Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития генетики человека






1900 г. – начало бурного развития генетикикак науки – вторичное открытие законов Менделя тремя учеными независимо друг от друга: де Фриз (Голландия), Корренс (Австрия), Чермак (Германия).

Г. Мендель открыл закономерности наследования признаков в 1865 г. и опубликовал на немецком языке в трудах общества естествоиспытателей по названием «Опыты над растительными гибридами».

1900 – 1930 гг. – классический период развития генетики (этап менделизма и хромосомной теории наследственности).

1930 – 1940 гг. – период индуцированного мутагенеза (получение мутаций с помощью радиации и химических веществ).

1940-1953 – 2000 гг. – период молекулярной генетики (изучение структуры и функциональной природы молекул ДНК).

1953 г. – Уотсон и Крик расшифровали структуру молекулы ДНК.

2000 г. – полностью расшифрован генетический код человека – он полностью может быть записан с помощью химических формул.

после 2000 г. – современный этап – основное направление – структурно-системное познание глубинной сущности гена.

Вопрос 2 (методы изучения генетики человека: цитогенетический, генеалогический)

Цитогенетический метод — это изучение кариотипа с использованием микроскопии.

Этапы метода:

1. Получение и культивирование клеток (лимфоциты, фибробласты) на искусственных питательных средах.

2. Добавление в питательную среду фитогемагглютинина для стимуляции клеточного деления.

3. Остановка деления клетки на стадии метафазы добавлением колхицина.

4. Обработка клеток гипотоническим раствором NaCl, вследствие чего разрушается клеточная оболочка и получается «россыпь» хромосом.

5. Окрашивание хромосом специфическими красителями.

6. Микроскопирование и фотографирование хромосом.

7. Составление идиограммы и ее анализ.

Метод позволяет:

· диагностировать геномные и хромосомные мутации;

· определить генетический пол организма.

Генеалогический метод предложен в 1883 г. Ф. Гальтоном. Это метод анализа родословных (прослеживание наследования нормального или патологического признака в семье с указанием типа родственных связей между членами родословной). В медицинской генетике его называют клинико-генеалогическим, так как прослеживаются патологические признаки и применяются методы клинического исследования.

Суть метода: выявление родственных связей и прослеживание изучаемого признака среди близких, далеких, прямых и непрямых родственников.

Этапы метода :

1. Сбор сведений о родственниках у пробанда (человека, обратившегося к врачу-генетику).

2. Составление родословной.

3. Анализ родословной.

Метод применяется для установления наследственного характера признака, типа наследования, генотипов членов родословной, пенетрантности гена.

Для построения родословных используется система символов, предложенная в 1931 г. английским ученым Юстом (рис.17).

При построении родословных необходимо соблюдать следующие правила:

· необходимо выяснить по собранному анамнезу число поколений;

· родословная начинается с пробанда;

· каждое поколение нумеруется римскими цифрамислева;

· символы, обозначающие особей одного поколения, располагаются на горизонтальной линии и нумеруютсяарабскими цифрами.

Анализ родословной позволяет выявить следующие типы наследования признаков: аутосомно-доминантный; аутосомно-рецессивный; сцепленный с Х-хромосомой (с полом) доминантный; сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный; голандрический (сцепленный с Y-хромосомой).

Аутосомно-доминантный тип наследования:

· Больные встречаются в каждом поколении.

· Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.

· Больной ребенок рождается у больных родителей свероятностью 100%, если они гомозиготны; 75%, если онигетерозиготны.

· Вероятность рождения больного ребенка у здоровыхродителей 0%.


 

мужчина, женщина, являющиеся гетерозиготными носителями признака
мужчина (пробанд, индивид, с которого начато исследование)
женщина
мужчина, женщина, обладающие изучаемым признаком
пол неизвестен
аборт или мертворожденный ребенок
?
?
дизиготные близнецы (ДЗ)
монозиготные близнецы (МЗ)
зиготность неизвестна
б р а к
кровнородственный брак
братья и сестры (сибсы)

 

Рис 17. Символика, используемая при составлении родословных

 

Аутосомно-рецессивный тип наследования:

· Больные встречаются не в каждом поколении.

· Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.

· Вероятность рождения больного ребенка у здоровыхродителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они обаили один из них гомозиготен по доминантному гену.

· Часто проявляется при близкородственных браках.

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) доминантный типнаследования:

· Больные встречаются в каждом поколении.

· Болеют в большей степени женщины.

· Если отец болен, то все его дочери больны.

· Больной ребенок рождается у больных родителей свероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если матьгетерозиготна.

· Вероятность рождения больного ребенка у здоровыхродителей 0%.

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования:

· Больные встречаются не в каждом поколении.

· Болеют в основном мужчины.

· Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки — 0%.

Голандрический (сцепленный с Y-хромосомой) тип наследования:

· Больные встречаются в каждом поколении.

· Болеют только мужчины.

· Если отец болен, то все его сыновья больны.

· Вероятность рождения больного мальчика у больного отца 100%

Вопрос 3 (методы изучения генетики человека: близнецовый, биохимический)

Близнецовый метод (предложен в 1876 г. Ф. Гальтоном для изучения генетических закономерностей на близнецах.

Суть метода: сравнение признаков у различных групп близнецов, исходя из их сходства (конкордантности) или различия (дискордантности).

Этапы метода:

1. Составление выборки близнецов из всей популяции.

2. Диагностика зиготности близнецов.

3. Установление соотносительной роли наследственности и среды в формировании признака.

Для оценки роли наследственности и среды в формировании и развитии признака используют формулу Хольцингера:

Н = ( КМБ%-КДБ%)/100%-КДБ%

 

где Н — доля наследственных факторов,

КМБ% и — конкордантность монозиготных близнецов в процентах

КДБ% – конкордантностьдизиготных близнецов в процентах

Если Н больше 0, 5, то в формировании признака большую роль играет генотип, если Н меньше 0, 5, то большую роль играет среда.

Биохимические методы. Причиной большинства наследственных моногенных заболеваний являются дефекты обмена веществ, связанные с ферментопатиями (нарушениями структуры ферментов, участвующих в реакциях об-мена). При этом в организме накапливаются промежуточные продукты обмена, поэтому, определяя их или активность ферментов с помощью биохимических методов, можно диагностировать наследственные болезни обмена веществ (генные мутации). Количественные биохимические методы (нагрузочные тесты) позволяют выявить гетерозиготное носительство патологического рецессивного гена.

Вопрос 4 (методы изучения генетики человека: популяционный)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.