художеств СССР. Скульптура. Живопись. Графика. Театрально-декоративное, монументальное, декоративно-прикладное искусство". На выставке фигурировали художники, которым достаточно было иметь звание академика (а его получал в XVIII - XIX столетиях всякий мастер не только высокого, но и среднего достоинства). Однако многие из этих художников, начиная с 20-х годов ХГХ века, не только не выражали творческую и педагогическую концепцию академии, но и противостояли ей. Это противостояние начал А.Г.Венецианов, который утвердил свою педагогическую систему, но академия не пустила его в свои стены. Поэтому нельзя не почувствовать полнейшую неправду в той акции приобщения Венецианова к академии, которая произведена устроителями выставки. Еще более странным выглядит включение в академический круг " бунтарей", демонстративно вышедших из академии в 1863 году в знак протеста против ее реакционной деятельности: Крамского, который был во главе " бунта", Верещагина, всех передвижников во главе с Репиным и Суриковым. Репин в своих воспоминаниях пишет о том, каким контрастом по сравнению с " вечерами" Артели, на которых собирались " бунтари", были уроки академии, где учителя обучали его допотопным методам композиции, заставляя вырезать нарисованные фигурки и передвигать их по листу бумаги. Совершенно ясно, что такие уроки не могли привести художника ни к " Крестному ходу", ни к " Не ждали".

Валентин Серов, как известно, тоже демонстративно покинул академию. Однако его " Ермолова" и другие шедевры украшают и альбом и каталог. Там же читатель находит картины К. Петрова-Водкина, который вовсе уж преподавал во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, проклятых недавними руководителями академии, и лишь один год продержался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Когда смотришь на воспроизведенные в альбоме шедевры Коненкова, с грустью вспоминаешь, что не где-нибудь, а именно в мастерских Императорской академии была разрушена его дипломная работа " Самсон". " Октябрь" Матвеева навевает не менее грустные мысли. Замечательный советский скульптор не только не был избран в Академию художеств СССР, но и был изгнан из подведомственного ей Института имени Сурикова в 1948 году и ошельмован новоявленными академиками. Ведь об этом ни слова не написано".

ТОРМОЗ ПРОГРЕССА

ПОДГОТОВКА К ПОСТ-ПОСТЭНДШПИЛЮ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

88-а. Основной. Превращение сверхдвижения в воинствующий тормоз дальнейшего прогресса. Это становится возможным лишь потому, что на предыдущих ходах произошло искажение идей и целей сверхдвижения. Теперь искаженное сверхдвижение становится неотъемлемой частью ВО.

88-6. Усиливающий. Вновь - появление идеологов, только иа этот раз - отстаивающих позиции ТЛ и школы (теперь это выгодно - поступил новый заказ). Порой новые радетели - те же борзописцы, которые совсем недавно [на ходе 78-6] поддержали [или даже спровоцировали] расправу над ТЛ и школой.

88-в. Основной. Работа по достижению новых еретических целей из ФНДЦ.

88-г. Упреждающий. Борьба за подготовку постпостэндшпи-ля: восстановления учения в неискаженном виде. В дальнейшем происходит смена циклов искаженного и честного внедрения.

Пример к 88-а

О Франциске Ассизском, основателе нищенствующего ордена францисканцев. Франциска называли " апостолом нищеты" за его проповедь отказа от собственности. Он родился в 1182 году в семье богатого торговца сукном в итальянском городе Ассизи. В возрасте 25 лет полностью отказался от наследства (" разделся донага, возвратил одежду отцу и обрел наконец свободу…"). Франциск создал общину единомышленников: " Франциск боялся организации, опасаясь, что любое иерархическое устройство вызовет у одних стремление получить какие-то привилегии, у других - желание властвовать, а это неизбежно приведет к краху его идеи. Основную угрозу своему делу он видел в собственности: требовал, чтобы общины ее не имели, все необходимое для молитвенных нужд следовало рассматривать как взятое во временное пользование…

В 1223 году папа Гонорий III утвердил устав нищенствующего ордена францисканцев. Но именно это, как подчеркивают биографы Франциска, вызвало у него пессимистические мысли. Он уже понял, какая опасность угрожает созданной им общине - ведь отныне она становилась законным придатком католической церкви. Той самой, против которой были направлены устремления Франциска, проповедовавшего нищету и отказ от собственности…

Бертран Рассел писал: " Если бы сатана существовал, то будущее ордена, основанного св. Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. Непосредственный преемник святого на посту главы ордена, брат Илья, погряз в роскоши и разрешил предать полному забвению идеал бедности… Инквизиция, основанная семь лет спустя после смерти Франциска, в нескольких странах находилась главным образом в руках францисканцев… фактическим итогом жизни св. Франциска явилось создание еще одного богатого и развращенного ордена… Если принять во внимание личность св. Франциска и цели, которые он сам перед собой ставил, то нельзя представить себе итога, выглядевшего более жестокой насмешкой".

Через два года после смерти в возрасте 44 лет Франциск Ассизский был причислен папой Григорием IX к лику святых…

Белов А., Меллер И. Две жизни Франциска Ассизского // Наука и религия. 1985. N10. С.42-46.

Пример к 88-6

Об экономисте АВ.Чаянове, репрессированном в 1930 году:

" Первой публикацией о АВ.Чаянове в нашей прессе после его реабилитации был материал в " Московских новостях". И первое слово газета предоставила доктору экономических наук Н.К.Фигуровской, человеку " компетентному и знающему суть

Коновалов В. Открытие Чаянова // Коме, правда. 1988. 29 янв.

ИТОГ: Итак, все опять вернулось - правда, на новом уровне - к дебюту. Переход на новый уровень и есть прогресс.

Разработка " Жизненной стратегии" была предпринята для привлечения к творчеству. Но, как уже отмечалось, почти сразу стало ясно главное: " плата" за творческую жизнь непомерно велика - почти неизбежно человек вступает в острейший конфликт с собой, ближайшим окружением, обществом. Люди научились пользоваться плодами творчества, но не научились создавать элементарно щадящие условия для тех, кто выращивает эти плоды. Нельзя рассчитывать, что конфликт будет сглажен в ближайшем будущем. Конфликт имеет глубочайшие корни, он обусловлен железной закономерностью: сама суть творчества в том, что один человек выдвигает идею, которую миллиарды людей (все человечество!) считают неверной, нелепой, пустой, вредной, оскорбительной… Разумеется, в наше время " еретика" не потащат на костер, как потащили когда-то Джордано Бруно. Просто заставят всю жизнь обивать пороги разных кабинетов, при излишнем упорстве - обольют грязью, в крайнем случае - объявят сумасшедшим…

Возникает вопрос: стоит ли разрабатывать " Жизненную стратегию", стоит ли призывать к творческому стилю жизни, если за творчество приходится так дорого платить?

Да, стоит!

На то есть, по крайней мере, три причины:

1. Независимо от того, будем мы или не будем призывать к творческому стилю жизни, всегда найдутся люди, выбравшие путь новаторства. " Стратегия" чем-то им поможет: предупредит о типовых опасностях, подскажет эффективные контрдействия.

2. " Стратегия" привлечет к творчеству новых людей. Пусть на первых порах увеличение числа новаторов будет малозаметно, ничего: каждый человек, ставший творческой личностью, - неоценимое приобретение для человечества.

3. Очень полезно ознакомление со " Стратегией" и людей, находящихся вне сферы творчества. Чем лучше люди будут понимать суть творчества, тем меньше они будут " давить" на новаторов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.