Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период схоластики. Учения Фома Аквинского






Эпоха схоластики (9 – 14 вв.) знаменует собой период расцвета средневековой философии. Если в предшествующий период, в эпоху патристики, происходило формирование основных положений средневековой философии в борьбе против язычества, то перед схоластической философией стояли принципиально иные задачи. Философы-схоласты не стремились к поиску нового, они желали выявить все возможности, заложенные в утверждаемых христианским мировоззрением принципах (креационизм, фидеизм, Откровение и пр.). Схоласты пытались создавать философские системы, в рамках которых можно было бы ответить средствами логики на любой вопрос. Естественно, такие системы не должны были противоречить доктрине католической церкви. Для схоластики было характерно возрастание роли разума и стремление привлечь разум и его доводы к решению богословских и научных проблем. В этот период была достигнута определённая гармония между верой и разумом. Схоласты стремились к получению полного знания о мире с помощью анализа и дедуктивного выведения логически стройной системы понятий. Схоласты пытались разумно и логически выверенно найти ответ на большинство вопросов о Боге и мире. Однако, как правило, схоластика была книжным знанием, схоласты почти не обращались к изучению реальных объектов мироздания, подменяя его анализом понятий и умозрительными выводами.

 

Выдающимся представителем философии, в мировоззрении и философствовании которого ярко проявляются черты схоластики, был Фома Аквинский (1225 – 1274). Аквинским (Аквинатом) его прозвали из-за того, что он родился близ итальянского городка Аквино. Фома был учеником Альберта Великого, также известного философа-схоласта и учёного. Отличаясь большой работоспособностью, Фома Аквинский написал значительное количество работ. Самыми известными из них являются гигантские многотомные суммы – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В этих энциклопедических по духу трудах Аквинат представил в собранном (суммированном) виде решение всех возможных вопросов по всем имевшимся в ту эпоху дисциплинам: богословию, философии, психологии, политике, экономике, естественным наукам. Учение Фомы Аквинского получило название томизм.[1]

Вслед за Альбертом Великим Фома пытался использовать философию Аристотеля, чьи произведения в переводах с арабского языка стали известны в Европе, для обоснования догматов христианства. Аквинат заимствовал из учения Аристотеля принцип гилеморфизма, утверждающий, что все объекты состоят из материи и формы. Причём, определяющим сущность объекта началом является форма, а материя представляет собой лишь вместилище различных форм. В своей философии Фома разделяет понятия сущности и существования; сущность совпадает с идеей и формой. Любая вещь обретает сущность и существует в материи в результате акта творящей Божественной воли. Бог понимался Аквинатом как «форма всех форм», только в Боге сущность и существование совпадают, что обусловливает основные качества Бога: вечность, неизменность, всемогущество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.