Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые акты Президента республики беларусь






Конкретное выражение деятельности Президента проявляется в реализации его компетенции. Традиционно в юридической литературе выделяют две основные формы управленческой деятельности: правовую и неправовую (организационную). Эти формы управленческой деятельности присущи любому органу государства.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Однако ст. 1 закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закрепляет, что законодательные акты – Конституция, законы, декреты и указы Президента, т. е. к законодательным актам относятся и указы Президента. Ст. 2 вышеназванного закона указывает четвертый акт Президента – директиву.

Декрет Президента – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, и могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению правительства, они скрепляются подписью премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Указ Президента – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. Президентом издано четыре директивы: директива от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; директива от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»; директива от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; директива от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Распоряжения Президента – правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение и не являющиеся нормативными.

Декреты, указы, директивы и распоряжения оформляются в письменном виде. Президент может также давать устные поручения, указания, которые подлежат обязательному исполнению. Не исключено, что устные указания и поручения затем могут быть облечены в письменную форму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.